Остров Сахалин давно славился в России своми лососевыми реками и морскими мелководьями, полными трески, крабов и сельди - щедрый подарок для рыбаков и серых китов, популяция которых находится на грани исчезновения. Теперь он, похоже, становится более известным из-за своей нефти.

Два многонациональных консорциума ведут разведочное бурение и возводят нефтяные вышки у побережья о.Сахалин, осуществляя первые проекты такого рода, получившие одобрение Москвы. Разрабатываются планы строительства нефте- и газопроводов протяженностью в сотни миль. Так как защитники окружающей среды заблокировали план президента США Джорджа Буша-младшего начать добычу нефти на Аляске, на территории Арктического национального заповедника, этот лежащий по другую сторону Тихого океана остров стал тем более ценным для нефтяников, которые пытаются удовлетворить мировые потребности в энергоресурсах.

Природные ресурсы о. Сахалин не защищены такими же строгими правилами в отношении охраны окружающей среды, какие действуют применительно к бурению скважин в США. В этом заключается глобальная сделка: как только защитники окружающей среды намереваются защитить от нефтедобычи один уголок планеты, буровые вышки внезапно вырастают на другом экологически чувствительном месте.

На Сахалине консорциумы, которые возглавляют корпорация "Эксон Мобил" и группа "Ройял Датч/Шелл", начали работы по оцениваемому в 22 млрд. долл. США проекту строительства объектов для добычи нефти и природного газа, который соперничает с некоторыми из крупнейших проектов подобного рода, осуществляемых в Северной Америке. Поскольку нынешней весной конгресс США запретил бурение в заповеднике на Аляске, консорциум во главе с акционерной компанией "Бритиш Петролеум" со штаб-квартирой в Лондоне тоже получил лицензию на геологоразведку, чтобы присоединиться к первым двум консорциумам, начавшим работы на Сахалине. Все три проекта обещают стать крупнейшими для местной и общенациональной российской экономики, суля огромную прибыль и следование высочайшим экологическим стандартам.

По оценкам нефтяных компаний, под шельфовыми водами Сахалина лежит до 13 миллиардов баррелей нефти. Это сравнимо со всеми нефтяными запасами США, составляющими около 22 миллиардов баррелей.

Проекты уже начаты, и заметно, что компании уже не следуют многим из тех природоохранных мер, которые являются нормами в США. Например, консорциум, возглавляемый компанией "Эксон Мобил", разрешил проведение сейсмоакустической съемки на 2,5-мильном участке обитания охотско-корейской (западно-тихоокеанской) популяции исчезающих серых китов, хотя на Аляске вдоль миграционных путей и мест нагула китов обычно устанавливается 12-мильная буферная зона.

Консорциум планирует круглогодичную добычу и транспортировку нефти через Татарский пролив, который характеризуется сложной ледовой обстановкой. На Аляске, в отличие от этого, в период осложнения ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане операции по транспортировке нефти сокращаются, потому что нефтяная индустрия не сумела пройти тест на очистку разлившейся нефти в ледовых условиях.

Консорциум во главе с "Шелл" сбрасывал токсичные буровые отходы в мелководный океан рядом с Сахалином после того, как профинансированное нефтяной отраслью исследование убедило российское правительство изменить свои правила, чтобы сделать эти сбросы законными. На значительной части Аляски подобные сбросы запрещены в интересах защиты морских обитателей.

Что касается своевременного реагирования на разливы нефти, то ближайшее оборудование по очистке нефти и рабочая сила у компании "Шелл" находятся примерно в 50 милях от нефтяных месторождений - слишком далеко, чтобы соответствовать требованиям большинства развитых стран. Система реагирования на разливы компании "Эксон Мобил" базируется на такой же неудобной схеме. Ни одна из групп до сих пор не представила никаких планов по охране лососевых ресурсов от утечек нефти с нефтепроводов, как это требовалось бы в США.

Даже глава сахалинского департамента, отвечающего за развитие нефтегазовой отрасли, Галина Павлова, говорит, что ее заботит, что остров не готов к возможным катастрофическим разливам нефти. Хотя она и некоторые другие местные чиновники высказывают некоторые возражения, им не удалось оспорить решение властей в Москве относительно расширения масштабов добычи нефти и газа на Сахалине. "Я думаю, что этот проект неизбежно будет реализован", - говорит г-жа Павлова.

Первый этап проекта консорциума во главе с "Шелл" уже осуществляется с разрешения властей. С 1999 года действует нефтедобывающая платформа на месторождении, которое, согласно оценке, содержит до 1 млрд. баррелей нефти. Компания "Эксон Мобил" получила свое первое важное разрешение от Москвы в июле.

В качестве доказательств того, что они способны сохранить субарктические экосистемы от нарушений, нефтяные компании ссылаются на опыт работ своей отрасли в Аляске и на Северном море. Они отказываются участвовать в любой полемике по поводу того, что на Сахалине или где-либо еще они следуют более низким стандартам. Представитель компании "Шелл" Майк Мак-Гэрри говорит, что группа собирается свято выполнять российские или международные стандарты, выбирая "те, что строже", и называет российские правила "одними из самых строгих и сложных в мире". "Шелл" заявляет, что их предприятие ведет операции по таким технологиям, которые значительно совершеннее тех, что используются на практике российскими нефтедобывающими компаниями.

Тома отчетов

Чиновники из "Эксон Мобил" говорят, что составили 9 томов отчетов, посвященных тому воздействию, какое потенциально окажет на Сахалин их проект. Эти отчеты подготовлены как часть Оценки воздействия на окружающую среду, требующейся по российскому законодательству. "Дело здесь заключается в том, что правительство хочет вести освоение этих ресурсов ответственно, - заявил Гари Вейдман, регуляторный менеджер "Эксон Мобил" на Сахалине. - Мы обещаем делать именно это". Однако критики утверждают, что в отчетах нет необходимых подробностей о том, как именно будут защищены рыбные запасы и какие меры будут приняты для предотвращения разлива нефти. Компания заявляет, что эти подробности будут ею представлены в свое время.

Представители "Шелл" добавляют, что некоторые сравнения с Аляской несправедливы. Они заявляют, например, что любой разлив на шельфе в Охотском море скорее всего не затронет Сахалин, так как нефть будет уноситься течениями. Это даст очистным бригадам больше времени, чем в закрытых лагунах и бухтах - таких как аляскинский залив Принца Уильяма. При этом они приводят ссылки на катастрофический разлив 1989 года из танкера "Эксон Валдиз", приведший к ужесточению нефтяного законодательства в США.

Чиновники из Москвы, ответственные за надзор над сахалинскими нефтяными проектами, отказались прокомментировать замечания к ОВОС, несмотря на неоднократные к ним обращения.

Шанс для повышения стандартов

Экологи смотрят на Сахалинские проекты как на пример, с помощью которого можно заставить многонациональные энергетические компании следовать более строгим природоохранным стандартам даже в развивающихся странах. Например, компания "Freeport-McMoRan Copper & Gold Inc." в Индонезии продолжает сбрасывать отходы своего огромного медно-золотого рудника в долину реки ниже по течению.

Такая практика, вероятно, не была бы разрешена в США, хотя компания утверждает, что сообщения об ущербе преувеличены. Другой пример - с корпорацией "Шеврон-Тексако", которая критикуется активистами за то, что она нарушила свое обещание очистить сотни открытых шахт с нефтяными отходами, оставшихся в Эквадоре после добычи, проведенной группой партнерских компаний, включавшей и "Тексако".

b> утверждает, что "Тексако" провел очистных работ на 40 миллионов долларов, снимая все экологические проблемы, оставленные в Эквадоре, и что местное правительство приняло и одобрило эти работы.

Россия, как неарабская нефтедобывающая страна с разведанными запасами 49 млрд. баррелей, стала популярной альтернативой главным ближневосточным источникам снабжения Америки нефтью, особенно после 11 сентября. Президент Буш-младший в своей национальной энергетической политике назвал российскую нефть "стратегически важной" для Соединенных Штатов. Он и российский президент Владимир Путин на своем саммите в Москве в мае одобрили предложенный проект "Сахалин-1" стоимостью 12 млрд. долл. США как модель экономического сотрудничества.

Проект "Сахалин-1", начатый в 1996 году группой "Эксон Мобил", состоит из освоения трех главных месторождений на шельфе 589-мильного северо-восточного побережья острова. После окончательного утверждения, его нефть потечет на запад по трубопроводу в терминал, расположенный на российском материке примерно в 50 милях от месторождений, в терминале же она будет грузиться в танкеры и затем перевозиться на рынки сбыта.

Следующий проект - "Сахалин-2", стоимостью 10 миллиардов долларов, - был запущен в 1994 году (до проекта "Сахалин-1") консорциумом, теперь возглавляемым компанией "Шелл". Планируются два 400-мильных транс-сахалинских трубопровода, которые будут перекачивать нефть и газ с месторождений к перерабатывающим заводам на южной оконечности острова, где проживает большая часть 700-тысячного населения Сахалина.

Ликующие островитяне

Когда десятилетие назад московские чиновники объявили, что Россия предложит иностранным компаниям лицензии на бурение нефтегазовых скважин в шельфовой зоне Сахалина, жители этого острова возликовали. Их средний годовой доход был равен примерно 200 долл. США. "Эксон Мобил" и "Шелл" говорят, что их предприятия выделили в совокупности 1,7 млрд. долл. США на контракты с российскими компаниями; значительная часть этих контрактов уже осуществляется, а каждый из них обеспечивает работой тысячи местных жителей. "Эксон Мобил" также обещает увеличить поступления в казну от налогов с 250 млн. до 1 млрд. долл. США в год. Консорциум во главе с "Шелл" проектирует, что за полувековой срок существования своего проекта выплатит налогов на сумму примерно 50 млрд. долл. США.

Путь нефтяным компаниям уже был расчищен и облегчен Москвой и ее представителями на Сахалине. В 2001 году Госкомитет по рыболовству РФ после проведения исследования (профинансированного нефтяными компаниями и доказавшего, что богатые нефтью районы не так ценны в рыболовном отношении, как ранее считалось), аннулировал свои правила по охране рыбных запасов в зонах проведения буровых работ на шельфе северо-восточного побережья Сахалина.

Понизив рыбохозяйственную значимость района, СахНИРО, проводивший исследования, открыл путь нефтяным компаниям для сброса буровых отходов в местные воды. Ранее такая практика в этих водах считалась незаконной, так как такие отходы содержат шлам с загрязняющими веществами, ядовитыми для рыб. Такая охрана существует на большей части аляскинского побережья, где от нефтедобывающих компаний требуют проводить обратную закачку отходов в подземные пласты, что весьма дорогостояще.

Чиновники Государственного комитета по природным ресурсам на Сахалине говорят, что согласились с результатами данного исследования, потому что никаких других исследований не проводилось. "Это значило, что данную работу невозможно было не одобрить", - говорит Наталья Онищенко, глава департамента по охране окружающей среды в Южно-Сахалинске. Однако работа получила критические замечания от других российских ученых и представителей государственных служб, заявивших, что результаты не отражают всей реальной картины. Например, проведенное исследование затрагивало только сам район буровых работ. Популяции же лососей, проходящие через тот же район при своих миграциях и столь же ценные в экономическом отношении, были исключены из исследования. Кроме того, анализу были подвергнуты только те рыбные запасы, что находятся непосредственно над месторождениями, а оставшаяся часть прибрежных экосистем была проигнорирована.

Объективное мнение?

"Я не верю, что мы можем получить объективное мнение от ученых, финансово зависящих от компаний," - сказал Сергей Бутырин, руководитель инспекции рыбоохраны на северном Сахалине, хотя его ведомство все равно утвердило изменения. Исследовательский же институт, отстаивающий свои результаты, оправдывается тем, что деньги для исследований есть только у нефтяных компаний.

Верховный суд в Москве, выступающий от имени организации "Экологическая вахта Сахалина", признал, что сбросы буровых отходов могут нанести ущерб жизни моря и оказаться пагубными для его обитателей, и запретил сброс буровых отходов компанией "Эксон Мобил" по проекту "Сахалин-1". Однако это решение суда не затронуло аналогичные сбросы компании "Шелл" по "Сахалину-2", как сообщил Дмитрий Лисицын, руководитель "Экологической вахты Сахалина", потому что "Шелл" заключило перед этим соглашение с правительством.

Компания "Шелл" заявила, что ее отходы содержат слишком мало токсических веществ, чтобы оказывать на жизнь моря какое-то воздействие, и в любом случае закачиваются, где это возможно, обратно в пласт, дабы избежать сброса в море. Многие ученые и сахалинские рыбаки утверждают, что "Шелл" недооценивает опасность. В 1999 году, в первый год коммерческой нефтедобычи, на местные пляжи, по свидетельству рыбаков, тысячами выбрасывало мертвую сельдь, а запасы наваги резко сократились.

Представители нефтяных компаний заявили, что сокращение этих популяций возможно было вызвано перепромыслом, а катастрофа с сельдью могла быть вызвана и другими факторами, например, болезнью.

Активисты не смогли остановить "Эксон Мобил" от проведения сейсмоакустической съемки в районе нагула охотско-корейской популяции серых китов, даже после того, как добились от Москвы согласия принять меры.

Американские и российские ученые отметили, что многие из особей в этой популяции китов, насчитывающей менее 100 голов, после начала буровых работ в 1999 году стали необычно худыми, истощенными. Акватория у северо-восточного сахалинского побережья - это главные места нагула этого вида, поэтому ученые выдвигают среди гипотез и ту, что потеря веса могла быть вызвана шумом с буровых платформ, заставившего китов уйти с нагульных пастбищ.

Прошлым летом Международная китобойная комиссия просила консорциум отложить взрывы до начала зимней миграции китов в Южно-Китайское море. Российское Министерство природных ресурсов в телеграмме своим представителям на Сахалине приказало остановить проведение взрывных работ. Но те предпочли не выполнить приказа Москвы и отказались отзывать лицензию "Эксон Мобил" на производство сейсморабот.

Меры по смягчению воздействия нефтедобычи

Тем временем компания согласилась потратить 2,5 миллиона долларов на проведение мер по смягчению воздействия своих работ на китов. В том числе планировалось проведение 130 разведочных полетов для обследования состояния популяции китов и сокращение планового уровня громкости шумов на 2%. Компания обещала также вести сейсморазведку как минимум в 2,5 мили от местонахождения китов.

Представители "Эксон Мобил" заявляют, что в ходе слежения за китами с воздуха никаких отклонений в их поведении выявлено не было. Однако группа российских и американских ученых, изучающих китов путем регулярного наблюдения за ними с берегового маяка, сообщает, что они отметили 32 китов, которые бежали из района пастбища в менее шумные воды. Ученые говорят, что киты возвратились только после прекращения сейсмических взрывов.

Согласно плану транспортировки нефти компании "Эксон Мобил", добытая нефть после того, как ее доставят по нефтепроводу на один из терминалов на континентальной части России, будет закачиваться в танкеры, а затем круглогодично переправляться через Татарский пролив в Японию и в другие пункты назначения. В марте, по требованию властей Сахалина, компания отправила пустой танкер через замерзший пролив, чтобы определить, может ли он безопасно пройти его. Судно преодолело ледовые поля почти без проблем. Официальные лица Сахалина и местные рыбаки считают, что этот опытный проход танкера не дал убедительного результата, потому что ледовая обстановка во время прохода была необычайно мягкой, и лед был вполовину меньше своей обычной толщины в зимний период. Однако официальные лица не потребовали повторения эксперимента.

Как выяснил для себя штат Аляска, разливы нефти среди ледовых полей ликвидировать трудно, если не невозможно. Два года назад этот штат США принудил нефтяную отрасль провести серию испытаний по очистке вод от нефтяных пятен в условиях наличия битого льда. Компаниям не удалась ни одна операция по очистке. В результате нефтедобывающие компании на Северном Склоне Аляски согласились ограничить операции бурения теми сроками, когда лед не ломается. Сырая нефть с Северного Склона вместо того, чтобы доставляться танкерами через забитое льдами море, транспортируется по Трансаляскинскому нефтепроводу в незамерзающий порт.

Система борьбы с разливами нефти, уже развернутая компанией "Шелл" в рамках проекта "Сахалин-2" - которая должна будет использоваться также в проекте "Сахалин-1" - полагается главным образом на оборудование для очистки, которое складировано в глубине острова. Это оборудование находится в поселке Ноглики, на севере острова, примерно в 50 милях от шельфовых месторождений, который отделен от побережья примерно 30 милями зачастую непроходимых грунтовых дорог. Другой склад оборудования для очистки разлившейся в море нефти находится также на острове, в городе Корсаков, в сотнях миль к югу от нефтяных месторождений. Он предназначается для борьбы с разливами, которые станут дрейфовать к югу, в направлении расположенной поблизости Японии.

Когда по недавней просьбе экологов для совершения инспекционной поездки прибыла группа экологов из США и Великобритании, они отметили значительные упущения в схеме реагирования. Например, как рассказал один из участников Девид Гордон - сотрудник организации "Тихоокеанский центр защиты окружающей среды", базирующейся в Окланде (Калифорния) и помогающей российским экологам, рабочим в Корсакове понадобилось около 30 минут только для того, чтобы найти ключ от склада, где лежит необходимое оборудование.

Официальные представители компании "Шелл" заявляют, что система нуждается в усовершенствовании, но называют ее достаточной. В Канаде, Норвегии и Великобритании подобные системы защиты являются куда более всеохватывающими. На Шетлендских островах у побережья Шотландии, к примеру, оборудование для борьбы с разливами нефти складировано прямо на терминале, где разгружаются танкеры, доставляющие нефть из Северного моря. На Аляске чиновники штата и федеральные чиновники приказали нефтяной отрасли развернуть мощную систему борьбы с разливами нефти для использования в проливе Принца Уильяма, которая включает баржи, наполненные специальным оборудованием, и располагающиеся вдоль всего водного маршрута.

Сахалинские власти признают, что их система не настолько тщательно продумана, как аляскинская, отчасти потому, что разработка нефтяных месторождений иностранными компаниями здесь еще является новинкой. "Но мы еще в самом начале дали им "добро" на осуществление их проекта, - вспоминает г-жа Павлова из сахалинского нефтегазового агентства, - потому что они были нам нужны".