С нового года вступил в Ставропольском крае, как и других регионах, начинается реализация национального проекта "Доступное и комфортное жильё - гражданам России". Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры региона, перспективы выполнения национального проекта в крае обсуждались представителями государственных структур, главами муниципальных образований, представителями банков, страховых компаний и строительного бизнеса.

На первых порах в полную мощь реализация маловероятна, поскольку накопилось слишком много нерешенных проблем в строительной отрасли и не только в ней. В последние годы рост доходов граждан стал все больше отставать от роста цен на жилье. С одной стороны, за последний год на 15-20% упали объемы монтажно-строительных работ. С другой - развитие ипотечного кредитования увеличило спрос на жилье, а предложение, напротив, падает. В течение ближайшего времени также планируется доработать ряд вопросов, не нашедших отражения в Программе, но требующих безотлагательного решения. В частности, это касается решения проблемы кадров в строительной промышленности, обновления парка строительного оборудования, включая башенные краны, и подключения строящегося жилья к источникам водо-, газо- и энергоснабжения.

За предыдущие десять лет работы в жилищной сфере не было достигнуто каких-либо положительных сдвигов. Причиной этого является то, что не были задействованы рыночные механизмы, которые вполне возможно было бы использовать для решения проблем обеспечения людей жильем. Федеральных средств, которые выделялись на эти цели, оказалось недостаточно, чтобы результат оказался ощутим на уровне населения.

Теперь увеличен объем средств. Только в 2006 году федеральный центр готов направить регионам 63 млрд. рублей. На молодые семьи до 2010 года из федерального бюджета планируется потратить 212 млрд. руб. Однако главным условием является софинансирование, при котором вложенные федеральные средства будут равны тем средствам, что будут выделены на региональном уровне.

Однако есть и другие трудности, которые необходимо решить, чтоб добиться ожидаемого результата. Первым этапом в решении жилищных проблем молодых семей и других категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства (как-то военнослужащие, ветераны боевых действий, беженцы и вынужденные переселенцы и т. д.) является работа по составлению списков и регламентации очередности на получение жилья. На Ставрополье эту работу придется начинать с нуля. Наибольшая нагрузка при этом ляжет на муниципалитеты, что требует серьезной кадровой и материальной обеспеченности.

Основным механизмом реализации подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей" и "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" является выдача жилищных сертификатов.

Пока результаты этой работы оставляют желать лучшего. С 1998 года в крае было выдано 982 государственных жилищных сертификата, реализовано - 926. 1081 человек находится на очереди.

Большой объем работы предстоит и в переселении людей из аварийного жилья. Суммарный фонд аварийного жилья в крае составляет 409 тысяч кв. м. Он должен быть ликвидирован к 2010 году. Пока переселено было всего 147 семей. Сейчас, когда на переселение людей из аварийного жилья выделяются федеральные средства, есть надежда значительно активизировать эту работу. Но все снова упирается в составление документации.

На уровне государственных обязательств четко просматривается позиция, кому и в каком объеме будет помощь. Так, планируется поддержать путем субсидирования и выдачей ипотечных кредитов молодые семьи, сельских специалистов и иные группы населения, перед которыми государство несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей. Но, повышая платежеспособный спрос, вместе с тем необходимо увеличивать объемы вводимого жилья, иначе вполне обеспечен резкий рост цен на квадратные метры. В связи с этим поддержка застройщикам в программе просматривается в числе приоритетных задач.

В целях разрешения одной из главных проблем для строителей - обеспечение прозрачности механизма выделения участков под жилые кварталы вот уже больше года в крае идёт процесс становления структуры "Единое окно". Так как главные принципы, заложенные в предлагаемый проект, в большей части касаются компетенции муниципалитетов, то им и предстоит в дальнейшем всё это претворять в жизнь, то есть внедрять подобные новообразования, нести ответственность наряду с региональными властями за реализацию национальных проектов, формировать списки граждан нуждающихся категорий, изыскивать денежные средства. Но главы муниципальных образований сетуют на свои и без того скудные бюджеты и просто обеспокоены по части того, что смогут ли они на первых порах обеспечить надлежащее финансовое наполнение всего запланированного.

Большой акцент в своём выступлении заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры края Эдуард Марчануков сделал на привлечение инвестиций, причём инвестором могут выступать в реализации подпрограмм ФЦП "Жилище" как юридические лица, так и физические. Принцип целевого адресного предоставления субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами, как раз и позволяет отдельным гражданам участвовать в качестве инвестора.

Пока и банковские структуры не спешат прийти и вложить свой капитал в стройкомплекс и коммунальную инфраструктуру. Привлечение бизнеса в развитие жилищной сферы - одна из самых актуальных проблем отрасли в целом. В зарубежной практике для её решения разработаны законодательные условия, позволяющие организовать систему аккумулирования средств из различных источников. Один из способов решения - частно-государственное партнёрство. Также говорилось о том, что, начиная с февраля будущего года, на базе СевКавГТУ пройдёт цикл обучающих семинаров по всем обсуждаемым проблемам с участием представителей науки, бизнеса, банковских структур, Северо-Кавказской универсальной биржи и глав муниципальных образований.