На протяжении 2000 - 2001 годов в России был собран очень высокий урожай зерновых культур. В настоящий момент на полях страны подходит к концу жатва-2002, в большинстве регионов уборку зерновых уже завершили. По состоянию на 14 сентября 2002 года зерновые и зернобобовые культуры были обмолочены с площади 32,5 млн. га или с 68,8 % уборочной площади. Уже по Российской Федерации собрано 73,0 млн. тонн зерна. Урожайность зерновых с убранной площади составляет 22,5 ц/га. Таким образом, эксперты вынуждены были изменить свою точку зрению по количеству урожая в оптимистическом ключе. Однако не стоит делать поспешных выводов. Те трудности, которые возникали в хозяйствах на протяжении всего года, позволяют с уверенностью сказать, что в настоящий момент национальный АПК не имеет должного материально-технического обеспечения своего производящего потенциала.

По оценкам специалистов за годы реформ падение валового сбора зерна только примерно на одну треть произошло в связи с сокращением посевных площадей, а на две трети - за счет ухудшения факторов интенсификации аграрной культуры. В 1981-1985 гг. сбор зерна с 1 га в целом по зерновым составил 13,0 ц/га, в 1986-1990 гг. - 15,9 ц/га (в 1990 г. - 18,5), а в 1996-1999 гг. - 12,7 ц/га (в 2001 г. по официальным данным 18,7 ц/га). В итоге, хорошие показатели достигаются в результате благоприятного сочетания субъективных факторов (климатических):

*- по предварительным расчетам специалистов Минсельхоза РФ.

Вполне закономерным является то обстоятельство, что совокупный сбор зерна в России на протяжении первой половины 90-х годов (периода, когда сельское хозяйство России находилось в наиболее тяжелом финансовом положении) имел устойчивую тенденцию к снижению.

*- по предварительным расчетам специалистов Минсельхоза РФ.

Сельское хозяйство следует рассматривать не только как отрасль, обеспечивающую страну продуктами питания, а промышленность - сырьем. Не менее значима его стратегическая роль как основного заказчика и потребителя промышленной продукции, формирующего, в конечном счете, прибыль в различных отраслях. При этом в работающих на село отраслях, как правило, уровень рентабельности значительно выше, чем в сельском хозяйстве. При устойчивом состоянии экономики один крестьянин обеспечивает работой семь-восемь рабочих других отраслей, соответственно, и зарплатой значительно выше, чем в сельском хозяйстве.

В связи с вышесказанным проблема развития АПК России в настоящее время заявлено одним из самых приоритетных вопросов, стоящих как перед региональными властями, так и перед Правительством РФ. Кризис сельского хозяйства России в последнее десятилетие стал одной из основных тем в дискуссиях по восстановлению экономического потенциала России.

Среди предпосылок, определяющих ситуацию в сельском хозяйстве, доминирующее значение имеют деструктивные процессы, приведшие всю отрасль к длительному структурному кризису (и, в частности, сельхозмашиностроение). С 1990 г. идет постоянное численное снижение как количественных и качественных показателей машинно-тракторного парка, так и объема внесения в почву органических и неорганических удобрений - двух основных факторов интенсификации производства зерновых и кормовых культур.

Несмотря на общую тенденцию уменьшения площади пахотных земель, темпы убыли уборочной техники имеют опережающий характер. В результате можно прогнозировать, что пик старения, и выбытия из строя комбайнов в России придется на 2003-2005 года. Вероятна такая ситуация, что в этот период из-за нехватки уборочной техники в целом по стране только имеющимися в наличии на сегодняшний день комбайнами не смогут убрать урожай с 30%(!) всех посевных площадей.

В настоящее время производители сельхозтехники должны действовать в кардинально иных условиях, чем в советское время. Изменились сами принципы технической политики: если в советское время Гостехнадзор требовал выдерживать 8 - 10 летние нормативные сроки эксплуатации комбайнов и тракторов, то теперь происходит формирование первичного и вторичного рынка сельхозтехники за счет ее модернизации и продления эксплутационного ресурса (в странах Западной Европы работают комбайны с 30 - 40 летним стажем службы - см. расчеты Ю. Бенинга в рамках проекта ТАСИС "Рынок сельхозмашин в России и на Западе", выполненные в 1996 г.).

* - приблизительные данные на июнь 2002 года

В 2001 году в России было выпущено около 10 тыс. зерно- и кормоуборочных комбайнов. Казалось бы, за последние два-три года наметилась тенденция по увеличению выпуска отечественными машиностроительными предприятиями своей продукции. Однако эксперты отмечают, что в январе-мае 2002 года выпуск зерноуборочных комбайнов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 1,5%. Так в этом году было изготовлено 4 тыс. 122 зерноуборочных комбайнов против 4 тыс. 183 в соответствующем периоде прошлого года. Руководство крупнейших сельхозмашиностроительных предприятий России вынуждено было принять решение о незначительном сокращении объема выпуска своей продукции в связи с уменьшением платежеспособного спроса со стороны потребителей.

Это произошло по нескольким причинам:

1.Во-первых, из-за большого урожая 2001 года на внутреннем рынке России возник переизбыток зерна, и крестьяне вынуждены были продавать его практически за бесценок. Так по информации "Крестьянских ведомостей", если осенью 2000 г. пшеница 3 класса свободно шла по 4000 руб. за тонну, то осенью 2001-го - в лучшем случае по 2250 руб. Между тем на мировом рынке цена на продовольственное зерно в тот же период составляла 3800 руб. за тонну. Такая же ситуация с ячменем - при мировом уровне цен в 3200 руб. за тонну, его пришлось продавать лишь по 1800 руб. И только в ноябре 2001 г. меры, принятые Минсельхозом РФ, немного поправили ситуацию, подняв цену тонны пшеницы на 400 руб. Вследствие обвального падения цен только Краснодарский край за выращенный урожай зерна в 2001 г. недополучил несколько миллиардов рублей.

2. Отсюда второй момент - экспорт. Так как объем экспорта был незначителен, внутри страны произошло перенасыщение рынка, что привело к резкому падению цен. Министерство сельского хозяйства пыталось исправить ситуацию, проводя интервенции. Однако, по данным аналитического центра "Агропродовольственная экономика" Института экономики переходного периода, получилось, что цены на те сорта зерна, которые закупались правительством, падали именно в то время, когда шли интервенции. До прежнего уровня цены восстановились лишь в середине декабря 2001 года. В то же время на закупки была израсходована сумма, достаточная для строительства полноценного портового зернового терминала. А ведь в том числе из-за отсутствия портовых мощностей мы не можем активно наращивать экспорт. Строительство портовых терминалов позволит впредь не допустить повторения прошлогодней ситуации с реализацией урожая. Другим препятствием для экспортеров сельхозпродукции является политика западных стран. Как известно, дотирование отечественного АПК (на сумму примерно в $1 млрд. в год) считается одним из препятствий для вступления России в ВТО. Но также известно, что в Европе и США субсидирование сельского хозяйства несопоставимо более масштабно, чем в России. Так, недавно президент США Д.Буш подписал программу развития сельского хозяйства, предполагающую выделение в течение 10 лет $190 млрд., что составляет почти $20 млрд. в годовом измерении. В Европе же, например, в Германии, уровень господдержки сельского хозяйства составляет порядка $10 млрд. в год.

3. 2001-й год стал первым годом работы ОАО "Росагролизинг". В будущем эта государственная компания должна стать ключевым звеном в цепочке "производитель - потребитель", но пока функционирование столь сложной системы не обходится без сбоев. Ведь ожидание федерального лизинга зачастую удерживает потребителей от прямых покупок. Если правительство сможет обеспечить такие объемы финансирования по лизингу, чтобы на заводах не произошло снижения производства, можно с полной уверенностью сказать, что лизинг идет на пользу всем: и сельхозмашиностроительным предприятиям и крестьянам. Но если представить обратную ситуацию, когда недостаточное финансирование не сможет удовлетворить массовый спрос на поставку комбайнов, а потребители в надежде получить эти комбайны откажутся от прямых закупок, то в итоге проиграют и производители, которые не смогут продать свою продукцию, и потребители - они останутся без комбайнов и не смогут в срок убрать весь выращенный урожай. Таким образом, недостаточное финансирование этой программы в указанный период привело к тому, что не все хозяйства смогли приобрести необходимую им технику до начала уборки урожая.

4. По прогнозам экспертов Института конъюнктуры аграрного рынка рост валового производства сельскохозяйственной продукции в 2002 году может составить 2-4% против 6% в 2001 году, а продукции пищевой промышленности - 4-6% по сравнению с 8% в прошлом году. По словам директора института Дмитрия Рылько этот прогноз был сделан "без учета негативного влияния погодных и других непросчитываемых факторов", а, следовательно, реально уровень развития АПК России в этом году может оказаться еще ниже.

5. Импорт продовольственных товаров и сырья для их производства в первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года увеличился на 13,5%. В суммарном выражении импорт за это время оценивается в сумму $2,275 млн. Что касается дальнейшей динамики, то в апреле, импорт продовольственных товаров и сырья для их производства только из стран дальнего зарубежья возрос по сравнению с мартом на 2% и составил $759,5 млн. Если же сравнить развитие ситуации в апреле этого года по отношению к аналогичному периоду 2001 года, то импорт продовольствия из стран дальнего зарубежья возрос на 26%: по данным министра СХ РФ А. Гордеева только закупки зерновых культур выросли в 2 раза. Это естественно не могло не сказаться отрицательным образом на развитии отечественного АПК.

Трудности, возникающие у хозяйств с обновлением машинно-тракторного парка, сильно обостряют проблему уборки выращенного урожая в срок. В данной ситуации со стороны Правительства РФ необходимы четкие действия по налаживанию эффективно работающих лизинговых схем, тем более что эту инициативу целиком и полностью поддерживает президент России В. Путин. Поэтому для скорейшего восстановления машинно-тракторного парка РФ весной 2001 года правительство РФ приняло постановление, согласно которому в стране было создано ОАО "Росагролизинг". В уставной капитал этой государственной компании были направлены 5 млрд. рублей, которые были предусмотрены федеральным бюджетом-2001 для финансирования лизинга. Еще 2,7 млрд. рублей было выделено "Росагролизингу" из бюджета РФ с учетом его дополнительных доходов в 2002 году на закупку уборочной техники. Расчет был на то, что наличие капитализированных средств в этой компании позволит ей осуществлять лизинговые операции без привлечения дополнительных кредитных ресурсов и стабилизировать тем самым обеспечение села материально-техническими ресурсами, а также стимулировать за счет этого развитие отечественного сельхозмашиностроения.

Таблица 1. Количество заявок поступивших в "Росагролизинг" в 2002 г.

штук

По словам директора "Росагролизинга" Елены Скрынник только за первые полгода 2002 года компанией было закуплено 2984 комбайна отечественного производства с последующей передачей их российским крестьянам. Безусловно, деятельность этой компании сыграет весьма заметную роль в уборке урожая в этом году. Однако результаты её работы в полной мере можно будет оценить лишь через несколько лет и лишь при одном условии: объем средств, выделяемых ежегодно из госбюджета на лизинговые поставки уборочной техники, должен быть, по крайней мере, не меньше, чем в 2002 году, а с учетом инфляционных процессов он должен с каждым годом возрастать.

В условиях постоянно меняющегося рынка отечественные машиностроители стремятся наиболее полно удовлетворять требования потребителей. Поэтому в настоящее время на таких флагманах отечественного сельхозмашиностроения, как ОАО "Ростсельмаш" и ОАО "Красноярский завод комбайнов" разрабатываются и готовятся к серийному выпуску новые модели комбайнов. После осуществления этих проектов отечественные машины, которые и сейчас имеют значительное преимущество (более чем в 2 раза!) перед зарубежными аналогами по таким показателям, как себестоимость уборки и затраты на содержание и техническое обслуживание, станут еще более привлекательными для далеко не богатого российского сельского хозяйства. В 2001 г доля ОАО "Ростсельмаш" на российском рынке уборочной техники достигла 65%. Рост выпуска продукции сопровождался ростом производительности труда, что благоприятно сказалось на финансовых результатах работы. Производительность труда в 2001 г. по сравнению с 2000 г. выросла в 1,3 раза и составила 107 тыс. руб. на 1 работающего. Рентабельность производства возросла на 5,3%. По данным журнала "Эксперт" это позволило войти заводу "Ростсельмаш" в число 200 крупнейших компаний России и занять в этом списке 172 место.

Таблица 2. Динамика выпуска комбайнов в России за 1998 - 2002 гг., шт.

I-е полугодие

Благодаря благоприятной конъюнктуре на энергоносители на внешнем рынке, экспортирующие кампании получили возможность проводить массированные закупки импортной сельхозтехники, в результате чего только в 2001 году в Россию было поставлено 905 зерноуборочных и 349 кормоуборочных комбайнов из-за рубежа.

Массированные закупки у отечественных и западных производителей призваны компенсировать растущие темпы выбытия из строя в результате технического износа наличествующего машинно-тракторного парка. Например, уже сейчас зерноуборочных комбайнов в нем меньше, чем было четыре десятилетия назад! Достаточно сказать, что в прошлом году для выполнения полевых работ в оптимальные агротехнические сроки селянам не хватало 691 тысячи тракторов, 164 тысячи зерноуборочных и 27 тысяч кормоуборочных комбайнов. Причем, в условиях такого крайне скудного пополнения машинно-тракторного парка села, какое наблюдается сейчас, сокращаются и объемы работ на предприятиях централизованного ремонта техники. За последние три года по тракторам они уменьшились на 184 тысячи, в результате чего пришлось дополнительно списать 97 тысяч машин, по зерноуборочным комбайнам - на 58 тысяч (дополнительно списано 36 тысяч). Коэффициент обновления парка сельскохозяйственных машин остается крайне низким, составляя всего 1-4% в год.

Энерговооруженность отечественных товаропроизводителей в 4-6 раз ниже, чем в странах с развитой экономикой. На тысячу гектаров пашни в России приходится 4 зерноуборочных комбайна (в США - 18, в Германии - 22). 2000 год, наряду с общим подъемом сельхозмашиностроения, стал годом становления первичного и вторичных рынков сельхозтехники. Можно отметить разительные изменения в сбытовой политике отрасли. Комбайны стали отпускаться не "в подарок" как это было принято ранее, а за деньги и более того, по предоплате. Это означает, что в цепочке "производитель - дилер - потребитель" каждое звено получает реальную прибыль. Правда, нужно учитывать специфические особенности этого рынка. Например, спрос на комбайны возникает тогда, когда необходимо убирать урожай. Тогда как к этому моменту у крестьянских хозяйств зачастую уже нет средств на покупку новой техники - урожай давно продан и деньги потрачены. Специфика данного сегмента экономики России не позволяет говорить о полноценности рынка сельхозтехники, так как отсутствуют объективные факторы, характеризующие рынок вообще: платежеспособный спрос потребителей, насыщение рынка техникой, конкуренция поставщиков.

Относительно насыщения рынка новой техникой, можно отметить, что ОАО "Ростсельмаш" играет весьма заметную роль в формировании рынка комбайнов, так как это единственное предприятие в России, чей модельный ряд полностью охватывает всю географию страны, позволяя эффективно осуществлять сбор урожая в различных климатических зонах и при разной урожайности.

По разным оценкам, в России на данный момент наличествует всего около 192 тысяч комбайнов. Ежегодно списывается примерно 20 тысяч комбайнов. В 2001 году из-за различных неисправностей в жатве не принимало участие около 60 тысяч зерноуборочных комбайнов, 18 тысяч кормоуборочных комбайнов, 20 тысяч жаток, 200 тысяч тракторов. В результате нагрузка на один работающий комбайн в несколько раз превосходит оптимальную. Основные зернопроизводящие регионы, такие, как Ставрополье, Краснодарский край и Алтай, испытывают большой дефицит комбайнов. По оценке Минсельхоза, к началу полевых работ 2002 г. необходимо было отремонтировать уже более 100 тысяч зерноуборочных комбайнов, более 30 тысяч кормоуборочных, около 45 тысяч жаток, 230 тысяч тракторов и на все это нужно было порядка 10 млрд. рублей. И если такая тенденция сохранится и дальше, то к 2005 году парк уборочной техники в России сократится до 160 тысяч машин при технологических потребностях страны в 250-300 тысячах комбайнов.

Таблица 3. Обеспеченность регионов зерноуборочной техникой в последние годы

По оценке руководителя департамента технической политики Минсельхоза России Леонида Орсика, обеспеченность АПК зерноуборочными комбайнами составляет 55 % от нормативной потребности, кормоуборочными - 70%, тракторами - 55%. Однако официальные данные нельзя рассматривать как достоверные, так как они не учитывают такой факт как изношенность техники, процент которой достигает в некоторых хозяйствах 95%.

Помимо того, что комбайнов катастрофически не хватает, возраст списочных комбайнов в основном более 10 лет.

В связи с массовым выбытием из строя комбайнов, произведенных в начале 90-ых годов, перед национальной экономикой ставится проблема срочного расширения объема выпуска уборочной техники, что невозможно без активного участия государства путем налаживания лизинговых поставок и косвенной поддержки повышения покупательской способности аграрного сектора. Однако в настоящее время средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели, явно не достаточно, и далеко не все нуждающиеся хозяйства могут воспользоваться услугами этой компании. В сложившейся ситуации очень важным становится то, как власти на местах поддерживают своих сельхозпроизводителей.

Позитивным примером в этом отношении является Ростовская область. Так этим летом в данном регионе планируют завершить сбор урожая раньше, чем в прошлом: хорошая оснащенность ростовских хозяйств комбайнами позволит собрать зерно в срок. Эти планы подкреплены программой "губернаторского лизинга", в рамках которой ростовские хозяйства получили к нынешней уборочной страде от администрации области 562 комбайна производства ОАО "Ростсельмаш".

Схема, предложенная губернатором В.Ф. Чубом, стимулирует развитие АПК области. Программа "губернаторского лизинга", которую осуществляют обладминистрация уже второй год, уникальна для российских регионов. Успешный опыт Ростовской области могут перенять руководители и других ведущих зерносеющих областей России, в которых остро стоит проблема нехватки уборочной техники. В результате "губернаторского" лизинга крестьяне могут приобретать в рассрочку уборочную технику, собирать весь урожай без потерь и получать прибыль. А областной бюджет получает дополнительные поступления в виде налогов, улучшается ситуация в АПК, проходит оздоровление хозяйств.

Интересно, что на протяжении всей уборочной кампании этого года по темпам сбора зерна в области лидировали именно получатели ростсельмашевской техники. В результате в этом году в Ростовской области был собран рекордный урожай, который составил порядка 6,5 млн. тонн, что на 500 тыс. тонн больше, чем в прошлом году.

В настоящее время объем производства сельскохозяйственных машин в России существенно ограничен низкой платежеспособностью сельских хозяйств.

Для более равномерной загрузки мощностей и выравнивания объемов продаж в период после уборки зерновых культур на ОАО "Ростсельмаш" в 2001 г. была применена апробированная в предыдущем году стратегия сезонного колебания стоимости продукции ОАО "Ростсельмаш": 1 июня была введена 10-процентная сезонная надбавка к цене на комбайн "Дон-1500Б" - в период пиковых продаж в виду развертывания уборки урожая. В свою очередь, 1 сентября было произведено снижение отпускных цен на 13% на модель "Дон-1500Б" и на 5% на модель "Нива СК-5М". Эта стратегия показала свою высокую эффективность, и менеджмент предприятия намерен применять её и в будущем.

За 7 месяцев 2002 года ОАО "Ростсельмаш" отгрузил потребителям 4317 зерно- и кормоуборочных комбайнов. Среди них - 2556 мощных "Донов-1500Б", 1520 "Нив" и 241 кормоуборочный "Дон-680". По сравнению с тем же периодом прошлого года, когда предприятием было отгружено 3530 комбайнов, рост составил 22%. Положительная динамика продаж отмечается и в июле: реализовано 666 единиц техники против 625 прошлогодних. За этот же период завод произвел 3516 новых машин, что на 45% превышает аналогичные показатели основного конкурента - Красноярского завода комбайнов. Среди выпущенных за этот период комбайнов - 3320 зерноуборочных "Дон-1500Б" и СК-5М -1 "Нива" и 196 кормоуборочных "Дон-680".

Таблица 4. Производство комбайнов ОАО "Ростсельмаш", шт.

1-е полугодие

Примечание: данные без учета выпуска комбайна "Дон-2600" (в 2000г. - 5 машин, в 2001 г. - 15).

Кроме того надо отметить, что сейчас крайне не удовлетворительными темпами происходит обновления парка кормоуборочной техники, который в настоящее время состоит в основном из комбайнов "Марал", поставленных в Россию пятнадцать лет назад в количестве 17 тысяч штук. В связи с этим в 2000 году ОАО "Ростсельмаш" возобновило серийный выпуск кормоуборочного комбайна "Дон-680". Эта машина относится к классу наиболее высокопроизводительных кормоуборочных комбайнов в мире. В России аналогов не имеет. Наиболее эффективно применение кормоуборочных комбайнов Дон-680 в хозяйствах, имеющих развитое животноводство выращивающих в больших объемах травы, смеси и кукурузу на силос.

Основные покупатели продукции ОАО "Ростсельмаш" находятся на юге и в центральной части России. Однако сейчас компания внедряется на рынок Сибири, где уже присутствует красноярский "СибмашХолдинг". Сибирский машиностроительный холдинг был создан 8 октября 2000 года. Его учредителями стали три крупныхх машиностроительных предприятия: ОАО "Красноярский завод комбайнов", ОАО "Алтайдизель" (Барнаул), ОАО "Алттрак" (Рубцовск), а также администрации Красноярского и Алтайского краев, Омской и Новосибирской областей. Наряду с ними в "Сибмашхолдинг" вошли ОАО "Назаровский машиностроительный завод" и ОАО "Красноярский завод прицепной техники" (Сосновоборск). Холдинг продает свою продукцию в Оренбурге и на Урале. Впрочем, конек "СибмашХолдинга" - экспорт в Казахстан, куда красноярцы продают 25% производимой техники. На российском же рынке "СибмашХолдинг" мало работает с коммерческими покупателями, в большей степени ориентируясь на федеральный лизинг. Сейчас менеджмент Красноярского завода комбайнов своей основной задачей в прошлом году видел подготовку к конвейерному производству нового комбайна "Енисей-950" ("Руслан"), которого в течение 2001 года было выпущено 50 шт., а уже в первом полугодии 2002 года было выпущено 100 комбайнов этой марки.

Но потребность в уборочной технике подобного класса в России намного больше. Поэтому, начиная с 2003 года ОАО "Ростсельмаш" планирует начать серийное производство комбайна "Дон-091". Это новый самоходный зерноуборочный комбайн, предназначенный для уборки зерновых колосовых культур прямым и раздельным комбайнированием, а при использовании дополнительных приспособлений - для уборки зернобобовых, крупяных, мелкосеменных культур, подсолнечника, семенников трав, сои, кукурузы на зерно. В условиях постоянной экономии ресурсов на селе такой показатель как себестоимость уборки имеет для крестьян очень большое значение при покупке уборочной техники. У комбайна "Дон-091" он является одним из самых низких для машин этого класса и составляет 135 руб./тонну. Для сравнения у того же "Руслана" он равен 142 руб./тонну. Таким образом, те новые идеи и технические решения, которые конструкторы ОАО "Ростсельмаш" воплотили в этой машине, делают её одной из самых привлекательных для российского крестьянина по соотношению "цена/качество" как среди отечественных, так и среди импортных аналогов.

В настоящее время продолжают развиваться также более мелкие специализированные заводы по производству сельскохозяйственной техники в Таганроге, Туле, Биробиджане, Гомеле (Беларусь). Однако в реальном исчислении объем выпуска на них составляет, как правило, несколько десятков машин и весьма незначительной степени влияет на общую картину состояния сельхозмашиностроения.

Отдельным вопросом являются закупки и поставки иностранной сельхозтехники. Первая тройка мировых производителей - американские Джон Дир (John Deere), Кейс (Case Corp.) и немецкая Клаас (Claas) крайне заинтересованы в продвижении своей продукции в России. Claas пока ведет осторожную политику. До августовского кризиса 1998 года и некоторое время после него фирма вела прямые лизинговые поставки в рамках немецкой кредитной линии Hermes.

Сейчас, по имеющимся сведениям, Claas ищет партнера для организации производства в России, но подробности держатся в тайне. Были сделаны заявления калининградского завода "Автотор" о достижении договоренностей с Claas по поводу сборки на мощностях завода кормоуборочных комбайнов. Однако сама фирма Claas категорически отрицает таковую возможность.

Корпорация John Deere довольно долго продвигала проект создания совместного предприятия с "Ростсельмашем". Однако договориться не удалось - руководство "Ростсельмаша" сочло условия John Deere неприемлемыми. Кроме того, иностранной технике, даже собранной в России, очень трудно конкурировать по цене с отечественной, поэтому "Ростсельмаш" принял решение самостоятельно запустить в серию комбайны нового поколения.

Компания Case в течение трех лет прорабатывала вопрос о возможности ведения совместной деятельности с 67 предприятиями России. Итогом стало подписание договора о создании совместного предприятия по сборке зерноуборочных комбайнов "Case IH" на Саратовском авиационном заводе. Планировалось выпускать до двух тысяч комбайнов различного профиля. Однако в настоящее время проект приостановлен в связи с невозможностью приобретения крестьянами столь дорогостоящей техники. Ранее компания "Case" также объявляла об инвестиционных планах, например о создании совместного производства на Кировском заводе в Ленинградской области, но общие намерения не получили дальнейшего развития. Причем речь также шла о подобных инвестиционных объемах - 200 млн. долларов, но развития этот проект также не получил. В начале осени 2001 г. поступило несколько сообщений о контактах министра сельского хозяйства А.Гордеева с представителями западных корпораций, предметом переговоров как раз было развертывание сборочных производств (в частности, в Рязани и на территории Ставрополья). В это же время в СМИ была развернута активная агитация в пользу применения западных комбайнов.

Отдельным вопросом стоят факты попыток организации так называемого "отверточного производства" зарубежных комбайнов на различных предприятиях России. Планы относительно сборки зерноуборочных комбайнов "Claas" на орловском предприятии "Автосельмаш" не получили дальнейшего развития - завод оказался не готов выпускать столь сложную технику даже по такой схеме. На АО "Каскад" в Павловском районе Алтайского края собрано 11 зерноуборочных комбайнов Deutz Fahr, дальнейшее производство которых было свернуто по причине того, что импортные комбайны, даже собранные в России, не оправдали себя в условиях реалий российского села. Ожидаемые планы относительно организации сборочного производства канадских комбайнов "Вестерн" на предприятии "Уральский комбайн" в Челябинской обл. также провалились. В начале 2002 года на мощностях завода "Инмаш" в Башкортостане было запущено производство комбайнов New Holland. Сначала там планировалось собирать до 300 машин этой марки в год, однако с января по июль 2002 года было выпущено только 12 штук и неизвестно, какая судьба ждет этот проект в будущем. По признаниям самих иностранцев на организацию подобного завода в Польше у них ушло более трех лет. Интересно хватит ли в этом случае терпения у зарубежных партнеров, тем более, что сейчас далеко немногим российским хозяйствам под силу купить импортные комбайны, которые стоят в 4-5 раз дороже отечественных.

В настоящее время рынок импортных зерно- и кормоуборочных комбайнов формируется исключительно из поставок техники непосредственно из-за рубежа.

Таблица 5. Импорт зерноуборочных комбайнов в Россию

Таблица 6. Импорт кормоуборочных комбайнов в Россию

По данным маркетинговой службы ОАО "Ростсельмаш" за 1-е полугодие 2002 года из-за рубежа в Россию было ввезено около 230 единиц уборочной техники. Заметно явное снижение интереса российских сельхозпроизводителей к импортной технике в 2002 году, которое специалисты связывают с одной стороны с тем обстоятельством, что в этот период заметно активизировало свою деятельность государственное предприятие ОАО "Росагролизинг", в связи с чем крестьяне на протяжении всего года очень неохотно вкладывали в ее покупку "живые" деньги. С другой стороны крестьяне наконец-то стали понимать, что новая техника отечественного производства ничуть не хуже импортной, а по цене и стоимости обслуживания заметно выигрывает.

Эксперты отмечают, что сейчас на мировом рынке сельскохозяйственной техники наблюдается заметный спад. Многие иностранные компании вынуждены сокращать объемы производства из-за снизившегося в последние годы спроса на их продукцию. И естественно рынок сельскохозяйственной техники России с ее постепенно возрождающимся АПК представляет особый интерес. Но из-за слишком высоких цен на импортные комбайны россияне не очень охотно покупают их и единственный способ, при помощи которого иностранцы стремятся увеличить объемы продаж непосредственно в России, является привлечение бюджетных средств на эти цели. Так в июле 2002 года было объявлено о создании российско-американской компании "Лизко", которая будет заниматься снабжением Юга России комбайнами импортного производства. С российской стороны в ней принимает участие администрация Краснодарского края. Губернатор края неоднократно заявлял о своем стремлении поддержать российских производителей, но действия администрации могут свести на нет все успехи, достигнутые АПК этого региона в последние годы. Не следует забывать, что наращивание закупок новой сельхозтехники за рубежом будет означать ухудшение технического состояния машинно-тракторного парка хозяйств и их разорение, в конечном счете. Ведь западный комбайн дороже отечественного в 3-4 раза и в первые годы в эксплуатации он более надежный, поэтому серьезных затрат в этот период нет. Зато потом начинаются проблемы. Например, украинские аграрии, начавшие покупать импортные комбайны, в основном фирмы John Deere, раньше российских коллег столкнулись с этим фактом. После трех лет эксплуатации резко возросли объемы ремонтов, потребность в запчастях. А обслуживание не налажено в нужной мере. В результате часть парка тут же "встала под забор". Надо и России быть готовой к этой проблеме.

Доказательством экономической нецелесообразности использования зарубежных зерноуборочных комбайнов являются официальные данные испытаний Кубанской НИИТиМ, Алтайской МИС и Северо-Кавказской МИС. Испытывались комбайны Дон-1500Б (стоимость - 1790 руб.), John Deere - 9510 (5836 руб.), MEGA - 208 (6020 руб.). Вот основные выводы, сделанные по итогам испытаний:

* Технически исправные, правильно отрегулированные иностранные и российские комбайны дают практически одинаковые потери зерна. Этот показатель для зарубежных комбайнов составляет 0,66-2,8%, для комбайна "Дон-1500Б" - 0,75-2,1%. В этой связи важно отметить тот факт, что существует неверное представление о заведомо худшем качестве отечественных комбайнов. Импортная техника эксплуатируется в гораздо более комфортных климатических и обусловленных общей культурой земледелия условиях. Обслуживание отечественных комбайнов в условиях реалий российского села происходит в несравнимых условиях. Поэтому, если поставить испытываемую технику в заведомо равные условия, мы получим сравнительные характеристики, схожие с результатами данных испытаний.

* Тезис о том, что на каждом гектаре европейские и американские комбайны убирают на 2 центнера больше, чем российские, не подтвердился.

* По дроблению зерна современные комбайны всех типов также находятся на одном уровне - 0,6-1,4% независимо от марки. Комбайны одного класса мало отличаются друг от друга по производительности.

* Расход топлива на 1 тонну убранного зерна у зарубежных комбайнов составляет 3,2-3,3 кг, у комбайна Дон - 3,6 кг. Однако импортные модели используют высококачественные и, соответственно, более дорогие марки дизтоплива и масла.

* Комбайны западных фирм не приспособлены для сбора соломы и полностью теряют полову. Данный вопрос в сельском хозяйстве России особенно актуален, так как солома активно используется в животноводстве, а оставление после обмолота импортными комбайнами соломы на полях в климатических условиях большинства регионов России негативно сказывается на подготовке полей к будущему урожаю. Комплектация же импортных комбайнов сеноподборщиками приводит к удорожанию и без того чересчур дорогой западной техники.

По результатам испытаний был сделан вывод: при относительно равных технических характеристиках комбайны производства ОАО "Ростсельмаш" значительно дешевле и по показателю цена/качество превосходят любые аналоги иностранного производства. Экономический эффект от использования комбайнов "Дон-1500Б" более чем в два раза больше, чем от эксплуатации вышеуказанных импортных машин. По сведениям независимых экспертов, в первый год эксплуатации "Донов" возврат средств составляет 67%, в то время как у аналогичных западных моделей этот показатель достигает 25%. Также данное исследование развеивает миф о заведомом превосходстве импортной техники, так как в интересах западных производителей исследования проводятся в лучших хозяйствах России, где импортные машины сравниваются с десятилетними "Донами" (причем со старыми моделями, новая модель "Дон-1500Б" обладает повышенной на 25% производительностью) и являются просто некорректными, так как новый хорошо отлаженный "Дон-1500Б" не уступает западным аналогам.

Как немаловажное, следует отметить, что основной оборот (примерно 60%) западных компаний - производителей сельхозтехники составляет продажа запчастей. Срок наработки на отказ для импортных комбайнов составляет в среднем 160 часов. В дальнейшем, комбайны требуют весьма дорогостоящего ремонта, требующего столь же дорогостоящих запчастей. Происходит своего рода "подсаживание" потребителя на использование запчастей, что в конечном итоге и приводит к общей неэффективности применения западной техники в условиях российских реалий.