В последние дни старого года СМИ Чечни не ограничивались праздничной тематикой, уделяя много внимания насущным проблемам республики. О встрече российских правозащитных организаций с представителями Европейской комиссии по противодействию расизму и ксенофобии (ECRI) Совета Европы рассказала "Объединенная газета" (№25) в статье "Правозащитники обсудили факты дискриминации на Северном Кавказе". Главная тема встречи - положение на Северном Кавказе. Как сообщает газета, руководитель программы Правозащитного центра "Мемориал" "Дискриминация по этническому признаку" Александр Осипов отметил на встрече: "Мы не можем утверждать, что за последние годы были только негативные изменения". Но появились новые проблемы. Например, "фабрикация уголовных дел против активно демонстрирующих свою веру мусульман под предлогом того, что они принадлежат к запрещенным мусульманским группировкам... Многие старые проблемы остаются неизменными, например, положение ингушей в Пригородном районе Северной Осетии". Председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов напомнил, что "расизм и крайний национализм пропагандируют и практикуют в нашей стране не только какие-то маргинальные националистические группировки, а вполне крупные и респектабельные общественные организации".

Только каждый десятый выпускник вузов Чечни находит работу по специальности - к такому выводу приходит автор статьи "Учиться, чтобы не работать" ("Грозненский рабочий", №46, автор Даки Лукманов). Журналист, отправившийся на центральный рынок Грозного, встретил здесь людей, на первый взгляд вполне благополучных - они молоды, полны сил, у них в кармане дипломы об окончании высших учебных заведений, но при этом они совершенно не востребованы в республике, которая сегодня, как ни один субъект РФ, нуждается в специалистах. По данным Министерства образования Чеченской Республики, стены нефтяного института, госуниверситета и пединститута с дипломами в 2004 году покинули более 2,5 тысяч молодых специалистов. В 2005 году количество выпускников увеличилось до 3740 человек. При несложном подсчете получается, что в течение двух лет вузы Чечни выпустили более 6 тысяч дипломированных специалистов. По мнению специалистов того же министерства, из всех выпускников вузов (в том числе и выпускников, получивших образование в российских регионах), всего лишь 10 процентов получают работу. "И так будет до тех пор, пока не начнется полноценный процесс восстановления экономики и социальной инфраструктуры Чеченской Республики", - резюмирует автор статьи.

Правительство республики приступает к реализации крупномасштабного плана благоустройства города Грозного, заявил исполняющий обязанности премьер-министра Чечни Рамзан Кадыров. В предновогодние дни в центре Грозного на проспекте Победы, а также на проспекте имени Кадырова работали в три смены сотни человек, десятки единиц спецтехники, перед которыми была поставлена задача до конца декабря придать этим улицам современный вид. Официальные структуры отмечают, что работы ведутся с соблюдением всех инженерных требований: меняются системы канализации, телефонные и электрические кабели, а также другие коммуникации. Кадыров также сообщил, что общественный фонд имени Кадырова доплачивает 100-процентную зарплату за выполненные работы ("Грозненский рабочий", №49, "Крупномасштабные планы по благоустройству Грозного", автор Элина Расаева).

Но, как ни странно, это обстоятельство совсем не в радость торговцам с центрального рынка Грозного. Дело в том, что бульдозеры и другая спецтехника сравняли с землей торговые навесы, то есть рабочие места торговцев, обошедшиеся им в 32 тысячи рублей (за 1,2 метра). Об этом в статье "Торговцы протестуют" пишет "Грозненский рабочий". Автор статьи также сообщает, что минувшим летом ООО "Масар-софт" заключило с желающими приобрести торговые места арендные договоры. Указанные суммы, огромные по меркам Чечни, внесли около 600 человек (ежемесячная дополнительная оплата сюда не входит). Теперь, спустя примерно полгода после заключении договора, арендаторы торговой площади требуют вернуть им уплаченные суммы. Чем завершится протест людей, лишившихся заработка и рабочих мест, неизвестно.

Чеченская Республика побила все рекорды по количеству безработных - 80 процентов трудоспособного населения. По данным департамента по делам занятости, на учете в этом учреждении состоят 342 тысячи безработных. Таков маленький штрих из обширной статьи Ислама Хатуева "Безработица: выдумки и правда" ("Молодежная смена", №100). Но статья затрагивает и другую проблему, а именно - невозможность для лиц чеченской национальности найти работу за пределами республики. Если даже кто-то из чеченцев попробует начать трудовую деятельность где-нибудь в заброшенном, практически обезлюдевшем уголке страны, тут же появятся, как это не раз бывало, доблестные борцы с террористами или представители каких-нибудь политических партий. После таких визитов напрочь исчезает желание работать, отмечает автор, приводя пример, как в Москве, где, казалось бы, закон должен соблюдаться жестче, чем в регионах, одновременно были уволены 19 таксистов чеченской национальности.

По-прежнему одной из главных тем остается выплата компенсаций за утраченное жилье и имущество. Громких скандалов сенсаций местного масштаба в рамках этой темы было достаточно. К ним добавилась еще одна - в начале декабря арестован бывший руководитель комитета Чеченской Республики по компенсационным выплатам Ваха Байбатыров. СМИ Чечни продолжают обсуждать его арест. Ходатайство прокуратуры об аресте экс-чиновника Верховный суд Чечни рассматривал в закрытом режиме. В прокуратуре корреспонденту "Чеченского общества" (№26) сообщили, что "изоляции В. Байбатырова, который был задержан в Москве, а затем этапирован в Грозный, следствие добивается сразу по нескольким причинам. Во-первых, в прокуратуре утверждают, что тот не приезжал на допросы в Чечню, хотя ему направляли повестки, то есть скрывался от следствия. Во-вторых, находясь на свободе, он может оказывать давление на свидетелей, многие из которых - его бывшие подчиненные. В-третьих, следствие не исключает, что находящиеся на свободе сообщники Вахи Байбатырова попытаются убрать его как нежелательного свидетеля хищений. Выслушав обвинение и защиту бывшего чиновника, судья санкционировал его арест на два месяца".

Комментируя арест Байбатырова, "Объединенная газета" (№26) со ссылкой на пресс-службу прокуратуры Чечни сообщает, что арестованный, "занимая указанную должность в период с 6 июня 2003 года по 8 июня 2004 года, незаконно создал новое структурное подразделение в составе Комитета. Через него обвиняемый оформил ряд фиктивных материалов на несуществующие адреса и вымышленных заявителей с целью хищения денежных средств, выделенных из федерального бюджета на компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество. Общая сумма похищенных средств составляет 18,55 миллионов рублей".

Между тем страницы газет изобилуют материалами, рассказывающими о махинациях, связанных с компенсациями. В этом деле, судя по материалам, преуспели и чиновники, и всякого рода жулье. Как видно из публикаций, еще недавно главным бичом в данном вопросе становился "повтор адреса". Это когда бывшие жители Чечни задолго до начала военных действий, продав жилье, выехали за пределы республики, и уже там подали документы на получение компенсации. Настоящий владелец жилья, также, подготовив документы, отправлялся в миграционную службу, и там уже его ставят в известность о том, что он лишился жилья - по данному адресу компенсация уже получена. Дальше начинаются судебные тяжбы, которые, как правило, редко выигрываются потерпевшим ("Объединенная газета", №26, "Ох уж этот квартирный вопрос...").

В этом же ряду, напоминает "Грозненский рабочий", стоит проблема отказного жилья. В соответствии с действующим законодательством, отказное жилье становится федеральной собственностью. Однако это не означает, что муниципальные органы власти могут им распоряжаться по своему усмотрению. Хотя до сих пор не определен правовой статус так называемого отказного жилья, органы местного самоуправления выдают ордера и договоры социального найма по мере поступления на них отказных документов из миграционной службы. При этом не проводится предварительная проверка на предмет проживания там людей. И если там на вполне законных основаниях проживают какие-либо люди, то, как правило, возникают конфликты, устранить которые бывает непросто. Уполномоченный по правам человека в Чечне Лема Хасуев признается, что ежедневно на его имя поступают многочисленные жалобы о нарушениях жилищных прав, связанных с так называемым отказным жильем. В этих нарушениях замешаны должностные лица администраций районов и городов республики. Данную проблему, по мнению Хасуева, можно решить, только приостановив выдачу правоустанавливающих документов на жилье отказного фонда до установления официального статуса этого жилья ("Грозненский рабочий", №42, "Махинации вокруг отказного жилья").

"По официальным данным, наша республика неблагополучна по 42 инфекционным и инвазионным заболеваниям птиц и животных, многие из которых являются общими для животных и людей", - отмечается в статье "Острые углы "круглого стола" ("Грозненский рабочий", №42, автор Зинаида Федорова). Автор обращает внимание на серьезную обеспокоенность чеченских ветеринаров эпизоотической обстановкой в республике. На посвященном этой проблеме "круглом столе" специалисты говорили о многом, в первую очередь - о той опасности, которая несет с собой представленная здесь картина. Ветеринарная служба республики давно бьет тревогу по поводу высокого процента заболеваемости скота бруцеллезом и туберкулезом. Питаясь молоком зараженного животного, человек может заболеть той же болезнью, что и животное. В свое время в республике чудом удалось предотвратить ящур (2002 год) и сибирскую язву (2003 год). А в тех условиях, в которых сегодня находится зооветслужба республики, недалеко и до эпидемии.

Власти утверждают, что война давно закончилась, и теперь наступило время созидания. Однако недавний обстрел села Старые Атаги доказывает, что расслабляться рано, что беда может неожиданно прийти в любой дом. Жители республики еще раз убедились в том, что они нигде не могут себя чувствовать в безопасности. "Виновники обстрела остались без наказания, пострадавшие - без помощи государства", - утверждает журналист Руслан Зубайраев в своей статье "Семья Юсуповых из Старых Атагов: наедине с бедой" ("Вечерний Грозный", №9). Итог того обстрела, произведенного со стороны федеральных позиций в Шалинском районе: осколочные ранения получили Муса Юсупов, 1936 года рождения (глава семьи); Хамила Юсупова, 1937 года рождения; Яха Бердукаева, 1953 года рождения; Аймани Аюпова, 1977 года рождения; Элина Юсупова, 1997 года рождения и Адам Юсупов, 1988 года рождения. "Поначалу в МВД Чечни заявили, что обстрел вели "неизвестные лица". Позже следственная группа военной прокуратуры, обнаружившая осколки от 152-милиметровых снарядов, вынесла еще одно определение: возможно, ошибка Ханкалинского гарнизона. Позже в РОВД Грозненского (сельского) района сообщили, что "снаряды были выпущены из дальнобойных артиллерийских орудий, возможно, со стороны селения Шали". А военный комендант Чечни Фоменко заявил: "Произошла ошибка в артиллерийских расчетах. В действительности планировалось нанести удар по базе боевиков совсем в другом месте. Во всем будет разбираться прокуратура". Подчиненный Фоменко, комендант Грозненского (сельского) района Анатолий Гуськов также назвал инцидент "чистой случайностью", хотя и признал, что "мины действительно были выпущены со стороны федеральных позиций в Шалинском районе," - рассказывает "Вечерний Грозный".

В Чечне не хватает приютов и реабилитационных центров для детей-сирот. Кроме того, не решен вопрос о том, куда девать вчерашних сирот, сегодня уже достигших совершеннолетия. По данным Министерства труда и социального развития, в настоящее время в Чечне насчитывается 450 тысяч детей в возрасте от одного месяца и до 18 лет. Из них более 1200 детей потеряли обоих родителей, 25 тысяч - полусироты. Еще 19 тысяч детей являются инвалидами. И только 420 детей-сирот размещены в детских социальных приютах и реабилитационных центрах ("Чеченское общество", №26, "Удочка для сироты", автор Ася Рамазанова).

В последнее время на страницах газет и журналов дискутируется вопрос о переводе обучения в начальной школе на чеченский язык. Тема болезненная, так как сегодня начальная школа не готова к такому шагу. Причин тому достаточно, а главная - нет педагогических кадров, которые могли бы эту проблему осилить. В течение долгого времени чеченский язык изучался в школах как необязательный предмет. Отсюда и все проблемы, над которыми ломают копья и сторонники введения в школах преподавания на чеченском языке, и противники этого новшества. Об этом в обширной статье говорит писатель Муса Ахмадов ("Вести республики", №81, "Восстановить нравственный иммунитет молодежи").