Некоммерческое партнерство "Союз судоремонтных предприятий", недавно созданное в Мурманске, направило губернатору Юрию Евдокимову открытое письмо.

"Уважаемый Юрий Алексеевич! К Вам обращается молодая организация - Союз судоремонтных предприятий. Судоремонт в нашей области - занятие непопулярное, заброшенное и, увы, почти позабытое. Мы объединились для того, чтобы не дать ему вымереть окончательно. Сегодня мы еще многое можем, сохранены производственные фонды и кадры, невероятными усилиями производство поддерживается в рабочем состоянии.

Но заказов нет, как нет и достаточного числа судов в порту. Уже давно понятно всем, что дело здесь вовсе не в дешевизне ремонтных работ и обслуживания судов в других портах. Доказано также, что налоговые и таможенные амнистии не играют решающей роли по возвращению судов порт по элементарной причине: судовладельцы будут обслуживаться там, где это удобнее и проще осуществить. С другой стороны, эти самые судовладельцы получают бесплатные квоты, отведенные Мурманской области, обязательств же перед областью никаких, кроме уплаты налогов, не имеют. Однако налоги платят все, но только владельцы судов получают квоты и используют их для получения прибыли для своих предприятий, а идти с рыбой могут куда вздумается.

Какие хорошие слова сказал президент Европейской комиссии Жак Сантер: "Целью распределения квот является утверждение условий, направленных на существование действительной экономической связи между судном и государством - участником, чей флаг оно носит, если цель этих условий - польза населению, зависящему от рыболовства и смежных отраслей". Ибо нет иного средства влияния на судовладельца, кроме ресурсов. И, значит, должна быть создана система, в которой экономика добытчика связана с берегом.

В прошлом году активно выступили переработчики, отстояв за собой "специальную квоту", причитающуюся берегу по приказу 344. В нынешнем году были сделаны первые попытки установить связь моря с берегом в виде выделения из промышленной квоты 20 % - "специально" для отечественного судостроения, коренных народов и рыбопереработчиков, а затем - упорядочить получение всех ресурсов. На местном уровне было принято "Временное положение о порядке распределения квот на конкурсной основе...". И что же? Мы изучили документ с присущей нашей специальности тщательностью. Искали с настойчивостью дефектоскопистов связь добытчиков с берегом, чтобы, как в зеркале, найти в нем и свое место. Но его там, увы, нет. Нет ни порта, ни судоремонта, никаких других береговых структур, кроме одних рыбопереработчиков.

А, собственно, почему? Численность судоремонтников только Мурманского берега - 4000 человек, переработчиков - 1000 человек, порта - 2500. Добавим к этому их семьи и еще семьи экипажей судов тех же добытчиков, потому что все мы живем в Мурманской области, и получится очень большая цифра. Всем этим людям нужна работа и квоты, распределяемые среди пользователей Мурманской области. Ведь, по сути, это и их квоты тоже. Нет, мы говорим совсем не о том, что, их надо бы, как-то, еще раз поделить. Слишком примитивно было бы сосредоточиться на процентах от специальной квоты, хотя они там, эти наши, судоремонтные проценты, безусловно, есть.

Мы не стоим в очередь за дележкой прибыли добытчиков, мы свою прибыль заработаем сами. Необходимо только позаботиться о возврате кораблей в порт. Как? В поисках уже существующей и апробированной мировой практики путей привязки судов к берегу. Мы без особых проблем нашли в Интернете и изучили множество (от развитой Европы до заброшенных стран Африки и Латинской Америки) "порядков наделения квотой". Мы получили достаточно конкретный ответ на свой вопрос: условием получения квоты любого государства является доказательство судовладельцем существования действительной экономической связи с берегом. При этом обычно описываются конкретные условия, которые в большинстве случаев выражаются в следующем: 50% рыбы выловленной по квоте должно быть привезено в родной порт, 50% (в стоимостном выражении) всех видов берегового обслуживания должно быть произведено в родном порту. Только после обоснованного доказательства выполнения этих условия по предыдущему году судовладелец допускается к наделению квотами. В Интернете есть и анализ применения таких мер по различным портам, показатели экономического роста и развития территорий, связанных с добычей рыбы, достигнутые после вступления в силу таких условий получения рыбных ресурсов.

В нашем же "Временном положении о порядке распределения квот..." берега нет. Есть добытчики со своими коэффициентами, по которым они поделят квоту Мурманской области и пойдут куда захотят. Но вопрос разрешается легко. Выполни экономические условия - получи коэффициенты. То есть, мы предлагаем к настоящему положению о ресурсах добавить первую часть - рассмотрение выполнения экономических условий связи с берегом. То есть, 50% рыбы, выловленной по выделенной квоте, должно быть привезено в порт, 50% берегового обслуживания должно быть произведено в Мурманском порту. Для рассмотрения выполнения этих условий необходимо создать независимую комиссию при областной администрации. И не из добытчиков и уж, конечно, не из числа членов рыбхозсовета. Там должны быть независимый экономисты, которые обязаны контролировать соблюдение интересов региона, и только после проверки деятельности судовладельца в отношении экономической связи с берегом допускать его дальше к участию в наделении квотами. А так как вопрос стоит очень остро, и наделение квотами будет происходить уже в самые ближайшие месяцы, понимая важность и ответственность грамотного подхода к решению этой важнейшей для экономики области задачи, возглавить эту комиссию должны, безусловно, Вы, Юрий Алексеевич.

С уважением и надеждой

Союз судоремонтных предприятий