25 сентября состоялось первое после летних депутатских каникул заседание Окружной Думы. Кроме депутатского корпуса Ямала в нем приняли участие вице-губернатор автономного округа Иосиф Левинзон, заместители губернатора Людмила Волкова и Алексей Артеев, прокурор автономного округа Николай Ветюгов, председатель Счетной палаты Сергей Ломакин, представители структурных подразделений администрации ЯНАО. Всего на заседании было рассмотрено более 30 вопросов. В первом чтении был принят ряд законов, касающихся государственной и муниципальной службы. Принят закон "О Соглашении о сотрудничестве между администрацией Рязанской области и Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2002 года". В окончательном варианте принят Закон ЯНАО "О ежемесячном дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Ямало-Ненецким автономным округом". Также депутатами была принята к сведению информация о деятельности Отделения Пенсионного Фонда России по ЯНАО и регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО за 2001 год и первое полугодие 2002 года.

Как отметили депутаты, наиболее значимым вопросом повестки дня заседания окружной Думы стало обсуждение и принятие в первом чтении проекта окружного закона "О Программе развития малой и коммунальной энергетики в ЯНАО", внесенного на рассмотрение Думы губернатором автономного округа. Представляла этот законопроект председатель Региональной энергетической комиссии Ирина Булгакова. Общеизвестно, что ЯНАО является экспортером энергоресурсов. За пределы автономного округа вывозится почти 99 процентов производимых первичных энергоресурсов. Это достаточно дешевое сырье - газ, газоконденсат и нефть. В тоже время автономный округ зависит от ввоза дорогих нефтепродуктов и угля. Это негативно сказывается, как на уровне эффективности использования электроэнергии в ЯНАО, так и размере расходов на энергоснабжение.

В настоящее время в автономном округе должна быть решена очень важная задача - добиться максимального снижения объема завозимых энергоносителей. В 2002 году на завоз топлива в автономном округе было истрачено 2,2 миллиарда рублей. С 2002 года уже пошло снижение этих расходов в связи с газификацией города Салехард. На 2003 год планируется затратить на эти цели около 1,8 миллиарда рублей.

Говоря о проблемах энергетики Ямала, Ирина Булгакова отметила следующее: "основными проблемами предприятий осуществляющих энергоснабжение в автономном округе являются отсутствие технической документации, сложная схема хранения топлива, изношенность оборудования, тепловых сетей, отсутствие резервных источников энергоснабжения на многих котельных, нехватка и недостаточная квалификация персонала, нарушение гидравлических режимов при эксплуатации теплотрасс и водопроводов. Все это ведет к снижению качества энергоснабжения. Отдельная проблема - энергоснабжение сельских территорий - отсутствие проектов и планов перспективного развития небольших населенных пунктов в свое время привело к несоответствию установленного энергооборудования подключенным нагрузкам. Поэтому в ряде случаев оборудование используется неэффективно, возрастают огромные потери как в электро- так и теплосетях". Проблематика, существующая у потребителей в бюджетных организациях и в жилищном комплексе, достаточно схожа - отсутствие учета тепловой энергии и воды, превышение лимитов энергопотребления, надежность энергоснабжения, рост задолженности всех потребителей, высокие затраты организаций на энергоснабжение. Все эти проблемы взаимосвязаны и зачастую порождают друг друга. На это, по слова Ирины Булгаковой, накладывается и хроническое недофинансирование отрасли в течение 10 лет. Программа развития малой и коммунальной энергетики в ЯНАО дает возможность решать эти проблемы. Базовые нормативные документы для разработки программы - федеральный закон об энергосбережении, целевая программа "Энергосбережение России" а также программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства ЯНАО, утвержденная постановлением губернатора Ямала. Основная цель этой программы - снижение расходов бюджетов всех уровней, организаций жилищно-коммунального комплекса и населения на топливо, тепловую и электроэнергию, при одновременном повышении качества энергоснабжения. Реализация программы имеет большой экономический и экологический эффект.

Общие затраты в течение реализации программы (2002-2006 годы) предполагаются в размере 9,3 миллиарда рублей. Программой предусматривается комплексное техническое перевооружение, совершенствование нормативной базы и финансово-экономических механизмов энергетики автономного округа. Осуществление программы должно перевести эту отрасль на более эффективный путь развития. Будут осуществляться, как существующие технические проекты, так и дальнейшие технико-экономические исследования, по результатам которых будут внедряться новые проекты. В результате внедрения программы к 2006 году экономия составит 2,3 миллиарда рублей. Срок окупаемости программы менее 3 лет, и с 2005 года программа должна приносить прибыль.