27 декабря Совет Федерации одобрил поправки в 34 закона, касающиеся перераспределения полномочий между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, 135 членов верхней палаты парламента проголосовали за при 1 против и 7 воздержавшихся.

Как уже сообщало ИА REGNUM, правительство по инициативе субъектов Федерации подготовило законопроект, предусматривающий передачу порядка 140 полномочий и прав по осуществлению отдельных полномочий по предметам ведения федеральной власти и совместного ведения.

Как отметил член комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Валентин Межевич, перечень полномочий для их реализации регионами расширяется за счет передачи части полномочий по предметам совместного ведения и предоставления права при наличии собственных финансовых средств осуществлять полномочия Российской Федерации или по предметам совместного ведения. Органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении отдельных государственных полномочий, не передаваемых за счет субвенций, в частности, устанавливать меры социальной поддержки. Согласно законопроекту, это не будет служить основанием для выдачи федеральных бюджетных средств. Перечень собственных полномочий субъектов пополнился следующими пятью: организация и защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов РФ; установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) и осуществление контроля за их применением; осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности не зависимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих госконтролю; осуществление государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и иных видов сельскохозяйственной техники; осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью. Ряд полномочий были расширены. Так, помимо организации спортивных проектов и программ, субъекты должны проводить официальные региональные и межмуниципальные спортивные мероприятия, обеспечивать подготовку спортивных сборных команд. Дополнительно к определению границ нотариальных округов и минимальной численности нотариусов отвечать за материально-техническое и финансовое обеспечение государственных нотариальных контор. Не менее важно полномочие, касающееся проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установление порядка пользования и распоряжения данными участками недр, в том числе разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы России.

Члены Совета Федерации одобрили законопроект, отметив, при этом, что он не отвечает полностью тем требованиям, которые были вынесены главами регионов на Госсовет летом этого года. "Наверное, часть членов Госсовета будет обращаться к вышестоящему субъекту (президенту - ИА REGNUM) продолжить работу над разграничением полномочий", - сказал Олег Толкачев (член СФ от Москвы). По словам, Вячеслава Новикова (член СФ от Красноярского края) передача полномочий, несмотря на финансово-экономическое обоснование правительства, потребует серьезных средств от регионов. Для Красноярского края, заметил он, потребуется 1,6 млрд руб. Татьяна Попова (член СФ от Пермской области) заявила, что порядок передачи имущества, который сегодня не определен, в законопроекте не был прописан зеркально, что фактически означает возможность передачи региональной собственности и муниципальной собственности на федеральный уровень. Виктор Орлов (член СФ от Корякского автономного округа) подчеркнул, что закон предусматривает серьезные изменения в природоохранном законодательстве. "Субъекты наделяют значительными полномочиями в сфере водного и лесного хозяйств, но по недропользованию почти ничего. Там все максимально централизованно", - сказал он. Орлов обратил внимание на то, что теперь не только искусственные, но и обособленные водоемы могут находиться в частной собственности. По его словам, это может открыть дорогу неуправляемому переходу водных объектов из муниципальной в частную собственность.