Администрация Архангельской области выполнила все принятые на себя обязательства, таков, по сообщению департамента информации обладминистрации, главный итог 2005 года.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе администрации, годовой план по собственным доходам выполнен с опережением - за 11 месяцев. Значительно увеличились отчисления по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц. В 2005 году обеспечено повышение и своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Удалось погасить многие долги прошлых лет, в том числе: по детским пособиям за 1997-1999 годы, по льготам сельским специалистам за 2003-2004 годы (132 млн. руб.), по книгоиздательской продукции педагогам (11 млн. руб.).

В департаменте информации отметили также, что монетизация льгот увеличила расходы областного бюджета в 1,6 раза. Плюс к этому на областной бюджет были переданы 50 учреждений начального и среднего профессионального образования, 100 муниципальных учреждений социальной сферы, обязательное медицинское страхование неработающего населения, выплаты пособий гражданам, имеющим детей, реализации социальных льгот ветеранам, труженикам тыла и лицам, пострадавшим от политических репрессий.

По информации обладминистрации, экономика региона в 2005 году развивалась, показывая неплохие результаты. По предварительной оценке, инвестиции в основной капитал возрастут на 11% и составят 19 млрд. руб. Грузооборот предприятий транспорта возрастёт на 8% и составит 54,4 млрд. т/км, объём услуг связи - на 7% (2,5 млрд. руб.). На потребительском рынке оборот розничной торговли увеличится на 12%, платных услуг населению - на 9%. Среднемесячная зарплата в области превысит уровень 2004 года на 24,5% и достигнет 8997 рублей. Численность официально зарегистрированных безработных сократится на 23% и составит 15 тыс. человек.

Впервые за 15 лет в области началось строительство социального жилья. На эти цели из областного бюджета было выделено порядка 134 млн. руб., что в 5 раз больше, чем в 2004 году. На сегодня проектируется 17 и строится 13 жилых домов в Онеге, Котласе, Северодвинске, Архангельске, Верхнетоемском, Онежском, Коношском, Устьянском и Холмогорском районах. За 10 месяцев 2005 года в области введено в эксплуатацию 65 тыс. кв. м жилья, что в 1,5 раза превышает уровень 2004 года.

В 2006 году намечено направить из областного бюджета на строительство социального жилья до 228 млн. руб. (рост 1,7 раза к уровню 2005 года). Проанализированы все поступившие от муниципальных образований заявки. Запланировано выделить 13 млн. руб. на проектирование.

В 2005 году администрация разработала программу "Развитие жилищного строительства в Архангельской области на 2005-2008 годы". Она позволит значительно активизировать жилищное строительство на территории области. На эти цели в ней запланировано выделение порядка 540 млн. руб. из бюджетов всех уровней и 2,3 млрд. руб.привлечённых средств.

Через Архангельский морской порт за 11 месяцев 2005 года прошло 6 млн. тонн грузов (для сравнения: за весь 2004-й - 5,5 млн.). Большие надежды порта связаны с увеличением контейнерных перевозок (прирост объёмов таких грузов на экспортно-импортном направлении составил в 2005-м 15% к прошлому году). Другим перспективным направлением является перевалка экспортных углей, объёмы которой за 2005 год, благодаря применению понижающего коэффициента, должны составить порядка 200 тысяч тонн.

Динамично развивалась в 2005 году и машиностроительная отрасль, доля которой в областной промышленности составляет 33% (рост по машиностроению - 5%). Заметно увеличивались объёмы гособоронзаказа, активизировалось международное сотрудничество по утилизации атомных подводных лодок. Расширяется военно-техническое сотрудничество с Индием и Китаем. Увеличивается производство продукции гражданского назначения.

Из событий политического масштаба, состоявшихся в 2005 году, важнейшими для области стали выборы в органы местного самоуправления, успешно проведённые в сентябре при явке почти в 40 процентов и низком уровне протестного голосования. С нового года начнут работу все 202 представительных органа и 202 руководителя поселений.