Общественная палата РФ против создания бюрократической машины контроля над гражданским обществом

Москва, 26 декабря 2005, 16:50 — REGNUM  Как ранее сообщалось 23 декабря завершено формирование Общественной палаты Российской Федерации. В тот же день, когда в состав ОП вошли последние 42 члена, представляющие региональные общественные организации, на заседании палаты было принято очередное заявление, касающееся изменения законодательства в области регулирования деятельности общественных и некоммерческих орагнизаций в России. Приводим полный текст этого заявления:

"Члены Общественной палаты Российской Федерации принимают активное участие в работе над законопроектом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", предполагающем существенные изменения условий деятельность общественных объединение и некоммерческих организаций, распложенных на территории России. Нормы и положения, предлагаемые этим законопроектом, напрямую затрагивают проблему существования и развития в России институтов гражданского общества. Поэтому положения законопроекта вызывают огромный интерес и обеспокоенность представителей общественных и некоммерческих организаций, экспертов, органов государственной власти.

Мы высоко оцениваем ту работу, которая проделана депутатами Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации по заключению Президента Российской Федерации В.В. Путина с целью приведения законопроекта в соответствие с многочисленными замечаниями, включая и замечания, высказанные членами Общественной палаты Российской Федерации. В результате, в новой редакции законопроекта были учтены многие предложения, действительно, отвечающие запросам современной общественной жизни страны. Более того, ко второму чтению фактически изменилась сама концепция законопроекта.

Однако даже в новой, значительно улучшенной редакции законопроект содержит ряд недостатков. Некоторые его положения фактически приведут к созданию новой мощной бюрократической машины. Законопроект содержит положения о ежегодных проверках общественных объединений и некоммерческих организаций вновь создаваемым контрольным органом. В соответствии с положениями законопроекта, эти организации обязаны предоставлять все сведения о своей деятельности не по специальному запросу, а в обязательном и регулярном порядке. При этом контрольный орган не будет ограничиваться контролем за некоторыми особыми аспектами деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций, важными с точки зрения обеспечения безопасности страны, но будет проверять соответствие расходуемых средств этих объединений и организаций их уставным целям в целом.

В результате, основной функцией главного контролирующего ведомства станет выявление оснований для ликвидации или приостановления деятельности общественных организаций, а основной формой отчетности, оправдывающей существование новой бюрократической машины, станет количество ликвидированных общественных объединений и некоммерческих организаций.

В то же время, наряду с вновь создаваемой бюрократической машиной, сохраняется и контроль за общественными объединениями и некоммерческими организациями со стороны множества других органов государственной власти.

Обращает на себя внимание, что, согласно тексту законопроекта, ряд вводимых ограничений не распространяется на те объединения и организации, учредителями которых являются государственные органы и / или муниципалитеты.

Кроме того, согласно букве предложенного законопроекта, как раз те общественные объединения и некоммерческие организации, среди учредителей которых есть государственные органы других стран, получают право нарушать все то, что законопроект запрещает собственно российским объединениям и организациям.

Также, представляются сомнительными описания некоторых действий, признаваемых законопроектом в качестве оснований для отказа от регистрации и для начала процедуры ликвидации общественного объединения или некоммерческой организации. Наиболее яркой из них можно считать "угрозу национальной самобытности Российской Федерации". Совершенно невозможно сформулировать для названного деяния ясные и однозначные критерии, позволяющие принять юридически обоснованное решении о признании нарушения той или иной организацией указанной нормы.

Мы, члены Общественной палаты Российской Федерации, с удовлетворением отмечаем, что наше Обращение от 3 декабря 2005 года не осталось без внимания Президента России, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и других органов власти. В результате нашего Обращения начался конструктивный диалог власти с обществом, в котором приняли участие представители рабочей группы, созданной членами Общественной платы 13 декабря 2005 года. Мы готовы и дальше продолжать начавшийся диалог.

В сложившихся условиях очень многое зависит от содержания подзаконных нормативно-правовых актов правительства Российской Федерации и начала правоприменительной практики. Члены Общественной палаты считают необходимым участие Общественной палаты в формировании этих документов, а также в мониторинге правоприменительной практики и разработке предложений по коренной переработке законодательства в этой области".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.