Противники российско-германского газопровода "ищут новые страшилки": Эстония за неделю

Рига, 23 декабря 2005, 23:06 — REGNUM  

Политика. Общество. Экономика. Россия и Эстония. Русские в Эстонии.

Политика. Общество

Правительство: новый год будет еще лучше. Правящий в стране тройственный союз Партии реформ, Центристской партии и "Народного союза" считает, что уходящий год был очень хорошим, а 2006-й будет еще лучше. И лидер Партии реформ, премьер-министр Андрус Ансип, и один из руководителей Центристской партии, министр экономики Эдгар Сависаар, и глава "Народного союза", министр окружающей среды Виллу Рейльян на состоявшемся в четверг, 22 декабря, в Доме Стенбока (Дом правительства) торжественной предновогодней пресс-конференции выразили удовлетворение уходящим годом. "Уходящий год был для Эстонии очень хорошим, это первый целый год, когда Эстония является членом Европейского союза", - сказал Ансип. Премьер отметил, что экономика Эстонии растет очень быстро, в то же время уменьшается безработица, срок выплаты родительской зарплаты увеличивается. Ансип указал также на уменьшение налогов, вследствие чего у людей на руках остается больше денег. "В Европейском союзе мы со своим отличным экономическим положением являемся своего рода исключением, - добавил Ансип. - Я хочу подчеркнуть, что мы можем наслаждаться хорошим состоянием своей экономики благодаря тому, что мы в Европейском союзе. Это был чрезвычайно хороший год, следующий будет еще лучше". Эдгар Сависаар поддержал оптимизм премьер-министра и добавил, что исследования общественного мнения показывают, что народ доволен работой правительства. По его словам, это демонстрирует и то обстоятельство, что все три правящих партии на состоявшихся осенью выборах в местные органы власти подтвердили свой мандат. "Вне всякого сомнения, это имеет большое значение для политики в Эстонии - я не имею в виду сиюминутную политику". В качестве заслуг правительства Сависаар назвал рост пенсий и введение бесплатных школьных обедов до 9 класса. Также, по его мнению, можно быть довольными подвижками в области профессионального образования. Председатель "Народного союза" Виллу Рейльян поддержал мнение коллег. "Хороших результатов удалось добиться в результате слаженной совместной работы. Я был в пяти правительствах. Эту работу, действительно, можно оценить как очень хорошую". Рейльян указал на заключенные министром по делам регионов договоры с самоуправлениями, которые помогут укрепить бюджеты последних. Радует Рейльяна также усиление гражданского общества. "В сельском хозяйстве появились явные признаки прогресса. Вера в справедливое мироустройство начинает возвращаться и в деревни, хотя это всегда требует много времени". Как министр окружающей среды, Рейльян указал за введение налогов на охрану природы и успешное внедрение залоговой платы за тару. По словам министра, то, что до 80% пластиковой и 40% металлической тары снова идет в оборот, можно оценивать не иначе как позитивно. "Металлической можно было бы возвращать и больше, если бы финны не везли ее через залив на родину". (DELFI)

Переговоры о бюджете ЕС завершились успешно. По мнению премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа, достигнутое соглашение по бюджету ЕС выгодно для Эстонии. Однако система в целом еще нуждается в реформах.

Европейские лидеры достигли соглашения по вопросу бюджета Евросоюза на следующие семь лет. Переговоры продолжались почти два года. Бюджет на семь лет позволит избежать ежегодных баталий и приведет к хорошо продуманному планированию инвестиций. Размер субсидий новым государствам ЕС постоянно растет. Переговоры закончились для Эстонии успешно. Эстонии удалось доказать, что она и некоторые другие государства развиваются гораздо быстрее запланированных 4,1 процента в год, и получить из структурных фондов дополнительно 3 миллиарда крон. За 2007-2013 гг. Эстония получит из бюджета ЕС более 70 миллиардов крон, которые будут использованы для поддержания быстрого развития страны. Приблизительно 15 миллиардов выделены на развитие сельского хозяйства, рыболовства и сельской жизни. Остальные деньги уйдут на поддержку научной деятельности, образования, культуры, погранохраны и т.д. За каждую крону, которую Эстония отдает в бюджет ЕС, она получит пять-шесть крон. Максимальный размер финансирования проектов со стороны ЕС увеличился с 80 до 85 процентов. К стоимости европейских проектов не будет добавляться налог с оборота.

Самое слабое место бюджета - его некоторая неясность и непрозрачность. До сих пор главной статьей расхода остается единая сельскохозяйственная политика, что не очень отвечает рыночным реалиям, пишет "Постимеэс".

Побывавший 19 декабря с однодневным визитом в Таллине министр иностранных дел Финляндии Туомиоя сказал: "Мы очень, очень довольны, что вопрос о бюджете ЕС не будет на повестке дня во время нашего председательства. Достигнутое соглашение о бюджете ЕС является важным для всех нас". ("Постимеэс")

Полевели и поправели. За прошедший год партийную принадлежность сменили девять депутатов парламента Эстонии. Смена партийной принадлежности принесла по три дополнительных голоса входящим в правящую коалицию "Народному союзу" и Партии реформ, а также оппозиционной Социал-демократической партии.

Первым партию в начале года сменил депутат Тоомас Алаталу, выйдя из Центристской партии и присоединившись к "Народному союзу". Соответственно в мае и ноябре ряды центристов покинули и в "Народный союз" вошли Роберт Лепиксон и Яанус Марранди. В Партию реформ осенью перешли вышедшие из Res Publica депутаты Тармо Лейнатамм и Яанус Рахумяги. Реформистом стал и вышедший ранее из Центристской партии Харри Ыунапуу. В апреле в Центристскую партию вернулся Олев Лаанъярв, покинувший ряды центристов в прошлом году. В Социал-демократическую партию вошли бывшие центристы Свен Миксер и Пеэтер Крейцберг. В ноябре к ним примкнул Марк Соосаар. ("Молодежь Эстонии", BNS)

С 30 декабря небо над Прибалтикой будут контролировать советские МИГи. 30 декабря уходящего года пройдет официальная церемония передачи воздушного пространства Прибалтийских стран под ответственность Польши. До этого небо над Прибалтикой контролировали ВВС США. Польские военно-воздушные силы будут защищать прибалтийское небо на советских истребителях МИГ-29. А с 1 апреля небо над Прибалтийскими странами будут охранять турецкие летчики. Турецкие военные впервые будут служить в странах Прибалтики не три месяца, как было до сих пор, а четыре - полгода назад принято решение со второго квартала 2006 года удлинить срок миссии "воздушной полиции" НАТО в Прибалтике на один месяц.

Выполнение данной миссии в воздушном пространстве стран Прибалтики началось с 29 марта 2004 года, когда Литва, Латвия и Эстония стали членами НАТО. Ее по принципу ротации выполняли истребители и военнослужащие Бельгии, Дании, Великобритании, Норвегии, Нидерландов, Германии и США. ("Постимеэс")

Эстония хочет, чтобы президентом оставался Рюйтель. 30 процентов жителей Эстонии хотят и впредь видеть на посту президента Арнольда Рюйтеля - с таким показателем он убедительно опережает всех остальных кандидатов. За Рюйтелем следует Тоомас Хендрик Ильвес с 12% и Эдгар Сависаар с 11-процентной поддержкой. На четвертом месте Леннарт Мери (6%), пятое-шестое место делят Сийм Каллас и Тоомас Сави (оба 4%). Таковы результаты последнего исследования Turu-uuringute AS, в котором по всей Эстонии приняли участие 945 человек, пишет "Ээсти Пяевалехт". Тунне Келама поддержали 3% опрошенных, а Эне Эргма, Сийри Овийр, Эри Класа, Яака Йыэрюйта, Пеэтера Тульвисте и Пеэтера Крейцберга хотят видеть в президентском кресле по 2% участников опроса. По одному проценту набрали Андрес Таранд, Неэме Ярви, Рейн Таагепера, Март Сийманн, Марью Лауристин, Вилья Сависаар и Кайдо Кама.

Рюйтель - самый популярный кандидат как среди эстонцев, так и неэстонцев. Рюйтеля поддержали 31% опрошенных эстонцев и 28% неэстонцев. В прежних опросах неэстонцы предпочитали Эдгара Сависаара, который теперь уступил Рюйтелю, набрав 27% голосов неэстонцев, эстонцы же отдали в поддержку Сависаара всего 4% голосов. Среди эстонцев вторым по популярности кандидатом в президенты был Тоомас Хендрик Ильвес, за которым следуют Леннарт Мери, Тоомас Сави и Тунне Келам.

Подписан договор о чеканке эстонских евромонет. 19 декабря президент Банка Эстонии Андрес Липсток и исполнительный директор Монетного двора Финляндии Раймо Макконен подписали договор о чеканке монет. По договору Монетный двор Финляндии (Rahapaja Oy) будет чеканить для Эстонии евромонеты. Согласно договору, Rahapaja отчеканит Эстонии 194 млн. евромонет. Приступить к чеканке можно будет с того момента, как Евросоюз примет Эстонию в еврозону.

Предложение принять участие в конкурсе по чеканке было направлено 15 предприятиям, обладающим соответствующей лицензией: помимо предложившего самую низкую цену финского Rahapaja (Mint of Finland) - фирмам из Австрии, Франции, Германии и Великобритании.

Оформление эстонских евромонет было выбрано по результатам всенародного голосования в конце 2004 года. Во всех восьми работах фигурировали контур границ Эстонии и слово "Eesti". Победил в том конкурсе эскиз художника Лембита Лыхмуса.

Монетный двор Финляндии был основан в 1865 году. Помимо чеканки евромонет для Финляндии предприятие также специализируется на выпуске нумизматической продукции для Швеции и стран Балтийского региона. ("Арипяев")

Эстония раскроет стратегические секреты. С нового года с государственного стратегического запаса снимут покров тайны и переименуют его в оперативный запас. По словам Райне Ээнма, директора бюро по урегулированию кризисов МВД, поправки были внесены по необходимости. Если до сих пор можно было предполагать и строить догадки по поводу того, насколько велик стратегический запас государства, то с нового года вся информация будет открыта, и каждое министерство будет решать, сколько и какие запасы будут находиться в их распоряжении. Запасы каждое министерство будет пополнять за счет своего бюджета, а их стоимость и количество будут при этом открыты. "Каждое министерство само должно решать, какие и в каком количестве запасы ему необходимы, таким образом, централизованного управления запасами больше не будет. Каждый человек сам должен решать, что и для чего ему нужно", - пояснил Ээнма. Роль МВД будет заключаться в том, чтобы получить обзор запасов всех министерств и унифицировать их планирование, чтобы не возникло конкурса на ресурсы, излишков запасов и накопления ради накопления. В настоящее время МВД составляет такой обзор, через неделю должно выясниться, у кого сколько запасов. 8 февраля обзор поступит в кризисную комиссию правительства, где планируемому оперативному запасу дадут первую оценку. ("Арипяев", DELFI)

Среди молодежи растет число еврооптимистов. Результаты превзошли даже самые смелые прогнозы. Социологи отметили, что в общей сложности 63% молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет отметили, что присоединение их страны к Евросоюзу является весьма положительным фактором. Более 50% молодых людей утверждали, что в их глазах ЕС обладает весьма привлекательным образом. Судя по результатам исследований, молодежь куда более оптимистична в отношении различных изменений и новшеств, куда более верит в перспективы европейского единства. Особенно молодые люди, в том числе и в Эстонии, выражали удовлетворение тем, что у молодых людей появилось куда больше возможностей для путешествий, учебы и трудоустройства после вступления их страны в ЕС. Опрос проводился в 25 странах, среди опрошенных были и люди из 5 государств, которые только планируют присоединиться к ЕС, где уровень надежд, связанных с объединенной Европой, еще выше, чем в целом по союзу. Выяснилось также, что молодые жители из государств со стажем членства в ЕС относятся более спокойно к различным опасностям, например, таким как риск распространения международной преступности и наркотиков. Молодые люди в этих странах отрицают мнение о том, что рост преступности связан с приемом в ЕС новых членов. В целом же опрос полностью опроверг весьма распространенное среди европессимистов мнение, что молодежь разочарована в идее европейского единства, и отметил рост среди молодых людей числа еврооптимистов, несмотря на все европейские противоречия. Теперь зрелым политикам важно этот оптимизм не убить своими бесконечными распрями и склоками, считает ПБК.

Сависаару вручили латвийский орден. Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга наградила министра экономики Эстонии Эдгара Сависаара латвийским Орденом трех звезд II класса, орден передал президент Эстонии Арнольд Рюйтель.

Три звезды ордена символизируют историю Латвии. Сам орден был учрежден в 1924 году в память о возникновении Латвийской республики 18 ноября 1918 года. Из эстонцев кавалерами латвийского ордена становились генерал Йохан Лайдонер, композитор Вельо Тормис и президент Рюйтель. (DELFI)

Типичный эстонский безработный - женщина в расцвете лет. Из опроса, проведенного на эстонских биржах труда, выяснилось, что больше всего свободных рабочих мест сейчас в строительстве и сфере торговли и обслуживания. По состоянию на 1 декабря на бирже труда в качестве безработных значились 22 590 человек. Помимо Ида-Вирумаа, уровень безработицы остается высоким в Валгамаа, наименьшая нехватка рабочих мест отмечается в Пярнуском уезде, пишет "Ээсти Пяевалехт".

Типичный эстонский безработный - женщина самого трудоспособного возраста, как правило, со средним образованием и маленькими детьми. "Частично причина заключается в том, что многие мужчины не хотят регистрироваться в качестве безработных", - считает исполняющая обязанности директора таллинской биржи труда Кай Котка.

В ноябре при помощи биржи труда искал работу 25 601 безработный. Из них 3357 были зарегистрированы в качестве новых безработных. Это на 28% меньше, чем в ноябре прошлого года, и на 2,7% меньше, чем в прошлом месяце.

"Тренд по рождаемости у нас хороший". Статистика народонаселения ведет себя в Эстонии так же, как и государство с народом, пишет "Ээсти Пяевалехт", - одной рукой даем, другой рукой отбираем. Рождаемость в Эстонии в этом году рекордно высокая. На свет появилось на триста детей больше, чем в прошлом. И на тысячу больше, чем в позапрошлом. Это хорошо. Но умирает все равно больше, и это плохо. При такой тенденции через сорок лет в Эстонии будет жить от силы миллион человек. Тем не менее политик от поэзии министр по делам народонаселения Пайль-Эрик Руммо (поэт) в будущее смотрит с оптимизмом. Употребляя модное слово "тренд", он говорит, что тренд по рождаемости у нас хороший, пишет газета. Демографы же говорят, что для прироста населения на одну женщину должно приходиться 2.1 ребенка. А в Эстонии только 1,5.

Количество самоубийств снижается. В Эстонии в прошлом году самоубийство совершили 323 человека - 264 мужчины и 59 женщин, сообщает Департамент статистики. Отмечается, что в последние годы число самоубийств в стране снижается. В 2003 году добровольно ушли из жизни 342 человека - 276 мужчин и 66 женщин. В 2002 году самоубийство совершил 371 человек, в 2001-м - 401, в 2000-м - 377. (BNS)

Однополые браки - разрешить или запретить? Эстония должна определиться - разрешить или запретить гомосексуальные браки. На фоне того, что в мире все больше стран дают добро однополым бракам, Эстония тоже должна сделать свой выбор. По мнению Министерства социальных дел, в обществе необходимо провести дебаты об узаконивании прав гомосексуальных пар. Минсоцдел призывает к обсуждению этой темы все заинтересованные группы ученых и в первую очередь демографов. Нынешняя версия закона о семье, подготовленного под руководством министра юстиции Рейна Ланга, основана на консервативной точке зрения, уже в первой статье его значится, что "брак заключается между мужчиной и женщиной".

Летом этого года гомосексуальные браки узаконила католическая Испания. Недавно в Великобритании вступил в силу закон, разрешающий гомосексуалистам официально вступать в брак. Иным путем пошла Латвия, где сейм утвердил поправку к закону, запрещающую гомосексуалистам официально регистрировать брак. ("Ээсти Пяевалехт")

Рождественское угощение для бездомных. На Рождество эстонская столица организует праздничный ужин для всех обитателей ночлежек, сообщила пресс-служба мэрии Таллина. "Сострадание и забота должны быть присущи каждому человеку, - цитирует DELFI вице-мэра Мерике Мартинсон. - Большую помощь попавшим в беду оказывают таллинские церковные приходы, особенно община церкви Олевисте". Уже пять лет таллинский департамент социального попечительства и здравоохранения организует приготовление и доставку в приюты для бездомных рождественских блюд. В этом году это будет рождественское жаркое, которое разошлют в термосах. В ужин входит кровяная колбаса с бруснично-яблочным салатом, картофелем и капустой. Заказано 222 порции.

Сейчас в таллинских приютах 214 мест. Здесь бездомным предоставляют кров, а также консультацию, помощь в оформлении документов, в поисках работы, съемного жилья, направляют на флюорографию, в комиссию по инвалидности, в отделы социального попечительства по месту регистрации. Только что открылся новый социальный дом в Пыхья-Таллине, куда к Рождеству переедут первые девять семей.

Финские секс-туристы могут переполнить бордели Эстонии. В Финляндии покупка секса объявлена уголовным преступлением, и поэтому, как убеждены эстонские специалисты, в ближайшее время секс-туристы из соседних северных стран проявят еще больший интерес к Эстонии. Министр юстиции Рейн Ланг сказал информационному агентству STT, что криминализация покупки секса в Финляндии непременно окажет воздействие и на Эстонию. При этом он добавил, что у Эстонии нет сведений, сколько финских туристов посещают Эстонию ради покупки секса. Ланг сказал, что в настоящее время у Эстонии нет планов менять соответствующее законодательство. По его словам, было бы хорошо, если бы Финляндия, Швеция и Эстония сотрудничали в деле разработки законодательства, регулирующего покупку секса. В то же время член Рийгикогу реформист Игорь Грязин считает, что если предложение услуги не является уголовным преступлением, то и покупка услуги не может быть уголовным преступлением. "В случае покупки любых услуг - в том числе парикмахера и маникюрши, если речь идет о проявлении свободного желания, нельзя криминализировать ни предложение услуги, ни ее покупку, - сказал Грязин. - Криминализировать нужно все остальные связанные с проституцией дела". Бывший министр социальных дел Марко Померантс сказал, что если в Финляндии покупка секса станет опасным делом, то это направит большую часть финских мужчин на корабли до Таллина, и добавил: "И перспектива стать страной секс-туризма тоже глупа". В настоящее время в Эстонии законом наказывается сутенерство. Продажу и покупку секса закон в принципе не затрагивает. ("Постимеэс")

Экономика

Госбюджет исполнен на 100%. Министерство финансов Эстонии сообщило, что к 22 декабря из запланированных налоговых поступлений в бюджет поступило 100%. Вместе с дополнительным бюджетом на этот год было запланировано 44,7 миллиарда крон налоговых поступлений. В течение всего года налоги поступали в объёме больше запланированного. Благодаря этому парламент смог принять в октябре дополнительный бюджет в размере 2,1 млрд. крон. Наибольший рост был в этом году отмечен в поступлениях социального налога и налога с оборота (НСО).

Генеральный директор Налогово-таможенного департамента Айвар Рехе сказал, что, прежде всего, хочет поблагодарить за хорошие поступления налогов всех налогоплательщиков. Он добавил, что, без сомнения, такое хорошее поступление налогов стало приятным сюрпризом. ("Арипяев")

Покупательская способность населения растет. Согласно недавнему исследованию Eurostat, покупательская способность в Эстонии оставляет 51% от европейской, год назад этот показатель составлял 48%. Наименьшая покупательская способность в Европе у жителей Латвии: всего 43% от средней по Европе.

Глава эстонского института конъюнктуры Марье Йозинг сказала, что причина успеха Эстонии заключается в том, что и средняя зарплата, и социальные пособия в ЭР выше, чем в Латвии и Литве. По сравнению с развитыми европейскими странами, по словам Йозинг, покупательская способность жителей Эстонии почти в два раза ниже. "У стран Балтии в случае успешного развития уйдет 15-20 лет, чтобы достичь среднего уровня жизни по Евросоюзу", - добавила она.

Покупательская способность: Люксембург - 227%, Ирландия - 138%, Дания - 122%, Словения - 79%, Чехия - 71%, Эстония - 51%, Литва - 48%, Латвия - 43%. Процент высчитывается по показателю уровня ВВП на душу населения в сравнении со средним показателем по Евросоюзу. ("Постимеэс")

Индекс цен производителя в ноябре не изменился. Индекс цен производителя промышленной продукции в ноябре не изменился по сравнению с октябрем, а по сравнению с ноябрем прошлого года вырос на 2%. На индекс цен производителя в ноябре по сравнению с октябрем повлияли рост цен в деревообрабатывающей промышленности и снижение цен в производстве продуктов питания и напитков. Индекс экспортных цен вырос в ноябре по сравнению с октябрем на 0,1% и по сравнению с ноябрем 2004 года - на 2,5%. Индекс импортных цен вырос в ноябре по сравнению с октябрем на 0,4% и по сравнению с ноябрем 2004 года - на 4,3%. ("Арипяев")

Минимальная заработная плата поднялась до 3000 крон. В Эстонии с нового года размер минимальной заработной платы составит 3000 крон в месяц. К такому соглашению пришли работодатели и профсоюзы. Центральный союз профсоюзов Эстонии (ЦСПЭ) и Центральный союз работодателей Эстонии (ЦСРЭ) подписали соглашение, по которому с нового года размер месячной минимальной зарплаты повысится до 3000 крон, часовой - до 17 крон и 80 сентов. В ходе переговоров профсоюзы и работодатели не ограничивались темой минимальной зарплаты, а пришли к заключению, что нужно сотрудничать и по другим вопросам. ЦСПЭ и ЦСРЭ заключают двусторонние соглашения по минимальной зарплате с 2002 года. (BNS)

BRS планирует продать свой пакет акций Eesti Raudtee. Владеющая 66 процентами акций Eesti Raudtee (Эстонская железная дорога, ЭЖД) фирма Baltic Rail Services (BRS) продает свой пакет. Возможность приобрести его была предложена 18 декабря Таллинскому порту, сообщает "Постимеэс". Государству принадлежит 34% ЭЖД, остальные 66% - частным инвесторам из Эстонии и из-за рубежа, объединенным в компанию BRS. "Наш пятилетний инвестиционный период завершается, - обосновал план продажи один из владельцев Ganiger Invest OÜ; - фирмы-акционера BRS - Гуйдо Саммельсельг. - До сих пор мы были довольны производительностью инвестиции, но теперь решили отказаться от своего участия и передали инвестиционному банку мандат на организацию продажи акций". По утверждению Саммельсельга, продать свои пакеты в BRS планируют и другие совладельцы. Совладелец Ganiger Invest OÜ Юри Кяо сказал, пишут "Деловые ведомости", что Ganiger продаст свою долю, независимо от того, осуществится ли сделка с Таллинским портом: "Наш пятилетний инвестиционный период завершается, и мы надеемся в ближайшее время завершить сделку". По поводу продажи доли акций Таллинскому порту Кяо настроен скептически.

В воскресенье, 18 декабря, председатель совета BRS Эдвард Буркхардт направил Таллинскому порту и его совету сообщение о том, что у порта есть возможность приобрести пакет акций BRS. Акции Таллинского порта полностью принадлежат государству, а управляющим акциями является Министерство экономики и коммуникаций, поэтому министерство приняло решение сформировать комиссию для подготовки предложения правительству. "Первые выводы можно будет получить не ранее начала следующего года", - сказал советник министра Витсур.

Взаимоотношения BRS и Министерства экономики были в последние месяцы чрезвычайно сложными - немало времени идут споры о ценности имущества Eesti Raudtee, до сих пор не утвержден годовой баланс предприятия. Если BRS требует оценить имущество железнодорожной фирмы в шесть миллиардов крон, то, по оценке министерства, его стоимость более чем в два раза ниже.

Председатель правления Tallinna Sadam (Таллинский порт) Айн Кальюранд считает возможное приобретение портом акций Eesti Raudtee естественным шагом. "Таким образом можно было бы сделать транзитный коридор Эстонии конкурентоспособным, - сказал Кальюранд. - Кроме того, у принадлежащей государству железной дороги появилась бы возможность использовать для развития инфраструктуры деньги структурных фондов Евросоюза". По словам Саммельсельга, представители BRS надеются, что государство приобретет предприятие. Хотя заинтересованных в покупке инвесторов хватает, но их имена он назвать не пожелал. По мнению Витсура, государству надо учесть все возможности, риск того, что железная дорога ускользнет под контроль предпринимателей с российскими корнями, велик. В течение последнего года именно такие бизнесмены скупали акции различных действующих в Эстонии транзитных фирм, пишет газета.

Собственность возвращается государству? В 2001 году компания BRS приобрела у государства 66% акций ЭЖД за 1 млрд. крон. Теперь эта доля оценивается в 5-6 млрд. крон. Таким образом, если сегодня речь идёт о 33% акций, чистый ущерб, нанесённый государству приватизацией ЭЖД, может составить 2,5-3 млрд. крон. Летом нынешнего года министр экономики и коммуникаций Эдгар Сависаар грозился экспроприировать ЭЖД под предлогом того, что фирма не выполняет взятых на себя инвестиционных обязательств, а в сентябре, выступая в парламенте, назвал приватизацию ЭЖД крупнейшей должностной халатностью в истории Эстонской Республики, вспоминают "Деловые ведомости". Между тем дорога ветшает и, по мнению специалистов, запаса прочности у нее хватит еще не более чем на 10 лет. На неофициальном уровне идею Сависаара поддерживал и премьер-министр Андрус Ансип.

А DELFI вспомнил, что скандальная приватизация ЭЖД в 2001 году привела за решетку тогдашнего директора Приватизационного агентства Яака Лийвика. А непосредственно руководивших приватизацией Тойво Юргенсона (министра транспорта в 2001 году) и Михкеля Пярноя (тогдашнего министра экономики) просто оставили в покое. Тойво Юргенсон, впрочем, со скандалом покинул пост министра, а Пярноя замарался и при приватизации таллинских общежитий, продав их вместе с жильцами частному владельцу. Лийвика же вслух называли танкистом. К когорте приватизаторов ЭЖД причислялся и тогдашний премьер Март Лаар.

По оценке бывшего члена совета Приватизационного агентства Игнара Фьюка, высказанной им еще в 2002 году, покупка обратно у BRS 66% акций ЭЖД обошлась бы государству не менее чем в 5 млрд. крон. (DELFI)

"Народный союз" требует выкупить железную дорогу. По мнению "Народного союза", государство обязательно должно выкупить свою долю в Eesti Raudtee, сообщила пресс-служба партии. ""Народный союз" всегда был против продажи железной дороги", - заявил председатель партии Виллу Рейльян. "Больше ни у кого не может быть сомнений, что продажа стратегически важной для Эстонии железной дороги была ошибкой. Если мы теперь сами не выкупим ее, железная дорога может попасть в руки тех, для кого неважно благополучное развитие эстонского государства", - предостерегает Рейльян. "Сейчас много говорят о политической ответственности, и мы с интересом ждем, как будут отвечать те, кто в свое время принял неправильное решение", - заявил Рейльян, намекая на правительство "Союза отечества", Партии реформ и Умеренных. (DELFI)

Объёмы грузовых железнодорожных перевозок в ноябре выросли. Объёмы грузовых железнодорожных перевозок компании Eesti Raudtee (Эстонская железная дорога) выросли в ноябре почти на 3,4% в годовом исчислении, до 3,56 млн. тонн. Объем перевозок увеличился и по сравнению с октябрём. Перевозки нефти и нефтепродуктов снизились в ноябре на 7,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года в основном за счёт сырой нефти, перевозки которой за год упали почти в 10 раз. По словам коммерческого директора предприятия Рене Варека, это снижение было частично скомпенсировано ростом перевалки мазута, которая увечилась за год почти на 14%. Объём перевозок каменного угля в ноябре вырос в 2,5 раза по сравнению с ноябрём прошлого года. Перевозки удобрений выросли на 37% до 0,27 млн. тонн. За 11 месяцев текущего года по железной дороге было перевезено всего 40,16 млн. тонн грузов, что на 1,1 млн. тонн больше, чем годом ранее. ("Деловые ведомости")

Правительство приняло решение увеличить акционерный капитал Таллинского порта. Пресс-служба правительства сообщила, что правительство приняло решение увеличить акционерный капитал Tallinna Sadam (Таллинский порт). Правительство поручило министру экономики и коммуникаций Эдгару Сависаару принять решение на общем собрании акционеров Tallinna Sadam об увеличении акционерного капитала предприятия до 2 750 000 010 крон путём выпуска одной акции номиналом 10 крон, на которую подпишется Эстонская Республика. Компании Tallinna Sadam будут переданы принадлежащие государству земельные участки в селении Уускюла в волости Йыелахтме в Харьюмаа. Речь идёт о территории, первоначально расположенной в море, ценность которой значительно повысилась благодаря инвестициям Tallinna Sadam. ("Деловые ведомости")

Компания Spacecom перевезла в ноябре почти 339 тыс. тонн нефтепродуктов. Компания Spacecom перевезла по железной дороге в ноябре почти 339 тыс. тонн нефтепродуктов, по сравнению с 231 тыс. тонн в октябре. В октябре Spacecom перевозил нефтепродукты только в направлении из Пскова на терминал E.O.S., объем перевозок составил 338603 тонн. Объем перевозок Spacecom в сентябре понизился до 200 000 т. по сравнению в перевозившимися ранее 500 000 т в месяц. Это произошло в основном из-за снижения поставок, что было вызвано ситуацией на рынке. Из-за высоких таможенных сборов поставщики заинтересованы в поставках переработанной нефти, поскольку перевозки сырой нефти обходятся дороже. Начавший железнодорожные перевозки в июле прошлого года Spacecom по итогам прошлого года перевез в общей сложности 2,4 млн. тонн грузов. В этом году по итогам 10 месяцев перевезено в общей сложности почти 4,2 млн. тонн нефтепродуктов. ("Деловые ведомости")

Реконструкция Таллинского аэропорта встанет в миллиард крон. Фонд Европейского союза выделил Таллинскому аэропорту 380 млн. крон на расширение терминала и 320 млн. - на починку взлетно-посадочной полосы. Эстония должна добавить к выделенным средствам еще 190 млн. В результате работ северная и южная часть терминала удлинятся на 18 метров; будет выстроена галерея, объединяющая все входы, длина ее составит 200 м, ширина - 27. Будут построены отдельные залы ожидания для летящих в ЕС и Шенгенскую зону и для тех, кто летит за границу ЕС. Будет существенно обновлена система безопасности. ("Ээсти Пяевалехт")

Tallink закажет еще одно судно. Эстонская судоходная компания Tallink Grupp решила воспользоваться вытекающим из договора на строящееся сейчас судно Galaxy правом опциона и заказать еще одно судно. В субботу, 17 декабря, Tallink подписал с финской судостроительной верфью Aker Finnyards договор на постройку однотипного с Galaxy судна к лету 2008 года. Стоимость нового судна, которое сможет развивать скорость до 24,5 узла, составит 165 млн. евро, из которых 20% будет выплачено верфи в ходе постройки и 80% - при передаче судна. Первая часть оплаты будет произведена из собственных средств, а вторая - с помощью долгосрочного кредита. Строящееся сейчас судно Galaxy будет готово весной 2006 года. ("Деловые ведомости")

Новая контейнерная линия. Международная компания Nordicon, специализирующаяся на морских контейнерных перевозках, открыла новую линию по доставке контейнеров с неполной загрузкой Шанхай-Таллин. В Эстонии Nordicon представляет Chr Jensen Eesti AS. По словам руководителя отдела продаж фирмы Антона Овсянкина, открытие прямой линии приведёт к сокращению сроков доставки и снижению ее стоимости. Из Шанхая судно будет отправляться раз в неделю, расчётное транзитное время составляет 36 дней.

Компания Nordicon была основана в 2002 году и осуществляет экспортные и импортные перевозки в 750 пунктов мира, офисы компании имеются на всех континентах. ("Деловые ведомости")

Заявки на получение помощи для перепрофилирования рыболовных судов будут пересмотрены. Европейская комиссия сообщила, что заявки на получение помощи для перепрофилирования рыболовных судов будут пересмотрены. Европейская комиссия ожидает от Эстонии информации о распределении европейской помощи, предусмотренной для регулирования мощностей рыболовного флота.

В Эстонии распределение этих пособий вызвало недовольство в связи с тем, что те судовладельцы, которые переделывают свои суда в учебные или научные, оказались в привилегированном положении, а те, кто утилизируют старые суда, денег не получают. Тогда как целью принимаемых мер является ликвидация как можно большего количества рыболовных судов. ("Арипяев")

Россия и Эстония. Русские в Эстонии

При нынешнем составе эстонского парламента подписание пограничных договоров невозможно. Будущее эстонско-российских пограничных договоров пока неизвестно, поскольку Россия не считает возможным их обсуждение при нынешнем составе Рийгикогу (парламент Эстонии). Так дали 21 декабря понять в Москве членам комиссии Европарламента по иностранным делам, пишет "Постимеэс".

Российская политика в отношении Прибалтики противоречива, сказал председатель Европарламента по иностранным делам немец Эльмар Брок (консерватор) и вице-председатель, эстонец Тоомас Хендрик Ильвес (социал-демократ) после однодневного визита в Москву.

У председателя комиссии Госдумы по иностранным делам Константина Косачева ответ на вопрос об эстонско-российских пограничных договорах был наготове. "Он предложил: Таллин и Москва должны открыть пограничные договоры (подписанные 18 мая), добавить в них предложение о том, что речь идет о технических договорах, которые вступают в силу с момента ратификации, затем ратифицировать их без политических дополнений, и все сохранят свое лицо; чтобы такой сценарий прошел, он попросил поддержки Европарламента", - рассказал Ильвес о встрече в Москве.

Несколько ключевых эстонских политиков, комментировавших в частном порядке предложение Косачева, сочли это нереальным. Такую же точку зрения выразил и встретившийся с Броком и Ильвесом специальный представитель Путина по делам Евросоюза Сергей Ястржембский. "Он сказал, что при нынешней национальной элите подписание пограничных договоров невозможно, и до новых выборов в эстонский парламент ничего не произойдет", - сообщил Ильвес.

Подождать с подписанием пограничных договоров порекомендовал на недавней встрече с министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом министр иностранных дел России Сергей Лавров.

"В действиях с Балтийским газопроводом мы должны исходить из реальности". Один из эстонских, реформист Игорь Грязин, в разговоре с "Вестями дня" признал, что Россия вполне способна использовать цену на газ как орудие политического давления. По мнению Грязина, в случае с Украиной так и произошло. Что касается Эстонии, то уже объявленное повышение цен с 80 до 125 долларов за 1000 кубометров депутат считает чисто экономическим шагом. При этом, однако, он признает, что 120 долларов - это куда ниже мировой цены, так что при желании "Газпром" может еще больше поднять для Эстонии цену.

Тем не менее, Грязин и его соратники не намерены отказываться от своей инициативы перемещения водной границы Эстонии и смыкания ее с финской водной границей, чтобы помешать строительству российско-германского газопровода по дну Балтийского моря, и рассчитывают привлечь на свою сторону правительство и парламент Эстонии. "Игра стоит свеч", - говорит Грязин. А вот член внешнеполитической комиссии Рийгикогу Марко Михкельсон считает по-другому. "В своих действиях касательно Балтийского газопровода мы должны исходить из реальности, - сказал он "Вестям дня". - А реальность такова: если даже мы передвинем линию морской границы, газопровод пройдет по территориальным водам Финляндии". Михкельсон не захотел спекулировать на тему о том, может ли активное противостояние российско-германскому проекту спровоцировать "Газпром" на очередное повышение цены на газ для Эстонии. Однако он признал, что ситуация с Украиной демонстрирует готовность России использовать цены на энергоносители в качестве политического оружия.

В Eesti Gaas (эстонский газовый концерн) не разделяют опасений политиков. "Вестям дня" сообщили, что эта фирма связана с "Газпромом" договором, который не предусматривает повышения цены на газ для Эстонии в течение следующего года. "Эстония - это одно государство, Украина - другое, поэтому в данном случае проводить какие-либо параллели некорректно", - отметили в Eesti Gaas, добавив, что цены для мелких потребителей в Эстонии, например, для жилых квартир, на год уже определены и они не повысятся, а с крупными потребителями сейчас идут переговоры.

"Где идти газопроводу, решают инвесторы". Поскольку напугать Европу газовой зависимостью о России не получается, пишут "Вести", "четверка" противников его строительства (Польша и Прибалтийские республики) ищет новые страшилки. В частности, балтийские политики вспомнили подзабытую историю о затопленном на дне Балтийского моря после Второй мировой войны химическом оружии, на которое могут нарваться строители газопровода. Во Всемирном фонде дикой природы утверждают, что проблема затопленного химоружия существует совершенно независимо от газопровода. Более того, в фонде считают, что проводить газопровод по дну моря куда более экологически безопасно, чем по суше.

Тем не менее, противники газопровода успокаиваться, похоже, не собираются. Когда "Газпром" объявил о намерении поднять цены на газ для бывших стран социалистического блока, в Эстонии это было воспринято хоть и без радости, но достаточно спокойно. Свою роль в этом сыграло и поведение крупнейшего эстонского поставщика газа Eesti Gaas, который поспешил объяснить решение "Газпрома" чисто экономическими причинами, напомнив, что до сего времени Эстония закупала российский газ по цене почти в три раза ниже мировой. Политики и пресса покорно "скушали" эти доводы, даже не вспомнив, что основными владельцами Eesti Gaas являются российский "Газпром" и германский Rurhgaz.

Реализуемый ныне германо-российский проект строительства газопровода по дну Балтийского моря является исключительно выбором инвесторов: желающих вложить деньги в другие проекты не нашлось. Об этом сообщил комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс (Латвия). "Где идти газопроводу, без сомнения, решают инвесторы, - пояснил Пиебалгс. - В 2003 году было принято решение, что поставки газа из России в Евросоюз - это приоритетное направление. Обозначили и три возможных пути: "Ямал-2", то есть через Белоруссию и Польшу; далее то, что мы называем "Дзинтарс": через страны Прибалтики; и третий - по дну Балтийского моря. Единственный вариант, к которому пока проявили интерес инвесторы, это по дну Балтийского моря. Заинтересованных вкладывать деньги в другие варианты не нашлось".

Активная позиция Польши в вопросе о российско-европейском газопроводе вполне объяснима. Совсем недавно Европейская комиссия отказалась одобрить предложенный этой страной проект газопровода "Амбер", который предусматривал транзит российского газа через Польшу, Украину, Латвию и Литву. Как известно, за транзит нужно платить - например, на Украине, через которую сегодня осуществляются поставки российского газа в Европу, оседает 13 центов с каждого газового доллара. По прогнозам, оборот Балтийского газопровода в первый же год его эксплуатации составит до 4 млрд. долларов. Это означает, что владельцы газопровода сэкономят на транзите 520 млн. американских денежных единиц.

За такие прибыли стоит побороться, пишет газета. Что и делают сегодня лишенные газовой трубы государства. Правда, если волнение Польши, Литвы и Латвии можно понять, то трепыхания эстонских политиков вызывают некоторое недоумение - ведь тянуть газопровод через Эстонию не планировалось ни при каком раскладе, так что считать неполученную прибыль нам вроде бы не с чего, уверены "Вести".

Вопрос о присоединении Финляндии к газопроводу может снова появится в повестке дня. На состоявшейся 19 декабря совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом финский министр иностранных дел Эркки Туомиоя сообщил, что Финляндия следит за проектом газопровода очень пристально. В будущем Финляндия будет нуждаться в большем количестве природного газа, и вопрос о присоединении Финляндии к Северо-Европейскому газопроводу может, по словам министра иностранных дел Финляндии, снова встать на повестку дня. "Независимо от того, как будет развиваться этот проект, мы заинтересованы в том, чтобы неустойчивое равновесие природной среды Балтийского моря ни в коем случае не было нарушено проектом газопровода", - сказал Туомиоя. И Туомиоя, и Паэт заверили, что Министерство иностранных дел Германии обещало привлечь Прибалтийские страны к обсуждению вопросов внешней среды и в дальнейшем больше делиться с ними информацией о проекте газопровода. По словам Паэта, Эстония недовольна тем, что с проектом газопровода не были в достаточной мере ознакомлены ни Эстония, ни другие страны Балтийского моря.

Паэт напомнил, что обсуждавшийся около пяти лет назад финляндско-эстонский проект газопровода Baltic Connector сейчас находится в стадии анализа экономической окупаемости. Туомиоя заявил, что заканчивающийся в 2007 году договор о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, вероятно, будет продлен на основании существующего соглашения. Во время своего начинающегося в июле 2006 года председательства в ЕС Финляндия начнет переговоры о продлении договора как внутри ЕС, так и с Россией. ("Постимеэс")

Визовый договор между ЕС и Россией облегчит передвижение. После вступления в силу договора об упрощении визового режима между Евросоюзом и Россией часто путешествующие люди избавятся от властвующей до сих пор немыслимой бюрократии. Парафированный в середине октября и переводящийся сейчас на 20 языков документ будет подписан, вероятно, в первой половине будущего года. Касающийся предпринимателей, ученых, студентов, водителей-дальнобойщиков, журналистов и многих других договор упростит деловые поездки и для тех тысяч граждан Эстонии, которые, дабы избежать бюрократии с российской стороны, должны были оформлять в каком-нибудь бюро путешествий туристические визы, рискуя за нарушение визовых правил попасть в черный список, пишет "Постимеэс". Неофициально ознакомивший "Постимеэс" с договором об упрощении визового режима дипломат ЕС сказал, что договор, например, поможет университетам Эстонии укрепить связи с Марий Эл. Журналисты же получали бы российскую визу на основании пресс-карты и письма от редакции, без длительного согласования в Министерстве иностранных дел России.

Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт, как и некоторые ведущие политики других государств-членов ЕС, назвал соглашение с Россией об упрощении визового режима и неразрывно связанную с ним договоренность о приеме нелегалов назад полезными и наносящими удар по бюрократии.

Железную дорогу пытаются сбагрить государству, угрожая Россией. Пугать российским медведем, который подомнет под себя весь бизнес в Эстонии, считается хорошим тоном, пишут "Вести дня". Вот и сейчас, когда собственники Эстонской железной дороги (ЭЖД) намерены избавиться от своих акций, немедленно появились спекуляции на русскую тему, мол, если не купит государство, то ЭЖД приберет к рукам некий российский концерн. "Насколько мне известно, ни одна из структур, связанных с концерном "Северсталь", а также фирмой Spacecom, не заинтересованы в покупке Эстонской железной дороги", - сообщил "Вестям дня" глава транзитной фирмы Spacecom Олег Осиновский, добавив, что всякие спекуляции на эту тему очень похожи на мелкий шантаж. Хейдо Витсур, советник Министерства экономики и коммуникаций Эстонии, также уверен, что за спиной держателя акций ЭЖД - фирмы Baltic Rail Service (BRS), реального покупателя нет. "Я считаю, что в данной ситуации властям нельзя опираться на то, что пишут газеты, а только на факты, подтверждающие наличие заинтересованности с российской стороны, а таких фактов у нас нет", - сказал Витсур "Вестям дня". Советник думает, что собственники могут применить тактику своего рода спекулирования на продаже железной дороги россиянам, хотя не берется это утверждать. "Но такой ход министерство должно учитывать", - сказал он. Вероятную причину продажи акций Витсур видит в том, что у владельцев не было долгосрочных планов развития и эксплуатации дороги, они хотели лишь заработать деньги. У советника министерства нет сомнений, что "дорога" должна принадлежать народу.

Вяйно Сарнет, который выступал консультантом при приватизации ЭЖД, считает, что государству нет никакой выгоды выкупать акции. "Страна не получит с этого ничего, - заявил Сарнет. - Лучше контролировать предприятие при помощи налогообложения, а не заниматься ерундой". То же самое поведал "Вестям дня" и Осиновский, который не видит бизнес-потенциала в ЭЖД. "Во время приватизации акции стоили недорого, и их, несомненно, приобрели с краткосрочной перспективой. Сначала продали железной дороге старые американские тепловозы, потом 700 вагонов, которые, видимо, были последним шагом в их бизнесе", - считает предприниматель, которого с ЭЖД связывают не самые теплые отношения.

Русское слово закона. С 1 февраля 2006 года с переводом на русский язык важнейших эстонских законов можно будет ознакомиться бесплатно в интернете. Печатное издание "Правовые акты Эстонии" в конце 2005 года прекращает свою деятельность. С нового года за перевод эстонских законов на русский язык несет ответственность Министерство юстиции. В государственном бюджете на эти цели выделено 300 тысяч крон. Как сообщил "Молодежи Эстонии" пресс-секретарь Минюста, министерство получило предложения от трех частных переводческих фирм, заинтересованных взять на себя перевод законов на русский язык. Победитель конкурса будет объявлен к концу января. Он должен будет доказать министерству способность гарантировать качественный юридический перевод. Кроме того, все переведенные на русский язык законы должны будут получить одобрение Минюста. Министерство юстиции надеется возобновить перевод законов на русский язык с 1 февраля. С переводами можно будет бесплатно познакомиться в интернете при помощи специальной поисковой системы.

Издание "Правовые акты Эстонии", где публиковался русский перевод важнейших законодательных актов государства, выходило с 1993 года. До этого все без исключения эстонские законы публиковались в сборнике "Ведомости Эстонской Республики", выходившем параллельно на эстонском и русском языках, который был наследником аналогичного издания советских времен.

В "Рэдиссоне" будет гулять "Газпром". Менеджеры российской компании решили встретить Новый год в Таллине. По данным "Вестей дня", в этом году новогоднее празднество в таллинском отеле Radisson SAS будет напоминать корпоративную вечеринку: основными гостями там станут представители "Газпрома". Именно для них к 31 декабря закупаются 50 килограммов икры, сотни бутылок шампанского и другие вкусности, которыми одна из самых престижных в Таллине гостиниц намерена побаловать своих гостей.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.