С 1 января 2006 года в России вступает в силу новый федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Аналогичный закон впервые принимается в Ростовской области: его проект вынесен на последнее в этом году заседание Законодательного собрания Ростовской области 27 декабря. В случае принятия на ЗС Ростовской области, закон вступает в действие уже с 1 января 2006 года. Федеральным законодательством регулируется деятельность крупных дистрибуторов алкогольной продукции, таких, например, ростовская компания "Мишель-АЛКО".

Региональное законодательство регламентирует отношения в сфере розничной торговли. В областном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ростовской области". В частности, разграничиваются полномочия областных и муниципальных органов власти в сфере контроля за производством и оборотом алкоголя, впервые вводится декларирование объемов розничной продажи алкоголя, розничная торговля алкоголем разрешается только юрлицам и т.д. На органы местного самоуправления возлагается контроль за соблюдением законности в сфере розничной торговли и за качеством алкоголя. Также муниципалитеты определяют общественные места, где торговля спиртным крепче 15 градусов, запрещена.

В части прав муниципалитетов, в проекте областного закона оговаривается, что органу местного самоуправления могут даваться полномочия в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции с передачей необходимых материальных и финансовых средств. Свое мнение по поводу того, как отразятся нововведения федерального и областного законодательства на развитии алкогольного рынка Ростовской области, в эксклюзивном интервью ИА REGNUM высказал генеральный директор компании "Мишель-АЛКО" Юрий Шалак.

ИА REGNUM: Почему в Ростовской области так долго не было закона, регулирующего местный рынок: федеральный закон о госрегулировании алкопрома был принят еще в 1995 году?

Новый федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", который вступит в силу с 1 января 2006 года, существенно меняет правила функционирования рынка алкогольной продукции. Многие его игроки уже отметили цикличный характер нововведений в алкогольной политике страны. В 1985 году при Горбачеве был установлен "сухой закон". В 90-е годы, когда исчезла госмонополия на водку, отрасль испытывала расцвет, а в 1995 был принят концептуально новый закон, укрепивший рыночные отношения. В начале 2001 изменилась налоговая политика в алкогольной сфере, принципиально новым стало учреждение акцизных складов и введение специальных марок в регионах.

Почему после 1995 года не принималось новых законов в этой сфере? В соответствии с иерархией правовых норм, определяющей приоритет законов, принятых на федеральном уровне, над иными законами того же вида, субъект Федерации, как законодатель, должен придерживаться линии базового закона, не входя с ним в противоречие. Иными словами, на протяжении последних пяти лет основным действующим законом на территории РФ в сфере производства и оборота алкоголя был закон от 1995 года. Его действие регулировалось подзаконными актами в виде постановлений. И, видимо, этого вполне хватало. Очень многие причины заставили поменять концепцию: последние нововведения позволят больше собирать акцизов и выведут из тени многих игроков.

Новый закон был принят, конечно, не без лоббирования интересов крупных производителей, для которых цена вопроса - иметь большую долю рынка.

ИА REGNUM: Контрольные полномочия передаются муниципалитетам, и ответственность, вплоть до штрафов за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, ложиться на их глав. Столь откровенное администрирование послужит ли на пользу алкогольной отрасли?

- На мой взгляд, ответственность всех членов общества вещь необходимая, и, согласно новому законодательству, наш рынок стремится к либерализации, открытости и укрупнению. Кроме того, у производителей исчезает зависимость от акцизных складов и появляется возможность формировать систему продаж, которую они считают наиболее эффективной. Региональные рынки станут более открытыми, не будет административных препонов для проникновения федеральных брендов.

Отмена акцизных складов внесет коррективы в расклад сил среди всех игроков алкогольного рынка, как производителей, так и операторов. Если ранее система акцизных складов помогала региональным властям поддерживать локальных производителей, которые не могли конкурировать с федеральными, то теперь федеральные бренды будут "выдавливать" с полок более слабые торговые марки. (Как правило, к ним относятся группы товара местного производства с небольшими объемами, которые не в состоянии конкурировать с федеральными бюджетами продвижения продукции). Как следствие, у этих производителей будет наблюдаться снижение объемов производства и последующий уход с рынка. Изменения в законодательстве коснутся и розничных операторов рынка.

Во-первых, ужесточаются требования к лицензированию. Повышается стоимость розничной лицензии. Во-вторых, закон запрещает индивидуальным предпринимателям заниматься предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной продукции, что бесспорно, окажет влияние на систему розничной торговли в стране. Кроме того, субъекты РФ имеют теперь право устанавливать минимальную долю уставного капитала и режим работы магазина, торгующего спиртным крепостью более 15%. Помимо лицензирования предусмотрена обязательная полная предоплата поставленной алкогольной продукции. Полномочия региональных властей дополнены правом введения декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установления порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции. Само по себе декларирование носит информативный характер, и для оптовых компаний новшеством не является, мы и ранее подавали декларации о продажи алкогольной продукции.

А вот для новичков я считаю, этот шаг оправданным, хотя и тяжело реализуемым, потому что подразумевает принципиально новое ведение дел: упрощенная система налогообложения не требовала строгой отчетности, ведения баланса и т.д., а именно ее использовали многие индивидуальные предприниматели. Теперь им придется расширять штаты, искать специалистов.

ИА REGNUM: Достаточно ли мер, предлагаемых новым законодательством, для решения проблем алкогольной отрасли? - На региональные власти возложен контроль за исполнением всего комплекса мер, весь вопрос будет ли он надлежащим? Помимо ответственности должны быть и права, например, у тех же муниципалитетов, на которые возложены некоторые полномочия. ( На сегодня они скажем, чисто декларативны - ИА REGNUM ).

Скажем прямо, отрасль сегодня пока не готова ко всем нововведениям. Открытым остается вопрос о формах отчетности. Особую опасность эти положения представляют для сельской местности, где будет велика вероятность исчезновения легальных торговых точек и процветание теневого рынка. Кроме всего, остается множество чисто технических проблем. Ведь до сих пор не приняты ряд постановлений правительства, которые должны определить механизм действия закона: маркировку, функционирование единой учетной системы и т. п.

В первом полугодии 2006 года рынок будет находиться в "подвешенном" состоянии. По истечении времени, конечно, выйдут инструкции и другие нормативные акты, и об изменениях можно будет говорить с большей точностью. Естественно, это произойдет не в один день. Главная задача всех участников рынка своевременно реагировать на меняющуюся обстановку и принимать правильные решения. Поворота назад, я думаю, не будет, Россия готовится к вступлению в ВТО и многие нормативные акты как раз-таки отвечают его требованиям.

Справка ИА REGNUM:

Компания "Мишель-Алко" основана в 1999 году в городе Шахты Ростовской области.

Учредитель - Вадим Ванеев, генеральный директор - Юрий Шалак.

"Мишель-Алко" является дистрибутором алкогольной продукции, работающих на потребительском рынке товаров и услуг Ростовской области. Ассортимент компании насчитывает порядка 4200 наименований продукции, в том числе свыше 600 наименований безалкогольных напитков.

Клиентская база "Мишель-Алко" насчитывает более 3000 клиентов, в числе основные супермаркеты Ростова-на-Дону: METRO, РАМСТОР, ПЕРЕКРЕСТОК. Специально созданное подразделение отдела продаж "HoReCa" обслуживает известные отели, рестораны и кафе области, среди которых: "Don Plaza", "Smirnoff", "Зеленый попугай", "Белая лилия", "Голубое озеро", "Вишневый сад", "Paris", "Абсолют", "Арцах", "Ностальжи", "Гурия", "КДЦ", "Ле Бер Дон", "Ван", "Евразия", "Надежда", кондитерская "Андреевская", кофейня "Континенталь", "Fashion Cafe", "Budha"; клубы "The Real McCoy", "Big Sound", "Titanic", "Подводная лодка", "Небо вокруг", "Атмосфера", "Embargo", "NEO" (г. Таганрог).

Компания "Мишель-Алко" является официальным дистрибьютором продукции российских и иностранных компаний "Веда", ООО "Традиции качества", ОАО "Исток", ООО "Союз-Виктан", ООО ТД "Мягков", ООО "Центроспирт", ООО "СДС", ЛВЗ "Топаз", ООО "Времена Года" ЗАО "Васко Ростов", ЗАО "Руст ИНК", ООО "Казумян", ЗАО "Сварог", ООО "Ротор Хаус", "Gerrus Group", ООО ТД "Дионис-клуб", "Мегапак", "Мастер-Алко".

По итогам 2004 и 2005 годов компания стала лидером по уплате акцизов в бюджеты всех уровней среди аккредитованных акцизных складов Ростова-на-Дону и области, а также заняла лидирующую позицию по объему реализованной продукции.