Чтобы стать школой века, не обязательно иметь современные классы, педагогов с учеными степенями и неограниченные финансовые возможности. Школа в деревне Гожня Малопургинского района во всем остальном, кроме собственной методики преподавания, не отличается от других деревенских школ. В первом классе в этом году всего трое учеников, и занимаются они вместе с третьеклассниками, потому что своего помещения у них нет. Но на каждом уроке вместе с азами наук школьники изучают историю родного края. За это оригинальное сочетание этнографии и педагогики школа и получила звание "Школы века".

На уроке математики ученики девятого класса гожнинской средней школы применяют не обычные метры, а удмуртские аналоги - меры длины и площади, которые использовали для подсчетов в старину. Учителя называют такое дополнение этнопедагогикой. Считают, она помогает ребятам стать более образованными. Потому элемент национального вносят во все предметы без исключения. На биологии проходят отношение древних удмуртов к природе, на астрономии - удмуртские названия созвездий. Даже в предмете "Русская литература" есть тема "Лев Толстой и удмуртские писатели". На переменах дети распевают удмуртские хороводные.

Лариса Герасимова, директор школы: "Мы же в своей воспитательной работе показываем все, что положительное. Например, народные песни. Это же хорошие, мелодичные песни". Школьники не против, уверены, что эти необычные знания пригодятся и в профессии, и в жизни.

За оригинальную воспитательную работу гожнинской школе присвоили звание российская "Школа века". Правда, учителя переживают: воспитывать по новой методе скоро будет некого. В этом году набрали всего троих первоклашек. Им даже не стали выделять отдельный кабинет для занятий. Пристроили в классе с ребятами постарше. Пока третьеклассники пишут диктанты, малыши занимаются своими делами. Впрочем, это не единственная проблема школы века. Год назад ее перевели на полное самообеспечение. Сюда давно не привозят ни новых учебников, ни методической литературы. А школьные обеды ученики выращивают себе сами. Учителя не унывают. Считают, еще несколько высоких званий - и администрация района обратит на школу внимание. А пока по субботам и воскресеньям, когда нет уроков, педагоги и их воспитанники продают выращенные на пришкольном участке продукты на районном рынке. Выручку тратят на учебники и макароны к школьному столу.