Добыча природного газа из морских месторождений в Украине - дорогостоящий процесс

Киев, 20 декабря 2005, 15:32 — REGNUM  Добыча природного газа из морских месторождений Украины, в частности с острова Змеиный Килийского района Одесской области, это дорогостоящий процесс, затрагивающий также и международные моменты. Об этом заявил корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 20 декабря, заведующий отделом экономико-экологических проблем приморских регионов Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины Вячеслав Степанов, комментируя вопрос об альтернативных путях получения голубого топлива.

Он подчеркнул, что "сейчас в свете газовых проблем, как никогда, эта проблема становится наиболее актуальной для Украины". Так, как утверждают специалисты, проведена уже большая работа: подготовлена ресурсная база, проведен необходимый ряд исследований. "Вопрос сейчас только в двух вещах. Первое: это очень большие деньги даже до начала промышленного освоения шельфа, это миллиарды. Второе: тяжбы с Румынией", - сообщил Вячеслав Степанов. Эксперт рассказал, что "дело острова Змеиный" имеет долгую историю прений Украина-Румыния.

Ещё в июле 2003 года Украина и Румыния урегулировали вопрос сухопутной границы. Они подписали договор, подтверждающий, что граница на суше остается в рамках, определенных в 1961 году, а также устанавливается конечная точка, которая является начальной для проведения делимитации границы на континентальном шельфе и определения исключительных экономических зон двух стран. Румыния, которая признала принадлежность острова Змеиный Украине, в соответствии с договором от 1997 года, предлагала начать процесс делимитации континентального шельфа с точки, которая значительно ближе к берегам Украины, однако украинская сторона выступала против этого предложения.

Уже в ноябре 2004 года Международный Суд Организации Объединенных Наций определил сроки подачи Украиной и Румынией документов для рассмотрения дела о делимитации границ и экономических зон Украины и Румынии в Черном море. В соответствии с решением суда, Румыния подала на рассмотрение свой меморандум до 19 августа 2005 года. Ответный документ Украина обязана подать не позднее 19 мая 2006 года. Таким образом, на подготовку письменных документов суд предоставляет каждой стороне по 9 месяцев.

"Приняв это решение, Международный Суд ООН должным образом оценил сложность и комплексный характер дела относительно делимитации морских пространств в Черном море между Украиной и Румынией, на чем неоднократно отмечала украинская сторона, а также в очередной раз подтвердил свою роль беспристрастного и высококвалифицированного арбитра, который способен эффективно разрешать самые сложные споры, которые возникают в отношениях между государствами", - сообщалось в сообщении пресс-службы МИД Украины. В настоящее время специалисты Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины проводят научные разработки по формированию системы платы за пользование континентальным шельфом для добычи полезных ископаемых. Разработки проводит отдел экономико-экологических проблем приморских регионов института. "Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена нестабильностью мирового рынка энергоносителей и зависимостью от него отечественной экономики. В этой связи к 2010 году планируется довести ежегодный объем добычи природного газа из морских месторождений до 2,7 млрд. куб. м, что вполне оправдано с точки зрения инвестиционной привлекательности разработки месторождений в украинском секторе Черного и Азовского морей", - сообщил Вячеслав Степанов.

Как отмечают специалисты, себестоимость добычи природного газа из морских месторождений крайне низка и не превышает $5 на 1 тыс. куб. м с каждого освоенного месторождения, при этом срок окупаемости инвестиций - 4-5 лет. Сейчас только в акватории Черного моря выявлено 109 газоносных структур, запасы 31-го из них могут составлять более 20 млрд. куб. м. В целом же прогнозируемые ресурсы черноморско-азовского региона составляют более 1,5 трлн. т условного топлива в газовом эквиваленте. В отношении ресурсов недр существуют такие виды платы: плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, рентные платежи за нефть, природный газ и газовый конденсат, сборы за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета. Специалисты отмечают, что наблюдаемые ежегодные темпы роста платежей, особенно рентных, за пользование недрами для добычи полезных ископаемых свидетельствуют в большей мере не об увеличении объемов добычи ресурсов, а, главным образом, об изменчивости ставок платежей и нормативной базы их определения и взимания. В этой связи выявлены особенности развития и недостатки указанной нормативной базы с целью ее усовершенствования.

В результате проведенных научных исследований был предложен принцип "двухставочности" при формировании системы платы за природные ресурсы и пользование шельфом. Экономически разнородные составляющие указанной платы - "рентная" и "средообразующая". Практическая направленность проведенных исследований заключается в создании условий формирования адекватной системы платы за природные ресурсы и пользование шельфом для добычи полезных ископаемых, что способствует существенному пополнению государственного бюджета (около 80-90 млн. грн.) на воспроизводство минерально-сырьевой базы и выравниванию экономических условий хозяйствования морских природопользователей.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail