Росрегистрация будет решать, что представляет угрозу национальному единству и самобытности России

Москва, 20 декабря 2005, 08:17 — REGNUM  Поправки в широко обсуждаемый законопроект, ужесточающий государственный контроль за деятельностью общественных и некоммерческих организаций не сделали его более либеральным. Закон по-прежнему несет угрозу для развития гражданского общества в России. Такое заявление сделали 19 декабря на пресс-конференции в Москве представители ряда гражданских организаций, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Напомним, что рассмотрение проекта Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" во втором, решающем чтении запланировано на 21 декабря, когда состоится предпоследнее в 2005 году заседание нижней палаты парламента.

"Нас припугнули самым жестким вариантом и теперь говорят, что любой более мягкий должен быть нами принят с распростертыми объятиями", - констатировал адвокат, эксперт Независимого экспертно-правового совета Игорь Пастухов.

Как отметили участники пресс-конференции, законопроект готовился келейно, без консультаций с представителями гражданских и некоммерческих организаций. То же относилось и к поправкам, подготовленным авторами под давлением президента России. Обсуждение новой редакции законопроекта на рабочей группе Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций с участием представителей неправительственных организаций было проведено 14 декабря - уже после того, как Комитет прекратил прием поправок. Таким образом, мнение экспертов, представлявших точку зрения, отличную от авторской, уже не могло быть учтено.

Между тем, "порочная концепция законопроекта, направленная на необоснованное ужесточение контроля и вмешательство государства в деятельность независимых гражданских организаций, ограничение права на объединение, осталась неизменной", - заявил президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе.

Несомненно, авторы законопроекта внесли в него ряд позитивных изменений, сняв некоторые противоречия международному праву и Конституции РФ, отметил он. Прежде всего, это касается отмены обязательного уведомления о создании и начале деятельности общественных объединений без статуса юридического лица. Снятие запрета на деятельность представительств и филиалов иностранных общественных организаций, отводит угрозу принудительного закрытия огромного количества представительств и филиалов иностранных, в том числе благотворительных организаций, работающих в России и помогающих решать острые социальные проблемы.

Как подчеркнул эксперт Института прав человека Лев Левинсон, в его нынешнем виде законопроект по-прежнему не соответствует Конституции России и международному праву. В частности, в нем содержатся положения, прямо противоречащие конституционному принципу свободы объединений. "Концепция закона неприемлема, так как она ликвидирует ту зону свободы, которую создавал Закон "О некоммерческих организациях" - заявил он. Теперь, пояснил эксперт, возможности государства вмешиваться в деятельность организаций гражданского общества значительно и неоправданно повышается. В частности, по мнению Левинсона, опасность представляет переход от уведомительного к разрешительному принципу регистрации НКО и произвольный характер ограничений, которые Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) может налагать на учредителей НКО. Перечень причин, по которым НКО может быть отказано в регистрации также является крайне неопределенным, пояснил он, что чревато как возможностью произвола местных властей, так и коррупцией.

Игорь Пастухов, со своей стороны, указал на такую важнейшую проблему законопроекта как нарушение конституционного принципа определенности правовых норм. В частности, механическое включение в текст закона формулировки из Декларации ООН от 9 декабря 1981 года "О недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государства", привело к тому, что одна из причин, по которой филиалу или представительству зарубежной неправительственной организации может быть отказано в регистрации в России, звучит как "создание угрозы суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам РФ". Критериев отнесения тех или иных действий или намерений к угрожающим национальному единству и самобытности закон не содержит; более того, российское право вообще не знает подобных понятий, подчеркнул юрист.

Как отметил Юрий Пастухов, законопроект не отвечает и цели, заявленной лично президентом Путиным - стать препятствием на пути незаконного финансирования из-за рубежа политической деятельности в России. Никаких новых механизмов контроля он не вводит, лишь ужесточая уже существующие, между тем в нем не содержится определения самого понятия политической деятельности, и это позволяет уже сейчас некоторым комментаторам закона трактовать его совершенно произвольно, относя к политической деятельности мониторинг выборов, экологическую деятельность и т.п.

Кроме того, участники пресс-конференции отметили, что многократно выросшая отчетность (окончательно ее формы и периодичность будут определены не законом, принимаемым парламентом, а специальным Постановлением правительства) может лечь непосильным грузом на многие мелкие организации. "Мы как самая травоядная, безвредная и явно полезная часть НКО тоже подпадаем под неудобства, неувязки и очевидные глупости этого закона", - заявила Екатерина Бермант - директор благотворительного Фонда "Детские сердца", занимающегося сбором средств для проведения платных операций на сердце детям. В частности, заметила она, фонд лишится возможности финансировать проезд семей с детьми к месту лечения, поскольку расходование средств на такие нужды не предусмотрено его уставом. Также, по прогнозу Екатерины Бермант, фонд "Детские сердца" столкнется со значительными трудностями, отчитываясь о поступлениях на свой счет через интернет мелких пожертвований по 5-10 долларов, которые в массовом порядке поступают из-за рубежа от наших бывших соотечественников. "Непонятно, зачем нужно так тормозить работу маленького фонда, где весь штат состоит из директора и исполнительного директора. Как мы будем работать? - печально сказала она - Этот закон не стоит даже одной жизни потерянной в связи с этими проволочками".

"Мы считаем, что этот законопроект неисправим. Его надо снимать с рассмотрения и направлять на принципиальную переработку", - резюмировал Юрий Джибладзе.

Как пояснил ИА REGNUM Игорь Пастухов, в случае, если законопроект будет принят и вступит в силу, возможно, общественные организации, деятельность которых пострадает от него, обратятся в Конституционный суд РФ.

В тот же день, 19 декабря утром в Москве на площади Революции прошел пикет под лозунгами: "Нет репрессивному законопроекту об НКО", "Руки прочь от общественных организаций!", "Удар по гражданскому обществу - удар по России!", "Третий сектор - не пятая колонна!", "Дума, одумайся!" и др. В пикетировании приняли участие представители известных неправительственных организаций разно направленности: Института "Коллективное действие", Центра развития демократии и прав человека, Московской Хельсинкской группы, Молодежного правозащитного движения, организации инвалидов "Перспектива", общественной организации "Право ребенка", Независимой психиатрической ассоциации и др.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail