19 декабря в Москве состоялась презентация сборника "Толерантность против ксенофобии: зарубежный и российский опыт" и обзора Московского Бюро по правам человека на тему "Расизм, ксенофобия, антисемитизм, этническая дискриминация в РФ: неутешительные итоги 2005 г." В презентации приняли участие руководитель Центра по изучению ксенофобии и экстремизма, редактор сборника Эмиль Паин, директор МБПЧ Александр Брод, эксперт МБПЧ, автор обзора Семен Чарный и адвокат, президент Российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Александра Брода, представлявшего обзор, данные мониторинга, на основании которого был подготовлен обзор, собираются во всех регионах России. "Подводя итоги года, можно утверждать - проблема не снизилась, - констатировал Брод. - Мы по-прежнему фиксировали во всех российских регионах активность скинхедов, других радикальных националистических группировок, РНЕ, Славянского Союза, НДПР". По данным доклада, количество убийств на национальной почве было несколько ниже, чем в 2004 году, хотя окончательных данных за год пока нет. Особенность 2005 года заключается в том, что ксенофобия, этническая и религиозная нетерпимость стали частью политического спектра, использовались в ходе избирательной кампании в Московскую городскую Думу, в избирательных кампаниях в законодательные собрания регионов. Громким событием стало "письмо 50-ти", превратившееся потом в "письмо 500" депутатов Госдумы. Отмечается, что радикальные националисты приступили к созданию военизированных формирований: в частности, летом во Владимирской области работал лагерь для молодежи под патронатом депутата местного законодательного собрания Игоря Артемова, где молодых людей обучали стрельбе и проводили соответствующую идеологическую подготовку. При этом реакция прокуратуры на публикации националистического характера и действия идеологов неонацизма и шовинизма не отличалась особой активностью. "Приговор неонацистам в Санкт-Петербурге является скорее исключением, чем правилом, а планомерной активности прокуратуры нет, - отметил Брод. Более того, генпрокурор Устинов отменил свое постановление двухлетней давности, которым предписывалось региональным прокурорам более внимательно относиться к делам, связанным с разжиганием межнациональной розни".

Мигрантофобия была очень характерна для 2005 года, отмечают авторы доклада. По-прежнему были характерны нападения на иностранных студентов в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Волгограде, Ростове-на-Дону и др. Продолжалось осквернение еврейских религиозных и культурных центров, кладбищ. Большую огласку в прессе получили столкновения калмыков и чеченцев в селе Яндыки (Астраханская область).

Зафиксированы случаи проявления нетерпимости в школах: в частности, директора школ порой отказывались принимать нерусских учеников. В 2005 году было зафиксировано несколько случаев взломов сайтов правозащитных и других общественных организаций хакерами, оставлявшими там неонацистские лозунги. Продолжается массово издаваться ксенофобская литература; в этом замечены и вполне респектабельные издательства, такие как "Алгоритм" и "Яуза". Шовинистические мотивы периодически прослеживаются в передачах "Народного радио" и "Третьего канала". В Белгороде предлагалось установить памятник работы скульптора В. Клыкова в честь победы князя Святослава над Хазарским каганатом; в композиции противник князя был изображен со щитом с изображение звезды Давида. После того, как ряд организаций осудили замысел, как символизирующий изначальную враждебность евреев к России, проект был отвергнут региональными властями.

Националистическими кругами было широко раскручено дело Александры Иванниковой, переведенное из сферы уголовной в сферу межнациональных отношений, несмотря на все заверения адвоката Иванниковой, что национальной подоплеки в деле нет. Известное своими ксенофобскими акциями и лозунгами Движение "Против нелегальной иммиграции" даже вручило Иванниковой крупную денежную премию.

Говоря о содержании сборника, Эмиль Паин сообщил, что в качестве примера стран, сталкивавшихся с проблемой межнациональной розни, были выбраны США, Германия и Испания. "Этот опыт очень важен, так как сегодня уровень знаний наших граждан, да и специалистов в области межнациональных отношений беден, как никогда, - констатировал Паин. Материалы сборника свидетельствуют о том, что странам, взятым в качестве примера, удалось много достичь в сфере межэтнической толерантности. США за 20 лет, к середине 80-х гг. провели огромную работу по воспитанию толерантности в обществе; Германия, пережившая нацизм, сделала больше, чем любая другая страна по совершенствованию своего законодательства, направленного на обеспечение мирного сосуществования граждан различного этнического происхождения; и, наконец, любопытным примером является Испания, опыт которой может быть особенно интересен для России, с учетом того, что романская культура для российской ближе, чем англо-германская, протестантская. Книжка может быть полезна с точки зрения того, что проблемы, которые считаются неразрешимыми, решаются, подчеркнул Паин. С другой стороны, по его словам, закономерен вопрос: так ли это, если недавно была Франция, а сейчас схожая напряженность возникла в Австралии; высок уровень поддержки националистических партий в Голландии, Австрии и т.д. "Я бы сказал так: разница между нами и этими странами в сфере толерантности такая же, как в здравоохранении: болезни есть везде, но они отличаются показателями продолжительности жизни, смертности и умением эти болезни лечить, - пояснил Паин. - Отличие России в том, что и болезни у нас серьезнее, и лечить их нет ни у власти, ни у общества". По мнению социолога, зарубежный опыт не может быть механически перенесен на российскую почву: отдельные элементы не приживутся. Социально-политическая атмосфера страны не способствует этому.

Что является корнем ксенофобии? По словам Эмиля Паина, во-первых, возвращается атмосфера "осажденной крепости": в обществе есть уверенность в том, что везде враги - олигархи, "оранжевые революционеры, "инородцы" и т.д. В этих условиях ожидать уровня снижения ксенофобии не приходится: он будет расти, подчеркнул социолог. Помимо этого, добавил он, страх растет тогда, когда люди не являются хозяевами своей страны. "У нас не только мигранты - не хозяева страны, но и этническое большинство, - подчеркнул Паин. - от людей ничего не зависит и в экономическом, и в политическом смысле - выборы, ни политические решения, ни программы телепередач. В этих условиях у людей рождается страх и они хотят самоутвердиться если не по отношению к власти, то по отношению к слабейшему - к меньшинству, к приезжим. Это фундаментальна вещь, и отдельные меры здесь не помогут".

По словам Владимира Новицкого, по итогам года подтвердилось, что ксенофобия - это не улица с односторонним движением. "Сегодня очевидно, что призывать к толерантности сегодня надо не только представителей этнического большинства, но и представителей всех этнических групп, - пояснил Новицкий. По его словам, существует ксенофобия, которая проявляется одним этническим меньшинством в отношении другого (случай в селе Яндыки - яркое тому доказательство), отмечена ксенофобия и в тех регионах, где та или иная этническая группа занимает доминирующее положение, хотя по сравнению с другими российскими национальностями является меньшинством. Татарстан, республики Северного Кавказа. "Не обращать на это внимание недопустимо, и важно не допустить формального, внешнего преодоления ксенофобии, - подчеркнул Новицкий. - События во Франции показали, что радикально действующая часть общества понимала неприязненное отношение к ним большинства общества и сама относилась к ним отрицательно.

Участники пресс-конференции в своих выступления также подчеркивали важность изучения психологических особенностей представителей различных этносов, учета их при составлении образовательных программ, поддержки и развития программ по воспитанию толерантности в школах. В частности, по мнению Владимира Новицкого, неудачным был выбор праздника 4 ноября - день освобождения от польского нашествия, так как "теперь обсуждается вопрос празднования татар над русским войском в одном из походов". "Такие вещи должны быть уделом историков, а не политиков, - считает юрист.