Итоги года в области межэтнической толерантности охарактеризованы правозащитниками как "неутешительные"
Москва, 19 декабря, 2005, 18:24 — ИА Регнум. 19 декабря в Москве состоялась презентация сборника "Толерантность против ксенофобии: зарубежный и российский опыт" и обзора
По словам Александра Брода, представлявшего обзор, данные мониторинга, на основании которого был подготовлен обзор, собираются во всех регионах России. "Подводя итоги года, можно утверждать - проблема не снизилась, - констатировал Брод. - Мы по-прежнему фиксировали во всех российских регионах активность скинхедов, других радикальных националистических группировок,
Мигрантофобия была очень характерна для 2005 года, отмечают авторы доклада. По-прежнему были характерны нападения на иностранных студентов в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Волгограде, Ростове-на-Дону и др. Продолжалось осквернение еврейских религиозных и культурных центров, кладбищ. Большую огласку в прессе получили столкновения калмыков и чеченцев в селе Яндыки (Астраханская область).
Зафиксированы случаи проявления нетерпимости в школах: в частности, директора школ порой отказывались принимать нерусских учеников. В 2005 году было зафиксировано несколько случаев взломов сайтов правозащитных и других общественных организаций хакерами, оставлявшими там неонацистские лозунги. Продолжается массово издаваться ксенофобская литература; в этом замечены и вполне респектабельные издательства, такие как "Алгоритм" и "Яуза". Шовинистические мотивы периодически прослеживаются в передачах "Народного радио" и "Третьего канала". В Белгороде предлагалось установить памятник работы скульптора В. Клыкова в честь победы князя Святослава над Хазарским каганатом; в композиции противник князя был изображен со щитом с изображение звезды Давида. После того, как ряд организаций осудили замысел, как символизирующий изначальную враждебность евреев к России, проект был отвергнут региональными властями.
Националистическими кругами было широко раскручено дело Александры Иванниковой, переведенное из сферы уголовной в сферу межнациональных отношений, несмотря на все заверения адвоката Иванниковой, что национальной подоплеки в деле нет. Известное своими ксенофобскими акциями и лозунгами Движение "Против нелегальной иммиграции" даже вручило Иванниковой крупную денежную премию.
Говоря о содержании сборника, Эмиль Паин сообщил, что в качестве примера стран, сталкивавшихся с проблемой межнациональной розни, были выбраны США, Германия и Испания. "Этот опыт очень важен, так как сегодня уровень знаний наших граждан, да и специалистов в области межнациональных отношений беден, как никогда, - констатировал Паин. Материалы сборника свидетельствуют о том, что странам, взятым в качестве примера, удалось много достичь в сфере межэтнической толерантности. США за 20 лет, к середине 80-х гг. провели огромную работу по воспитанию толерантности в обществе; Германия, пережившая нацизм, сделала больше, чем любая другая страна по совершенствованию своего законодательства, направленного на обеспечение мирного сосуществования граждан различного этнического происхождения; и, наконец, любопытным примером является Испания, опыт которой может быть особенно интересен для России, с учетом того, что романская культура для российской ближе, чем англо-германская, протестантская. Книжка может быть полезна с точки зрения того, что проблемы, которые считаются неразрешимыми, решаются, подчеркнул Паин. С другой стороны, по его словам, закономерен вопрос: так ли это, если недавно была Франция, а сейчас схожая напряженность возникла в Австралии; высок уровень поддержки националистических партий в Голландии, Австрии и т.д. "Я бы сказал так: разница между нами и этими странами в сфере толерантности такая же, как в здравоохранении: болезни есть везде, но они отличаются показателями продолжительности жизни, смертности и умением эти болезни лечить, - пояснил Паин. - Отличие России в том, что и болезни у нас серьезнее, и лечить их нет ни у власти, ни у общества". По мнению социолога, зарубежный опыт не может быть механически перенесен на российскую почву: отдельные элементы не приживутся. Социально-политическая атмосфера страны не способствует этому.
Что является корнем ксенофобии? По словам Эмиля Паина, во-первых, возвращается атмосфера "осажденной крепости": в обществе есть уверенность в том, что везде враги - олигархи, "оранжевые революционеры, "инородцы" и т.д. В этих условиях ожидать уровня снижения ксенофобии не приходится: он будет расти, подчеркнул социолог. Помимо этого, добавил он, страх растет тогда, когда люди не являются хозяевами своей страны. "У нас не только мигранты - не хозяева страны, но и этническое большинство, - подчеркнул Паин. - от людей ничего не зависит и в экономическом, и в политическом смысле - выборы, ни политические решения, ни программы телепередач. В этих условиях у людей рождается страх и они хотят самоутвердиться если не по отношению к власти, то по отношению к слабейшему - к меньшинству, к приезжим. Это фундаментальна вещь, и отдельные меры здесь не помогут".
По словам Владимира Новицкого, по итогам года подтвердилось, что ксенофобия - это не улица с односторонним движением. "Сегодня очевидно, что призывать к толерантности сегодня надо не только представителей этнического большинства, но и представителей всех этнических групп, - пояснил Новицкий. По его словам, существует ксенофобия, которая проявляется одним этническим меньшинством в отношении другого (случай в селе Яндыки - яркое тому доказательство), отмечена ксенофобия и в тех регионах, где та или иная этническая группа занимает доминирующее положение, хотя по сравнению с другими российскими национальностями является меньшинством. Татарстан, республики Северного Кавказа. "Не обращать на это внимание недопустимо, и важно не допустить формального, внешнего преодоления ксенофобии, - подчеркнул Новицкий. - События во Франции показали, что радикально действующая часть общества понимала неприязненное отношение к ним большинства общества и сама относилась к ним отрицательно.
Участники пресс-конференции в своих выступления также подчеркивали важность изучения психологических особенностей представителей различных этносов, учета их при составлении образовательных программ, поддержки и развития программ по воспитанию толерантности в школах. В частности, по мнению Владимира Новицкого, неудачным был выбор праздника 4 ноября - день освобождения от польского нашествия, так как "теперь обсуждается вопрос празднования татар над русским войском в одном из походов". "Такие вещи должны быть уделом историков, а не политиков, - считает юрист.