Кишинев хочет вести переговоры не с Тирасполем, а с Москвой: Молдавия за неделю

Кишинёв, 19 декабря 2005, 13:19 — REGNUM  

Приднестровское урегулирование: завершился второй раунд переговоров в формате "5+2". Молдавия хочет прямого диалога с Россией. Официальные Молдавия и Украина не признали выборы в Приднестровье. Непризнанные выборы и вопросы без ответов. Выборы в Приднестровье глазами тираспольского политического обозревателя. Петр Порошенко: Приднестровье потеряло всякие шансы на международное признание. Молдавия надеется на эффективность мониторинга молдавско-украинской границы со стороны ЕС. МВФ поможет Молдавии платить за газ по новым тарифам. ООН Молдавией довольна, США рекомендуют заняться борьбой с коррупцией. "Первый канал в Молдове" остался у нового хозяина. Молдавия: Любляна и Брюссель намечают перспективные направления.

Приднестровское урегулирование: завершился второй раунд переговоров в формате "5+2"

Заявление президентов России и Украины неоднозначно воспринято участниками переговорного процесса по Приднестровью. Об этом заявил 16 декабря на пресс-конференции по итогам второго дня переговоров по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" глава миссии ОБСЕ в РМ Уильям Хилл, сообщает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА". "Заявление двух президентов активно обсуждалось на переговорах, но общая позиция не была найдена, - заявил Хилл. - Никаких договоренностей по этой теме не достигнуто. Ее обсуждение продолжится в ходе следующих раундов переговоров".

Переговоры 15-16 декабря, по словам Хилла, "были очень сложными и поэтому продлились больше двенадцати часов". Их итогами глава миссии ОБСЕ остался недоволен. "Ожидалось, что результаты переговоров должны были быть более плодотворными, Однако и то, что удалось достичь - лучше, чем ничего", - заметил дипломат. Трудности, уточнил Хилл, были связаны с тем, что "приднестровская сторона решила вернуться к ряду вопросов, по которым, казалось, уже была ранее достигнута договоренность". "В частности, было предложено вернуться к оказавшемуся самым сложным вопросу о ситуации в Зоне безопасности и Дубоссарском районе", - сказал глава миссии ОБСЕ. "Участники переговоров предложили создать специальную рабочую группу в составе представителей местных администраций, а также Кишинева и Тирасполя, по обеспечению стабилизации ситуации - проинформировал Хилл. - Также было предложено сделать свободным перемещение крестьян к принадлежащим им земельным участкам и заменить на этой территории таможенные пункты на посты милиции и полиции". "В этом контексте рассматривалась и возможность возобновлении работы Объединенной контрольной комиссии", - цитирует Хилла ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Глава Миссии ОБСЕ в РМ сообщил, что "в ходе переговоров было также выдвинуто предложение по созданию оценочной миссии по свободным выборам в Приднестровье". "Миссия ОБСЕ в Молдове разработает проект мандата оценочной миссии и рекомендации по свободным выборам в Верховный Совет Приднестровья, - сказал Хилл. - Решение об этом должно быть принято в рамках Постоянного Совета ОБСЕ, но у сторон различно понимание того, какими должны быть демократические выборы", передает "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

В ходе переговоров предложено также создать миссию по мониторингу предприятий военно-промышленного комплекса Приднестровья, проинформировал Хилл, заметив: "ОБСЕ разработает проект мандата этой миссии и предоставит его до 20 января".

"Была также рассмотрена возможность трансформации миротворческой операции в Приднестровье. При этом ОБСЕ остается на той позиции, что необходимо преобразование действующей миротворческой операции в многонациональную под эгидой ОБСЕ", - заявил Хилл.

"Ход реализации всех предложений, выдвинутых во время сегодняшнего этапа переговоров, - подытожил глава миссии ОБСЕ, - будет рассмотрен в ходе следующего раунда, запланированного на 26-27 января 2006 года", сообщают "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Как уверен посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Нестерушкин, совместное заявление президентов России и Украины может придать значительный импульс процессу приднестровского урегулирования. Об этом российский дипломат заявил 16 декабря агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА" в Кишиневе перед началом второго дня переговоров по приднестровскому урегулированию. По словам Нестерушкина, в этом документе "заложены важные, принципиальные ориентиры, но они, естественно, не могут быть реализованы в рамках двух встреч". "Переговорный процесс должен быть непрерывным", - подчеркнул дипломат.

Остальные участники переговоров по приднестровскому урегулированию отказались прокомментировать совместное заявление президентов России и Украины по приднестровскому урегулированию, подписанному 15 декабря 2005 года в Сочи. Они единогласно заявили, что этот документ не повлиял на ход переговоров. Как рассказал БАСА-пресс министр реинтеграции РМ Василий Шова, документ Ющенко и Путина не обсуждался в рамках переговоров и о его влиянии будет сказано позже. То же сообщил и посол по специальным миссиям Украины Дмитрий Ткач. По его мнению, пресса уделяет этому заявлению повышенное внимание. "На переговорах мы не затрагивали этой темы, и преждевременно говорить что-то о его влиянии. Предложения России, о которых Украина говорит, что изучает их, совершенно вписываются в план урегулирования приднестровского конфликта, который мы предложили ранее. Переговоры именно об этом предмете начнутся лишь на этапе, когда мы установим статус приднестровского региона. До того времени есть лишь заявление о значении, которое мы уделяем проблеме", - сказал Ткач. Глава Миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл также уклонился от ответа на вопрос о значении российско-украинского заявления для процесса урегулирования приднестровского конфликта.

15 декабря президенты Путин и Ющенко подписали заявление, в котором говорится, что Российская Федерация и Украина приветствуют возобновление переговорного процесса с участием ЕС и США. Они исходят из того, что любой вариант урегулирования приднестровской проблемы должен быть осуществлен на основе суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. "Россия и Украина приветствуют шаги по дальнейшей демократизации региона, укреплению основ гражданского общества и утверждению прав и свобод человека на основе стандартов ОБСЕ и Совета Европы. В этой связи придается большое значение созданию условий для проведения транспарентных и демократических выборов в Верховный Совет Приднестровья при участии международного сообщества. Важным шагом в контексте украинской инициативы может стать учреждение Международной оценочной миссии под эгидой ОБСЕ для анализа ситуации и выработки соответствующих рекомендаций", цитирует заявление "Время".

В нем отмечается также, что "Российская Федерация рассматривает украинские инициативы как важную основу, позволившую разблокировать переговорный процесс и придать ему новый импульс, а Украина считает существенными последние российские наработки, подготовленные в их развитие". "Устойчивость согласованной модели урегулирования должна быть надежно обеспечена комплексной системой гарантий". Документ предусматривает и изменение формата миротворческой операции под эгидой ОБСЕ, чего так давно добивалась Молдавия: "Отмечая стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе, они исходят из целесообразности ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования".

Молдавия хочет прямого диалога с Россией

Молдавия могла бы пересмотреть принципы участия в переговорах по приднестровской проблеме и не исключает возможности инициирования прямых переговоров с Российской Федерацией в случае, если не удастся принять благоприятное решение о правах собственности на землю жителей сел Дубоссарского района, находящихся на левом берегу Днестра. Об этом завил 15 декабря президент Молдавии Владимир Воронин в рамках рабочей поездки в Дубоссарский район, где в декабре 1991 года произошли первые столкновения на Днестре. Воронин выразил сожаление по поводу того, что местные жители и сегодня "переживают те же испытания, только без выстрелов". Он отметил, что эта зона является форпостом конфронтации, где очевидны "беззакония тираспольских сепаратистских лидеров", передает БАСА-пресс. Президент сослался, в частности, на грубое ущемление прав собственности на землю и потребовал от участвовавшего во встрече министра реинтеграции Василия Шовы настоять на включении этого вопроса в повестку дня предстоящего раунда переговоров по приднестровскому урегулированию. Республика Молдова могла бы начать пересмотр принципов участия в переговорах по приднестровской проблеме в случае, если не удастся принять благоприятное решение о правах собственности на землю жителей сел Дубоссарского района, находящихся на левом берегу Днестра, сказал Воронин. По его словам, Республика Молдова "не исключает возможности инициирования прямых переговоров с Российской Федерацией, учитывая тот факт, что сепаратистские лидеры являются марионетками групповых интересов Российской Федерации".

"Мы не боремся против кого-то, мы боремся за интересы страны, поэтому не уступим ничего, не имеем права уступить ни пяди земли. Все созданные проблемы с ценами на газ, с электроэнергией, с поставкой традиционных товаров на российские рынки не заставят нас отказаться от борьбы за мирное объединение страны. Мы не можем уступить, потому что в противном случае мы отказываемся от истории, перспектив, будущего", - цитирует Владимира Воронина БАСА-пресс.

Для укрепления экономического потенциала района президент призвал местные власти разработать предложения по созданию свободной международной экономической зоны, заверив, что поддержит усилия по реализации этой инициативы. "Патриотизм, высокогражданственное чувство жителей 15 сел Дубоссарского района достойны восхищения и заслуживают всемерной поддержки со стороны государства", - сказал Владимир Воронин, передает БАСА-пресс.

Президент назвал реинтеграцию страны главной задачей руководства Молдавии, отметив, что с 2001 года предпринимались последовательные шаги по урегулированию приднестровского конфликта и этот процесс получил международную огласку. Как передает МОЛДПРЕС, Воронин подчеркнул, что решение приднестровской проблемы зависит от перспективы социально-экономического развития Республики Молдова, от перспективы интеграции в Евросоюз.

Постоянными уступками трудно достичь результатов, которые отвечали бы национальным интересам, сказал, комментируя для БАСА-пресс заявление Воронина в Дубоссарах, директор программ Института общественных политик Оазу Нантой. По его словам, "Молдова пытается возмущаться в тех случаях, когда хочет чего-то добиться без разрушения переговорного формата". Нантой полагает, что Российская Федерация не позволит вести с ней переговоры напрямую, в обход тираспольской администрации. Вместе с тем, политолог уверен, что, если Кишинев будет настаивать на решении проблемы в рамках действующего формата "5+2", может наступить очередной перерыв в переговорах.

Директор Института развития и социальных инициатив "Viitorul", политический аналитик Игорь Мунтяну считает заявление президента Воронина своевременным, так как, по его словам, оно способно активизировать переговоры в расширенном формате. Инициирование прямых переговоров с Россией аналитик расценивает как правильный подход к проблеме, передает БАСА-пресс.

Официальные Молдавия и Украина не признали выборы в Приднестровье

Министерство иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова выступило 14 декабря с заявлением по поводу прошедших 11 декабря в Приднестровье выборов в Верховный Совет. В нем говорится: "13 декабря 2005 года официальный представитель МИД Российской Федерации широко прокомментировал так называемые "выборы", которые были срежиссированы 11 декабря 2005 года в восточных районах Республики Молдова. Официальный комментарий российской стороны подчеркивает необоснованно высокий и вызывающий по отношению к демократическим ценностям уровень внимания к антиконституционному событию.

Проявленный к этому выборному фарсу интерес и подробный характер представленного Россией комментария, которая является посредником в приднестровском урегулировании, явно отличается от отношения других субъектов переговорного процесса. Более того, молдавские власти полагают, что положение посредника должно служить беспристрастному и объективному подходу к ситуации - чего нет в содержании комментария российского МИД. Удивляет и тот факт, что МИД РФ делает политические заявления на основании мнений, выраженных физическими лицами, находящимися в восточных районах РМ при неизвестных обстоятельствах.

МИДЕИ считает, что оценки, стимулирующие антиконституционные процессы в приднестровском регионе Республики Молдова, вредят как усилиям по демократизации региона, контролируемого авторитарным сепаратистским режимом, так и поиску окончательного решения приднестровского конфликта.

В этой связи МИДЕИ подтверждает тот факт, что псевдовыборы, инсценированные сепаратистским режимом, являются неконституционными, противоречащими демократическим принципам и стандартам, и не могут быть признаны ни в какой форме. Так называемые сепаратистские "власти" не представляют волю населения левобережья Днестра и не могут считаться законными.

МИДЕИ напоминает, что об аналогичной позиции заявила и ОБСЕ, обладающая большим опытом в области соблюдения демократических ценностей". Заявление распространило информагентство МОЛДПРЕС.

Украина объявила незаконными парламентские выборы, состоявшиеся 11 декабря в Приднестровье. Украина, как и международное сообщество в целом, не признает этих выборов, заявил представитель Министерства иностранных дел Украины Василий Филлипчук информационному агентству "Интерфакс-Украина".

Ведущие международные организации проигнорировали выборы в приднестровском регионе и решительно заявили, что не признают результаты выборов, организованных администрацией сепаратистской республики, сообщает МОЛДПРЕС. Вопреки заявлениям Тирасполя об интересе международного сообщества к выборам в Верховный совет, состоявшимся 11 декабря, ОБСЕ, Совет Европы и Содружество Независимых Государств не направили наблюдателей на выборы.

Политолог Игорь Боцан заявил МОЛДПРЕС, что, подобно всем предыдущим выборам в приднестровском регионе, эти не имеют никаких шансов на признание международным сообществом. "Такое же шоу с международными наблюдателями, как на сей раз, было и раньше. Важно то, что ни одна серьезная организация не направила своих наблюдателей в регион. Те, кто утверждал, что, дескать, обеспечивают мониторинг выборов, имеют свои частные интересы в регионе. Знаем, что российские и украинские депутаты, как правило, присутствуют на этих выборах, проводимых Тирасполем, и что у них есть экономические интересы в приднестровском регионе. Эта территория, неконтролируемая конституционными властями Молдовы, является местом, где различные группировки накапливают политический и экономический капитал. Ни о каком объективном мониторинге выборов не может быть и речи", - отметил Боцан.

Непризнанные выборы и вопросы без ответов

(Оазу Нантой, политолог, директор программ Института общественных политик, Moldova Azi)

"Начало декабря 2005 года отмечено рядом событий, связанных с приднестровским конфликтом. Так, 1 декабря развернула свою деятельность Миссия ЕС по мониторингу на молдо-украинской границе. Вскоре, 5-6 декабря, в Любляне состоялся министерский саммит ОБСЕ. Все комментарии по его итогам уже сделаны, но все же необходимо отметить, что провал принятия финальной декларации, а также регионального документа по поводу Молдовы обернулся дипломатическим успехом для нашей страны, учитывая, что ее поддержали США, ЕС и НАТО (правда, на уровне деклараций) в контексте самоизоляции Российской Федерации.

Но главная интрига по поводу приднестровского конфликта была связана с намеченными на 11 декабря выборами в "верховный совет пмр". Напомним, что винницкий план Украины от 16-17 мая с.г. предполагал проведение выборов в представительный орган Приднестровья после демократизации этого региона, а также их организацию и проведение под международным контролем.

В развитие данного плана, 22 июля 2005 г. парламент Молдовы принял Основные положения специального юридического статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья). Положения этого органического закона, в сочетании с декларацией и двумя обращениями, принятыми парламентом 10 июня, создали юридические рамки для демократизации Приднестровья и сформулировали условия признания результатов выборов в регионе.

Не случайно обнародование украинского плана совпало с резкой активизацией представителей "Шериф"-а в "верховном совете пмр". "Щерифовцы" задумал превратить "пмр" в "парламентскую республику" и таким путем лишить Смирнова (президент Приднестровья - прим. ИА REGNUM) его полномочий. Дело дошло даже до принятия в первом чтении изменений к приднестровской "конституции", голосами 34 депутатов из 43. Есть мнение, что эта активизация группировки "Шериф" была заранее согласована с Петром Порошенко, тогдашним секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины. Цель этой "демократизации" была проста: передача контроля над Приднестровьем группировке "Шериф", с тем, чтобы представить это как "демократизацию" региона, после чего предстояло инсценировать "выборы" с международным признанием марионеток "Шерифа", а не России, в качестве легитимных представителей "приднестровского народа", по косовскому сценарию. Неизвестно, каков был экономический интерес, возможно, Петра Порошенко, но ясно, что доверчивые молдаване опять остались бы в дураках. <...>

В течение предвыборной кампании представители обоих кланов ("Шерифа" и президента ПМР Игоря Смирнова - прим. ИА REGNUM) присягали на верность идее "международного признания" Приднестровья, а соперничество между ними проявлялось на уровне личностных нападок. Несмотря на то, что на 43 депутатских места претендовали 179 кандидатов, некоторым из них - таким, как Григорий Маракуца и Анатолий Бенлитченко, - было обеспечено отсутствие конкурентов.

Сегодня в Тирасполе вполголоса говорят о победе движения "Обновление" ("Шериф") над "республиканцами" (клан Игоря Смирнова), и очевидно, что последний не способен противостоять никакой политической конкуренции, несмотря на протекцию со стороны Москвы. В десяти избирательных округах Тирасполя "республиканцам" досталось лишь одно место. В то же время утверждается, что в целом "Обновление" располагает 26 мандатами из 43.

Преждевременно говорить о "поражении" Смирнова. По той простой причине, что Смирнов был и остается лишь марионеткой Кремля. Но в какой мере Кремль сохранил свое влияние на "верховный совет четвертого созыва" - еще предстоит выяснить. 13 декабря Российская Федерация, устами официального представителя МИД РФ М.Л. Калмынина, признала "выборы" в Приднестровье. То есть Москва считает, что продолжает контролировать тираспольский режим, вместе с его внутренним противостоянием. В то же время это признание, в сочетании с демонстративно наглым заявлением Смирнова о том, что в Приднестровье не будет никаких выборов под международным контролем, говорит о том, что Россия открыто торпедирует украинский план урегулирования.

Я не склонен считать, что все будет так, как того хочет Россия. Хотя бы потому, что "предательские" майские инициативы "Шерифа" были предопределены отнюдь не молдавским патриотизмом его руководителей, а накоплением внутренних противоречий в Приднестровье в условиях изменения конъюнктуры на постсоветском пространстве. Иными словами, мы являемся свидетелями жесткой борьбы за ликвидацию понятия "постсоветское пространство" и роли России как единственного хозяина этого пространства.

Данная констатация поднимает ряд вопросов. В какой мере Молдова, молдавское общество в целом сумеют воспользоваться возникновением явных трещин в "монолите" тоталитарного тираспольского лицемерия? Сумеет ли Кишинев предоставить различным группам интересов Приднестровья достаточно привлекательные альтернативы? Ясно, что одними обвинениями в адрес России невозможно противостоять новым вызовам и что приднестровцев будет нелегко убедить. Не пора ли нам навести порядок на правом берегу, чтобы привлечь левый берег? Что скажете, господа патриоты?"

Выборы в Приднестровье глазами тираспольского политического обозревателя

(Для газеты "Время" свое видение подоплеки выборов в Приднестровье изложил тираспольский политический обозреватель Андрей Сафонов.)

"Интриги

На этих выборах их две. Первая - реальная оппозиция не принимала участие в выборах. Вторая: эти выборы призваны выявить расклад сил между сторонниками перспективы постсмирновского Приднестровья и тем, кто выступает за Приднестровья во главе с Игорем Николаевичем. Это борьба между движением "Обновление" и избирательным блоком "Республика". Они идут достаточно плотно, голова к голове. Но в ближайшие несколько месяцев победа одного из них не повлечет изменений стратегического развития Приднестровья.

Реальная оппозиция отказалась идти на выборы, потому что не было достигнуто внешнеполитического консенсуса, который бы позволил облегчить ход ведения переговоров.

Политические течения

В силу того, что голосование идет по округам, затруднено политическое строительство. Сегодня можно говорить о выделении нескольких групп, разделенных по политическим и экономическим интересам, а не о четко структурированных партиях.

Есть две группы интересов - сугубо политическое руководство и люди бизнеса, которые, может, и не посягая на государственное устройство Приднестровья, заинтересованы в том, чтобы дать импульс предпринимательству. Но как это сделать при нынешнем положении, когда нужно бороться за все - начиная от сертификатов и заканчивая легализацией банковской системы? Безусловно, они заинтересованы в том, чтобы смягчить ситуацию. Жесткая конфронтация вредит их бизнесу.

Движение "Обновление", как отмечают многие аналитики, патронируется фирмой "Шериф". Есть и региональные лидеры. Группировка металлургического завода в Рыбнице во главе с Анатолием Беличенко и бендерская группа, возглавляемая мебельным королем Валерием Пасютиным. Все они хотят получить гарантии развития бизнеса.

Внешнеполитический фактор

Он имеет решающее значение для судьбы региона. Есть различные внешнеполитические течения, которые склонны по-разному видеть решение приднестровской проблемы. В России есть умеренные, которые понимают, что проблема рано или поздно потребует решения и встраивания в европейскую систему. Есть радикалы, которые для поднятия в Москве своего политического рейтинга заинтересована в том, чтобы ничего не менялось. То же самое и на Украине. Кто-то заинтересован в том, чтобы зарабатывать деньги на существующем положении, кто-то понимает, что стратегическая перспектива требует снять напряженность.

В ближайшие 6-7 месяцев ничего не изменится. До мартовских выборов в Раду в Приднестровье существующие разногласия между Молдовой и Приднестровьем будут сохраняться. С точки зрения международного статуса эти выборы никоим образом не улучшат и не ухудшат положение Приднестровья".

Как сообщили "Времени" источники из тираспольском руководстве, министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай сразу же после окончания выборов вылетел в Москву со списками новых депутатов - чтобы согласовать новые должности и портфели с российским руководством.

Петр Порошенко: Приднестровье потеряло всякие шансы на международное признание

Как передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА", об этом 11 декабря заявил в интервью украинскому "Пятому каналу" экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Петр Порошенко. "Там могли бы начать функционировать политические партии, могли значительно улучшиться свобода слова с демократией. На самом деле это был единственный возможный путь, по которому эту территорию могли бы признать в качестве государственного формирования части суверенной Молдовы. Но уровень автономии определяли бы исключительно законной процедурой населения Приднестровья и Молдовы. Этот уникальный шанс легитимности этими выборами был просто отброшен", - заявил Порошенко.

Молдавия надеется на эффективность мониторинга молдавско-украинской границы со стороны ЕС

Еще рано говорить об ощутимых результатах мониторинга молдавско-украинской границы под эгидой Европейского союза, заявил 12 декабря в прямом эфире на канале "Moldova-1" премьер-министр РМ Василий Тарлев. "С 1 декабря до настоящего времени с рыбницкого металлургического завода за границу было снова отправлено без идентификационных документов и конституционного таможенного обеспечения Республики Молдова более 170 вагонов с металлом", - сказал молдавский премьер-министр. Василий Тарлев объясняет эту ситуацию тем, что пока не применяются постановления, введенные правительствами Республики Молдова и Украины для регулирования отправки товаров за границу. Эти постановления, в соответствии с соглашениями с правительством Украины, могут быть введены одновременно "возможно" с 15 декабря. Именно эта дата обсуждается в ходе переговоров. Очевидно, будут применены и другие действия, добавил Василий Тарлев. По его словам, Кишинев выполнил домашнее задание: делегация Молдавии "представит решения по повышению эффективности, улучшению ситуации и надеется на огромный успех". В то же время премьер-министр заявил, что существуют группы "сил, желающих дестабилизировать молдавское государство и скомпрометировать эту миссию Европейского союза".

Василий Тарлев поручил разработать план действий по обеспечению безопасности на молдавско-украинской границе. Такое распоряжение премьер дал 12 декабря на рабочем заседании правительства, созванном по случаю начала мониторинга границы, передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Как сообщила на заседании заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Евгения Киструга, для эффективной работы миссии, начавшейся 1 декабря, на территории Молдавии созданы все необходимые условия, в том числе оборудованы помещения, обеспечена телефонная связь, передает агентство.

Премьер-министр подчеркнул важность международного мониторинга молдавско-украинской границы, который "создаст условия для мирного и окончательного урегулирования приднестровского конфликта". Вместе с тем Василий Тарлев обратил внимание компетентных органов на возможность попыток дискредитировать миссию, которые могут быть предприняты "антигосударственными группировками" путем организации провокаций на границе. На заседании прозвучало сообщение о том, что компетентные органы "располагают оперативной информацией, согласно которой тираспольские сепаратистские силы разработали план действий по уклонению от контроля на таможенных постах, находящихся под наблюдением миссии ЕС, пользуясь тем, что иностранные таможенники не имеют постоянной дислокации, а будут периодически перемещаться вдоль всей молдавско-украинской границы", передает "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

МВФ поможет Молдавии платить за газ по новым тарифам

Между "Газпромом" и Молдавией достигнута договоренность о необходимости перехода на тарифы, соответствующие среднеевропейскому уровню. Ни размер тарифов, ни дата их введения не уточняются, сообщила пресс-служба российского концерна, однако молдавские официальные лица заявляют, что "стороны еще договариваются", передает БАСА-пресс.

"В центральном офисе ОАО "Газпром" состоялась рабочая встреча председателя правления Алексея Миллера и первого заместителя премьер-министра Республики Молдова Зинаиды Гречаный, в ходе которой стороны сошлись во мнении о необходимости перехода на цены поставок, соответствующие среднеевропейскому уровню", отмечается в сообщении для прессы, размещенном на веб-сайте российского концерна. В сообщении уточняется, что "особое внимание было уделено вопросу урегулирования задолженности республики за газ перед ОАО "Газпром"", а также рассмотрены вопросы подготовки к проведению 22 декабря с.г. наблюдательного совета АО "Молдова-газ" (в котором "Газпрому" принадлежат 50%+1 акция).

16 декабря премьер-министр Василий Тарлев заявил в Кишиневе, что Москва и Кишинев не пришли еще к соглашению относительно цен на природный газ и что переговоры продолжаются. "Кишинев будет настаивать на сохранении цены на уровне 80 USD за тысячу куб. метров газа и даже ниже", - сказал глава кабинета министров на пресс-конференции. Предваряя завершение переговоров, правительство уполномочило Зинаиду Гречаный подписать с "Газпромом" соглашение об объемах и цене на газ, сообщает БАСА-пресс.

Представители молдавской делегации сообщили 15 декабря информагентству из Москвы, что соглашения с "Газпромом" пока не достигнуто: "Переговоры продолжаются".

Российские официальные лица подтвердили 14 декабря намерение России пересмотреть тарифы на газ для ряда стран СНГ и Прибалтики, в том числе для Республики Молдова. Ранее в отношении Молдавии называлось двукратное увеличение тарифа - до 150-160 USD против 80 USD в настоящее время, сообщает БАСА-пресс. По данным "Газпрома", в 2004 году концерн поставил в Республику Молдова 2,7 млрд. куб. метров природного газа, а за одиннадцать месяцев 2005 года - 2,16 млрд. куб. метров газа. Поставки осуществляются через АО "Молдова-газ". Молдавские потребители оплачивали 100% поставок, приднестровские - 52%. Задолженность потребителей Молдавии за поставки прошлых лет (без штрафных санкций) оценивается "Газпромом" примерно в 780 млн. USD, в том числе по Приднестровью - 560 млн. USD.

По сообщению МОЛДПРЕС, 16 декабря в Москве обсуждался вопрос реорганизации АО "Молдова-газ". Премьер-министр РМ Василий Тарлев отметил на пресс-конференции, что поводом для обсуждения этой проблемы стало решение приднестровских акционеров выйти из АО "Молдова-газ".

Премьер-министр сказал также, что в ходе переговоров с российским концерном достигнуто согласие по объему поставок газа в 2006 году, реструктуризации долгов за прошлые годы по оплате за поставленный газ, но договоренность о цене пока не достигнута. Об этом будут вестись переговоры с правительством Российской федерации, а не с российским концерном, приводит слова Тарлева МОЛДПРЕС.

Правительство Молдавии консультировалось с МВФ по вопросу возможного повышения цены на российский природный газ и в случае необходимости может надеяться на помощь этой финансовой организации, сообщил премьер-министр. По словам главы Миссии МВФ в Молдавии Томаса Ричардсона, повышение цены на природный газ окажет отрицательное воздействие на экономику Молдавии. Но для оказания помощи в таких ситуациях и создан МВФ, заметил Ричардсон.

50% акций "Молдова-газ" принадлежит российскому концерну "Газпром", около 35% - Республике Молдова и примерно 13,4% - приднестровскому региону.

ООН Молдавией довольна, США рекомендуют заняться борьбой с коррупцией

Республика Молдова имеет реальные шансы выполнить все восемь задач, включенных в Первый национальный отчет по целям развития тысячелетия в Молдавии, хотя многие из них довольно "амбициозны", отметил 16 декабря представитель Программы развития ООН в Молдавии Бруно Пуеза на презентации отчета в молдавском парламенте, передает МОЛДПРЕС. Пуеза подчеркнул, что включенные в отчет данные свидетельствуют о позитивных тенденциях, а реализация этих целей является средством для развития страны. По его мнению, агентства ООН готовы поддержать усилия по осуществлению этих целей.

Согласно отчету, Молдавии удалось снизить в 1998-2002 гг. уровень крайней бедности на одну треть. Однако до 2015 года следует сократить наполовину по отношению к 1997 году долю населения с доходами ниже 2,15 доллара в день. Помимо ликвидации бедности и голода, к 2015 году Республика Молдова должна также обеспечить всем детям возможность посещать и заканчивать гимназию, продвигать равенство между мужчиной и женщиной, а также снизить уровень смертности детей в возрасте до 5 лет. Также к 2015 году в Молдавии предстоит улучшить здоровье матери, остановить распространение и приступить к снижению уровня заболеваемости ВИЧ/СПИДом, а также обеспечить устойчивость среды, передает МОЛДПРЕС.

Кишинев достиг успехов в сфере борьбы с коррупцией, но существует еще ряд проблем в этой связи, от решения которых будет зависеть включение Республики Молдова в программу Соединенных Штатов "Millenium Challenge Account" (Фонд вызовов тысячелетия), заявил 14 декабря посол США в Кишиневе Хитер М. Ходжес, выступая перед студентами Государственного университета Молдавии. Страна может быть включена в программу США, если у нее высокие показатели по таким критериям, как справедливое управление, финансовая поддержка кадровой политики, стимулирование экономической свободы, и по особому критерию - борьбе с коррупцией. "У Республики Молдова хорошие показатели почти по всем критериям, однако, согласно оценке Всемирного банка, ей все же не удается выполнить обязательство по борьбе с коррупцией", - цитирует Ходжес МОЛДПРЕС.

Американский посол представила Кишиневу ряд предложений по устранению коррупции, среди которых - установление стандартов этического поведения, обеспечение доступа к информации, лучшее применения законов и обеспечение юридической независимости. "У Молдовы уже есть политика, предназначенная для борьбы с коррупцией. Однако одного существования этих законов недостаточно, они должны применяться", - заявила американский дипломат. Помимо этого, сказала посол, Молдове следовало бы посмотреть, достаточно ли у нее "законов об открытых дверях". "Эти законы увеличивают степень прозрачности и открытости при принятии постановлений в правительстве с целью, чтобы граждане могли видеть, что делается от их имени", - цитирует Ходжес МОЛДПРЕС.

"Millenium Challenge Account" - правительственная программа, основанная в 2004 году президентом США с целью оказания содействия развивающимся странам. Сумма пяти договоров о предоставлении помощи в рамках "MCA", подписанных до настоящего времени, составляет до 900 миллионов долларов, то есть средний размер помощи в рамках программы для каждой страны составляет 180 миллионов долларов. Месяц назад Республике Молдове было предложено внести свое предложение относительно предварительной программы "MCA".

"Первый канал в Молдове" остался у нового хозяина

Апелляционная палата (АП) Молдавии отклонила 14 декабря иск компании "Аналитикмедиа-груп" к Координационному совету по телевидению и радиовещанию (КСТР) относительно вещания российского "ИА REGNUM" в Молдавии. Как уже сообщало агентство "ИНФОТАГ", в результате проведенного конкурса у "Аналитикмедиа-груп", которая ретранслировала "Первый канал" на территории РМ, была отозвана лицензия и передана новой фирме - "Медиа-сателит". Дирекция общественных связей "Первого канала" заявила после этого, что компания "Медиа-сателит", которую "власти Молдовы считают официальным партнером "Первого канала", не имеет к нему никакого отношения". "Первый канал" назвал "сфабрикованными" документы, на основании которых был проведен конкурс. АП отклонила иск "Аналитикмедиа-груп", которым компания оспорила факт проведения конкурса. Судья Григорий Зубати заявил, что "мотивировка принятого решения будет оглашена в 15-дневный срок".

Юрист КСТР Марчел Оцел в интервью журналистам назвал решение Апелляционной палаты "справедливым", так как КСТР не допустил каких-либо нарушений". Председатель Совета директоров и акционер "Аналитикмедиа-груп" Кирилл Лучинский выразил несогласие с таким мнением. "В ходе судебного заседания выяснились дополнительные обстоятельства, свидетельствующие о том, что при объявлении конкурса было допущено множество нарушений как со стороны КСТР, так и со стороны Министерства информационных технологий (МИТ)", - заявил Лучинский. Он отметил, что "основанием для принятия решения послужила копия письма, которое якобы поступило в адрес МИТ из администрации "Первого канала". "На все обращения во время судебного процесса представитель МИТ так и не смог предъявить оригиналы документов. Был представлен протокол заседания КСТР, из которого явствует, что вопрос об объявлении сразу нескольких конкурсов на различные частоты был поставлен на голосование без обсуждения. Кроме того, конкурс был объявлен на частоту, которая не была свободной. На тот момент у "Аналитикмедиа-груп" была действующая лицензия, договор с "Первым каналом" и все остальные документы для вещания", - заявил представитель компании. Он воздержался от других комментариев, отметив, что "будет очень интересно ознакомиться с мотивацией решения АП", передает "ИНФОТАГ".

Молдавия: Любляна и Брюссель намечают перспективные направления

(Интервью агентству МОЛДПРЕС вице-премьера, министра иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Андрея Стратана.)

"Господин министр, как Вы прокомментируете итоги министерского совещания в Любляне?

Результаты, в целом, положительные. Позиция Республики Молдова на Министерском совещании ОБСЕ вызвала единодушную поддержку, проблемы нашей страны квалифицировались как вопросы региональной и европейской безопасности. Из выступлений делегатов на пленарных заседаниях, а также из заявлений США, ЕС и НАТО на заключительной сессии видно, что у Молдовы есть партнеры, понимающие наши трудности, озабочены ими и хотят помочь в их преодолении.

Было бы хорошо, если бы Министерский совет принял итоговую декларацию и декларацию по Молдове, достоверно отображавшие существующую ситуацию, которые способствовали бы достижению в будущем позитивных результатов. В то же время, считаю, что бесполезно добиваться принятия "стерильных", по сути формальных документов, лишь бы доказать наличие в рамках ОБСЕ консенсуса по важным вопросам. Думаю, что не следует судить о Министерском совете только с точки зрения итоговой декларации. В этой связи хочу отметить, что совет принял ряд важных для организации документов.

Переговоры по касающимся Молдовы пунктам в проекте Декларации Министерского совета, а также в тексте региональной декларации, начались в Вене в рамках заседания подготовительного комитета и были предметом обсуждения нескольких раундов переговоров в ограниченном кругу с участием представителей Молдовы, ОБСЕ, ЕС, США, Российской Федерации и Украины. Эти переговоры продолжились в Любляне и велись до последнего момента, параллельно с заседанием Министерского совета.

Молдавская делегация в ходе переговоров неизменно проявляла конструктивность и открытость к сотрудничеству. В заключение, все делегации, кроме одной, поддержали нашу позицию и разделили озабоченность Молдовы трудностями в процессе урегулирования приднестровского вопроса и вывода российских войск в соответствии со Стамбульскими решениями. К сожалению, следует отметить, что отказ Российской Федерации от выполнения обязательств, взятых на Саммите ОБСЕ 1999 года, наносит урон авторитету ОБСЕ и имиджу Организации.

На каких главных моментах Вы настаивали в Любляне?

Хотелось бы, чтобы меня правильно поняли, когда я говорю, что в Любляне мы были готовы вести переговоры. В этой связи должен объяснить, что по некоторым формулировкам, или по языку, если использовать терминологию ОБСЕ, переговоры можно вести. Но существуют определенные принципы, имею в ввиду соблюдение суверенитета и территориальной целостности Молдовы, которые не могут быть предметом переговоров. В то же время, не подлежит сомнению тот факт, что приднестровскому региону должен быть предоставлен особый правовой статус строго в составе Республики Молдова.

В Любляне мы настаивали на том, что документы, принятые молдавским парламентом нынешним летом - 10 июня и 22 июля - следует расценивать как ведущие направления, которые позволят добиться разрешения приднестровского конфликта.

Необходимо также отметить, что демократизация и демилитаризация региона - неотъемлемые условия для решения данной проблемы. Нынешний тираспольский режим не в состоянии обеспечить подлинную демократизацию региона, более того - методом запугивания он сеет страх среди местного населения. С другой стороны, демилитаризация региона означает изменение нынешнего миротворческого механизма и безоговорочный вывод российских войск с территории Республики Молдова.

Это не только точка зрения молдавских властей. Такого же мнения придерживаются ЕС и США, участие которых в переговорном процессе крайне важно. Думаю, конкретная деятельность Миссии ЕС по оказанию помощи в мониторинге молдавско-украинской границы приумножит усилия в разрешении приднестровской проблемы.

Как следует из Ваших предыдущих утверждений, "яблоком раздора", по причине которого не удалось принять финальный документ форума, было включение в него пункта о стамбульских обязательствах по выводу войск и вооружений Российской Федерации из Республики Молдова. Как повлияет этот дипломатический спор на весь спектр молдавско-российских отношений?

Я бы не стал расценивать состоявшиеся в Любляне дискуссии как спор. Скорее всего, это была характерная для многих подобного рода встреч ситуация. Прежде всего, состоялся диалог, хотя, признаю, был он далеко не легким.

Что же касается последствий Люблянского форума для молдавско-российский отношений, считаю, что некоторые противоречия в политико-дипломатической сфере должны оставаться в повестке дипломатических дискуссий, не сказываясь при этом на экономических, культурных и межличностных отношениях. Мы по-прежнему расцениваем Россию как влиятельное региональное действующее лицо и как посредника в процессе приднестровского урегулирования. Кишинев неоднократно заявлял, что приднестровская тема остается фактически единственным по-настоящему проблематичным вопросом в наших отношениях с Российской Федерацией. Остальные проблемы можно решать на уровне экспертов.

Надеемся, что для решения политических проблем российская сторона воспользуется политическим диалогом, не прибегая к экономическому прессингу. Также хотелось бы отметить, что Республика Молдова научилась проводить последовательную и четкую внешнюю политику. Наши национальные интересы формулируются одинаковым образом и в Москве, и в Вашингтоне, и в Брюсселе. Наши зарубежные партнеры ценят этот решительный подход. Знаю, что и в России существуют влиятельные круги, расценивающие Молдову как независимое государство с собственными интересами, с которыми следует считаться. Думаю, взаимное уважение и открытый диалог должны лежать в основе молдавско-российских отношений. Партнерам надлежит сообща решать проблемы во имя общего блага, без тайных умыслов. Надеюсь, что российская сторона именно так рассматривает отношения с Республикой Молдова.

В Любляне четко проявилась поддержка позиции Республики Молдова со стороны ЕС и США. Как будут развиваться отношения с этими двумя международными игроками после совещания в Словении?

Во-первых, хочу воспользоваться и этой возможностью, чтобы вновь выразить признательность за поддержку позиции Молдовы. Находясь в Любляне, я поблагодарил делегации США, стран ЕС и НАТО. Твердо убежден, что отношения Республики Молдова с ЕС и США будут неуклонно развиваться по нарастающей. В случае с ЕС у нас есть четкая программа сотрудничества - План действий РМ-ЕС, выполнение которого является для нашей страны стратегической целью. Кроме того, мы многое делаем для расширения программы диалога с Брюсселем и в этом отношении уже достигнуты некоторые обнадеживающие результаты. Имею в виду, подключение ЕС к процессу политических переговоров по приднестровскому урегулированию и создание Миссии ЕС по оказанию помощи в мониторинге молдавско-украинской границы. Эти два факта свидетельствуют о несомненном успехе. Еще год назад рассчитывать на подобный результат было трудно.

Такой же процесс интенсификации сотрудничества происходит в молдавско-американских отношениях. Участие представителей США в переговорах по приднестровскому урегулированию адекватно отражает роль, которую Вашингтон играет в нынешних международных отношениях. Кроме того, присутствие Соединенных Штатов за столом переговоров по приднестровскому урегулированию подтверждает интерес этой страны к обеспечению региональной стабильности на том пространстве, к которому относимся и мы. Молдова давно поняла, что прежний переговорный формат изжил себя. Исходя из этих соображений, мы приложили все усилия для качественного изменения формата дискуссий и предоставления нашим партнерам возможности прямого участия в процессах, жизненно важных для Республики Молдова и для них.

Хотелось бы, чтобы роль ЕС и США неуклонно возрастала как в процессе приднестровского урегулирования, так и в социально-экономическом развитии нашей страны. Мы определили четкие задачи сотрудничества с этими партнерами и в 2006 году будем укреплять достигнутое.

Была ли неожиданной поддержка, оказанная Молдове в Любляне?

Эта поддержка была обнадеживающей и необходимой. Она крайне важна, и мы добивались ее ежедневно в ходе дискуссий с нашими партнерами. Об оказании такой поддержки ходатайствовало и политическое руководство страны, и Министерство иностранных дел, и молдавские дипломатические миссии за рубежом. ОБСЕ открыла доступ к политическим и военно-политическим форумам, в ходе которых на протяжении всего года практически еженедельно наши проблемы находились в повестке дня дискуссий. Кроме того, на двусторонних встречах в Любляне, так сказать, на финишной прямой, призывы о поддержке, сформулированные нашей делегацией, получили ответные положительные сигналы.

В этой же связи хочу подчеркнуть, что Молдова представила Министерскому совету ряд предложений со стороны ГУАМ, касающихся, в частности, принципиальной позиции по неразрешенным конфликтам, по Стамбульским обязательствам и повышению эффективности ОБСЕ. Кишинев использовал все пути для получения поддержки своих партнеров, что, фактически, является дипломатическим успехом нашей страны.

Многие наблюдатели не скрывают пессимизма по поводу эффективности ОБСЕ. Каковы перспективы процесса урегулирования приднестровского конфликта и роли ОБСЕ в этом плане?

Я понимаю причины пессимистического настроя относительно эффективности ОБСЕ, однако хотелось бы напомнить, что ценности, задачи и формат этой организации на данный момент являются самыми адекватными для одновременного общения с 54 странами по вопросу об урегулировании приднестровского конфликта. Кстати, ОБСЕ - одна из немногих организаций, где малые государства могут вести на равных диалог с лидерами международной политической арены. ОБСЕ - это инструмент многостороннего дипломатического диалога по вопросам особой значимости как для всего европейского сообщества, так и для отдельных стран. Кроме того, ОБСЕ располагает необходимыми ресурсами и опытом для облегчения диалога в процессе урегулирования.

Что касается перспектив приднестровского урегулирования, то у нас есть основания смотреть в будущее с большим оптимизмом. Существует план, одобренный, в целом, всеми участниками процесса, изменен формат переговоров, позитивны изменения и на молдавско-украинской границе. Мы пользуемся большой поддержкой в вопросе вывода российских войск и вооружения с территории РМ. И все же нерешенными остаются проблемы в Зоне безопасности, в том числе изменение миротворческого механизма. Свои усилия мы направим также на демократизацию приднестровского региона и защиту прав жителей левобережья Днестра. Приднестровский регион должен стать прозрачным, а население должно действительно участвовать в формировании легитимных и демократических местных властей.

8 декабря состоялось ежегодное заседание Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП) в формате министров иностранных дел, в котором участвовала и делегация Республики Молдова, возглавляемая Вами. Чем ознаменовалось нынешнее заседание этого важного политического форума?

Заседание СЕАП длилось гораздо меньше, чем в прошлые годы, но это не сказалось негативно на качестве политического диалога и на результатах. Как и на предыдущих заседаниях, представители государств-членов НАТО и государств-партнеров, в том числе и Республики Молдова, рассмотрели отчет, подготовленный секретариатом альянса. На этот раз министры уделили основное внимание различным аспектам операций НАТО в Косово и Афганистане. И это был первый случай, когда странам-участницам предложили высказать свое мнение по поводу сотрудничества в рамках партнерства. Именно по этому вопросу повестки дня я выступил от имени молдавских властей. В свете принципов, составляющих основу программы НАТО "Партнерство во имя мира", постарался затронуть главные проблемы безопасности, с которыми сталкивается наша страна, - приднестровский сепаратизм и военное присутствие Российской Федерации на территории Республики Молдова.

Какими особенностями отличалась позиция Республики Молдова, представленная государствам - союзникам и партнерам?

Во-первых, мы подчеркнули, что, по мнению молдавских властей и большинства граждан страны, НАТО все больше утверждается не только как военный альянс, но и как политическое сообщество, базирующееся на общих ценностях, принципах и стандартах, все больше и больше разделяемых государствами-партнерами, в том числе Республикой Молдова. С учетом этого, а также постоянной политической поддержки и значительной помощи альянса, Республика Молдова решила интенсифицировать политический диалог и сотрудничество с НАТО путем принятия Индивидуального плана действий в рамках партнерства (IPAP). В этой связи мы проинформировали участников форума о завершении процесса разработки презентационного документа, который, фактически, является первым этапом на пути разработки IPAP. Намерены приступить к реализации этого плана в начале весны. В Брюсселе мы еще раз отметили огромную готовность государств-союзников и стран-партнеров оказать нам поддержку и помощь в этом процессе.

Как известно, Российская Федерация, Беларусь, другие государства Содружества ратифицировали адаптированный Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), который считается краеугольным камнем евроатлантической безопасности. Изменилась ли каким-то образом позиция государств НАТО относительно ратификации данного документа?

Позиция Альянса осталась неизменной. Эта твердая позиция объясняется и многочисленными призывами о поддержке, с которыми политическое руководство нашей страны обращалось к НАТО. В ходе форума мы подтвердили позицию нашей страны, которая сводится к следующему: Республика Молдова осознает важность ДОВСЕ для евроатлантической безопасности, но не ратифицирует этот документ до тех пор, пока Российская Федерация не выполнит Стамбульские обязательства 1999 года о выводе своих вооруженных сил, незаконно находящихся на территории нашей страны. Невыполнение этого обязательства подрывает общие усилия государств - союзников и партнеров по укреплению безопасности на евроатлантическом пространстве и вместе с тем отдаляет перспективу разрешения приднестровского конфликта. Мы заверили высокий брюссельский форум в том, что молдавские власти не ведут и не будут вести переговоры, способные привести к узаконению российского военного присутствия на территории Республики Молдова. Мы отметили также, что только вывод российских вооруженных сил создаст предпосылки, необходимые для ратификации Договора Республикой Молдова и подписавшими этот документ государствами, которые, как и мы, разделяют уверенность в том, что неукоснительное соблюдение общепринятых принципов международного права и взятых обязательств - самая важная ценность партнерства. Стремление некоторых партнеров укрепить собственную безопасность в ущерб безопасности других противоречит духу партнерства.

Участники форума приняли заключительное коммюнике. В какой мере этот политический документ касается интересов Республики Молдова?

Все содержание п. 16 данного коммюнике прямо касается Республики Молдова. Вот только одна выдержка из этого пункта: "В то же время с сожалением констатируем отсутствие прогресса в процессе вывода российских вооруженных сил из Республики Молдова и призываем Россию возобновить и завершить вывод как можно быстрее". На мой взгляд, это говорит о большой поддержке, о том, что НАТО рядом с нами в столь трудный период, а значит у каждого из нас есть повод для радости".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.04.17
«Чапаев» научит, как родину любить
NB!
24.04.17
Кризис вокруг Северной Кореи определит отношения США и Китая
NB!
24.04.17
«Ангелы» и «черти»: Путин нашел новые аналогии своей работы
NB!
24.04.17
Полмиллиарда — в «Черную дыру»
NB!
24.04.17
«Пусть приходят»: Маркелов ждет в СИЗО друзей-депутатов
NB!
24.04.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 24 апреля
NB!
24.04.17
В деле экс-главы Удмуртии появились «запуганные» свидетели
NB!
24.04.17
Блокада Приднестровья: заговор молчания
NB!
24.04.17
В Дагестане школьник взорвал гранату в компьютерном салоне
NB!
24.04.17
Флот: зачем России «позволять себе» лишнее?
NB!
24.04.17
Спецназ и идеологи: как казахстанская армия будет бороться с экстремизмом
NB!
24.04.17
Последняя надежда Петра Порошенко
NB!
24.04.17
Получат ли армяне и азербайджанцы в Грузии статус особой зоны?
NB!
24.04.17
Следователи выявили еще один эпизод хищений в «Татфондбанке»
NB!
24.04.17
Росгвардия опровергла участие бойцов в военных действиях в Сирии
NB!
24.04.17
Условия для падения рубля уже формируются
NB!
24.04.17
Глава ПАСЕ раскаялся в своей поездке в Сирию
NB!
24.04.17
Зачем русские школы в Киргизии переводят на киргизский язык?
NB!
24.04.17
В Москве начался круглый стол ИА REGNUM «Русские Курилы и Япония»
NB!
24.04.17
НДФЛ с депозитов заставит россиян хранить деньги под подушкой
NB!
24.04.17
Военный Донбасс: под Донецком идут бои. ВСУ несут потери
NB!
24.04.17
Стрельба в новгородском ночном клубе: есть пострадавшие