16 декабря исполнилось 90 лет со дня рождения выдающего российского композитора Георгия Свиридова, сообщает ресурс peoples.ru. Те, кто знали Свиридова отмечали, что "он был очень, очень строг. Некоторые просто не выдерживали его напора, его требований, не выдерживали и уходили. Этим они проявляли свою слабость и очень многое теряли. Все эти его строгости, подчас несправедливые, надо было терпеть, потому что это исходило от гения". Критики называли Свиридова "композитором будущего".

Справка ИА REGNUM

Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж, ныне Курской области, российский композитор, народный артист СССР (1970), лауреат Ленинской и Государственных премий, почетный гражданин Москвы (1997). В 1932 году поступил в Первый Ленинградский музыкальный техникум. Еще будучи студентом, в 1935 году дебютировал циклом из шести романсов на слова А. С. Пушкина, остающимся одним из его самых популярных произведений. В 1936-41 годах учился в Ленинградской консерватории, с 1937 года в классе композиции Дмитрия Шостаковича. Практически все рукописи Свиридова довоенного периода погибли во время блокады, среди них Концерт для фортепиано с оркестром и Симфония для струнного оркестра, с успехом исполнявшйиеся перед войной в Ленинграде.

Инструментальные сочинения Свиридова 1940-х гг. Соната для фортепиано (1944), Квинтет для фортепиано и струнных (1945), Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Государственная премия, 1946), фортепианные пьесы (1946; впоследствии автор объединил их в две Партиты для фортепиано) обнаруживают значительное влияние стиля Шостаковича. В вокальном цикле "Страна отцов" (1950), состоящем из 11 романсов, в полной мере дают о себе знать качества, характерные для почерка зрелого Свиридова: эмоциональная сдержанность, склонность к подчеркнуто простым диатоническим мелодиям и гармониям, естественный, лишенный какой бы то ни было аффектации способ интонирования поэтического слова. Композитор назвал свой цикл "поэмой", как и многие последующие вокальные циклы. С 1956 года Свиридов жил в Москве.

Большинство его произведений 1950-90-х гг. связано со словом. Исключения "Музыка для камерного оркестра" (1964; оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных), "Маленький триптих" для камерного оркестра, трактованного как своего рода инструментальный хор (1964), Концерт памяти Юрлова для смешанного хора, поющего без слов (1973), а также популярные оркестровые фрагменты из музыки к художественным фильмам "Метель" (по Пушкину, 1965) и "Время, вперед!" (1966).

Наиболее крупные партитуры Свиридова, предназначенные для солистов, смешанного хора и большого оркестра, датированы второй половиной 1950-х гг.: "Поэма памяти Сергея Есенина" на слова Есенина (1955) и "Патетическая оратория" на слова Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960). В тот же период написаны или завершены циклы романсов для голоса и фортепиано: на стихи Бернса в переводах Маршака (1955), "Мой отец крестьянин" на стихи Есенина (1956), на стихи Шекспира (1944-60). С 1964 года в творчестве Свиридова доминирующую роль начинают играть жанры "маленькой кантаты" для хора и оркестра ("Деревянная Русь" на стихи Есенина, 1964; "Снег идет" на стихи Пастернака, 1965; "Грустные песни" на стихи Блока, 1965; "Весенняя кантата" на стихи Некрасова, 1972) и концерта для хора без сопровождения или с эпизодическим использованием инструментов (три духовных песнопения из музыки к трагедии Толстого "Царь Федор Иоаннович", 1973; "Пушкинский венок", 1978, Государственная премия, 1980; "Ночные облака" на стихи Блока, 1979; "Ладога" на стихи Прокофьева, 1980; "Песни безвременья" на стихи Блока, 1980, "Гимны Родине" на стихи Сологуба, 1981, и др.).

Свиридов продолжает писать романсы и циклы романсов для голоса (или нескольких голосов) в сопровождении фортепиано (иногда с участием других инструментов); среди них романс "Эти бедные селенья" для голоса, фортепиано и гобоя на слова Тютчева (1965), вокальные циклы (поэмы) "Петербургские песни" для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Блока (1961-69), "Отчалившая Русь" для голоса и фортепиано на стихи Есенина (1977), "Петербург" для голоса и фортепиано на стихи Блока (1963-95).

Важнейшие исторические прототипы произведений Свиридова традиционные жанры русской хоровой музыки (партесный концерт, кант) и городской романс 19 -начала 20 вв. Цикл "Курских песен" для смешанного хора и оркестра (1964; Государственная премия, 1968) единственный в зрелом творчестве Свиридова экскурс в область подлинного крестьянского фольклора. Среди неопубликованных, неисполненных, незаконченных произведений Свиридова две оратории: "Декабристы" на слова Пушкина и поэтов-декабристов (1954-55) и "Пять песен о России" на слова Блока (1967-71). Скончался 6 января 1998 года в Москве.