Отвечая в преддверии II Московского международного нефтяного форума на вопросы web-журнала "Нефть России", губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов рассказал следующее:

- В Мурманской области в последние годы перспективы экономического развития мы связываем и с новой для нас отраслью экономики - добычей и переработкой углеводородного сырья. Как известно, в шельфовых отложениях Баренцева и Печорского морей предприятия нефтегазоразведки, которые базируются в Мурманске, обнаружили крупные скопления углеводородов, в том числе крупнейшие Штокмановское газоконденсатное и Приразломное нефтяное месторождения. Освоение только первого из них позволит на многие годы удовлетворить потребности в газе и газовом конденсате Северо-Запада России и Европы.

В 2004 году "Роснефть" и "Газпром" планируют начать работы на Приразломном месторождении. Имеются реальные геологические предпосылки для создания ресурсной базы углеводородного сырья в пределах Кольской части шельфа Баренцева моря. Рассматриваются вопросы строительства нефтяного терминала в Кольском заливе и нефтеперерабатывающего завода.

Решение топливно-энергетических проблем Мурманской области связывается с освоением месторождений шельфа Баренцева моря. Однако сроки начала их разработки в значительной мере зависят от ряда факторов. Взять богатства морских месторождений нелегко. Для их освоения требуются огромные капиталовложения. Тут в одиночку не справится ни одна страна мира.

В Мурманской области функционирует достаточно крупный портовый комплекс, обеспечивающий надежное круглогодичное передвижение судов. В этот комплекс входят компании по эксплуатации судов общего и специального назначения, мощные базы и предприятия по ремонту судов, специализированные службы по аварийно-спасательным работам и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на море, включая разливы жидких углеводородов.

Северный морской путь должен рассматриваться и обустраиваться не просто как транспортная магистраль, а как основа арктического нефтегазового комплекса. Такая система должна включать в себя и создание на Кольском полуострове перевалочной базы для углеводородного сырья. А наличие базы сделает более обоснованными планы по строительству нефтеперерабатывающего комплекса для обеспечения Мурманской области моторным топливом и другими продуктами нефтепереработки.

Возможности увеличения грузоперерабатывающих мощностей портового хозяйства в европейской части страны практически исчерпаны. К тому же, ни один порт России не располагает глубинами, обеспечивающими обработку судов дедвейтом в 150 - 300 тыс. т. Еще один важный аспект - от Мурманска до Американского континента расстояние меньше, чем от Аравийского полуострова, откуда, в основном, на американский рынок поступает нефть. Перед руководством крупнейших нефтегазодобывающих компаний России встал вопрос о поисках места для строительства нефтеналивного терминала, способного обеспечивать ежегодную отгрузку нескольких десятков миллионов тонн нефти на американский рынок. И они свой выбор остановили на Мурманске. Достаточно сказать, что этот вопрос был обсужден на уровне президентов России и США, о планах реализации данного проекта заявляли руководители "ЛУКОЙЛа" и ЮКОСа. Думаю, что интерес проявят и "Роснефть", и "Газпром". Да и западные компании примут участие в инвестировании строительства нефтеналивного терминала. Но это перспектива не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. А мы хотим увеличить пропускную способность Мурманского транспортного узла уже сейчас. Мы решили не откладывать дело в долгий ящик и для координации взаимодействия предприятий и организаций транспортного комплекса региона в деле увеличения перевозок угля и нефтеналивных грузов создали Координационный совет Мурманского транспортного узла. Сейчас ведутся работы по подбору площадки, где будет строиться терминал по перевалке нефти. До принятия окончательного решения Мурманское морское пароходство совместно с морской администрацией порта "Мурманск" предложили временную схему перевалки нефти на внутреннем рейде Кольского залива с загрузкой танкеров водоизмещением 100 тыс. тонн и более при стоянке на якоре. При минимальных затратах средств это позволит ежемесячно отправлять из Мурманска не менее 200 тыс. тонн нефти на экспорт.

В краткосрочной перспективе планируется увеличение объемов перевалки нефти через морские порты области до 2,4 млн тонн в год. Также предполагается отправлять на экспорт через Кандалакшский порт до 1,2 млн тонн угля в год. В соответствии с лицензией на право пользования недрами, ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" разработало технико-экономические предложения по освоению Медынско-Варандейского участка дна Баренцева моря. В нынешнем году на этом участке начато бурение поисковой скважины. Также имеются лицензии на поисковые работы на Поморском и Колоколморском участках.

Владимир Путин прекрасно понимает роль и значение развития нефтегазодобывающего комплекса на Севере России. Разговор на эту тему у нас состоялся еще в апреле 2000 года, когда он свою первую поездку по регионам в ранге президента совершил в Мурманск. Тогда, в ходе совещания на борту атомного ледокола "Россия", он обратил особое внимание на разработку месторождений углеводородного сырья шельфа и прибрежной зоны арктических морей. И лед тронулся. Активность в Тимано-Печоре проявляет "ЛУКОЙЛ", а "Газпром" и "Роснефть" эффективно работают на Ямале. А на встрече в Санкт-Петербурге Владимир Владимирович подчеркнул, что справиться с задачей увеличения поставок нефти в США может только Север. Тем более что для этого у нас есть все составляющие: разведанные месторождения, мощный производственный и научный потенциал, подготовленные кадры, выгодное географическое положение. Не хватает средств, но, уверен, инвестиции появятся. И от отечественных, и от зарубежных компаний.

Откуда у меня такая уверенность? Она базируется на моих беседах с руководителями крупнейших отечественных нефтегазодобывающих компаний, а также на итогах переговоров с генеральным консулом США в Санкт-Петербурге Моррисом Хьюзом. У американцев огромный интерес к освоению шельфа и транспортировке российской нефти на рынки США. Думаю, что этот интерес возрастет после проведения в Мурманске 13-15 ноября 2002 года международной конференции "Нефть и газ арктического шельфа". Да и на II Московском международном нефтяном форуме, который состоится 30-31 октября, я в этом уверен, будет идти речь об освоении месторождений нефти и газа арктического побережья и его шельфа. Несомненно, форум привлечет внимание специалистов к проблемам и перспективам развития нефтегазового комплекса Северо-Западного региона.