Реализации в Чувашии приоритетного национального проекта "Образование" был посвящен очередной семинар руководителей органов управления образованием республики. Как передает корреспондент ИА REGNUM, одной из центральных тем для обсуждения стало то, как сделать систему образования максимально открытой для общества. По словам министра образования и молодежной политики Чувашии Галины Черновой, национальный проект должен привести к системным изменениям в сфере образования. В первую очередь он направлен на создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования, развитие институтов гражданского общества, становление современного менеджмента в системе образования и поддержку лидеров. Министр отметила, что одна из ключевых задач, которая ставится при реализации приоритетного национального проекта - это максимальная доступность информации о том, что происходит в сфере образования.

Система образования Чувашии, которая является пилотной площадкой по многим направлениям модернизации образования, уже несколько лет работает по приоритетным направлениям, заложенным в проекте. Большинство изменений в республиканском образовании носят системный характер. Как отметила Галина Чернова, созданная эффективная сеть образовательных учреждений дает равные возможности для получения качественного образования, внедрено подушевое нормативно-бюджетное финансирование, активно идет процесс информатизация образовательных учреждений. Министр акцентировала внимание на развитии конкуренции среди школ, которая ведет к повышению качества образовательных услуг.

Говоря о необходимости развития институтов гражданского общества в рамках национального проекта, Галина Чернова с сожалением констатировала, что в школьном образовании нет сильных организаций, которые были бы способны дать общественную экспертизу образовательных процессов. По ее словам, при решении важных вопросов на республиканском уровне для этого приходится собирать экспертные группы. В этом году в Чувашии был создан республиканский Союз попечителей образования, подобные союзы теперь создаются в районах. Ведется целенаправленная работа по формированию института управляющих советов школ. "Таким образом, мы можем создать если не оппозицию, то сформировать ту часть общества, которая может с нами не соглашаться, высказывать другое мнение, проводить общественную экспертизу. Национальный проект дает такой шанс. Мы вынуждены создавать такие структуры, иначе нацпроект не реализовать", - пояснила министр. Она подчеркнула, что для этого нужны широчайшая гласность и участие общественности. Большие суммы, которые направляются на нацпроекты, тоже требуют открытости. Как отметила Галина Чернова, с одной стороны, открытость школ показывает, что бюджетные деньги тратятся рационально. С другой - она стимулирует конкретных людей и организации оказывать помощь образовательным учреждениям, поскольку они видят, на что именно идут эти средства.

Еще одним важным аспектом, который обсуждался на семинаре, была поддержка лидеров в образовании. Как отметила Галина Чернова, проведенный Минобразования анализ показал, что в республике много лидеров и много инновационных наработок. Но они охватывают далеко не все образовательные учреждения. Необходимо, чтобы инновационная волна охватывала как можно больше представителей образовательного сообщества. Много говорилось о новых возможностях для государственной поддержки школ, активно внедряющих современные инновационные образовательные программы, информацизации образования, дополнительном вознаграждении за классное руководство и поощрении лучших учителей. В частности, о необходимости критически проанализировать функции и задачи, стоящие перед классными руководителями, которые с 2006 года будут получать по тысяче рублей дополнительно. Это нужно для того, чтобы исключить то, что делается "по инерции", отметила министр.

В рамках национального проекта в сфере образования 33 школы и 104 учителя Чувашии смогут получить премии президента России. По словам министра, процесс отбора претендентов может стать довольно сложным с организационно-технической точки зрения, поскольку оценка работы педагогов по формальным признакам в таком массовом количестве никогда не проводилась. Школы будут отбираться по результатам рейтинга. Участники семинара говорили о вероятности того, что премии получат только городские школы, либо из одного района будут выбраны несколько школ, а из другого - ни одной. Галина Чернова подчеркнула, что поддержка будет оказываться именно лучшим: "Целевая точечная поддержка дает гораздо больше и постепенно изживает иждивенчество. Да, государство обязано помогать, но школы должны себя показывать - что они где-то победили, что-то сделали".

Министр подчеркнула, что к обсуждению соискателей на премии президента России и гранты президента Чувашии необходимо активно привлекать общественность - родителей, работодателей, выпускников школ, представителей журналистского сообщества. Один из первых шагов к этому будет сделан 17 декабря - в день общественной экспертизы школ и учителей. В этот день школы-претенденты проведут открытые мастер-классы, уроки, внеклассные мероприятия, куда пригласят родителей, социальных партнеров и других представителей общественности. Все они смогут высказаться и оставить свои предложения о качестве оказываемых в школах образовательных услуг. В Минобразования и органах управления образованием будут работать телефоны "горячей линии". Как отметила Галина Чернова, оценка внешних экспертов будет учтена при отборе лучших.

Участники семинара также обсудили механизмы проведения общественной экспертизы в школах республики, вопросы создания здоровьесберегающего пространства как одного из условий повышения качества образования.