"В российском законодательстве понятие "леса высокой природоохранной ценности" (ЛВПЦ) отсутствует", - заявил в своем выступлении на круглом столе "ЛВПЦ и законодательство, действующее и необходимое" проходившем 14 декабря в рамках конференции "Леса высокой природоохранной ценности: от глобальной концепции к региональным системам управления лесопользованием" заместитель руководителя Росприроднадзора по Архангельской области Николай Кротов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Кротова, хотя в российском законодательстве и нет четкого понятия ЛВПЦ, тем не менее, ряд законодательных актов содержит пункты, которые создают возможности для сохранения ЛВПЦ. "Основанием для охраны этих лесов могут служить нормы Федерального закона "Об охране окружающей среды", где приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов определен как один из принципов хозяйственной и иной деятельности. Особой охране подлежат редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. Статья 4 предусматривает охрану в первоочередном порядке естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, не подвергшихся антропогенному воздействию", - отметил Кротов.

По словам Кртова, в соответствии со статьей 79 Лесного кодекса, лесопользование должно осуществляться с обязательным сохранением и усилением средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов. Обсуждению этой проблемы была посвящена работа круглого стола, на котором специалисты из Великобритании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Грузии и России пытались решить, достаточно ли существующих норм для сохранения ЛВПЦ и как сделать их применение реальным и какие еще нормы российского законодательства могут быть использованы для создания ЛВПЦ.

"Например, в ходе обсуждения был поднят вопрос о том, что в современном законодательстве присутствуют нормы, которые создают определенные препятствия сохранению некоторых типов ЛВПЦ", - отметил Кротов.

По словам Кротова, расчетная лесосека рассчитывается на основании данных о составе лесов и запасе древесины на всей арендной территории, без учета возможных ЛВПЦ. В случае выделения крупных лесных ландшафтов расчетная лесосека для остальной части территории аренды оказывается по сути неверной, что является для предприятий препятствием к сохранению ЛВПЦ.

"Далее исследования лесов должны проводиться лесоустроительными предприятиями, которым законодательно не предписано выявлять леса высокой природоохранной ценности (Лесной кодекс статьей 72 определил сферу обязанностей лесоустройства, в которые не входит выявление указанных лесов). То есть, функции выделения ЛВПЦ ни за кем не закреплены", - отметил Кротов.

По словам Кротова, в разных регионах России уже накоплен довольно значительный опыт создания ЛВПЦ разных типов. "В основном это делается путем выделения ЛВПЦ в качестве особо защитных участков леса (ОЗУЛ). В случае с крупными лесными ландшафтами ряд компаний пошли на подписание моратория на рубки в малонарушенных или девственных лесах (которые суть крупные лесные ландшафты - ЛВПЦ 2) или на отказ от аренды части таких лесов", - заключил Кротов.