13 декабря на заседании администрации принята областная целевая программа по развитию образования и науки, которая в течение трех лет - с 2006 по 2008 год, по мнению разработчиков, должна решить основные проблемы образовательной отрасли. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, представлявший программу на утверждение заместитель губернатора по социальным вопросам Константин Карасев отметил, что этот документ "идет в унисон с национальными президентскими проектами".

Общий объем финансирования составит порядка 267 млн рублей, из них 106 млн рублей - это средства областного бюджета, 156 млн - средства муниципальных образований и 5,2 млн - внебюджетные источники. По мнению разработчиков, реализация программы позволит повысить качество и доступность образования путем "реструктурирования образовательной среды", будет способствовать формированию здорового образа жизни, позволит "обеспечить развитие научно-производственного потенциала области за счет стимулирования интеграционных процессов в научно-образовательной среде, адресной поддержки перспективных научных исследований".

В пояснительной записке к программе ее разработчики тезисно остановились на основных проблемах развития образовательной системы области. Отмечено, что ухудшение социально-экономических условий в целом отрицательно сказалось на системе образования: "Вступление в силу ряда федеральных законов, разграничивших полномочия федерального центра и субъектов РФ и значительно увеличивших нагрузку на областной бюджет, и также неудовлетворительное финансирование областных целевых программ в сфере образования являются причинами нестабильной ситуации в отрасли". Приходит в негодность учебно-материальная база образовательных учреждений - "большинство зданий действующих в области образовательных учреждений требуют капитального ремонта или реконструкции". Особенно остро строит развитие образования на селе, где необходимо "проведение долгосрочной политики поддержки и оптимизации сети сельских школ с учетом взаимосвязи уровня образования населения и развития трудовых ресурсов села". На этом фоне постоянно сокращается количество учащихся, учебная нагрузка и сеть общеобразовательных учреждений: "С 1995 по 2005 год количество учащихся сельских школ в области уменьшилось с 75 686 до 55 449 человек, количество школ - с 664 до 594, в том числе сельских малокомплектных - с 492 до 399". Не снимается проблема подвоза учащихся и развития сети пришкольных интернатов: "В сельской местности до школ подвозятся 7 414 учащихся (13,4% от общего количества), из них 6 035 человек - ежедневно. Число это будет расти, что вызовет необходимость обновления и пополнения автобусного парка. В сельской местности действует 61 пришкольный интернат для 1 465 учащихся". Решение этих и целого ряда других проблем требует "комплексного подхода и государственной поддержки", что и "обусловило необходимость применения программного метода и разработку областной целевой программы".

Мероприятия программы предусматривают создание системы поддержки муниципальных систем образования, учреждений профессионального образования, научных учреждений Читинской области в "решении актуальных задач научно-образовательной среды". Реализацию мероприятий разработчики предложили осуществить по нескольким направлениям: развитие системы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, развитие воспитательного процесса и организация работы с одаренными детьми, развитие кадрового и научного потенциала отрасли, улучшение качества детского питания.