СМИ о ситуации в Красноярском крае за 12 декабря "Регионы просят поддержки".

("Красноярский рабочий", 10.12.05)

Вчера спикер краевого парламента Александр Усс принял участие в рабочей встрече руководителей законодательных органов власти, которую провёл председатель Госдумы Борис Грызлов. Встреча была посвящена актуальным вопросам законотворческой деятельности органов государственной власти России. "Уверен, что многие инициативы, идущие от субъектов Федерации, заслуживают более пристального внимания и поддержки нижней палаты российского парламента", - сказал Александр Усс.

"БСК обсчитали на красноярском вокзале".

(Коммерсантъ. 12.12.05. Д.Захаров, М.Власова, Красноярск; А.Воскресенский)

Субподрядчики требуют от компании 80 млн рублей

Руководители 13 строительных компаний обратились к президенту ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Владимиру Якунину и губернатору Красноярского края Александру Хлопонину с письмом о том, что генподрядчик строительства нового вокзала Красноярска - фирма БСК-27, дочерняя структура ФПГ "Балтийская строительная компания", в течение года не расплачивается с субподрядчиками за проделанную работу. Компания задолжала партнерам 80 млн рублей. По словам строителей, руководство БСК-27 исчезло из края вместе с деньгами. Однако "Ъ" нашел гендиректора компании, который утверждает, что это ОАО РЖД должно БСК-27 75, 4 млн рублей. В распоряжении "Ъ" оказался текст письма, направленного на днях Владимиру Якунину и Александру Хлопонину руководителями строительных компаний, проводивших строительство нового железнодорожного вокзала Красноярск (первая очередь сдана ровно год назад). В обращении сообщается, что генподрядчик проекта ООО БСК-27 до сих пор не провело расчет с партнерами за выполненные работы. "Задолженность БСК-27 перед субподрядчиками за 2005 год превышает 80 млн рублей", - говорится в письме. Ъ ООО БСК-27 - подразделение финансово-промышленной группы "Балтийская строительная компания", которая выполняет в том числе крупные заказы РЖД. Годовой оборот компании составляет примерно 50 млрд рублей. В 2004 году русский "Форбс" оценил личное состояние председателя совета директоров БСК Игоря Найвальта в $950 млн.

В компании "Классик-Центр" (один из субподрядчиков) заявили "Ъ", что из-за неисполнения своих обязательств БСК-27 (около 5 млн рублей) она оказалась в глубоком кризисе: задержки по зарплате достигли нескольких месяцев, растет просроченная кредиторская задолженность. Еще больше долг БСК-27 перед ООО "Сибстрой" - 7,5 млн рублей. По словам директора компании Константина Боброва, она пока не намерена подавать на партнера в суд, так как пример другой компании (ООО "Лесна", долг 15 млн рублей) показал, что это бесперспективно. "Они выиграли дело в арбитраже, однако судебные приставы не смогли найти директора БСК-27 Геннадия Сиволобова, и на этом все закончилось", - пояснил господин Бобров.

Глава юридической службы красноярского филиала ОАО РЖД Вениамин Литвин сообщил "Ъ", что железнодорожники полностью рассчитались авансом за работу на объекте. Однако "БСК-27 не завершила работы по второй очереди строительства вокзала и исчезла", оставив долг за стройматериалы в размере более 10 млн рублей. "Мы обратились в суд и ждем рассмотрения этого дела", - уточнил господин Литвин. "Ъ" удалось найти гендиректора БСК-27 Геннадия Сиволобова в Москве. "ООО БСК-27 не прекращало своей деятельности в Красноярске, - заявил "Ъ" господин Сиволобов. - Я нахожусь в Москве в производственной командировке для истребования задолженности РЖД перед строителями вокзала". Заявление железнодорожников о том, что они полностью рассчитались с компанией, вызвало у ее гендиректора удивление. По его словам, долг красноярского филиала РЖД перед БСК-27 на сегодняшний день составляет 75,4 млн рублей, не оплачена также премия за досрочный ввод вокзала в эксплуатацию в размере 18,6 млн рублей. "Изначально утвержденные сметы постоянно сокращались, хотя работы уже были выполнены, а материалы закуплены, - пояснил господин Сиволобов. - Чтобы сохранять отчетность, приходилось занижать итоговые суммы в документах. К тому же много обещали проплатить в устной форме, в итоге денег так и не было. Когда мы поняли, что и не получим их, то остановили все работы. Мы подали исковое заявление на ОАО РЖД в арбитражный суд Москвы. Дата рассмотрения нашего заявления будет известна в ближайшее время. Задолженность БСК-27 перед 13 организациями, обратившимися с письмом, составляет 36 млн рублей, и мы, безусловно, выплатим все долги, как только получим деньги от ОАО РЖД".

"Коммунальный молодец".

("Сегодняшняя газета", 10.12.05, Семен Мамонтов)

ИЛИ холодец. Или просто дец. Это кому как больше нравится. В общем, главный коммунальщик Красноярска Анатолий Матюшенко на днях в телевизоре объяснял депутату Алексею Клешко, с которым и так довольно часто видится, почему люди зимой мерзнут, почему они будут мерзнуть, даже платя за тепло полную стоимость, и почему это правильно. А правильно это потому, что отрасль ЖКХ "финансировалась по остаточному принципу десятилетиями". Таким образом, сегодня мы расплачиваемся за грехи отцов и дедов. Вот только чьих отцов и дедов, не совсем понятно. Кажется, назрел разговор начистоту, без умолчаний и недомолвок.

Сначала ситуация в целом. Первое - с первого января услуги ЖКХ оплачиваются по полной стоимости. Сто процентов. До этого светлого момента они оплачивались не по полной стоимости, что привело к износу всех коммуникаций на 70 процентов. Нам это столько раз уже повторяли, что ночью разбудят - вспомнишь.

Второе. С первого же января существенно вырастет сама стоимость тех услуг, которые теперь должны оплачиваться стопроцентно. Ориентировочно плата за однокомнатную квартиру вырастет с 700 рублей до тысячи, за "двушку" - с 1.300 до 2.000, за "трешку" - с 1.800 до 2.700. То есть примерно в полтора раза.

Третье. Эти деньги взимает с горожан частная (формально частно-государственная) управляющая компания "Красноярский жилищный комплекс", которой и руководит г-н Матюшенко. Но оказывает услуги не она, а субподрядчики. И четвертое. Сразу же после окончания рекламной кампании "Город готов к зиме-2005" косяками пошли коммунальные аварии, как мы, в общем, и предсказывали. Снова целые районы сидят без воды и (или) затоплены водой, а на улице Новой произошло что-то вовсе экстраординарное - спасаясь от кипятка из прорванной трубы, пенсионер выпрыгнул в окно и сломал ногу.

Интерпретация данных ФАКТОВ г-ном Матюшенко такова: поскольку десятилетиями жильцы платили за жилье чисто символические суммы (что само по себе правда), то теперь требуется лет пять платить по полной стоимости, прежде чем аварии будут исключены, по крайней мере, как массовое явление. А я знаю способ добиться ликвидации аварий гораздо раньше. Первое. Что есть полная стоимость? Определяется она соотношением спроса-предложения: товар стоит столько, за сколько его могут купить. Истинная стоимость товара может быть известна только в том случае, если его предлагают сразу несколько продавцов. Если продавец один, то цена товара - ничуть не менее символическая, чем квартплата в советские времена. Только если раньше мы платили баснословно мало, то сейчас - баснословно много. Пустите в красноярское ЖКХ конкурентов - "Российские коммунальные системы" Чубайса, пермский "Новогор" или местных красноярских ухарей - и вы получите реальную картину, что сколько стоит. Но их не пускают. Кто не пускает? По порядку: мэр (чьим бывшим заместителем является г-н Матюшенко), губернатор (чьим бывшим заместителем является г-н Матюшенко), депутаты Законодательного Собрания края (начиная с г-на Усса и заканчивая г-ном Клешко), депутаты горсовета, контролируемые мэром и г-ном Быковым (депутатом Заксобрания). Далее. Кто утверждает коммунальные тарифы? Не Чубайс и даже не Хлопонин. Депутаты горсовета и городская администрация.

Второе. Что касается проклятого прошлого - "Краском" на родимые пятна развитого социализма ссылаться вообще не имеет права. Это общество с ограниченной ответственностью, созданное уже в нынешние времена и получающее очень большие деньги с горожан и из бюджета. Если у этого частного бизнеса что-то не получается - это его проблемы! Все равно как Потанин не платил бы зарплату своим рабочим, ссылаясь на тяжелое наследие советского режима. Если тебе это так невыгодно, уйди из этого бизнеса, дай место другим. Но г-н Матюшенко, сделавший ВСЕ, чтобы устранить любую конкуренцию себе и своим друзьям, не уходит и имеет наглость заявлять, что его проблемы (частника) - это наши проблемы.

Третье. Способ ликвидации аварий. Нужно сделать наши проблемы ЕГО проблемами. Нужно создать прецедент в исконном смысле этого слова. Нужны десятки, сотни судебных исков к ООО "Краском" с требованием компенсации материального ущерба и морального вреда по каждому факту коммунальной аварии. Сломавший ногу пенсионер может высудить с коммунальщиков пару миллионов рублей. Жители Северо-Западного, чьи погреба оказались затопленными водой из прорванной трубы, могут подать коллективный иск о порче имущества - и выиграют дело без труда. Это большие деньги. Но у г-на Матюшенко они есть.

Есть более тяжелые технически способы объяснить коммунальщикам разницу между жизнью и медом. К примеру: не просто НЕ ПЛАТИТЬ за неоказанную услугу, а опять же вчинять иски. Два дня нет воды в кране - иск. В утепленной квартире 15 градусов вместо заявленных 20 - иск. Тут сложности исключительно организационного характера: как фиксировать все эти косяки. Но, думается, если предложить юристам представлять наши интересы за определенный процент от суммы иска, они сами подскажут способы. Я предвижу процветание юридических контор, специализирующихся на ЖКХ. С первого января мы имеем на это полное право. Мы согласны даже платить по полной. Но ответственность может быть или обоюдной, или никакой.