Двухдневное Российское совещание руководителей органов управления образованием субъектов РФ завершило работу в подмосковном пансионате "Бор", сообщает корреспондент ИА REGNUM. В совещании принял участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, руководители государственных органов управления образованием, представители общественных объединений и гражданских институтов, принимающих участие в управлении образованием в регионах. Участники совещания обсудили приоритетный Национальный проект "Образование", наметили первоочедные задачи на предстоящий год, среди которых наиболее актуальными названы: переход на нормативное финансирование общеобразовательных учреждений и повышение заработной платы посредством перехода на отраслевую оплату и стимуливания труда педагогов.

При Министерстве образования создан Совет, целью которого является обсуждение и более эфективное проведение в жизнь федеральной политики в области образования. Об этом сообщил Андрей Фурсенко. В состав Совета вошли представители всех федеральных округов, а также органов управления образованием Москвы и Санкт-Петербурга: Лидия Антонова - министр образования Московской области, Ольга Иванова - председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Владислав Зинченко - заместитель губернатора Томской области, Александр Канунников - начальник Управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области, Любовь Кезина - руководитель департамента образования Москвы, Леонид Ковалев - министр общего и профессионального образования Ростовской области, Лидия Паукова - начальник управления образования Ханты-Мансийского АО, Наталья Ткачук - начальник управления образования Камчатской области, Галина Чернова - министр образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Первое заседние Совета прошло 10 декабря и было посвящено роли государственных органов и гражданского общества в модернизации системы образования России. Как сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, заседания Совета будут происходить ежеквартально. Члены Совета доровольно взяли на себя функцию координации и реализации образовательной политики в своих округах.

Комментируя Национальный проект "Образование", член Совета Галина Чернова отметила важность того, что при разработке механизмов модернизации системы образования учтен опыт, накопленный в регионах. В частности, она указала на 6-летний опыт внедрения нормативной подушевой системы финансирования в Чувашии.

Член Совета Наталья Ткачук со своей стороны отметила: "Отрадно то, что Национальный проект не требует финансирования 50 на 50 и привлечения средств региональных бюджетов. Это позволит нам болеее эффективно использовать средства, выданные нам правительсвом".

Как сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, с учетом Национального проекта расходы на образование в федеральном бюджете 2006 года выросли на 47%. "Это очень значительное увеличение, - сказал он. - В то же время очевидно, что для коренного изменения всей системы образования, в том числе и для повышения заработной платы всех педагогов до достойного уровня, этих средств недосточно. Однако обладая таким инструментом, как Национальный проект, можно сделать кокретные шаги, которые позволят перейти к системным позитивным изменениям в национальной системе образования в целом".

"Если мы просто начнем пропорционально увеличать расходы по всем направлениям образования, в которых годами накапливались проблемы, ни одну из них решить не удастся", - подчеркнул министр. По словам Андрея Фурсенко, широкое общественное обсуждение Национального проекта "Образование" продолжалось более двух месяцев, причем, благодаря замечаниям и предложения из регионов, многие положения проекта существенно и принципиально изменились. "Любые шаги по развитию образования должны предприниматься с участием и под влиянием институтов гражданского общества, - заявил министр. - Это не только профессиональные ассоциации работников образования, но и управляющие советы, объединения людей, заинтересованных в развитии образования, например, работодателей, выпускников вузов, родителей".

В ходе совещания основной акцент был сделан на вопросах развития общего образования. Приоритетом развития этой сферы является обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения независимо от места проживания, уровня социально-экономического развития территорий, доходов семьи. В то же время было отмечено, что необходимой предпосылкой общедоступности качественного среднего образования является полноценное развитие дошкольников. Учитывая, что в настоящее время охват образовательными устугами детей старшего дошкольного возраста лишь немного превышает 50%, а возможности расширения сети детских садов практически исчерпаны, перед регионами была поставлена задача внедрять новые формы предоставления услуг дошкольного образования. В первую чередь - создавать группы кратковременного пребывания детей.

В ходе совещания также было отмечено, что в ближайшее время предполагается переход к обязательному полному среднему образованию. Задача регионального уровня здесь - поиск, разработка и внедрения таких моделей организаций общего образования на старшей ступени, которые обеспечивают его качество и доступность для всех слоев населения на основе индивидуализации образовательных программ. В сязи с этим, во всех регионах необходимо вводить и развивать профильное обучение, максимально повышая охват им учащихся. В то же время, как отметил в своем выступлении Андрей Фурсенко, вариативность содержания и форм образования на старшей ступени должно не ограничивать обхват маршрута учащегося, а напротив - расширять по его выбору, увеличивать спектр индивидуальных образовательных возможностей. Одной из важнейших тем совещания стало внедрение экономических механизмов повышения качества образования, в первую очередь - переход на нормативное подушевое финасирование образовательного процесса - новую отраслевую систему оплаты труда. Как сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, к 2007 году перевод системы общего образования на нормативное подушевое финансирование должен быть завершен. В соответствии с разграничением полномочий органов власти, значения и порядок расчета нормативов на реализацию программ общего образования определяется законом субъекта федерации. В помощь регионам Министерством образования РФ подготовлены соответсвующие рекомендации. Коснувшись вопроса о разработке и внедрении эффективной отраслевой системы оплаты труда, министр отметил, что в настоящее время регионы и муниципалитеты наделены правом самостоятельно забирать системы оплаты труда в подведомственных им учреждениях.

Как подчеркнул Андрей Фурсенко, зарплата педагогов должна адекватно учитывать трудозатраты, в том числе на выполнение дополнительных педагогических функций. "Права самих образовательных учреждений на установление доплат и надбавок должны быть сохранены", - заметил он.

В рамках Национального проекта предполагается доплата в размере 1000 рублей в месяц классным руководителям классов наполняемостью 25 и более учеников - в городских школах, и наполняемостью более 14 учеников - в сельских школах. В классах с меньшей наполнемостью доплаты устанавливатся в зависимости от числа учеников, при этом, подчеркнул Фурсенко, органам власти субъектов федерации необходимо сохранить установенные ранее региональные доплаты и надбавки. Средства на доплаты классным руководителям будут направляться в бюджеты субъектов федерации в виде субсидий ежеквартально, начиная уже с января 2006 года.