Завершился год России в Армении. Оценки референдума по конституционным поправкам. Очередная попытка оппозиции. Навстречу 2007-2008 годам: предвыборное брожение. Экономика.

Завершился год России в Армении

Как сообщает газета "Еркир", 29 ноября в Москве состоялось 11-е закрытое заседание секретарей Советов безопасности стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). После заседания секретарь Совета национальной безопасности, министр обороны Армении Серж Саркисян заявил журналистам, что были обсуждены вопросы, касающиеся военно-технического сотрудничества и борьбы с терроризмом и наркобизнесом. "В общей сложности, собираясь каждые 6 месяцев, мы обмениваемся мнениями о военно-политической ситуации в регионе, угрозах безопасности и пытаемся предпринять коллективные меры для нейтрализации этих угроз. Я не раз заявлял, что участие Армении в ОДКБ является одной из составляющих безопасности нашей страны. Это не только актуально, но и очень полезно", - отметил Саркисян.

Как сообщает PanARMENIAN.Net, начальник Генштаба Вооруженных сил (ВС) РФ, генерал армии Юрий Балуевский, отвечая, в ходе беседы с журналистами по итогам заседания Совета министров обороны стран СHГ, на вопрос о "сверхвооруженности Армении", сказал: "Если сосчитать, сколько вооружений осталось в Армении и Азербайджане после распада СССР, то это примерно одинаковые цифры. И там, и там в период Советского Союза дислоцировалось по общевойсковой армии. Практически все вооружения этих армий там и остались. Поэтому говорить о сверхвооруженности Армении нет смысла". Балуевский напомнил, что Армения - член Организации Договора о коллективной безопасности. "Она в определенной мере - основной союзник России в этом регионе, но ее оснащение вооружениями, которые способны решить стратегические задачи, осуществляться не будет", - сказал он.

2 декабря в Армению с двухдневным официальным визитом прибыла правительственная делегация РФ во главе с главой правительства Михаилом Фрадковым. Как сообщает агентство "А1+", в ходе встречи со своим российским коллегой премьер-министр Армении Андраник Маргарян выразил уверенность, что этот визит поднимет армяно-российские отношения на новый уровень. В ходе беседы в центре внимания обеих сторон находились вопросы энергетики, транспортного сообщения и др. Главы правительств подписали ряд документов о дальнейшем сотрудничестве.

Для России Армения была, есть и остается важным стратегическим партнером в Закавказье. Об этом, сообщает ИА "АРКА", заявил 2 декабря журналистам в Ереване директор департамента регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития РФ Алексей Каульбарс. Он констатировал, что за последние три года российско-армянские экономические отношения удалось поднять на новый уровень. В числе положительных аспектов, повлиявших на развитие контактов, глава департамента отметил взаимные визиты президентов двух стран, а также подписанные договора о долгосрочном экономическом сотрудничестве между Россией и Арменией до 2010 года: "На Россию приходится до 40% всех иностранных инвестиций в экономику Армении. За прошедшие десять лет объемы российских капиталовложений в РА превысили $200 млн", - сказал Каульбарс. По его оценкам, дальнейшему расширению торгово-экономических связей будет способствовать восстановление транспортных коммуникаций, и в этом плане большое значение он придал регулярной работе железнодорожно-паромной переправы "Порт Кавказ - Поти".

Никаких серьезных проблем в политической, экономической, культурной сферах сотрудничества Армении с Россией нет, заявил на брифинге 2 декабря премьер-министр Армении Андраник Маргарян. По его словам, ежегодно растет товарооборот и развиваются двусторонние контакты на региональном уровне: "Год России в Армении показал, что между странами продолжается дружба и отсутствуют проблемы". В свою очередь премьер-министр России Михаил Фрадков отметил, что усилия, которые предпринимаются Россией и Арменией, позволяют рассчитывать, что сложившийся уровень отношений будет и далее являться хорошим основанием для развития отношений на всех уровнях. Он отметил, что между странами ведется постоянная работа по реализации достигнутых договоренностей, по обозначенным проблемам определены конкретные сроки исполнения и министерства и ведомства участвуют в этой работе.

В вопросе тарифов на поставляемый в Армению газ мы ищем взаимовыгодного решения. Об этом, согласно газете "Лрагир", заявил в ходе брифинга премьер-министр РФ Михаил Фрадков. "Тариф на газ - только одна из составляющих армяно-российских торгово-экономических отношений". Отвечая на вопрос о несоответствии решения о повышении тарифов на газ стратегическому характеру двусторонних отношений, Фрадков отметил, что сравнение неуместно: "Наши отношения продолжают развиваться, что не исключает соглашений по отдельным экономическим вопросам, в том числе повышения тарифа на газ - исходя из рыночной цены и рыночной формы сотрудничества".

Комментируя заявление, сделанное на днях зампредседателя правления компании "Газпром" Александром Рязановым о том, что цена на газ "в Армении так же, как и в Грузии, станет $110 за тысячу кубических метров", газета "Аравот" пишет: "Такую же тарифную политику "Газпром" проводит и в странах Балтии, где стоимость газа, начиная с 2006 года, предполагается довести до $120-125 против существующей $80. То есть российская государственная компания "Газпром", а значит Россия, руководствуется исключительно рыночными соображениями, не ставя разницы между "стратегическим партнером" Арменией и Грузией или балтийскими странами, отношения с которыми почти враждебны".

Газета "Айоц Ашхар" считает, что поскольку российская компания "Газпром" является пайщиком системы газоснабжения Армении, то возможно, что вместе с повышением тарифа на газ определенная льготная политика для Армении будет продолжаться. Во всех случаях ясно, уверяет газета, что с 1 января повышения тарифов на газ не будет. "Для того чтобы изменить тарифы на внутреннем рынке, необходима определенная процедура, которая длится около 3-х месяцев. Без этой процедуры тарифы на газ на внутреннем рынке изменить невозможно".

Источник, осведомленный о переговорах Михаила Фрадкова с президентом Армении Робертом Кочаряном и премьером Андраником Маргаряном, в беседе с газетой "КоммерсантЪ" не исключил возможности предоставления Россией госкредита Армении для компенсации роста цены на газ. Но, пишет газета, в этот раз стороны еще не только не договорились о его размерах, но даже не пришли к принципиальному соглашению о кредите и формах его возврата.

Газета "Айкакан жаманак" выражает мнение, что заявление о двукратном увеличении тарифа на газ (с $56 в настоящий момент до заявленных "Газпромом" $110 за 1000 кубических метров газа - прим. ИА REGNUM) было сделано в связи с предстоящим визитом Михаила Фрадкова. Газета предполагает, что данное заявление было сделано для того, чтобы по прибытии Фрадков мог заявить, что решение о повышении для Армении цены на газ пока не принято и, по всей видимости, не будет принято, поскольку Армения и Россия являются стратегическими партнерами. Другая предлагаемая газетой версия заключается в том, что у властей РФ есть некая проблема, решение которой зависит от Армении. "Последняя решать ее не хочет, и шумиха о поднятии тарифа на газ поднята с целью напугать РА". По третьей версии, эта информация была распространена "во благо" властей Армении. То есть, пишет газета, Фрадков может в Ереване заявить: "Если бы не Роберт Седракич (президент Армении - прим. ИА REGNUM), то мы обязательно подняли бы цену на газ". Согласно следующей версии, информация о повышении тарифа на газ является очередным "ударом кулака об стол", чтоб власти Армении "особо не расслаблялись, заигрывая с США и НАТО".

Тенденция укрепления армяно-американских отношений может помешать развитию армяно-российского сотрудничества. Об этом, сообщает PanARMENIAN.Net, 29 ноября в Ереване в ходе конференции "Армения - Россия. Взгляд в будущее. Технологии сотрудничества" заявил политолог, профессор Дипломатической академии МИД России Игорь Панарин. "Россию настораживает недавний визит министра обороны Армении в США по инициативе посла США", - заявил Панарин, отметив тот факт, что "действующий президент Армении еще ни разу не наносил официального визита в США". По мнению политолога, США активизировали свою политику в Армении сразу после начала строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. "Транснациональный британо-американский капитал начал активно внедряться в регион, и его задача - вытеснить отсюда Россию", - считает Панарин. По его словам, американская информационная экспансия в Армении резко активизировалась после назначения на должность посла США в Ереване профессионала из Госдепартамента - Джона Эванса. "Новое здание посольства США в Ереване является одним из крупнейших в мире зданий такого значения. Вызывает настороженность также тот факт, что вместо заявленных ранее 40 морских пехотинцев, которые вполне могут обеспечить безопасность этого здания, там намечается расположить 400 пехотинцев", - заявил Панарин, по мнению которого "этот боевой отряд в случае надобности сможет легко дестабилизировать ситуацию в Ереване". "Посол США в Армении 28 октября 2005 года уже представил пакет проектов по подготовке выборов в 2007-2008 гг., и эти финансовые предложения в объеме 6 млн. долларов уже утверждены Конгрессом США. Эта страна, в целях укрепления своих позиций в закавказском регионе, пытается дестабилизировать политическую ситуацию в Армении", - уверен российский политолог. "Дальнейшее армяно-российское сотрудничество предполагает необходимость предотвращения любой возможности дестабилизации в Армении. Для этого Россия предпримет все возможные усилия - политические, экономические и информационные, поскольку она заинтересована в конструктивном диалоге и сотрудничестве со всеми политическими силами Армении", - подчеркнул Панарин.

Газета "Новое Время" также обращает внимание на то, что в отношении Армении и Грузии осуществляется одна и та же ценовая политика. Россия не видит разницы между Юпитером и быком, пишет об этом "НВ". Отмечая, что на состоявшейся на днях в Ереване российско-армянской конференции о моделях дальнейшего сотрудничества двух стран некоторые российские политологи недвусмысленно дали понять армянской стороне, что партнер - Россия - без восторга относится к участившимся контактам Армении с НАТО, США, да и в целом с западным миром, газета пишет: "Однако если Россия стала следовать девизу "Нет вечных друзей, а есть вечные интересы", то почему бы Армении не последовать примеру бывшего старшего брата. Одна газовая история чего стоит! Разве не ясно для России, чем обернется Армении очередная ценовая провокация "Газпрома" и Ко?" Вместе с тем газета пишет, что, согласно "рупору официальных российских кругов" "Российской газете", Иран и Армения на днях одобрили проект продления ирано-армянского газопровода в Грузию и Украину. Более того, "по этой артерии наверняка будет покупать иранский газ и Молдавия, для которой российский газ с будущего года тоже подорожает почти вдвое. Но Иран настроен на ценовые преференции для стран СНГ, включая возможность газопоставок по бартеру. Это может ослабить монопольные позиции российского газа в большинстве стран ближнего зарубежья". Статья в "Новом Времени" завершается фразой: "Мы же скажем: и слава Богу".

На вопросы газеты "Айоц Ашхар" ответил председатель комиссии парламента Армении по внешним отношениям Армен Рустамян.

"Как Вы охарактеризуете нынешние армяно-российские отношения?

Я неоднократно отмечал, что отношения Армении с Россией носят характер стратегического партнерства. Однако наши политические взаимоотношения, сотрудничество в оборонной сфере в течение лет обогнали экономические отношения. У этого есть свои объективные причины. После развала СССР разорвались экономические отношения со всеми союзными республиками, в том числе и с Россией. Закрытие, вследствие региональных, в частности грузино-абхазского, конфликтов, железнодорожных коммуникаций стало серьезным препятствием для развития и углубления наших экономических отношений с Россией. Конечно, надо приветствовать, что последовательная работа последних лет привела к открытию паромной переправы между грузинским портом Поти и российским портом Кавказ, но все же это не железная дорога. Следовательно, мы, так же как и прежде, должны придавать большое значение усилиям России по открытию грузино-абхазской железной дороги и сами также быть активными в этом вопросе. Другим вопросом является обеспечение экономической активности и российских инвестиций в Армении. В этом смысле работу проводить надо, хотя есть и определенные сдвиги. Мы приветствуем намерение российской стороны углублять отношения с предприятием "Арменал". Потому что Армения имеет в области обработки алюминия технологии и готовые кадры, а Россия - сырье, и это сотрудничество должно быть обоюдовыгодным.

Должна ли, по Вашему мнению, Армения в ходе визита Михаила Фрадкова поднять вопрос запуска предприятий, переданных России в рамках программы "Имущество взамен долга"?

Думаю, что да. Потому что эти предприятия по сей день не работают или работают с очень низкой продуктивностью. А их запуск был бы выгоден как Армении, перед которой стоит задача открытия и увеличения рабочих мест, так и России, у которой появились бы новые возможности выполнения заказов в военной сфере. Армянская сторона сделала шаг, предприятия переданы России, и решение задачи, насколько я понимаю, за российской стороной.

Российский "Газпром" заявил, что со следующего года предоставление льгот странам СНГ прекращается и Украина будет покупать 1000 кубометров газа за 160, а Грузия за 110 долларов. Что надо делать, чтобы это не распространилось также на Армению?

Надеюсь, что здесь будут учтены существующие в армяно-российских отношениях нюансы, которые отсутствуют в отношениях России с другими государствами СНГ. Стратегические отношения Армении и России определяются не одними словами. Армения постоянный член ОДКБ, у нас есть с Россией двусторонние договора, согласно которым в Армении расположены российская военная база и пограничные войска. В мире принято, что каждая страна строит свои отношения с близкими партнерами в несколько отличной плоскости. По чисто рыночным меркам может показаться, что несут убытки, но эти убытки компенсируются обретениями в других сферах, обретениями, которые оцениваются не сиюминутной необходимостью и измеряются не в денежном эквиваленте. Отношения с Россией у нас выстроены в этой плоскости, и я не думаю, что чисто коммерческий подход в этом вопросе будет верным.

Есть мнение, что в результате активизации российско-турецких экономических отношений значение Армении для России будет падать...

Не согласен. Вопрос надо рассматривать в двух плоскостях. Если армяно-российские двусторонние отношения будут крепкими, взаимовыгодными и партнерскими, то никаких причин для беспокойства у нас не будет. Армения ревностно никогда не относилась даже к тем странам, которые настроены к нам откровенно недружелюбно. Это не означает, что отношение России к ним, ради Армении, должно быть также недружелюбным. Таких вещей в политике не бывает. Например, Армения очень спокойно относится к отношениям Россия-Азербайджан, сознавая, что они соседи и, исходя из общих интересов, должны иметь нормальные взаимоотношения. Та же формула, думаю, применима и к российско-турецким отношениям и к любым другим отношениям, если они не направлены против Армении". ("Айоц Ашхар").

Оценки референдума по конституционным поправкам

Как сообщает ИА REGNUM, по официальным данным, в пользу конституционных поправок в Армении высказались более 1,4 млн. избирателей, или 93,3% от общего числа проголосовавших. Против внесения поправок в Конституцию, согласно ЦИК республики, проголосовали 82159 человек, или 5,4% от принявших участие в референдуме избирателей. Для принятия поправок необходимо было набрать менее 800 тысяч голосов. Оппозиция бойкотировала референдум, отозвав своих представителей из окружных избирательных комиссий.

Как передает агентство "А1+", 5 декабря общественная организация "Центр парламентаризма в Армении" опубликовала доклад по итогам состоявшегося 27 ноября референдума по конституционным реформам. В докладе, в частности, говорится, что весь процесс референдума "прошел с многочисленными нарушениями законов РА и норм международного права. Референдум оказался большим шагом назад даже по сравнению с выборами 2003 года". Согласно докладу, подготовка к референдуму также проводились с грубыми нарушениями, что не только повлияло на результаты голосования, но и создало предпосылки для проведения в том же духе самого голосования. "Однако зарегистрированные в ходе голосования нарушения превысили все прогнозы. Согласно оценке экспертов, импульсом для фальсификаций послужили публичные угрозы генерального прокурора, сделанные за несколько дней до голосования, и демонстративное нарушение тайного голосования президентом РА Робертом Кочаряном. "Центр парламентаризма в Армении" утверждает, что все "заключения основаны на неопровержимых фактах, и по получении ответов из судов мы представим наши выводы нашей общественности и международным правовым инстанциям".

Наблюдательная миссия Совета Европы считает, что референдум по реформированию Конституции в общем соответствовал международным параметрам, однако в то же время отмечает, что во время голосования имели место серьезные нарушения. Об этом, пишет газета "Азг", сообщила журналистам делегация, состоявшая из 14 членов Парламентской Ассамблеи СЕ. "Референдум, в общей сложности, выразил свободную волю голосовавших. Однако в день голосования на нескольких избирательных участках наблюдатели стали свидетелями серьезных нарушений, которые бросают тень на достоверность официально объявленного числа участников голосования". Наблюдатели с сожалением заметили, что власти Армении не допустили участия в наблюдении за референдумом других международных организаций, а обеспечение прозрачности референдума еще более пострадало в результате принятого парламентской оппозицией решения отозвать своих представителей в избирательных комиссиях. "Крайне низкое участие в голосовании не соответствовало предоставленным избирательными комиссиями показателям. Были замечены также случаи подделок подписей и заполнения избирательных урн. Голосование военнослужащих выявило отсутствие выражения свободной воли", - отметили наблюдатели ПАСЕ. Фактически, пишет газета, европейские наблюдатели ставят под сомнение представленные ЦИК сведения, согласно которым в референдуме приняли участие около 1,5 млн. человек. На вопрос одного из журналистов: "Насколько данные, представленные властями, близки к истине?" - германский наблюдатель Клаус-Йорган Хедрих заметил, что цифра в 1,5 млн. явно преувеличена. Вместе с тем, Хедрих усомнился также в том, что власти Армении способны фальсифицировать несколько сот тысяч голосов. Он лично посетил 15 избирательных участков, из которых лишь на одном видел, как в избирательную урну были вброшены пачки избирательных бюллетеней. Европейские наблюдатели осудили также неуважение принципа тайности голосования. Как известно, в Армении открыто проголосовали 2 человека: Роберт Кочарян и депутат от партии "Оринац Еркир" Егине Бишарян. Не называя имен, наблюдатели ПАСЕ посоветовали избегать подобных явлений в будущем.

Общественно-информационный центр объединенной оппозиции Армении обнародовал собственные данные о явке избирателей на референдум по конституционным реформам, состоявшийся 27 ноября. В соответствии с данными, 84,7% армянских избирателей бойкотировали референдум. Как сообщил журналистам координатор центра, представитель оппозиционной партии "Наследие" Степан Сафарян, по данным оппозиции, за принятие проекта изменений в Конституцию Армении проголосовали в общей сложности 15,3% избирателей, а не 64%, как утверждает ЦИК. По словам Сафаряна, центр, совместно с международными миссиями наблюдателей, подготовил доклад по итогам референдума. В документе подчеркивается, что референдум был проведен с грубейшими нарушениями, а значит не может считаться законным.

Агентство "А1+" провело интернет-опрос на тему "Можно ли доверять результатам конституционного референдума?". В опросе приняли участие 709 человек. Согласно результатам опроса, 82,2% считают, что результаты референдума 27 ноября полностью сфальсифицированы. 9,2% затруднились ответить на этот вопрос, и лишь 8.6% полностью доверяют объявленным результатам.

В США заявили, что "содержание представленных положений на референдуме может создать для Армении возможности для усиления демократии". Об этом, сообщает PanARMENIAN.Net, говорится в заявлении офиса Госдепартамента США по вопросам Европы и Евразии. "Мы разделяем сожаление Совета Европы, наблюдатели которого ставят под серьезное сомнение представленные правительством Армении данные о количестве проголосовавших людей в ходе конституционного референдума. Мы также выражаем сожаление, что правительство Армении решило не приглашать наблюдателей из БДИПЧОБСЕ, которые могли обеспечить более высокую степень доверия к результатам голосования. Мы призываем правительство Армении расследовать все те случаи серьезных злоупотреблений и нарушений, которые отмечены наблюдателями Совета Европы. Очевидно, что до парламентских и президентских выборов 2007 и 2008 годов в Армении необходимо улучшить систему выборов. Мы тесно сотрудничаем с правительством Армении, политическими партиями и политической общественностью в направлении осуществления мероприятий по развитию демократии, цель которых - помочь Армении провести свободные и честные выборы в 2007 и 2008 годах", - говорится в заявлении офиса Госдепартамента США по вопросам Европы и Евразии.

Директор по странам Южного Кавказа Международной кризисной группы Сабина Фрейзер заявила, что "конституционный референдум в Армении прошел с серьезными нарушениями", посчитав "сомнительным участите 65% избирателей". "На глазах наших наблюдателей в трех избирательных участках в Ереване в течение 45 минут проголосовали не более чем 10 избирателей. Армения должна в срочном порядке улучшить избирательную систему. Грядут парламентские выборы 2007-го и президентские выборы 2008 годов", - отметила она. Отвечая на вопрос о том, как повлияют парламентские выборы в Азербайджане и конституционный референдум в Армении на переговорный процесс по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, Сабина Фрейзер заявила: "Как в ходе выборов в Азербайджане, так и в рамках референдума в Армении были зафиксированы нарушения избирательного законодательства. Наиболее важным является то, что в обоих государствах местное население в значительной степени отнеслось безразлично к политическим событиям, и это может означать, что люди несколько потеряли надежду на то, что они могут жить в обществе с европейскими принципами демократии". (PanARMENIAN.Net).

"То, что фальсификации были, очевидно, и я согласен, что чести они нам не делают. И все те, кто сослужил медвежью услугу, действовали против нашего прогресса", - заявил в беседе с газетой "Аравот" председатель Национального Собрания (НС) Армении Артур Багдасарян, считающий, что "из всего этого необходимо сделать правовые и юридические выводы": "Очевидно, что в обществе накоплен кризис веры и надежды. И это уже давно. К сожалению, и референдум прошел в той же обстановке. Глубокие оценки необходимы не только для того, чтобы понять ситуацию, но также для того, чтобы предложить какой-либо выход или хотя бы организовать общественное обсуждение".

Газета "Айкакан жаманак" пишет, что на вопрос, как он оценивает итоги референдума, министр обороны Армении Серж Саркисян "дал очень содержательный ответ: "Нормально". На вопрос, "верите ли Вы в то, что в референдуме приняли участие 1,5 миллиона человек, министр сказал: "Я верю в то, что референдум состоялся, что более половины избирателей сказали "да". Я верю в то, что это воля нашего народа".

"Категорически не согласен с подходом, который, к сожалению, в последние дни проявляется в Армении. События в нашей стране сравнивают с тем, что происходило в Азербайджане, однако проводить параллели невозможно. Те, кто смотрел репортажи из Азербайджана, согласятся, что сравнивать не с чем. При этом не забывайте, что в репортажах использовались кадры государственного телевидения, так что реальная картина не была полной", - заявил в интервью газете "Аравот" вице-спикер парламента РА Тигран Торосян.

Только Центральная избирательная комиссия опубликовывает цифры, другие цифры незаконны и не имеют правовой силы. Об этом, сообщает радиостанция "Свобода", говоря о заявлении оппозиции об участии 336 тысяч человек в референдуме, заявил советник президента Армении по вопросам национальной безопасности Гарник Исагулян. По его словам, "неправда, что эти цифры представили наблюдатели оппозиции, которые, вроде бы, работали весь день". Какие-то люди собирают каких-то наблюдателей, которые даже на избирательных участках не были, и опубликовывают какие-то цифры, - заявил Исагулян и добавил: - У нас есть данные ЦИК, есть 2 тысячи окружных избирательных комиссий, от представленных в этих окружных избиркомах наблюдателей до сих пор не поступало никаких жалоб". Он также отметил, что любое противозаконное действие будет пресечено: "Мы призываем действовать в рамках закона. Никому не дано прав попирать права кого-либо, власти этого просто не допустят". "Оппозиция пытается подтолкнуть народ к каким-либо действиям. Их программы нам известны, они даже хотят жертв, чтобы потом, используя эти жертвы, могли что-либо утверждать".

По мнению газеты "Чоррорд Ишханутюн", главным итогом референдума стало то, Кочарян бросил народу вызов. "То есть открыто заявил, что является сторонником открытого голосования, приказал провести "организованные выборы", пустил в ход все средства - силовые методы, угрозы, шантаж, вбрасывание в избирательные урны бюллетеней".

То, что произошло 27 ноября, сродни прозвучавшей в прямом эфире брани в адрес всех граждан Армении и похоже на акт лишения чувства достоинства страны и государства, пишет газета "Айкакан жаманак".

По мнению политолога Агаси Енокяна, этим референдумом Кочарян в очередной раз показал, что мнение народа для него ничто. "В этом государстве теперь ни один шаг, ни одно назначение, ни один чиновник, ни один уплаченный налог не являются законными, поскольку незаконен уже Основной Закон страны - Конституция", - заявил Енокян в беседе с газетой "168 Жам".

Газета "Аравот" сообщает, что оппозиционная партия "Национальное единение" распространила заявление, в котором референдум по конституционным реформам охарактеризован как "антиконституционный переворот".

Газета "Иравунк" пишет, что, согласно дипломатическим источникам, соответствующие российские и американские службы на 15 избирательных участках осуществили скрытую запись всего хода голосования. Согласно газете, записи отражают все подробности совершенных фальсификаций, в том числе реальное число участников голосования. По всей видимости, пишет газета, эти записи будут в удобный момент использованы в качестве компромата на власти РА.

После референдума по конституционным поправкам мир армянский не перевернулся, пишет газета "Айоц Ашхар". "С точностью до наоборот - как бы ни было кому-то неприятно, произошло то, что должно было произойти... Обещанная "кульминация" 27 ноября не произошла, не созвучное с тактикой бойкота намерение разжечь "майданские" страсти не осуществилось, и теперь лидеры "армянской революционной оппозиции" пытаются найти оправдание тому, что либеральное движение и на этот раз провалилось и "спасители" снова очутились перед разбитым корытом". Так и не сумев собрать на митинг "критическую массу", радикалы взяли недельный тайм-аут, сообщает газета и добавляет: "С абсолютной достоверностью можно предположить, что и через неделю их ждет тот же результат... И тогда им останется только одно - бесславно покинуть политическое поле".

Очередная попытка оппозиции

Проводя параллели между лозунгами, звучавшими на митингах в Ереване и в Баку, газета "Айоц Ашхар" пишет: "В обеих странах оппозиция недовольна: азербайджанская - итогами парламентских выборов 6 ноября, армянская - итогами референдума 27 ноября. В обоих случаях требуется "критическая масса", но она так и не возникает... В обоих странах звучат одни и те же лозунги - увы, вовсе не в революционной обстановке".

Если раньше на Южном Кавказе были три страны - Армения, Грузия и Азербайджан, то теперь имеем одну Грузию и два Азербайджана. Об этом, согласно газете "Айкакан жаманак", заявил на митинге единой оппозиции председатель Национально-демократического союза Вазген Манукян.

Как передает радио "Свобода", во время очередного митинга объединенной оппозиции член партии "Республика" Лева Егиазарян неожиданно заявил, что 10 членов партии объявляют голодовку: "Мы объявляем бессрочную голодовку с одним требованием - отставки Роберта Кочаряна и его клики. Просим европейские страны и США помочь Армении в деле построения демократического государства". Выступивший от имени лидеров оппозиции Вазген Манукян попросил их не спешить, поскольку "народ возмущен, но не уверен в том, что сможет в этот раз что-нибудь сделать". "Нет больше 2007 года - мы должны здесь начать и на этом вопросе придушить. Не придушим - они придушат нас". По словам лидера партии "Анрапетутюн" ("Республика") Арама Саркисяна, у лидеров оппозиции была в посольстве Великобритании встреча, которая "может стать поворотной", поскольку в ходе встречи аккредитованным в Армении послам переданы сведения о фальсификациях, собранные штабом единой оппозиции. "Лидеры оппозиции встретились с послами 9 европейских стран, - сказал Саркисян. - Никогда не видел их такими разгневанными... И все признают, что референдум был откровенно сфальсифицирован".

Газета "Айкакан жаманак" пишет: "Режим Кочаряна не признает действующую Конституцию, оппозиция не признает коалиционную Конституцию. Таким образом, политическая борьба между властью и оппозицией конституционной быть не может".

Согласно газете "Азг", лидер партии "Республика" Арам Саркисян заявил, что до намеченного на 9 декабря митинга оппозиции необходимо создать орган, способный быстро принимать решения. Создаваемая структура будет иметь свои политический и исполнительный органы и будет координировать организацию митингов. Саркисян заявил, что "разделительная линия" между властью и оппозицией близка и не исключил, что ее можно будет достигнуть еще до конца 2005 года. При этом оппозиция не исключает возможности перекрытия проспекта Баграмяна (на котором расположены здания Национального Собрания РА и резиденция президента - прим. ИА REGNUM). "Баграмян мы перекроем, но не сегодня, этот день пока не настал", - заявил председатель партии "Национально-демократический союз" Вазген Манукян. Газета сообщает также, что на вопрос, помогали ли им в составлении плана действий зарубежные политтехнологи, Арам Саркисян двусмысленно ответил: "Можете мне сказать, помогали ли зарубежные политтехнологи Кочаряну в вопросе фальсификации 1 миллиона 200 тысяч голосов. Если считаете, что не помогали, то считайте, что и мне не помогали".

По сообщению некоторых источников, группа лос-анджелесских активистов-оппозиционеров, в частности такие деятели, как Армен Затикян и занятый в страховом бизнесе Армен Барсегян, разрабатывают новую тактику поддержки ереванских радикалов, пишет газета "Новое Время". Ради обеспечения критической революционной массы на родине они навязчиво советуют лос-анджелесским армянам позвонить своим родным в Армению и потребовать, чтобы те вышли на улицы. В противном случае - перестать посылать им доллары. Мол, пока не проголодаются, не станут бунтовать. Грубо, но по-капиталистически, пишет газета и добавляет: "Если к тому же учесть, что среди подстрекателей - граждане США, инициатива в случае ее раскрутки вполне способна обернуться громким скандалом".

Каждый раз народ собирается у Матенадарана, чтобы услышать, какие надо предпринять шаги, чтобы выйти из этой ситуации, но вместо этого каждый раз слышит, что ситуация эта очень плоха, пишет газета "Чоррорд Ишханутюн".

Отмечая, что митинг у Матенадарана (хранилище древних рукописей - прим. ИА REGNUM) закончился тем, что оппозиция призвала народ собраться в следующую пятницу, газета "Айкакан жаманак" предрекает: "Соберется опять столько же народа, сколько и на прошлых митингах. Просто потому, что сегодня столько человек готовы стоять до конца... И в следующую пятницу опять не хватит людей для осуществления смены власти. И так до следующей, потом опять следующей... А впереди Новый год. А потом пойдет "базар" об очередных парламентских выборах 2007 года".

Слышишь заявления и комментарии отечественных политических деятелей и не можешь избавиться от чувства, что живем не в благодатной армянской стране, а в небольшой психушке, где общество разделено на больных, врачей и санитаров, однако у всех сознание одинаково помутнено, пишет газета "Айоц Ашхар".

"Что делает оппозиция? Что должна была она сделать и что сделала?" - задается вопросами газета "Айб-Фе" и пытается найти на них ответ: "Азбучными правилами действенного претворения в жизнь политики являются: декларирование идей, наделенных большим потенциалом и способных вызвать эмоциональную реакцию народа, и ясной, четко выраженной цели; обладание достаточными финансовыми, человеческими и организационными ресурсами; умение идти в ногу с чаяниями народа, делая его таким образом своим партнером. Есть ли все это у нашей оппозиции? Со всей очевидностью - нет. Вместо всего этого, к сожалению, сталкиваешься с эгоцентризмом, самовлюбленностью, скудоумием и несогласованными, взаимоисключающими позициями".

Газета "Айастани Анрапетутюн" пишет: "Как в футболе проигрывающая команда собирается с силами, чтобы забить гол престижа, так же и оппозиция может мобилизоваться и провести митинг престижа. Однако поражение заранее очевидно".

По мнению газеты "Голос Армении", в Армении даже самая протестная часть населения поняла, что "такая оппозиция - лишний груз на шее налогоплательщика". "Налогоплательщикам нужна оппозиция, которая действовала в бы в их интересах, а не ради собственных амбиций... Вот почему радикалы не могут дожидаться 2007 года - время работает против них".

По мнению российской "Независимой газеты", назревавшие в Молдавии, Азербайджане, Армении и Узбекистане "цветные революции" не состоялись потому, что в этих странах не нашлось критической массы недовольных. "Общественность пока не созрела до того уровня достоинства и самолюбия, которые не позволяют смириться с произволом властей".

А газета "Айоц Ашхар" рекомендует отечественным "цветным" побыстрее забыть "все эти глупости" и начинать готовиться к Новому году". "Ведь на дворе декабрь. Поверьте - новогодний окорок лучше, чем революция".

Навстречу 2007-2008 годам: предвыборное брожение

Газета "Лрагир" считает, что после завершения референдума по конституционным реформам политические процессы в Армении взяли курс на подготовку к парламентским выборам 2007 года. Первым и ключевым показателем такого курса, пишет газета, является создание новых партий. Уже официально создана партия экс-министра обороны Нагорного Карабаха Самвела Бабаяна "Дашинк" ("Союз"), неофициально действует новосозданная партия руководителя аппарата президента РА Арташеса Туманяна. По сведениям газеты, в ближайшем будущем будет провозглашено создание партии Гагика Царукяна (один из крупнейших олигархов Армении - прим. ИА REGNUM), который, по мнению газеты, имеет все возможности "превратиться из экономического гиганта в центр армянской политики". Кроме того, пишет "Лрагир", прослеживается создание новых политических блоков. "Один из них - союз Самвел Бабаян-"Дашнакцутюн". На учредительном съезде партии "Дашинк" АРФД (Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" - прим. ИА REGNUM) была представлена на самом высоком уровне, а в ходе съезда обе партии заявили о своей готовности к сотрудничеству - как в борьбе с коррупцией, так и в "национальных вопросах". Третьей вершиной парламентского треугольника 2007 года может стать министр обороны Серж Саркисян, который, будучи в США, заявил, что выдвижение его кандидатуры в президенты будет зависеть от успехов на парламентских выборах поддерживаемой им политической силы. Газета предполагает, что на парламентские выборы Серж Саркисян пойдет вместе с Республиканской партией. Что касается нынешней оппозиции, то в результате политических процессов последних лет она оказалась перед выбором: либо быть выдавленной с политической арены, либо произвести в себе серьезные коррективы. Большая часть оппозиции, считает газета, пойдет третьим путем - придет к соглашению с действующей властью, а вернее - с вышеприведенными тремя формирующимися центрами.

Как сообщил газете "Иравунк" источник из ближайшего окружения министра обороны РА Сержа Саркисяна, последний, особенно после своего визита в США, очень недоволен председателем НС Армении Артуром Багдасаряном. Согласно источнику, недовольство обусловлено тем, что из представителей армянской власти США больше всего доверяют Багдасаряну. Газета, ссылаясь на американские источники, добавляет, что Белый дом предупредил высшее руководство РА, что последнее несет ответственность за безопасность Артура Багдасаряна.

Если справедливы слухи о том, что Запад, разочаровавшись в одном из главных лидеров оппозиции из-за его пророссийской ориентации, начал искать себе партнеров в коридорах власти, то подобное поведение вызывает как минимум недоумение, пишет газета "Айкакан жаманак", указывая на пропасть, возникающую в таком случае между декларируемыми "западными ценностями" и самим поведением Запада. "Если позволим себе поверить, что роль фаворита в Армении предоставлена Западом Сержику Саркисяну и последний в ходе президентских выборов 2008 года предстанет в качестве кандидата, пользующегося его поддержкой, то мы должны также позволить себе предположить, что Запад, смирившись с пророссийской ориентацией Армении, готовится вместе с Россией превратить последнюю в совместно используемый полигон". Все это, утверждает газета, пахнет международным предательством.

Экономика

Как сообщает "Арминфо", ВВП Армении за январь-октябрь текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года возрос на 12,2%. Согласно данным Национальной статистической службы РА, в октябре по сравнению с сентябрем зафиксирован спад экономики на 7,5%. В рыночных ценах объем ВВП на конец октября составил 1701,3 млрд. драмов (3,7 млрд. долларов), а в основных ценах - 1555,6 млрд. драмов (3,4 млрд. долларов). Рост ВВП обусловлен увеличением объемов строительства на 32,6% (310,2 млрд. драмов, или 676,5 млн. долларов), ростом доходов населения на 15,2% (1102,9 млрд. драмов, или 2,4 млрд. долларов), увеличением объема валовой продукции сельского хозяйства на 10,4% (383,0 млрд. драмов, или 835,4 млн. долларов), промышленной продукции - на 6,1% (528,6 млрд. драмов, или 1,2 млрд. долларов), сферы услуг - 16,6% (253,1 млрд. драмов, или 552,0 млн. долларов), производства электроэнергии - на 6,3% (5183,7 млн. кВт/ч), объема внешнеторгового оборота - на 30,8% (987,1 млрд. драмов, или 2159,6 млн. долларов), объема розничного товарооборота - на 8,6% (660,7 млн. драмов), объема грузооборота - на 12,5% (1806,0 млн. тонн/км). Средний расчетный курс Центробанка РА за январь-октябрь 2005 года составил 458,46 драма за 1 доллар.

Объемы продукции в ювелирной и алмазообрабатывающей отрасли Армении в январе-октябре 2005 г. составили 94 млрд. 68 млн. 816 тыс. драмов против 94 млрд. 923 млн. 273 тыс. драмов за тот же период прошлого года. Как сообщает "Арменпресс", по словам начальника управления ювелирного дела Министерства торговли и экономического развития РА Гагика Мкртчяна, объемы выпускаемой продукции в этой отрасли снизились на 0,5%, что не может иметь существенного значения для развития этой сферы. Более того, ожидается, что к концу года этот показатель увеличится на 1-2%. Согласно Мкртчяну, в текущем году объемы поставок необработанных алмазов в Армению составили около 600 тыс. каратов, в том числе 43% - из Израиля, 38% - Бельгии, 16% - России. Из действующих в Армении 30 алмазообрабатывающих предприятий стабильно работают 12.

По сравнению с октябрем, в ноябре цены на продовольственные товары в Армении выросли на 1,6%, что обусловлено 0,1-10% ростом в 10 из 13 товарных групп. 10-процентый рост цен на рыбопродукты за тот же период в основном обусловлен 11,9%-процентым ростом цен на рыбу "сиг". Зарегистрированный в товарной группе картофеля и овощей рост на 9,1% обусловлен ростом цен на баклажаны (в 2,1 раз), помидоры (1,9 раз), огурцы (1,8 раз), зеленый перец (в 1,7 раз) и репчатый лук (28,5%). По данным Нацстатслужбы РА, в товарной группе фруктов в ноябре по сравнению с октябрем зарегистрирован рост цен на 7,6%, а рост цен на яйца составил 4,3%. За тот же период в группе сахарного песка и хлебопродуктов произошло падение цен на 0,2% и 0,3%. В товарной группе других продуктов рост цен на 6,5% обусловлен ростом цен на пищевую соль на 10,2%. ("Ноян Тапан").

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что за январь-сентябрь 2005 года объем иностранных инвестиций в экономику Армении вырос на 28,7%, составив $225,7 млн. Согласно Нацстатслужбе, за эти месяцы в продовольственную сферу было вложено $18,7 млн, в сферу коммуникаций - $45,6 млн, в воздушный транспорт - $10 млн.