Военный комиссар Марий Эл Анатолий Самсонов отменил собственные директивы, согласно которым только гражданские лица и клиенты ЗАО "Марийская военно-мемориальная компания" (МВМК) могли рассчитывать на компенсацию расходов на установку и изготовление надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим, а также на оказание ритуальных услуг. Таким образом, военком выполнил предписание комиссии управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по РМЭ, которая признала, что марийский военный комиссариат занимался дискриминацией участников рынка ритуальных услуг в сфере изготовления и установки памятников погибшим военнослужащим.

Как напоминает в приволжском выпуске за 7 декабря 2005 года "Коммерсантъ", в конце ноября комиссия УФАС посчитала незаконным издание военным комиссариатом директив "О координационном совете по военно-мемориальной работе" и "О взаимодействии с ЗАО "Марийская военно-мемориальная компания" по военно-мемориальной работе". Как отмечают в антимонопольном комитете, директивы военкома просто закрывали путь на рынок ритуальных услуг другим компаниям, т.к.в компенсациях им было отказано. Кроме того, для МВМК были созданы "привилегированные" условия для ведения бизнеса, что является нарушением закона - в отделениях военкомата в республике на видном месте развешивались листовки с информацией о деятельности МВМК.

Меж тем, напоминает корреспондент ИА REGNUM, история с наведением порядка в данном сегменте рынка ритуальных услуг длилась более 3 лет - еще в июне 2002 года в Министерство по антимонопольной политике РФ поступили обращения ООО "Военно-ритуальный комплекс" и ЗАО "Кировская военно-мемориальная компания", которые потребовали разобраться с нарушениями антимонопольного законодательства в связи с заключением Министерством обороны РФ и ЗАО "Военно-мемориальная компания" договора, согласно которому ВМК и ее дочерние организации получили преимущественные права на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим. После решения МАП РФ о прекращении действий по нарушению антимонопольного законодательства в течение трех лет Минобороны и ВМК оспаривали это решение в различных судебных инстанциях. Окончательное решение принял Федеральный арбитражный суд Московского округа, который в августе 2005 года потребовал "не допускать отказа в оплате надгробий, подлежащих возмещению в соответствии с законом РФ, когда эти работы выполнены не ВМК, его подразделениями или дочерними организациями".

По некоторым данным, за время действия договора с Минобороны РФ марийская "дочка" ВМК сумела занять не менее 45% местного рынка ритуальных услуг.