Каждая четвертая нижегородская компания испытывает "кадровый голод", - данные соцопроса. Маркетинговое агентство "Медиа Навигатор" провело опрос представителей малого и среднего бизнеса, посвященный проблеме "кадрового голода". В исследовании приняло участие более 150 нижегородских фирм.

В ходе исследования выяснилось, что "кадровый голод" испытывает практически каждая четвертая нижегородская компания (28%). Данная проблема особенно актуальна для фирм, занимающихся оптовой торговлей - 47% организаций этого профиля нуждаются в кадрах различного уровня. Сфера бизнеса, для которой проблема недостатка персонала наименее актуальна, - строительство: лишь 7% строительных организаций нуждаются в кадрах.

Согласно результатам опроса, в 38% нижегородских компаний подбором персонала занимается менеджер по кадровым вопросам (при отсутствии специально сформированного подразделения), в 24% - кадровый отдел, в 23% - генеральный директор, в 4% - руководители отделов. Эти данные различаются в зависимости от профиля деятельности фирмы: в 49% фирм, специализирующихся на розничной торговле, и в 52% компаний-оптовиков кадрами заведует менеджер по персоналу. В строительстве просматривается та же тенденция: в 64% компаний кадрами занимается отдельный менеджер. Однако на производстве и в сфере услуг для бизнеса картина совершенно иная: организации данного профиля чаще других создают собственное кадровое подразделение. В 13% компаний вопросы, связанные с персоналом, решают специалисты, занимающие непрофильные должности - секретарь, администратор, юрист, главный бухгалтер, начальник производства, финансовый директор и др.

Кадровые агентства для поиска сотрудников привлекают 31% нижегородских фирм. Причем к их услугам прибегают в основном те фирмы, где кадровыми вопросами занимаются руководители подразделений. Наиболее часто ведется поиск квалифицированных специалистов (46%), рабочего персонала (43%) и линейных менеджеров (38%).

Отношение к профессиональному уровню сотрудников, которых подбирают кадровые агентства, у представителей нижегородского бизнеса неоднозначное. Если оценить данный уровень по пятибалльной системе, средний балл - 3,13. Наибольшую удовлетворенность уровнем профессионализма сотрудников, найденных с помощью кадрового агентства, испытывают фирмы, оказывающие услуги населению (4,67), наименьшую - компании, занимающиеся производством (3,00).

В дополнение или вместо услуг кадровых агентств нижегородские фирмы применяют и другие методы поиска сотрудников. Наиболее распространенным из них является размещение объявлений в печатных СМИ - его практикуют 78% нижегородских организаций, испытывающих кадровый голод. Следующий по популярности ресурс - Интернет (42%). Личные связи и знакомства используют 37% компаний, и лишь 12% организаций обращаются в службы занятости, биржи труда и ярмарки вакансий.

Согласно исследованию, 58% нижегородских работодателей при приеме на работу нового сотрудника никогда не звонят его бывшему работодателю (рекомендодателям) или делают это крайне редко. Лишь 12% бизнесменов каждый раз "наводят справки" о новых сотрудниках с целью проверки их репутации; в 16% фирм это делают достаточно часто, и в 14% - время от времени. Чаще всего подобный метод сбора информации используют в компаниях, занимающихся оказанием услуг населению, реже всего - в производстве. Примечательно, что при использовании услуг кадровых агентств "справки наводят" чаще, чем при поиске собственными силами.

Каждая третья нижегородская организация в 2005 году приняла на работу выпускников нижегородских вузов. Примечательно, что наиболее востребованы молодые специалисты в сфере услуг для населения (63%) и для бизнеса (61%). В 60% случаев выпускников принимают на работу в качестве квалифицированных специалистов, в 40% - в качестве рабочего персонала.

Что касается уровня подготовки выпускников, в среднем он оценивается работодателями на 3,85 балла (по пятибалльной шкале). Данная выпускникам оценка выше в фирмах, занимающихся строительством (4,25), и ниже - в производстве (3,67).

В течение последних двух лет сотрудники более половины нижегородских компаний (55%) получили дополнительное образование. Примечательно, что этот процент выше в фирмах, которые испытывают "кадровый голод" (81%). Первый по популярности источник получения дополнительного образования - это ННГУ им. Лобачевского (48%). Далее в списке - корпоративные семинары и тренинги (29%). Третье и четвертое место - у Волго-Вятской академии государственной службы (22%) и Высшей школы экономики (18%).

Каждая пятая организация в своей практике столкнулась с ситуацией, когда сотрудник был "перекуплен" другой фирмой. 22% работодателей сами практикуют "переманивание" специалистов из других фирм. Наиболее часто таким образом ведется поиск специалистов в сфере производства (31%) и услуг для бизнеса (43%).

Средний уровень организации работы по развитию корпоративной культуры в нижегородских фирмах, по оценкам самих бизнесменов, - 3,67 балла (по пятибалльной шкале), причем данная оценка выше в компаниях, которые не испытывают "кадровый голод" - 3,87. Если рассматривать уровень развития корпоративной культуры в фирмах разного профиля деятельности, наиболее высокий балл у компаний, занимающихся оказанием услуг бизнесу (3,91); наиболее низкий - в строительстве (3,21).