Председатель Демократической партии Армении, в прошлом советник президента Армении по вопросам внешней политики Арам Г. Саркисян прокомментировал основные тезисы интервью доктора политических наук, советника министра обороны Армении Гайка Котанджяна, опубликованного ИА REGNUM 22 ноября 2005 года. Напомним, что в интервью о сопряжении принципов в карабахском урегулировании, Айк Котанджян представил свое видение перспектив урегулирования в виде Проекта дорожной карты

ИА REGNUM: Г-н Саркисян, ознакомившись с интервью советника министра обороны Армении, в каком свете видятся Вам изложенные в нем подходы и тезисы?

На мой взгляд, здесь представлено видение аналитика и политолога. Полагаю, что это является попыткой предварить переговорный процесс, который должен состояться. Ведь не секрет, что переговоров сегодня, в принципе, нет. Кроме того, в интервью г-на Котанджяна представлены дискуссионные, еще не совсем привычные для нашего уха компромиссные решения, которые могут быть восприняты или отвергнуты общественностью. Во всяком случае, для меня ценность этих предложений состоит в том, что, будучи дискуссионными, они, тем не менее, представляют более реалистичную ситуацию, и автор пытается также представить позицию Азербайджана.

По сути, мы имеем две альтернативы - либо вообще не ведем никаких переговоров с Азербайджаном и тогда вообще не говорим о каких-то компромиссах, считая, вопрос решенным, либо садимся за стол переговоров с Азербайджаном и, естественно, ведем поиск возможных компромиссов. Во втором случае, существует возможность наличия различных позиций, взглядов и подходов. К примеру, я не согласен с позицией г-на Котанджяна, которая, видимо, исходит из опыта общения с международными экспертами, в том плане, что в Карабахе необходимо провести дополнительный референдум. Начнем с того, что уже само по себе понятие такого референдума в Азербайджане не является легитимным, поскольку в азербайджанской конституции просто нет субъекта Нагорный Карабах, и естественно, такой референдум может быть проведен только на территории всего Азербайджана, что для армянской стороны принципиально неприемлемо. Во-вторых, референдум, уже проведенный в Нагорном Карабахе в начале 1990-х, соответствовал международным стандартам и нормам, а дополнительный референдум может быть только вокруг одного вопроса - о воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией. То есть, другого референдума я просто не представляю, поскольку он может быть просто-напросто не легитимным. Другое дело, что данную акцию необходимо провернуть, как говорится для галочки - на территории Нагорного Карабаха и с обязательным признанием азербайджанской стороны. В таком случае, повторяю ради галочки, можно повторить то, что Нагорный Карабах однажды сделал в далеком 1991 году.

Теперь по поводу вывода войск с контролируемых территорий. Наша партия - противник ввода в зону безопасности любых миротворческих сил по одной простой причине - на сегодняшний день необходимости в этом нет. Паритет сохраняется вот уже 10 лет, эти силы, на самом деле, лишь его нарушат. Еще неизвестно, какие последствия мы будем иметь после этого шага, хотя сегодня мы прекрасно видим, что сложившийся статус-кво вполне достоин того, чтобы его сохранить. Вместе с тем, полагаю, что если появится надобность создания буферной зоны, то на этой зоне достаточно будет дислоцировать паритетные и практически демилитаризованные (в виде полиции) группы с двух сторон - карабахской и азербайджанской, которые с участием международных наблюдателей этот самый паритет и будут сохранять.

Что касается возможных территориальных решений, то я бы на данном этапе вообще не стал вдаваться в эту часть будущего переговорного процесса. Мы вообще не должны ничего предлагать Азербайджану, поскольку поиск компромиссных решений должен быть головной болью непосредственно азербайджанской стороны. Баку должен быть заинтересован в серьезных компромиссах и, тем самым, заинтересовать нас. Лишь в этом случае мы можем пойти им навстречу. Говорю это, исходя из того, что именно Азербайджан развязал войну, результаты которой налицо. Повторяю, на этой стадии я бы вообще не стал обсуждать эти вопросы, поскольку с точки зрения международного права Азербайджан обязан подписать всеобъемлющий договор. В этом плане "дорожную карту", представленную Гайком Котанджяном, можно расценивать как определенный этап подготовки такого документа. Считаю, в первую очередь необходимо начать переговорный процесс, результатом которого должен стать договор о мире между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, между Азербайджаном и Арменией и соответствующий договор между Нагорным Карабахом и Арменией.

Я пытаюсь представить позицию автора и вижу его попытку поставить в известность общественность об определенных опасностях, наличествующих в этом процессе. Это очень правильный шаг, когда знающий человек и политолог, который близко и очень хорошо представляет всю ситуацию, заранее нам говорит о том, к чему надо быть готовыми и призывает откликнуться или резонно возразить против этого. Я благодарен автору за то, что он, предваряя весь этот ход, заранее предупреждает общественность о возможных реальных шагах в этом направлении. Поэтому, считаю, что это полезная публикация. Вместе с тем, для меня очевидно - Гайк Котанджян никогда не может быть антинациональным элементом или не патриотом своей страны, как его поспешили назвать некоторые чересчур истерично настроенные силы.

ИА REGNUM: Как вы думаете, реально ли решить нагорно-карабахский конфликт в 2006 году, о чем трубят европейские и американские политики? Не думаете ли вы, что Армения поддерживает такие заявления, чем форсирует переговорный процесс, в том числе соглашаясь на ввод международных миротворцев, опасаясь изменения статус-кво в негативную для себя сторону, что может последовать в результате увеличения военного бюджета Азербайджана и пополнения и модернизации вооружений азербайджанских ВС?

Нам уже давно говорят, что 2006 год будет переломным в процессе нагорно-карабахского урегулирования. Между тем, на сегодняшний день сопредседатели МГ ОБСЕ, да и все представители международного сообщества, занимающиеся этим вопросом, просто устали от этих невнятных, невразумительных бесед президентов двух стран. И, естественно, для них крайне важно поскорее завершить этот процесс, установить здесь стабильность, а уже затем претворять в жизнь свои геополитические цели. Американцам необходимо закрепить в этом регионе свои мобильные группы, чтобы еще больше запугать Иран, Сирию, а заодно и Турцию. Но дело в том, что сделать они хотят это руками армян и азербайджанцев. Нужна подпись двух президентов, а затем ратификация парламентов двух стран. В связи с этим выборы в парламент Азербайджана и референдум в Армении привели к следующей ситуации: оба президента не легитимны по признанию того же международного сообщества. Государственный департамент США поставил под сомнение итоги и референдума в Армении и выборов в Азербайджане, и общественность двух стран знает о том, что итоги в обоих случаях были сфальсифицированы.

Но Роберту Кочаряну необходимо было показать международной общественности свою влиятельность, и он вынес на суд общественности совершенно абсурдную цифру - 1,5 млн. участников референдума, из которых 93% проголосовали "за". К чему это приведет в разрешении карабахской проблематики? Мировая элита в целом, и Минская группа ОБСЕ в частности, спокойно скажут - вы завершили все свои дела, у вас целый год впереди, и, значит, вам пора принципиально договориться. А по принципиальным вопросам - вот вам наши предложения, идите, подписывайте, а детали обговорите между собой позднее. Такая ситуация пагубна для Армении и для Нагорного Карабаха.

Прежде чем не будет подготовлен весь пакет урегулирования, подписание которого будет предварено договором о мире, армянская сторона не имеет права ничего подписывать. Если такой подход будет нарушен, мы будем иметь не просто потери, а можем лишиться всего Нагорного Карабаха. Если мы соглашаемся на возврат каких-то земель, я абсолютно убежден, что народ самого Нагорного Карабаха может в испуге разбежаться. Вокруг Нагорного Карабаха есть лишь одна оборонительная линия, и если она будет нарушена без соответствующей гарантии и компенсации, то люди, естественно, будут считать себя беззащитными.

Говорить об этом сейчас и вообще говорить об этом, считаю неправильным. Что касается 2006 года, думаю, что и Кочарян, и его азербайджанский коллега Ильхам Алиев под эгидой своей нелегитимности будут придавлены международным сообществом. Я не исключаю, что в ближайшие полгода, а точнее в сентябре в Армении начнется новый этап предвыборной кампании, поэтому они все должны сделать весной, максимум в начале лета. Я абсолютно убежден, что подобные действия - единственный в своем роде фактор, который приведет к серьезному взрыву в Армении. Не говорю об Азербайджане - это их проблемы. Но, во всяком случае, именно в Армении это является поводом для внутриполитического взрыва.

Что касается второго вопроса - статус-кво. Я не говорил, что являюсь сторонником статус-кво, я сказал, что статус-кво, который может быть сохранен в паритетном отношении самими сторонами без ввода миротворческих сил для меня гораздо предпочтительнее. Но если даже мы будем рассматривать все возможные варианты урегулирования конфликта, то статус-кво необходим сейчас, необходима позиция, позволяющая нам договариваться и вообще говорить. Вы представляете, что случится, если мы заранее нарушим статус-кво в каком-то отдельном направлении? Это приведет к разбалансированию всей ситуации и естественно, нам уже не о чем будет говорить. Поэтому, на данном этапе - до подписания пакета - статус-кво просто жизненно необходим в этом регионе.

ИА REGNUM: Но как же Армения может поддерживать статус-кво, тем более в связке с Азербайджаном, если азербайджанский военный бюджет грозит сравняться с государственным бюджетом Армении?

Что касается увеличения военной мощи Азербайджана, то хотя данный факт и внушает некоторую озабоченность, однако особого трагизма в этом не вижу. В современном мире закупить оружие не составляет труда и, при надобности, мы можем резко изменить ситуацию. Но сможет ли это сделать нынешняя власть - сомневаюсь... В любом случае самый главный вопрос - вопрос соответствия Армении международным нормам демократии и прав человека, а также внутренняя стабильность, чего, на самом деле, нет. Единение армянского народа вокруг своего президента, вокруг своего правительства, наличие духа и готовность воевать за свои земли стоили бы намного больше, чем рост военного бюджета Азербайджана. Но вот этого сегодня нет, и именно этого надо опасаться. Поставленный на колени народ не может управлять самолетами и танками. Нужна вера, а ее нет.

ИА REGNUM: Вы можете предположить неожиданное признание Азербайджаном Нагорного Карабаха в обмен на все районы, составляющие так называемый пояс безопасности вокруг НК? Вы бы поддержали такой вариант?

Во-первых, по этому вопросу, а также по идеям Гайка Котанджяна стоит провести круглый стол. Тем не менее, конечно же, международно-признанный статус Нагорного Карабаха - это первейшее условие, которое имеет право выставить победивший народ. Я считаю армян Нагорного Карабаха победившим народом, поэтому если мировое сообщество признает независимый статус Нагорно-Карабахской Республики, то остальные вопросы могут решаться за переговорным столом, естественно, с участием Карабаха. Без Карабаха вообще ни о чем речи быть не может. Армения втянута в процесс лишь для того, чтобы говорить от имени Нагорного Карабаха. Но она сама в первую очередь должна признать Нагорный Карабах. Причем признание должно быть в следующем виде - мы признаем с правовой точки зрения абсолютно безукоризненную независимость Нагорного Карабаха от Азербайджана, а дальше уже выставляем одно условие - признание статуса. Они нам сейчас говорят - для того, чтобы мы начали вообще говорить с вами, верните наши земли. А почему мы должны в этом случае вообще с ними говорить. Тогда мы выдвигаем свой совершенно четкий тезис - когда признаете статус Нагорного Карабаха, тогда будем и говорить.

Пакетное решение должно быть подписано вместе с графиком выполнения условий этого договора. Вот тогда я зафиксирую серьезный переговорный процесс, серьезные договоренности и т.д. Но, этого нет. Власть пытается сбросить проблему со своей больной головы, но мы должны воспрепятствовать этому. Процесс должен идти в одном русле - подписание пакета урегулирования и сопутствующего графика мероприятий. Иные варианты будут или противозаконны, или направлены против страны и интересов народа. Я абсолютно убежден, что карабахский вопрос является единственным, способным поднять волну протеста, которая сметет любого политика, как смела прошлых правителей. Более того, я беру на себя ответственность и прямо заявляю, что возглавлю это движение сам или с моими товарищами, и это не просто угроза.