На проходившей в Женеве международной конференции "Мультикультурализм и этнополитические модели ХХI века" выступил заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян с докладом по теме "Этнополитическая модель самоопределения и легитимности Нагорно-Карабахской Республики". Как сообщили ИА REGNUM в информационно-аналитическом управлении МИД НКР, Масис Маилян в своем докладе, в частности, отметил:

"Установление цивилизованных добрососедских отношений между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, без сомнения, является непременным условием обеспечения долговременной стабильности и безопасности на Южном Кавказе, что, на наш взгляд, отвечает также интересам всего международного сообщества. Именно поэтому вдвойне важно то внимание, которое уделяется проблеме Нагорного Карабаха. Нарушение прав человека, равно как и прав целых народов, в том числе и права на жизнь, остается одной из главных причин возникновения национально-освободительных движений, которые, как правило, в конечном счете, приводят к реализации права народа на самоопределение. Можно констатировать, что именно нарушение прав человека и игнорирование со стороны Азербайджана права целого народа было и остается глубинной причиной возникновения нагорно-карабахского конфликта. Власти Азербайджана оказались недееспособными решить карабахскую проблему в цивилизованных рамках".

При этом заместитель главы внешнеполитического ведомства НКР подчеркнул, что проблема Нагорного Карабаха, как международный спор, впервые возникла в 1918 году после развала Российской империи в связи с необходимостью территориального разграничения между ставшими независимыми Арменией и Азербайджаном. "В течение недолгого пребывания Нагорного Карабаха в составе Советского Азербайджана официальные власти этой республики систематически нарушали права карабахских армян. Имели место случаи убийств, исчезновений и пыток, произвольных арестов, показательных судов над политическими заключенными, подавления инакомыслия, депортация жителей десятков населенных пунктов. Однако население автономии не смирилось с жестокой дискриминацией, которой подвергалось со стороны официального Баку, и неоднократно поднимало карабахскую проблему перед центральными органами власти СССР. Такие попытки предпринимались в 30-е годы ХХ столетия, затем в 40-ых, 60-ых и 70-ых годах, однако все они были жестоко подавлены", - отметил Масис Маилян. Заместитель министра ИД остановился на современном этапе карабахского освободительного движения, итогом которого стало провозглашение Нагорно-Карабахской Республики, в частности, подчеркнув, что принятие Декларации о провозглашении НКР не было опротестовано властями СССР. "В соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", компактно проживающие национальные группы, наряду с союзными республиками и автономными образованиями, имели право самостоятельно принять решение о пребывании в Союзе ССР или в выходящей республике, а также определить свой государственно-правовой статус путем проведения референдума. Образование Нагорно-Карабахской Республики было поддержано на всенародном референдуме о государственной независимости, проведенном в Нагорном Карабахе 10 декабря 1991 года, в полном соответствии как с международным правом, так и с законодательством еще существовавшего СССР", - сказал Масис Маилян, напомнив, что решение референдума как результата прямого всенародного волеизъявления обладает сегодня высшим правовым авторитетом в мире.

"Нашему народу удалось построить стабильное демократическое общество и государство. В Нагорно-Карабахской Республике сформировались устойчивые политические институты, действуют легитимные органы власти, влиятельное и дееспособное правительство, избраны парламент и президент, подготовлен проект конституции. В Карабахе утвердился общественный консенсус относительно фундаментальных ценностей карабахского социума. Правовая база НКР приводится в соответствие с европейскими нормами, реформируется судебная система. В НКР сформировано многопартийное политическое поле, активно функционируют неправительственные организации. В НКР четыре раза прошли парламентские выборы, трижды выборы президента и трижды выборы в органы местного самоуправления. Проведенные в НКР выборы были признаны международными наблюдателями свободными и справедливыми. НКР проводит активную внешнюю политику, вступает в сношения с другими государствами и международными организациями, направляет своих официальных представителей для ведения переговоров и участия в работе международных и региональных конференций", - сказал Масис Маилян. При этом он отметил, что "юридическое признание независимости Нагорного Карабаха не нарушает территориальной целостности Азербайджана и не угрожает его существованию". "Нагорный Карабах и Азербайджан с точки зрения международного права, истории, географии, культуры, религии, традиций государственности не имеют ничего общего. В данном случае принцип территориальной целостности неприменим к Азербайджану по многим международно-правовым основаниям. Но главное, Нагорный Карабах де-юре никогда не входил в состав независимого Азербайджана. Почти двадцатилетнее отсутствие каких-либо отношений с Азербайджаном наглядно и убедительно свидетельствует о том, что НКР вполне может существовать и развиваться вне его", - подчеркнул заместитель министра ИД НКР.

В докладе также отмечается, что "ключ к урегулированию - полноценное участие НКР в прямом переговорном процессе с Азербайджаном". "Статус участников переговоров должен быть высоким и признанным, только тогда возможен положительный результат в переговорах. Нагорный Карабах и Азербайджан должны обладать равной международной правосубъектностью и нести равную международно-правовую ответственность за свои действия, а также выполнять Устав ООН, нормы и принципы международного права. Существующий в последнее время формат встреч, в котором участвуют только Армения и Азербайджан, совершенно не отражает суть конфликта, основными сторонами которого являются НКР и Азербайджан. Единственным ощутимым достижением процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта является соглашение о прекращении огня, которое подписано руководителями оборонных ведомств НКР, Азербайджана и Армении. Основой для оформления перемирия послужил Бишкекский протокол от 5 мая 1994 г., который был принят руководителями парламентов всех трех конфликтующих сторон, в том числе и Нагорным Карабахом. Режим прекращения огня сохраняется уже более 11 лет, поскольку за его соблюдение ответственны все стороны. Без участия Нагорного Карабаха в процессе переговоров и учета его прав и обязанностей проблему решить невозможно", - подчеркнул в своем докладе Масис Маилян.

При этом он высказался за урегулирование карабахского конфликта исключительно мирными средствами и только путем переговоров. "Страна, которая развяжет войну, должна быть наказана международным сообществом. Учитывая накопленные за годы перемирия военные потенциалы сторон, можно утверждать, что возобновление военных действий будет иметь катастрофические последствия для Кавказа и не оставит в стороне соседние регионы. Азербайджан уже неоднократно был инициатором широкомасштабной агрессии против Карабаха и постоянно терпел поражения. В Азербайджане и сегодня преобладают тенденции к разрешению проблемы военным путем и шантажу мирового сообщества. Заявления представителей Азербайджана об уничтожении Армении и Нагорного Карабаха недопустимы и противоречат критериям его членства как в ООН, так и других авторитетных международных организациях", - сказал заместитель главы внешнеполитического ведомства Нагорного Карабаха. Он отметил, что отсрочка мировым сообществом окончательного признания государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики стимулирует Азербайджан демонстрировать более жесткую и воинственную переговорную позицию. "Скорейшее достижение политического консенсуса между Россией и странами западной демократии в вопросе международного признания НКР поможет предотвратить реализацию милитаристских планов азербайджанского руководства. На международном сообществе лежит большая ответственность за сохранение мира в регионе. Все страны, заинтересованные в региональной стабильности, должны четко и недвусмысленно указать Азербайджану на бесперспективность его деструктивной позиции и прямо заявить о том, что Нагорно-Карабахская Республика, соответствуя демократическим стандартам, предлагает стабильность региону и будет принята в международную семью народов вопреки мнению Азербайджана", - сказал в своем докладе Масис Маилян.

Он подчеркнул, что у Нагорно-Карабахской Республики есть достаточные основания для членства в ООН и других международных организациях, поскольку руководство Азербайджана никогда не имело прав на управление Нагорным Карабахом, никогда не избиралось народом Нагорного Карабаха, никогда не выражало интересов народа НКР и тем более не представляет НКР в международных структурах. "ООН и другие авторитетные организации не могут игнорировать тот факт, что азербайджанское правительство неспособно и неправомочно представлять граждан НКР. Членство Нагорно-Карабахской Республики в международных структурах будет способствовать скорейшему урегулированию карабахско-азербайджанского конфликта, которое должно быть основано на естественной концепции мирного сосуществования двух государств - Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджанской Республики. Такое урегулирование приведет к стабильности, сотрудничеству и процветанию стран и народов, как Кавказа, так и всего региона", - отметил Масис Маилян.