Будут ли признаны "непризнанные"? Нагорный Карабах за неделю

Баку, 5 декабря 2005, 13:41 — REGNUM  

Ситуация на границе. В преддверии нового тура переговоров. Будут ли признаны "непризнанные"? "Дорожная карта" карабахского урегулирования - "программа национального предательства". Интервью Владимира Казимирова Karabakh-online.com. Нагорный Карабах готовит Конституцию.

Ситуация на границе

Ситуация на линии соприкосновения Вооруженных сил (ВС) Нагорного Карабаха и Азербайджана относительно спокойная. Об этом заявил начальник Главного штаба ВС Армении, генерал-полковник Микаел Арутюнян. Как сообщает ИА REGNUM, по словам Микаела Арутюняна, обе конфликтующие стороны в настоящее время проводят мероприятия строительно-инженерного характера. На вопрос журналистов о возможном начале боевых действий, с учетом, в частности, воинственных заявлений Баку, Микаел Арутюнян заявил: "Мы не отодвигаем эту версию, для этого и готовимся. Но не думаю, что в ближайшем будущем Азербайджан пойдет на такой шаг", - заявил он, не исключив различного рода провокаций с азербайджанской стороны. Арутюнян также не исключил возможности достижения определенного прогресса в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта в 2006 году: "выборы в Азербайджане завершены, и у президентов двух стран, думаю, будет возможность переговорить в спокойно обстановке". Касаясь возможного размещения в зоне конфликта миротворческого контингента, глава Генштаба ВС Армении отметил, что все зависит от хода переговоров.

Информационный портал МИД Нагорного Карабаха (НК) распространил пресс-релиз о мониторинге линии соприкосновения вооруженных сил НК и Азербайджана. В документе сообщается, что 29 ноября с.г., согласно ранее достигнутой с властями Нагорного Карабаха договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана вблизи населенного пункта Караханбейли Физулинского района. С позиций Армии обороны НК группу наблюдения возглавлял личный представитель действующего председателя (ЛП ДП) ОБСЕ Анджей Каспшик. В состав группы вошли полевые помощники ЛП ДП ОБСЕ Петер Кии (Великобритания), Харри Эронен (Финляндия) и Иржи Аберле (Чехия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Однако азербайджанская сторона не вывела миссию ОБСЕ на свои передовые рубежи, сообщает МИД НК. Со стороны Нагорного Карабаха миссию наблюдения сопровождали представители Министерства обороны и Министерства иностранных дел.

В преддверии нового тура переговоров

Армения и Азербайджан сами должны выйти на взаимоприемлемое решение нагорно-карабахского конфликта. Об этом, сообщает ИА "АРКА", заявил 30 ноября официальный представитель МИД России Михаил Камынин. "Приветствуя продолжение армяно-азербайджанского диалога, Россия исходит из того, что сами участники конфликта должны выйти на его взаимоприемлемое решение", - заявил дипломат. Он подчеркнул, что Россия "готова оказывать в этом деле самое активное содействие как в двустороннем плане, так и в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ и стать гарантом достигнутой договоренности".

От Баку и Еревана не поступало ответов на предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ), в частности, по поводу организации в январе очередной встречи президентов Армении и Азербайджана. Об этом, пишет бакинская "525-я газета", сообщил сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков. Дипломат выразил удовлетворение одобрительными высказывания официальных лиц сторон по поводу инициативы о январских прямых переговорах президентов. Вместе с тем Мерзляков считает, что подробно об этом можно будет говорить на встрече сопредседателей МГ ОБСЕ с главами МИД Азербайджана и Армении в Любляне 5-6 декабря. Здесь же, возможно, и будет уточнена дата намеченного на середину декабря очередного визита посредников в регион нагорно-карабахского конфликта. Российский дипломат отказался комментировать последние высказывания президента и главы МИД Армении, с осуждением которых выступил официальный Баку. Газета напоминает, что президент Армении Роберт Кочарян заявил, что не исключает возможности признания официальным Ереваном непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, если переговоры с Баку зайдут в тупик. А глава МИД Вардан Осканян заявил, что Карабах является неотъемлемой частью Армении, которая никогда не перейдет к Азербайджану. Мерзляков подчеркнул, что сопредседатели не комментируют высказываний сторон конфликта.

Последние заявления министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна ставят мирный переговорный процесс по нагорно-карабахскому конфликту в сложное положение, заявил начальник управления прессы и информационной политики МИД Азербайджана Таир Тагизаде, комментируя заявление министра о том, что "Карабах является неотъемлемой частью Армении, которая никогда не перейдет к Азербайджану". По мнению Тагизаде, министр иностранных дел Армении прекрасно понимает, что, делая подобные заявления, он ставит в сложное положение не только свою сторону, но и международных посредников - сопредседателей Минской группы ОБСЕ: "Процесс мирных переговоров очень сложный, хотя и позитивно развивающийся, и такого рода заявления нам в пользу не идут". "И даже когда такие заявления делаются в угоду внутриполитическим интересам, все равно, делая подобные заявления, необходимо иметь в виду их возможные последствия", - подчеркнул Тагизаде. А все эти разговоры "об одном народе и двух государствах" и т.д., очевидно, носят внутриполитический характер, добавил официальный представитель МИД Азербайджана. ("Day.az").

"В 2006 году в странах, вовлеченных в процесс урегулирования карабахского конфликта, крупных политических событий и выборов не ожидается, и мы должны воспользоваться этим", - заявил в интервью азербайджанскому телеканалу ANS сопредседатель МГ ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта от США Стивен Манн. "Переговорный процесс углубился как никогда раньше и достиг хорошего уровня. Я не исключаю, что конфликт может быть урегулирован в любой момент, однако я задаю вопрос - почему не сейчас?" По мнению дипломата, ни одна из сторон не может вынудить другую придти к соглашению, поскольку в этом случае это было бы нестабильным соглашением. "Уверен, что каждая из сторон, покинув переговорный стол, имеет возможность по праву сказать: я достиг очень хорошего для своей страны результата", - подчеркнул он. Манн также проинформировал, что на следующей неделе сопредседатели МГ ОБСЕ проведут встречу с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана, после чего посетят Ереван и Баку. (Радио "Свобода").

Газета "Азербайджанские известия" также считает, что очередной виток дипломатической активности напрямую связан с успешным окончанием выборных процессов в Азербайджане и конституционного референдума в Армении. По мнению экспертов, занимающихся темой армяно-азербайджанского конфликта, пишет газета, наступающий 2006 год должен стать чуть ли не решающим и прорывным в переговорах сторон. Объяснение этому самое простое - и Азербайджан, и Армения будут более свободны от внутриполитических процессов. Как выразился в интервью азербайджанской службе телеканала "Голос Америки" сопредседатель МГ ОБСЕ от США Стивен Манн, наступающий год дает "окно" для ускорения дискуссий и выработки согласованной позиции сторон. По мнению Манна, тот позитив, который был накоплен сторонами в 2005 году, может быть расширен в наступающем. "Созданный, особенно на последних переговорах в Казани, базис позволяет серьезно взглянуть на заключение мирного договора", - заявил американский дипломат. По словам Манна, стороны устали от конфликта и заинтересованы в скорейшем его решении. В то же время, пишет газета, посредники отказываются строить долгосрочные прогнозы о качестве возможных договоренностей и, как и ранее, в один голос твердят, что решение конфликта должны найти сами конфликтующие страны. Однако, считает Стивен Манн, оно может быть основано исключительно на взаимных компромиссах. Американский посредник вслед за своим российским коллегой Юрием Мерзляковым отверг наличие для Азербайджана опасности в перемещении российских военных баз из Грузии в Армению и влияние этого процесса на ход мирных переговоров. Посредники не видят перспективы у военного решения конфликта, соответственно в данном контексте внешние факторы теряют актуальность. Что касается неформального признания США "сепаратистского режима" Нагорного Карабаха и выделения ему прямых ассигнований, то, по словам Манна, это совершенно не так: "Туда посылается очень ограниченная гуманитарная помощь, которая ни в коей мере не является поддержкой сепаратизма".

Газета "Азг" сообщает, что президент Украины Виктор Ющенко в ходе встречи с председателем Национального Собрания (НС) Армении Артуром Багдасаряном заявил, что официальный Киев также готов организовать встречу президентов Армении и Азербайджана.

В 2006 году карабахский вопрос будет возможно урегулировать, если на то будет политическая воля сторон, и в данном контексте встреча президентов в январе станет решающей, заявил журналистам министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. По его словам, сообщает информационный портал "Кавказский узел", на запланированной на январь встрече президентов Армении и Азербайджана по карабахскому урегулированию, конкретная дата которой пока неизвестна, каких-либо документов подписано не будет. Однако, как отметил министр, эта встреча очень важна и по ее итогам станет ясно, родится ли какой-либо документ по урегулированию конфликта или нет. Министр исключил возможность влияния на процесс карабахского урегулирования результатов референдума по конституционным изменениям в Армении. По его мнению, на результате переговоров могут сказаться поствыборные процессы в Азербайджане, в зависимости от их дальнейшего развития. Осканян сообщил, что 5-6 декабря в Любляне состоится его встреча с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, однако по поводу его возможной встречи с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым определенной договоренности пока нет.

Как сообщает ИА REGNUM, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян не исключил форсированного решения нагорно-карабахского конфликта в 2006 году. По его словам, передает агентство, все зависит от политической воли сторон и решающей станет встреча президентов.

"Я думаю, что если в ходе встречи министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ 5-6 декабря в Любляне (Словения) сложится возможность и состоится встреча между министрами иностранных дел Азербайджана и Армении Эльдаром Мамедъяровым и Варданом Осканяном, то в этом случае уже можно будет говорить о каких-то конкретных наработках для встречи глав двух государств, - отметил в беседе с бакинской газетой "Эхо" начальник управления информполитики и печати МИД АР Таир Тагизаде. - Но пока о конкретных сроках я бы разговора не вел. Что же касается скорейшего возможного достижения какого-то принципиального согласия по вопросу мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, то это, естественно, является приоритетной целью для азербайджанской стороны. Однако, учитывая сложный, хотя и позитивно развивающийся характер переговоров, никаких временных рамок я бы не ставил". Тагизаде прокомментировал и другое, противоположное по смыслу предыдущему заявление главы МИД Армении. "Заявление Осканяна о том, что "Карабах является неотъемлемой частью Армении, которая никогда не перейдет к Азербайджану", ставит мирный переговорный процесс по нагорно-карабахскому конфликту в сложное положение", - отметил он. По мнению Тагизаде, министр иностранных дел Армении прекрасно понимает, что, делая подобные заявления, он ставит в сложное положение не только свою сторону, но и международных посредников - сопредседателей МГ ОБСЕ. "И даже когда такие заявления делаются на внутреннюю потребу, в угоду политическим интересам, все равно, делая подобные заявления, необходимо иметь в виду их возможные последствия", - подчеркнул он.

Будут ли признаны "непризнанные"?

Парламентские выборы в Азербайджане и референдум в Армении уже повлияли на ход урегулирования карабахского конфликта. Об этом заявил журналистам в Ереване бывший российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Владимир Казимиров. По его словам, это влияние выразилось в том, что эти события тормозили работы по урегулированию конфликта в истекающем 2005 году. "Вынужденное притормаживание началось даже с конца 2004 года. К счастью, 2006 год свободен от такого рода мероприятий, как в Азербайджане, так и в Армении", - сказал дипломат. Он добавил, что дальше идут 2007-2008 годы, и урегулирование конфликта будет снова "перекрыто выборными процедурами". Тем не менее, на взгляд Казимирова, нужно четко понимать, что главным препятствием в урегулировании являются не эти временные помехи, а чрезмерно жесткие позиции сторон конфликта: "Вот где корень проблемы, а выборы являются дополнительными затруднениями". Вместе с тем он отметил, что нет никаких гарантий того, что 2006 год станет судьбоносным в вопросе урегулирования конфликта "и все будет решено в течение этих 12 месяцев". Просто, по словам дипломата, условия в будущем году будут более благоприятными, чем ныне и чем будут в 2007-2008 годах. "Это очевидно, но нужно поработать, чтобы реализовать эту относительную благоприятность условий", - сказал Казимиров. По его мнению, не стоит говорить о "календарном автоматизме", "годе успехов", "годе прорыва": "Этот год можно назвать моментом истины для руководителей конфликтующих сторон в плане их способности воспользоваться относительно благоприятной обстановкой и пойти навстречу друг другу. Не дано урегулирование какого-либо конфликта, не дано достижение каких-либо соглашений без сбалансированных уступок". ("АРКА").

Нагорно-карабахский конфликт может и должен быть урегулирован лишь на основе территориальной целостности Азербайджана. Об этом, передает бакинское агентство "Тренд", заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев на первом заседании парламента третьего созыва. Президент Азербайджана подчеркнул, что вопрос урегулирования конфликта "не находится в сфере уступок": "Самая большая уступка, которую сделал Азербайджан, это то, что он продолжает мирные переговоры уже более 10 лет. Мне кажется, что данный конфликт будет легче урегулировать, если Азербайджан будет иметь очень сильный экономический потенциал". По словам Алиева, деятельность Минской группы ОБСЕ можно назвать удовлетворительной. "Чувствуется, что сопредседатели заинтересованы в продвижении переговорного процесса". "Однако наше терпение не безгранично", - заявил Ильхам Алиев и добавил, что военный бюджет Азербайджана вырос до $600 млн. Президент также отметил, что в переговорном процессе есть неиспользованный потенциал и мирные переговоры будут продолжены. "После того как Азербайджан превратится в сильное государство, возможно будет решить любые проблемы. Азербайджан придерживается поэтапного плана урегулирования конфликта - это принципиальный и неизменный тезис", - сказал Алиев.

"В политике, как в шахматах, невозможно победить, рассчитывая на ошибки противника: таким способом можно выиграть одну-две партии, причем случайно. Более того, нельзя играть, не проанализировав всесторонне позицию в целом, в том числе выявив все свои слабости. В противном случае получиться так, что тебя самого подведут те же недостатки, которые ты обнаружил у своего оппонента". Такое мнение высказал ИА REGNUM карабахский аналитик Давид Карабекян, комментируя участившиеся в последнее время агрессивные выпады азербайджанской стороны в адрес Армении и Нагорного Карабаха и реакцию армянской стороны на них. "Легче всего называть воинственную риторику Баку популизмом и пропагандистским трюком. Однако нельзя недооценивать подобного рода заявления, ссылаясь на то, что в азербайджанской армии царит коррупция, морально-психологический упадок и тому подробное. Все-таки было бы лучше, чтобы общественность узнала, как Армения и Нагорный Карабах реально укрепляют свою безопасность, что они предпринимают в данном направлении в условиях глобальных изменений в мире и особенностей геополитического положения Южного Кавказа", - резюмировал Давид Карабекян.

"В деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта мы углубим и укрепим принцип самоопределения народа Арцаха (историческое название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM), сделаем его той основой, вокруг которой достигнем согласия", - заявил глава МИД Армении Вардан Осканян во время телемарафона, организованного фондом "Айастан". Газета "Еркир" сообщает, что, по словам Осканяна, консультации на высшем уровне будут продолжены, свою миссию должны выполнять и министры иностранных дел. "Сегодня мы едины. Армения, Диаспора и Арцах - три части одного народа. Разделение произошло не по вине нации, оно было нам навязано. Диаспора появилась в результате Геноцида, а Карабах заставили отделиться внешние силы своими несправедливыми решениями", - подчеркнул Вардан Осканян.

В ближайшее время Азербайджан может столкнуться с серьезными проблемами на международной арене в связи с карабахским конфликтом, заявил бакинской "525-й газете" председатель азербайджанской "Организации освобождения Карабаха" (ООК) Акиф Наги. По его словам, в последнее время представители международных организаций говорят о необходимости урегулирования нагорно-карабахского конфликта в 2006 году любым путем: "В следующем году нефтепровод "Баку-Тбилиси-Джейхан" будет сдан в эксплуатацию. Международные организации и крупные государства заинтересованы в полной безопасности нефтепровода. Для этого они считают важным разрешение карабахского конфликта, так как они прекрасно понимают, какую опасность данный конфликт представляет для нефтепровода. Одним словом, они заинтересованы в разрешении данной проблемы в ближайшее время. Дело в том, что для них не важно, будет ли проблема разрешена справедливым путем или нет. Главное, урегулировать конфликт раз и навсегда. А это означает, что в действительности международные организации и крупные государства ждут уступок не от Армении, а от Азербайджана". Наги сообщил, что они намерены проводить акции в форме пикетов. По его словам, пикеты будут проводиться перед посольствами стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Кроме этого, акции будут проходить перед представительствами международных организаций, в том числе ОБСЕ. ООК постарается отразить позицию общественности Азербайджана: "Данный конфликт длится более 10 лет, однако до сих пор в направлении разрешения проблемы не были предприняты какие-либо мероприятия. А время работает не в пользу Азербайджана. Уже предпринимаются меры в направлении присоединения вымышленной "Нагорно-Карабахской Республики" к Армении. США и Франция поддерживают близкие отношения с Ханкенди (Степанакерт - прим. ИА REGNUM). Этот процесс представляет большую опасность для Азербайджана. Поэтому мы считаем, что время проведения акций протеста настало". Наги сказал, что на запланированных акциях будут озвучены требования признать Армению страной-агрессором. По его словам, ООК не остановится на проведении акций протеста. Они попытаются вынести данный вопрос на обсуждение в обществе и в печати: "Судьбу Карабаха нельзя доверять международным организациям и западным странам. Мы должны понимать, что освобождение наших земель зависит от воли и желания азербайджанского народа".

Информационно-аналитическое управление МИД Нагорного Карабаха распространило пресс-релиз о встрече министра иностранных дел НК Армана Меликяна с делегацией, возглавляемой специальным представителем Бельгийского Королевства в ОБСЕ, сенатором Пьером Шевалье. Согласно документу, на встрече, состоявшейся 25 ноября в постоянном представительстве Нагорного Карабаха в Республике Армения, Шевалье отметил, что возможности решения карабахской проблемы в ближайшей перспективе становятся ощутимыми. Он поинтересовался позицией НК относительно перспектив урегулирования конфликта и ожиданиями в данном контексте от ОБСЕ. Министр иностранных дел Нагорного Карабаха вкратце представил историю конфликта, причины войны и ее последствия, позицию властей республики. Арман Меликян подчеркнул важность проблемы 500 тысяч армян, ставших беженцами в результате организованных, по его словам, властями Азербайджана этнических чисток и последовавшей затем военной агрессии. Глава МИД НК отметил, что беженцы имеют право выбора места жительства на территории бывшей Азербайджанской ССР. Он подчеркнул, что власти Нагорного Карабаха готовы защищать их права и обеспечить безопасное существование и перспективы развития на территориях, на которые распространяется юрисдикция НК. В ходе беседы была подчеркнута необходимость установления прямых отношений между европейскими структурами и НК. В данном контексте карабахская сторона сочла целесообразным расширение мандата специального представителя ЕС на Южном Кавказе Хейкки Талвитие, с тем, чтобы он распространялся и на связи с Нагорным Карабахом.

Генеральный комитет ООH в течение ближайшей недели рассмотрит предложение, внесенное странами региональной организации ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) о внесении вопроса "Затяжных конфликтов в Черноморско-Южнокавказском регионе и их последствия для международного мира, безопасности и развития" в повестку дня 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООH и принятии надлежащих мер для решения проблемы во всех ее аспектах. Об этом журналистам сообщил постоянный представитель Грузии в ООH Реваз Адамия. По его словам, Генеральный комитет не рассматривает суть вопроса, а рассматривает процедуру его прохождения, насколько заявление по внесению в повестку правильно оформлено, поэтому предвидеть какие-либо сложности в этом плане не приходиться, "хотя понятно, что некоторые страны будут против рассмотрения этого вопроса".

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что в ближайшее время под эгидой ООН начнутся переговоры по вопросу статуса Косово. Газета пишет, что в Косово преобладает мнение о том, что эта территория должна соединиться с Албанией, а до этого в составе Косово должны очутиться албанонаселенные районы Сербии и Македонии. Сербия, конечно же, против изменения границ, а Контактная группа (Россия, США, Франция, Германия, Великобритания, Италия) решила, что границы могут быть изменены только с согласия всех сторон. Иначе говоря, без согласия Сербии Косово не может быть провозглашено независимым государством или соединиться с Албанией. Согласно газете, министр иностранных дел Сербии и Черногории Вук Драшкович уверен, что если международное сообщество признает независимость Косово, то будет вынуждено признать также независимость Северного Кипра, Страны Басков, Корсики, Нагорного Карабаха, Южной Осетии, Абхазии, Чечни, Тайваня и Тибета. "Международная общественность вынуждена будет также смириться с изменением границ Македонии, распадом Боснии и Герцеговины, а также с воссоединением Ирландии и Северной Ирландии", - сказал министр, напомнив спецпредставителю ООН, финну по национальности Марти Ахтисаару, что шведы Аландских островов желают воссоединиться со Швецией.

Газета "Айоц Ашхар" напоминает о сделанном на днях президентом Армении Робертом Кочаряном заявлении, согласно которому, "если переговоры по карабахскому конфликту себя исчерпают, то не исключено признание Арменией независимости Нагорного Карабаха или его присоединение к Армении". В связи с этим газета считает, что в настоящее время международная общественность четко разделяет вопрос будущего Нагорного Карабаха и перспективы возвращения Азербайджану подконтрольных НК территорий. "Более того, как показывает факт самоопределения Восточного Тимора, а также позиция международной общественности в отношении взявшего тот же курс Косово, сформировавшиеся и состоявшиеся путем самоопределения государства рано или поздно признаются мировым сообществом не только де-факто, но и де-юре". По мнению газеты, Армения считает, что вопрос международно-правового признания НК уже назрел и выражает готовность пойти на определенные компромиссы в вопросе подконтрольных территорий, но не в вопросе статуса Нагорного Карабаха. Однако, в случае исключения Азербайджаном возможности компромиссов и заведения переговоров в тупик, Армения оставляет за собой право пойти на неоднократно испытанный в международной практике шаг - признание де-факто самоопределившегося государства. "После того, как переговоры войдут в тупик, Армения должна поймать тот миг, когда международное признание НКР будет сильными мира сего воспринято как единственный выход из искусственно созданного Азербайджаном переговорного тупика. После этого безнадежное сопротивление официального Баку не будет иметь никакого значения не только для заинтересованных в регионе держав, но и для Армении".

Последние несколько лет ознаменовались периодическим шантажом сторон, заинтересованных в урегулировании карабахского вопроса, пишет газета "Аравот". Эти попытки с переменным успехом делаются всеми сторонами конфликта и, по мнению большого числа аналитиков, преследуют цель любой ценой сохранить власть. И если наилучшие "образцы" политического шантажа своими угрозами возобновить "при необходимости" военные действия до сих пор демонстрировал президент Азербайджана Ильхам Алиев, то теперь надо отметить, что и Роберт Кочарян от него не очень отстает, пишет "Аравот" в связи с недавним заявлением президента Армении о "возможности признания Арменией независимости Карабаха". Ну, предположим, признали, пишет газета, - а потом? Что последует этому? Какими средствами слабая во всех отношениях Армения будет отстаивать это признание и как она будет противостоять последующему этому сильнейшему международному давлению? - задается вопросом газета. "Трудно предполагать, что Кочарян не сознает эту банальную истину. Следовательно, остается предположить, что заявление это сделано с определенной целью и является направленным по определенному адресу сигналом. Ну а истинный подтекст заявления станет, по всей видимости, ясен в ближайшие 1-2 месяца".

Политические и общественные деятели из Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья призывают западные страны признать независимость их государств. С таким заявлением, передает "Де-Факто", выступили 1 декабря участники международной конференции "Мультикультурализм и этнополитические модели XXI века", прошедшей в Женеве. По мнению участников конференции, международное сообщество должно отказаться от "дискриминационных подходов к решению этнополитических проблем, унаследованных из прошлого". Об этом говорится в финальном заявлении конференции. В конференции, организованной российским неправительственным фондом содействия "Свободная Европа", приняли участие представители непризнанных республик - Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Приднестровья, а также Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), российские и западные эксперты. Участники конференции считают, что "скорейшее достижение политического консенсуса между Россией и странами западной демократии в вопросе признания Республики Абхазия, Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия будет способствовать укреплению стабильности и безопасности в зоне ответственности ОБСЕ".

"Дорожная карта" карабахского урегулирования - "программа национального предательства"

"В разное время из уст различных людей, не имеющих отношения к урегулированию нагорно-карабахского конфликта, звучали различные мнения относительно плана решения данной проблемы. И теперь советник министра обороны Армении, генерал-майор Гайк Котанджян представил на суд общественности Дорожную карту карабахского урегулирования, вернее позорные и нелогичные ее подробности. Несмотря на антиармянское содержание документа и тот факт, что Гайк Котанджян не представил бы "дорожную карту" без соответствующей позиции министра обороны и президента, политические силы страны никак не отреагировали на изложенную прямым текстом, по сути, программу национального предательства", - заявил 1 декабря в ходе пресс-конференции в Ереване политический секретарь общественной организации "В защиту освобожденных территорий" Армен Агаян, комментируя интервью советника министра обороны Армении Гайка Котанджяна ИА REGNUM. По словам Агаяна, согласно интервью, готовящееся соглашение, с которым в основном согласен и предлагает лишь некоторые поправки Гайк Котанджян, а также министр обороны и президент, предполагает признание территориальной целостности Азербайджана, включая в это понятие все освобожденные районы, включая Кельбаджарский и Лачинский районы, для которых предполагается статус "свободной экономической зоны" и международно-гарантированного "коммуникационного коридора". "План включает в себя и другие опасные пункты, в частности, возвращение на освобожденные территории турецкого элемента или ввод так называемых миротворцев. Данное интервью является очередным шагом в направлении осуществления поручения Минской группы ОБСЕ по промывке мозгов. Преследуемая задача является внутренне-пропагандистской: а именно, ввести в заблуждение народ и бросить ответственность за эту постыдную программу на чужие плечи. Это является логическим продолжением антиармянской деятельности лица, ныне возглавляющего Министерство обороны и стремящегося к вершине власти", - заявил Агаян. "Реальный автор плана попытался избежать неприемлемых формулировок. К примеру, используется формулировка "признание территориальной целостности НКР", реальным смыслом которого является возврат не включенных в референдум независимости НКР территорий, в том числе Лачина и Кельбаджара. Прямо об этом не говорится, однако отмечается, что эти районы должны совместными усилиями быть превращены в коммуникационный коридор и экономическую зону". По словам Агаяна, "обмануть, что в реальности эти шаги являются дипломатической игрой, не удастся": "Заверяем, что все попытки обмануть, устрашить или терроризировать армянского человека не увенчаются успехом. Армянин не собирается отрекаться от родных земель, безопасности и достоинства и готов дать достойный контрудар как внешнему, так и внутреннему врагу". Представляя свой план урегулирования конфликта, Армен Агаян отметил, что в первую очередь он предполагает "освоение освобожденных территорий, начиная от Горадиза, приграничных районов Агдама и дальше вглубь...". "Вся эта территория сравнима с Араратской долиной Армении и должна быть заселена соответствующим образом. Нет никаких причин отдавать территории или придавать этому вопросу международный окрас. Если Азербайджану не нравится этот вариант, то пусть начинает желаемую им войну. Это даст нам шанс освободить еще и Нахичевань и другие территории", - заявил Агаян.

О нюансах карабахского урегулирования люди не имеют даже отдаленного представления. Об этом, пишет карабахское информационное агентство Karabakh-online.com, сказали в одном их отдаленных сел Карабаха. По словам карабахских крестьян, армянское телевидение во многих селах недоступно, информацию люди получают из... азербайджанских источников. И даже там, где Общественное телевидение Арцаха транслируется, невозможно узнать всю информацию из-за того, что о многом на арцахском телевидении предпочитают просто не говорить. "Откуда простому крестьянину знать, какой план карабахского урегулирования предложил, скажем, советник министра обороны Армении?" - спросили корреспондента Кarabakh-online. "Если бы люди знали о том, что посредники предлагают вернуть азербайджанских беженцев, отдать освобожденные территории, ввести миротворческие войска, они обязательно подняли бы бунт", - сказал один из жителей села. "Если за спиной народа будет принято решение по урегулированию, начнется гражданская война", - сказал он.

"По нашему мнению, между властями Армении и Азербайджана в вопросе Нагорного Карабаха достигнута теневая договоренность, которую мы считаем антигосударственной. Слабый кочаряновский режим с целью сохранения собственной власти пытается сдать Карабах". Об этом, пишет газета "Тарегир", заявил в ходе пресс-конференции секретарь парламентской фракции "Справедливость" Виктор Даллакян. Оппозиционер обратил внимание журналистов на выступление министра обороны Армении Сержа Саркисяна в США, в котором последний говорил о зоне безопасности НК: "Все время говорится о возвращении беженцев и референдуме. Народ Карабаха на референдуме 1991 года уже выразил свое мнение, и никакой министр не имеет права проводить референдумы в чужой стране".

1 декабря в Ресурсном центре Степанакерта (столица Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) состоялся круглый стол с участием экс-комбатантов - участников военных действий, сообщает карабахское информационное агентство Karabakh-online.com. В ходе круглого стола имел место интересный разговор по поводу последних предложений Международной кризисной группы, а также процесса карабахского урегулирования. Особое место было отведено возможности ввода в зону карабахского конфликта миротворческих войск. По словам участника войны Григора Григоряна, Карабах уже видел однажды миротворческие войска. "Если вместо армянских войск в регион придут международные силы, в очень скором времени Карабах исламизируется, а ситуация станет намного хуже, чем во время войны", - отметил он. По словам Руслана Исраеляна, никто не вправе диктовать Карабаху, тем более Азербайджан. Участники круглого стола пришли к выводу, что проблема карабахского урегулирования должна шире обсуждаться в обществе, которое не должно допустить, чтобы его насущные вопросы решались третьими сторонами. Судя по всему, отмечает агентство, мировое сообщество очень серьезно обсуждает вопрос форсирования карабахского урегулирования и, прежде всего, ввода в зону конфликта миротворческих войск. О том, что общественность Карабаха высказывается категорически против ввода миротворческих войск, посредники, по-видимому, не думают, пишет агентство. Как и не думают о том, почему карабахцы против. О том, что карабахская сторона искусственно отодвигается от переговорного процесса, свидетельствует и поведение посредников. Как уже сообщалось, в середине декабря сопредседатели Минской группы ОБСЕ приедут в Баку и Ереван. Однако, как отметил в интервью Общественному телевидению Арцаха министр иностранных дел Арман Меликян, на сей раз сопредседатели, вопреки традиции, в Степанакерт не приедут. "Судя по всему, вопрос действительно форсируется: Европа хочет приурочить его решение к подписанию договора по программе "Расширенная Европа: новые соседи", США - к выводу российских войск из Грузии, а Россия непонятно чего хочет", - заключает агентство.

Интервью Владимира Казимирова Karabakh-online.com

"В последнее время много говорится о том, что карабахский вопрос решится либо в 2006 году, либо через 100 лет. В своем открытом письме Вы призываете армянское и азербайджанское общества активизировать народную дипломатию. Значит ли это, что вы верите в скорейшее политическое урегулирование конфликта?

Объективно 2006 год действительно более благоприятен для урегулирования, чем, скажем, год 2005-й. Однако, благоприятная обстановка - это еще не гарантия успеха. Именно этим и вызвано мое обращение. Да, консультации продолжаются, да, бывают периодические встречи президентов и министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Однако общества не готовы к компромиссному урегулированию. Об этом много говорится. Но разве кто-то готовит их? Что делают сами руководители для того, чтобы разъяснить народам степень компромиссов? Если в Армении из уст министра обороны зазвучала определенная информация, то в Азербайджане даже на официальном уровне говорят: то, что мы не начинаем войну, это уже большая уступка с нашей стороны. Потенциал 2006 года может быть использован только при условии, если удастся унять лжепатриотов и если активизируются реалисты. Карабах также должен использовать народную дипломатию - чтобы представить позицию своей общественности на международном уровне.

Международная кризисная группа опубликовала 2 доклада по карабахскому урегулированию, которые вызвали негативную реакцию в карабахском обществе. Неправительственные организации Карабаха направили открытое письмо в адрес посредников, в котором подвергли критике положения докладов. Как Вы оцениваете эти документы, прежде всего, с точки зрения безопасности в регионе?

В какой-то мере эти доклады полезны - в смысле формирования общественного мнения в Европе. Однако говорить об этих документах следует с определенными оговорками. В частности, я считаю изначально неправильными исходные позиции первого доклада, в котором ставится вопрос о конфликте между двумя общинами Нагорного Карабаха. При всем уважении к равным гражданским правам армян и азербайджанцев нельзя не понимать, что в свое время автономия Карабаху предоставлялась именно исходя из того, что большинство населения области составляли этнические армяне. Во-вторых, конфликт-то развивался не между армянской "общиной" Карабаха и, скажем так, Низами Бахмановым (глава азербайджанской общины Нагорного Карабаха прим. ИА REGNUM), а между армянами Карабаха и властями Азербайджана. В этом контексте непонятно, почему в первом докладе недостаточно отражены политическая линия и силовое воздействие официального Баку и Еревана. Есть и другие упущения: второй доклад охватывает посреднические усилия лишь Минской группы ОБСЕ. А ведь за рамками МГ посреднические усилия прилагались и Казахстаном, и Ираном, я уж не говорю о России. Именно при посредничестве России удалось добиться, пожалуй, единственного достижения урегулирования - соглашения между тремя сторонами о прекращении огня и установлении перемирия. Наши западные партнеры по Минской группе считали приоритетом непрерывность переговорного процесса, а Россия добивалась прежде всего прекращения кровопролития. И делала она это не только из гуманных побуждений, но и понимания того, что лучше вести переговоры в стабильно-мирной обстановке. Кроме того, в те годы еще сохранялись по инерции связи между бывшими советскими республиками. К сожалению, в докладах МКГ роль России рассматривается лишь в контексте соперничества с ОБСЕ. Если бы члены Минской группы действительно стремились к скорейшему урегулированию конфликта, они должны были бы поддержать усилия и использовать уникальные возможности России, а не ломать головы над тем, как бы загнать ее в общую упряжку МГ ОБСЕ.

Да, не очень приятно страдать, сидя в Карабахе, от амбиций и столкновений интересов великих держав. И все же, каково Ваше отношение к озвученной в докладе идее о повторном референдуме?

В целом, я позитивно оцениваю то, что авторы доклада отказываются признавать силовые пути решения конфликта. Причем, оба варианта - как нацеленные в будущее угрозы азербайджанской стороны перерешить конфликт силой, так и повернутый в прошлое подход армянских сторон, то есть решение конфликта по итогам прошедшей войны. В самом начале второго доклада декларируется приверженность мирному урегулированию, хотя механизмы выполнения этого пункта подробно не прописаны. Позитивно, что предлагается закрепить решение волеизъявлением населения и референдумом в НК. Армянская сторона недовольна, так как считает это непризнанием референдума 10 декабря 1991 года. Но европейцам трудно принять то, что совершалось по советским законам. Тем более, что в Азербайджане утверждают, что вышли из состава СССР не по тому закону, по которому выходила НКАО. Кроме того, тот референдум Баку считает неправомочным, поскольку в нем не приняли участие карабахские азербайджанцы (хотя это произошло по указке из Баку). Дополнительный референдум мог бы обеспечить участие азербайджанцев и пройти при более основательном наблюдении со стороны международных организаций.

Вы не считаете, что в карабахском конфликте необоснованно мало внимания обращают на демографию? Кто знает, каково будет демографическое соотношение армян и азербайджанцев через 15 лет, когда Карабаху предлагается провести референдум?

Полагаю, что сроки для проведения референдума непомерно растянуты. Если стороны договорятся по порядку освобождения территорий, то затем достаточно и пяти-семи лет. Что касается демографии, то я считаю, что невозможно понять карабахский конфликт без знания того, что произошло в Нахичевани. Отсюда идёт обострение чувствительности армян к демографическим моментам, к искусственному изменению демографии в Нагорном Карабахе. Этого понимания как раз не хватает докладам МКГ. Их авторы могли бы лучше разобраться в этом, если бы, по меньшей мере, ознакомились с высказываниями Гейдара Алиева в интервью азербайджанским СМИ от 22 июля 2002 года, где он прямо говорит, что стремился изменить демографическую ситуацию в Нагорном Карабахе. Кстати, в докладах МКГ есть и другие упущения. Как можно представлять нынешнюю обстановку в Карабахе, не принимая во внимание динамику вооруженного конфликта. Ведь далеко небезразлично, кто готов был прекратить военные действия и решать спорные вопросы политическим путём, мирными средствами, а кто добивался их силового решения и всячески уходил от прекращения военных действий, даже ценой срыва не раз достигнутых при посредничестве России договорённостей о прекращении огня. Из-за этого военные действия не только продолжались, но и расширялись, охватили новые зоны. Отсюда и возникла оккупация ряда районов одной стороны войсками её противников, соглашавшихся прекратить бои и сесть за стол переговоров. Мне довелось неоднократно передавать сторонам миротворческие предложения России. Абульфаз Эльчибей, Иса Гамбар и Тофик Гасымов отвечали, что остановка военных действий может привести к замораживанию, консервированию захвата армянами Шуши и Лачина, и настаивали на их продолжении. Так было и позднее, при Гейдаре Алиеве. Руководители Азербайджана до последнего шанса не шли на перемирие и добились... потери контроля над семью районами. Неужели вести переговоры только по Лачину и Шуше было бы им труднее, чем по всем семи районам? Феномен оккупации крайне нежелателен, но он не с неба свалился, а возник не без "помощи" Баку. Без этого авторы докладов МКГ не могут адекватно представлять себе ситуацию в этом конфликте. Многие их положения недоучитывают сложности реальной обстановки, построены на европейской благожелательности и идеализме, на своеобразной проповеди миссионерства Европы.

Кстати, о Европе. Армения и Азербайджан начинают переговоры с Евросоюзом по программе "Расширенная Европа: новые соседи". Судя по высказываниям, Европа намерена интегрировать в себя Южный Кавказ в целом - включая, по-видимому, и Карабах. В каком статусе, пока неизвестно. Как, по-Вашему, должна относится к этому Россия?

Москва, как мне кажется, не в праве отказывать народам Южного Кавказа в установлении выгодных контактов с Европой. Это не должно вызывать шараханий ни в России, ни в Закавказье. Тут проявляются и позитивы, и негативы глобализации и установления многоплановых связей. Не уверен, что Европа может много дать республикам Закавказья в сфере энергетики. Хотя и России давно пора слезать с нефтяных и газовых труб.

Говорят, что в скором времени посредники намерены представить сторонам пакет предложений, основанный на наработках Международной кризисной группы.

Скорее, наоборот, МКГ собрала и систематизировала то, что в различной форме предлагалось как посредниками, так и независимыми экспертами. Сейчас ведь переговоров по карабахскому конфликту как таковых нет - идут лишь консультации. Для переговоров необходима более предметная основа, текстовый проект. Говорят о каком-то "пражском процессе", а это лишь нечастые встречи министров и руководителей двух государств при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Россия изначально стремилась к определению реалистической конфигурации конфликта. Мы понимали, что Карабах - сторона в конфликте. Вели работу с руководством Армении, чтобы Ереван не прятался за спину Карабаха. В переговорах должны участвовать все стороны конфликта. Поэтому для возобновления более плотных переговоров нужны проект соглашения в виде текста и полноценный формат с участием всех сторон. Кроме того, для продуктивности переговоров необходим недвусмысленный отказ всех сторон от применения силы и угроз её применения даже при решении всех самых спорных вопросов и четкий механизм, исключающий возобновление военных действий. Нельзя мириться с призывами к гонке вооружений, достижению целей "любым путём", принесению новых жертв в этом конфликте. Необходимо понять, что тут не отделаться малой кровью".

Нагорный Карабах готовит Конституцию

Конституция Нагорного Карабаха, в сущности, не будет отличаться от Основного закона Армении, в каком бы варианте он не был принят 27 ноября. "Но необходимо избежать некоторых ошибок и недостатков, которые наличествуют в тексте реформированной Конституции Армении", - сказал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM член правления земляческого союза "Алгули", служитель Арцахской епархии Армянской апостольской церкви, бывший депутат карабахского парламента Ашот Саркисян. По его словам, после референдума по внесению поправок в Конституцию Армении 27 ноября Нагорный Карабах примется за создание собственной Конституции уже со знанием дела. Слово "Конституция", имеющая в армянском переводе корень, означающий "граница" ("сахман" - прим. ИА REGNUM), никоим образом не оправдывает себя, поскольку, на самом деле, в Основном законе нет ни единого слова о границах Армении, "границах, в которых жили и живут армяне". Что касается Конституции Нагорного Карабаха, то в ней обязательно этот пункт должен быть отмечен с особой точностью, подобно тому, как это было указано в Основном законе ФРГ, принятом в 1949 году, после окончания Второй мировой войны. "Земли, завоеванные ценой жизни наших патриотов, должны быть увековечены в Основном законе", - отметил эксперт. Саркисян считает также парадоксальным то, что в предисловии к Закону "О свободе совести и о религиозных организациях" Армянская апостольская церковь признается как национальная Церковь армянского народа, однако в действующей Конституции она ни разу не упоминается. По мнению Саркисяна, в Конституции НК должно быть указано, что государственной религией является христианство.

На вопросы агентства "Де-Факто" ответил председатель Национального Собрания Нагорного Карабаха Ашот Гулян.

"Парламент НКР был сформирован по результатам июньских выборов нынешнего года, однако можно сказать, что реальной оппозиции в нем на сегодня, по сути, нет. Практически некому противостоять имеющей большинство Демократической партии Арцаха, которая, как известно, представляет интересы власти.

Я не считаю, что выборы проводятся для того, чтобы сформировать в парламенте позицию или оппозицию. На мой взгляд, результаты июньских выборов отражают объективную картину нашего общества, реальный расклад политических сил в республике. Именно благодаря такому раскладу парламент имеет хорошие возможности для эффективной работы и конструктивных обсуждений. Все политические силы, а также депутаты, представляющие отдельные регионы нашей страны, заинтересованы в том, чтобы представить как проблемы своих округов, так и общие проблемы, касающиеся различных направлений жизнедеятельности государства. Как и другие политические силы, ДПА принимала участие в парламентских выборах с конкретной предвыборной программой, и в ближайшие пять лет мы будем стараться реализовать те ее положения и проекты, которые получили поддержку народа. Формулировка "ДПА представляет интересы властей" кажется мне некорректной, поскольку сегодня резких противоречий между политикой властей и интересами нашего общества нет. За предвыборную программу ДПА проголосовали свыше 20 тысяч избирателей, и я не думаю, что все они представляли интересы только одной социальной группы нашего общества. Добавлю также, что позиция ДПА диктует сотрудничество со всеми представленными в новом парламенте политическими силами и даже с теми, которые не прошли в него. Думаю, парламент только выиграет, если политические силы будут иметь общее представление если не по всем, то хотя бы по, так сказать, глобальным проблемам нашего общества.

Каковы приоритетные направления деятельности Национального Собрания нового созыва?

Поскольку по всем направлениям уже имеются основные законы, другие нормативные акты, деятельность НС нового созыва будет нацелена на совершенствование уже имеющейся законодательной базы и принятие тех законодательных актов, которые предусматривают углубление реформ по тем или иным направлениям. Это развитие и укрепление демократических институтов, защита прав человека, продолжение судебно-правовой реформы, в результате которой мы должны обеспечить самостоятельное, независимое и эффективное функционирование судебной власти. Это также экономический блок законов, которые требуют постоянного обновления и усовершенствования. Хотел бы отметить и блок социальных законов, которые должны быть направлены на обеспечение социальных прав, защиту интересов наименее защищенных слоев населения. И, конечно же, парламент обязательно должен участвовать в политической жизни страны. Не обязательно, чтобы это было только через законодательную деятельность. Парламент является отдельной ветвью в системе государственной власти, и от того, насколько активно он будет участвовать в общественно-политической жизни страны, зависят его авторитет и роль в обществе. С учетом нынешней ситуации парламент обязательно будет участвовать в процессах, направленных на укрепление безопасности страны, обеспечение верховенства закона и обязательное исполнение принятых законов. Такие рычаги в определенном смысле уже имеются, но ничто не мешает нам продолжить работу над созданием четких механизмов обеспечения действенности законов. С учетом того обстоятельства, что сейчас идет работа над подготовкой Конституции республики, в ближайшее время важным направлением деятельности Национального Собрания нового созыва станут парламентские обсуждения проекта Основного закона. Они позволят обобщить все законодательные акты, которые были приняты сразу после провозглашения независимости нашей республики и обеспечивали жизнедеятельность государства. Работа над проектом ведется отдельной комиссией, которую возглавляет президент НКР, и уже по мере готовности документ будет представлен на обсуждение парламента. Логическим завершением этого обсуждения - и это крайне важно и правильно - станет вынесение проекта Конституции на всенародный референдум. Поскольку НКР впервые принимает свою Конституцию, нам необходимо очень серьезно подойти к этим обсуждениям. Уверен, что будущая Конституция нашего государства станет одной из демократичных на постсоветском пространстве.

В последнее время на разных международных уровнях все чаще говорится о необходимости активизации роли парламентов в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Какой вам видится в этом контексте роль Национального Собрания НКР?

Согласен с мнением, что роль парламентов в урегулировании конфликтов, в частности нагорно-карабахского, должна возрасти и обрести большую, чем сейчас есть, значимость. Проблема в том, что как в процессе урегулирования конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ, так и во всех других случаях наши оппоненты пытаются ограничить участие Нагорного Карабаха в тех или иных обсуждениях. Никто, конечно же, не оспаривает роль Минской группы, но я уверен, что чем больше роли будет отведено народной дипломатии, в которой есть место и работе парламентов вовлеченных в конфликт сторон, тем легче будет найти общий язык, добиться урегулирования нагорно-карабахского конфликта. За последние годы между парламентариями Армении и Азербайджана состоялось уже несколько встреч, но, полагаю, процесс только выиграл бы, если бы в этот формат включились и депутаты Национального Собрания Нагорного Карабаха. Какие вопросы можно обсуждать в этом формате? На мой взгляд, это вопросы, необходимость которых сегодня ощущается в процессе урегулирования - речь о мерах укрепления доверия. Чем больше парламентариев, чем больше представителей неправительственных организаций будет вовлечено в данный процесс, тем легче будет установить и поддерживать контакты между сторонами, воздерживаться от откровенно враждебных выпадов, покончить с проявлениями ксенофобии. Все это, несомненно, создаст благоприятный фон для ведения самого переговорного процесса по нахождению решения конфликта".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.