"Кампания против "Родины" понизила рейтинг всех оппозиционных партий": эксперт

Москва, 5 декабря 2005, 01:44 — REGNUM  Динамику избирательной кампании на выборах в Мосгордуму с точки зрения взаимоотношений между партиями прокомментировала эксперт Института региональных проектов и законодательства Ирина Давиденкова в рамках работы пресс-центра Ассоциации "ГОЛОС", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам эксперта Ирины Давиденковой, по итогам последних лет можно сделать вывод, что электоральные симпатии граждан распределены между двумя условными крупными группами. К первой из них социологи отнесли "Единую Россию" и ЛДПР, ко второй - "Яблоко". СПС, "Родину" и КПРФ. Между партиями в каждом блоке наблюдается сильная положительная корреляция, то есть информационная война против одной их этих партий автоматически ведет к снижению рейтинга другой или других. В то же время, между двумя большими группами имеется ярко выраженная негативная корреляция, то есть уменьшение рейтинга одной партии означает увеличение рейтинга другой группы.

Если с этой точки зрения смотреть на избирательную кампанию 2003, очень многое в кампании на выборах в Мосгордуму становится понятым, подчеркнула Давиденкова. По ее словам, если вспомнить в 2003 году началась информационная война между СПС и "Яблоком". Из тихой "партизанской" войны в интернете она переросла в затяжные бои на страницах газет, в наружной рекламе и т.д. Предположение, что эта борьба была выгодна одной из партий, с точки зрения данного анализа является беспочвенной, так как независимо от источника агрессии синхронно снижался рейтинг обеих партий. "Таким образом, обе кампании, СПС и "Яблока" были направлены на самоотстрел, - констатировала Давиденкова. - Атаки СПС в адрес "Яблока" понижали рейтинг самого СПС, и наоборот". Эта закономерность, по мнению социологов, характерна для всей России, не только для Москвы. Результатом стала не только потеря сил и средств, но и отсутствие фракций в Госдуме. "Да, нельзя сбрасывать со счетов факты нарушений в ходе предвыборной кампании и самих выборов, но война на уничтожение подорвала в 2003 году силы либералов, - подчеркнула она.

Что касается выборов в Москве в 2005 году, то здесь наиболее ярким и проблематичным элементов стал общий антифашистский пафос кампании против партии "Родина". Тематика фашизма и борьбы с ним оправданна, подчеркнула Давиденкова; с учетом этого у партий, выдвинувших своих канидатов, было две задачи: с одной стороны, просто набрать максимум голосов избирателей и пройти в Думу, а с другой - поставить проблему по существу. "Даже с первой задачей они справились наихудшим способом, - считает эксперт. С точки зрения социолога, педалирование темы фашизма в связи с "Родиной" означало и понижение рейтинга "Объединенных демократов", с учетом положительной корреляции между этими партиями. По статистике, если в начале предвыборной кампании на волне объединения "Яблоко - Объединенные демократы" набирали до 20% голосов, то ближе к дню выборов они находились на грани прохождения в Думу. Цель для критики была выбрана неверно, отметила Ирина Давиденкова: с точки зрения социологов, лучшей мишенью как для "Родины", так и для либералов, была бы партия власти.

"Что же касается проблемы по существу, то лучшей почвы для фашизма, чем поднятие темы антифашизма, не придумаешь, - добавила Давиденкова. - Проблема фашизма не решается такими методами борьбы с ним, которые были продемонстрированы на выборах в Мосгордуму, это лучшая основа для роста фашизма в обществе. Хотя это повод для дискуссии и большого аналитического исследования, - подчеркнула социолог.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.