Парламентские выборы 6 ноября 2005 года предопределили жизнь азербайджанского общества на ближайшие 5 лет, если, конечно, не случится ничего экстраординарного. Как в процессе подготовки к выборам, так и в день голосования наблюдался ряд алогизмов. Скажем, на одном из участков, где у популярной в народе первой леди страны Мехрибан Алиевой не было сильных конкурентов, и она победила бы с огромным отрывом без всяких нарушений, наблюдатели от ОБСЕ зафиксировали, что 90 избирателей, пришедших голосовать до 12.00, умудрились вбросить в урны около 450 бюллетеней. Кому же понадобилось оказывать супруге президента медвежью услугу?

Или власть, будучи в состоянии спокойно освободить бакинскую площадь "Гэлэбе" от демонстрантов, использует полицию для избиения митингующих, с применением техники и водометов, и в тот же день кадры расправы облетают весь мир. Еще пример. С одной стороны президент издает указы от 11 мая и 25 октября, в которых жестко предупреждает исполнительные структуры на местах о недопустимости вмешательства в ход выборов, с другой, по многочисленным свидетельствам кандидатов и их доверенных лиц, исполнительные власти многих районов занимались, причем кивая на указку "сверху", проведением в Милли Меджлис своих кандидатов. Вследствие чего в парламент опять косяком "влетели" такие, мягко говоря, неоднозначные фигуры, как "любитель изящной словесности" Ахад Абиев, "разговорчивая" Зейнаб Ханларова, "бодрейший" 78-летний Муртуз Алескеров. Список можно продолжить... За комментариями по поводу выборов и событий поствыборного периода, корреспондент ИА REGNUM обратился к азербайджанскому политологу Расиму Агаеву.

ИА REGNUM: Г-н Агаев, нет ли у Вас ощущения, что в выборный процесс вмешивались даже не из одного, а из двух центров? Причем креатуры первого, вроде бы, молодые реформисты, а второго - консерваторы со стажем?

Это, по-моему, выдумка журналистов. При президентской тоталитарной системе (в закрытом обществе эти слова - синонимы) власть не может осуществляться из двух центров. Центр один и управляет оттуда страной только сам глава государства. Можно, правда, говорить о том, что Рамизу Мехтиеву или другому приближенному удается пропихнуть в парламент своих людей. Но такие "мелочи" вполне устраивают президента, который единолично утверждает списки кандидатов, выдвинутых правящей партией. Конечно, есть еще и мировое сообщество, с которым в чем-то надо считаться и потому в последнюю минуту вводится маркировка чернилами.

ИА REGNUM: А к чему в таком случае президенту в парламенте Ахад Абиев или Зейнаб Ханларова?

Для того, чтобы не пропустить туда других, менее управляемых. Скажем, Али Керимли, Расима Мусабекова, Ису Гамбара... Если предположить, что названных вами депутатов протолкнули иные люди, то в таком случае приходится делать вывод, что они жестоко подставили президента: Милли Меджлис получился, как и раньше одиозным. На 80-85% сохранены старые кадры, которые ничего не сделали для общества за 5 лет, а сейчас пролонгировали свои полномочия. Этих людей, пожалуй, объединяет главное: они могут безапелляционным тоном утверждать в парламенте все, что понадобится верхам. А вот какой их вклад в законотворчество...

ИА REGNUM: Из ваших слов выходит, что президент полностью контролировал процесс выборов?

Безусловно, все делается с его ведома и по его указанию. А если такой центр начнет формироваться, его немедленно ликвидируют. Лучший пример: Али Инсанов и другие участники, так называемой попытки госпереворота, арестованные накануне выборов. Это были, как заметил, кстати, госдеп США, политически активные деятели.

ИА REGNUM: В таком случае отмена итогов выборов ЦИКом в четырех, Конституционным судом в шести округах и передача отдельных дел в прокуратуру, это лишь уступка Западу?

А может и договоренность. У Азербайджана с Западом вообще и с США, в частности, особые отношения...

ИА REGNUM: С властями все понятно. А что, по-вашему, мешало оппозиции повторить пиар-ход властей. То есть вытащить на свет пылившийся годами на полках компромат на представителей власти и очернить их, отнять голоса избирателей?

Оппозицию нельзя воспринимать как единое целое. Это скопище отдельных группировок, именуемых блоками, движениями и т.п. Поэтому, они не могли бы провести такой целенаправленной работы. Это первый момент. Второй: оппозиция с самого своего появления на политической сцене управлялась извне. Сначала это были турки. Потом появились европейские центры. А сейчас США. Именно оттуда идут финансовые потоки. Поэтому все действия оппозиции должны согласовываться с американским послом. А причина, по которой она поддерживается США, не столько в ее кажущемся проамериканизме, сколько в ее откровенной антироссийской ориентации.

Что касается извлечения на свет скандального факта и кампании черного пиара, то, во-первых, все факты о властях известны и ничем новым общество не удивишь, а для того, чтобы найти новые, нужны соответствующие материальные и технические средства, которых у оппозиции хватает только на безбедное существование лидеров и функционеров. Во-вторых, самым мощным пиар-инструментом в Азербайджане является телевидение, а у оппозиции, как известно, нет своего канала. В-третьих, что бы ее лидеры не говорили, они вынуждены действовать с оглядкой, поскольку в недемократическом обществе с ними может произойти все, что угодно. Единственным верным шагом оппозиции был бы полный бойкот выборов. Ведь она знала, что выборы будут несправедливыми, а их результаты будут сфальсифицированы... Но мы уже согласились, что оппозиционный лагерь не является единым целым... И еще: отсутствие былой поддержки у масс, разочаровавшихся в этих лидерах... Лучшее, что может сделать традиционная оппозиция - уйти, чтобы освободить место новым силам. Есть и другой вариант - пойти на какие-то политические соглашения с властью.

ИА REGNUM: А что ей делать сейчас - после выборов, четырех митингов, полицейского насилия - в этой, конкретной ситуации?

Признать свое поражение. Эта оппозиция так и не научилась, начиная с января 1990 года давать трезвую оценку своим действиям. Во всем происходящем они винят американцев, турок, русских, власти - кого угодно, только не самих себя! А ведь надо когда-то сесть и подумать, правильно ли была построена предвыборная тактика, понять, как они прохлопали ряд моментов, нанесших существенный удар по их имиджу, и в первую очередь, дело Руслана Баширли. Да, оно было откровенной глупостью, но ведь попались?! Брал он у армянского агента две тысячи долларов и этот факт заснят на пленку, от него не отвертишься.

ИА REGNUM: Как лидеры оппозиции могут признать свои ошибки, допущенные вчера или несколько месяцев назад. Ведь они фрондируют уже 12 лет, и временной кредит доверия электората почти исчерпан?

Эти люди должны были обсуждать свои ошибки много раньше. И на бойкот выборов в Национальное собрание они должны были идти еще в 1995 году. Тогда власть не была такой сильной как сейчас и не пользовалась особой поддержкой Запада. Тогда не было еще нефтяной трубы и почти не было нефтедолларов. На ином уровне были и отношения с Россией. Ошиблась тогда оппозиция и не извлекла из своего просчета никаких уроков. Ее тактика устарела и входит в противоречие с интересами тех, кто их поддерживает...

ИА REGNUM: Из ваших слов получается, что оппозиционные лидеры Иса Гамбар, Али Керимли, Сардар Джалалоглу, Лала Шовкет и вся их компания должны превратиться в "хромых уток", как называют уходящих на покой политиков.

А что еще им остается? Ну, не получается у них, да и приелись они обществу. Около 15 лет мы видим в оппозиции одни и те же лица. Семья Алиевых держит столько времени Муртуза Алескерова (спикер парламента Азербайджана, вновь избранный депутатом -ред.), а оппозиция - Ису Гамбара. У нас ни во власти, ни в оппозиции нет культуры отставки, они не способны вовремя и достойно уходить. В странах Прибалтики это есть, в Грузии и Армении мы тоже с этим сталкивались, а у нас нет. У древних викингов самым большим счастье было умереть с мечом в руке, а у нас, видимо, на посту.

ИА REGNUM: Во время последнего митинга люди как в известной телепередаче "Поле чудес", то и дело требовали "приз в студию", то бишь, "палатки на площадь". Как думаете, может ли сейчас, в отличие от ноябрьских акций, появиться в Баку "оранжевый табор"?

Любая такая попытка будет жестко пресечена властью. Даже если в каждой палатке будут сидеть иностранные журналисты. Власть научилась себя защищать, она найдет кучу способов сделать это. Она не сможет разогнать сидячих демонстрантов только в случае, если этого сильно захочет сам Джордж Буш. Но он пока в этом не заинтересован. Палаточные городки возникают только тогда, когда это нужно Западу, а тут не тот или не совсем тот случай.