"Путину мешает бюрократия".

("Красноярский рабочий", 01.12.05)

В Кремле состоялось первое заседание совета по реализации приоритетных национальных проектов при президенте. В рабочей встрече принял участие губернатор края Александр Хлопонин.

Владимир Путин напомнил, что всего на реализацию этих проектов планируется затратить около 180 миллиардов рублей. В итоге в 2006 году общие расходы федерального бюджета в образовании и сельском хозяйстве увеличатся более чем на треть, в здравоохранении - на 60 процентов, а в жилищной сфере - в четыре раза. Большое внимание глава государства уделил реализации национального проекта по доступному жилью. Он рассчитывает, что уже в начале следующего года в регионах будут утверждены проекты по развитию коммунальной инфраструктуры и начнётся подготовка участков под новые микрорайоны. "Я хочу обратиться и к правительству, и к руководителям регионов Российской Федерации, и к депутатам, прежде всего к депутатам законодательных собраний в регионах, - нужно сделать всё, чтобы разбюрократить принимаемые решения в этой сфере" - сказал президент.

"Клонирование МГУ по-красноярски".

("Красноярский рабочий", 01.12.05, Юрий Чувашев)

Окончательное решение правительства страны о создании в Красноярске Национального университета так до сих пор и не принято. И как говорится, ещё возможны варианты в связи с серьёзностью заявок Томска и Новосибирска. Однако ни о каких "иных" вариантах красноярцам, естественно, думать не хочется. Что и подтвердилось со всей очевидностью в конце ноября, во время проведения под эгидой "Единой России" "круглого стола", посвящённого реализации национального проекта в области высшего образования.

КАДРЫ ОПЯТЬ РЕШАЮТ ВСЁ

Значимость заявленной темы определялась уже хотя бы тем, что вёл заседание "круглого стола" председатель Законодательного Собрания Александр Усс. Он и сформулировал три основных блока вопросов, на которые предстояло ответить в ходе высоколобого заседания: задачи, которые должен решать Национальный университет, субъекты, помимо власти, участвующие в его создании, и организационно-правовые формы и сроки реализации этого проекта.

Следует отметить, что пространными докладами никто не увлекался. Губернатор края Александр Хлопонин принципиально ограничился всего несколькими тезисами. Он, в частности, подчеркнул очевидность для себя того факта, что нынешняя система подготовки специалистов в вузах не отвечает современным запросам общества, и ещё раз подтвердил свою убеждённость в том, что высшей школе России требуется модернизация на условиях частно-государственного партнёрства, что должно в итоге повысить международный авторитет отечественной системы высшего образования.

ГДЕ ЗАСТРЯЛ СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ?

В свою очередь, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что сегодня невозможно обеспечить масштабные финансовые вливания в образование, которые могли бы сразу качественно поднять его уровень. Сейчас, на переходном этапе, отметил министр, нужны конкретные примеры лидерства, необходимо отработать методики и технологии в школьном и высшем образовании. Нужны люди, готовые взять на себя бремя лидерства в этих сферах. Фурсенко специально оговорился, что министерство ни в коем случае не отказывается от всего ценного, что было наработано советской системой высшего образования. Тем более что сегодня образование явно не выполняет свою роль социального лифта, в определённой степени выравнивающего разные социальные условия жизни людей. Министр рассказал коллегам по мозговому штурму о недавно проведённом в Подмосковье семинаре, в ходе которого представители 20 регионов страны, в том числе и красноярцы, обсуждали проблематику инновационных университетов. Однако, категорично заявил Фурсенко, времени у нас очень мало, потому как президент страны Владимир Путин требует быстрых и эффективных решений.

НЕ БУДЕТ ЗАКОНОВ - НЕ БУДЕТ И ДЕНЕГ

Председатель думского комитета по образованию и науке Николай Булаев в оценках и суждениях был куда более осторожен. Он отметил, что Красноярский край - пока что единственный регион России, где проводится такого уровня "круглый стол" по реформе высшего образования. Тем самым демонстрируется очевидное стремление Красноярья обозначить своё активное участие в реализации проекта создания Национального университета. Тем более что этот проект, по убеждению Булаева, просто обречён быть успешным. Однако впереди ещё очень большая и сложная работа. И если она не будет начата, как выразился депутат Госдумы, "вчера или даже позавчера", то "в край не пойдёт ни рубля из федерального бюджета, пока не будет подготовлена необходимая законодательная база, рассчитанная не на эксклюзивные решения - в интересах какого-то единственного региона, а на массовое решение проблемы". Если же мы прямо сейчас не приступим к работе по созданию нового вуза, пояснил Булаев ситуацию, то дискредитируем саму эту идею и в плане финансирования проекта "уйдём" уже на второе полугодие 2006 года. То есть потеряем и время, и деньги, поскольку, как показывает практика, прохождение в Госдуме практически всякой поправки в действующее законодательство требует нескольких месяцев.

КАК ЛИФШИЦ НА РАБОТУ НАНИМАЛСЯ

Самую что ни на есть живую струю внёс в дискуссию заместитель генерального директора по международным и специальным проектам ОАО "Русский алюминий" Александр Лифшиц. Он, что называется, сделал губернатору Хлопонину предложение, от которого трудно отказаться. Бывший министр финансов России, а ныне "скромный работник алюминиевой промышленности", как он сам себя без пафоса именует, попросил красноярского губернатора "принять его на работу в Сибирский национальный университет в качестве профессора экономики". Если его уровень окажется ниже мирового, заверил высокое собрание Лифшиц, то он обязуется повышать его и соответствовать этому мировому уровню.

Рассуждая же о материях концептуальных, Александр Яковлевич дал своё определение сути национального проекта - это государство, бизнес и народ. И порекомендовал брать у бизнеса не деньгами, а натурой, приведя в качестве наглядного примера расположенный в Москве корпоративный университет "Русала". Бюджет этого вуза нового типа составит в 2006 году шесть миллионов долларов. Так вот, резюмировал Лифшиц, обращаясь к Фурсенко и Хлопонину, чем создавать всё с нуля, они могут рассчитывать на этот корпоративный вуз. Университет "Русала" может быть полезен Сибирскому национальному университету, вплоть до того, что его реально сделать инженерным факультетом нового учебного заведения, которое может быть создано в Красноярске.

НАШ СИГНАЛ МОСКВЕ

Понятно, что всех проблем, связанных с реализацией национального проекта в образовании, за одно заседание "круглого стола" не решить. Да и правительственного постановления в пользу Красноярска, как уже было сказано, мы пока что не дождались. И тем не менее ход состоявшейся дискуссии показал, что по целому ряду базовых позиций наш регион вполне конкурентоспособен и может реально рассчитывать на победу в борьбе с соседями по СФО за право реализации знакового проекта. Разумеется, для этого необходимо разгрести целый Монблан проблем. Это и изменение соответствующей нормативно-правовой базы, и активное участие бизнеса в формировании структуры высшей школы, и независимая система контроля за качеством подготовки специалистов, и разработка новых, более современных стандартов и программ обучения в вузах, и государственное стимулирование учебной миграции, и выстраивание в стране демографической и национальной политики, отвечающей вызовам времени, и ещё многое-многое другое... Словом, остаётся надеяться, что уже приложенные на этом пути усилия Красноярского края федеральный центр оценит по достоинству. И Национальный университет всё же получит прописку именно у нас.

"Экзамен для академии наук".

("Красноярский рабочий", 01.12.05)

24 ноября в Красноярске прошло заседание "круглого стола" на тему "Реализация национального проекта в сфере высшего образования Российской Федерации". Участвовавший в заседании министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО по просьбе "Красноярского рабочего" кратко обрисовал ближайшие перспективы реформирования Российской академии наук: - В ходе модернизации, развития Академии наук мы должны выстраивать более тесные интеграционные процессы между системой образования и системой науки, в том числе - фундаментальной науки. Очень важно, что совместно с руководством РАН, Сибирского отделения РАН мы сейчас заканчиваем выработку критериев, по которым должна оцениваться эффективность научных исследований, в том числе - фундаментальных.

Я считаю, что наша задача - поддерживать с опережающим темпом наиболее успешные, наиболее эффективные научные институты и научных исследователей. При этом, естественно, произойдёт реформирование и, может быть, даже закрытие каких-то научных институтов, которые не показывают высокое качество результатов. Но я хотел бы подчеркнуть одну вещь: выработка критериев, оценка эффективности работы институтов - это задача в первую очередь самого академического сообщества. Это не будут административные решения. Именно в этом мы едины с руководством Российской академии наук. И точно так же мы едины в том, что оценка должна быть достаточно жёсткой. "Меньше бреда, больше логики".

("Красноярский рабочий", 01.12.05, Петр Васильев)

В минувший вторник на пятом заседании XVI сессии ЗС депутаты рассмотрели несколько протестов прокурора края. Горячую дискуссию вызвал один из них, оспаривающий пункт 1 статьи 6 Закона края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг". Речь идёт о педагогах, которые по федеральному законодательству имеют право на бесплатную жилплощадь с отоплением и освещением в сельской местности. Проблема в том, что органы госвласти субъектов РФ не наделены полномочиями регулировать отношения по предоставлению мер соцподдержки педагогическим работникам. Поэтому от депутатов потребовали внести изменения в упомянутый краевой закон и лишить педагогов-селян коммунальных льгот. Сессия приняла к сведению протест прокурора края и в то же время решила направить обращение на имя премьер-министра и председателя Госдумы. По мнению парламентариев, следует внести изменения в статью 55 Закона РФ "Об образовании", чтобы несовершенство федеральных норм не становилось препятствием для социальной защиты людей. Через месяц после того, как обращение будет рассмотрено, депутаты намерены вернуться к обсуждению этого вопроса. Был принят к сведению ещё один протест прокурора - на Закон края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по утверждению тарифов на платные услуги, оказываемые гражданам пожилого возраста и инвалидам". А вот прокурорский протест на краевой закон о реестре муниципальных должностей муниципальной службы был отклонён. Живо обсуждали депутаты необходимость создания КГУ "Противопожарная охрана Красноярского края". Авторы законопроекта считают, что новое госучреждение обеспечит противопожарную безопасность труднодоступных населённых пунктов и посёлков, удалённых от крупных городов. Планируется, что в его структуру войдут размещённые в восьми районах края 11 постов пожарной охраны общей численностью 157 человек. Их содержание в 2006 году обойдётся краевой казне в 30 с лишним миллионов рублей. Сессия согласовала учреждение КГУ, но с условием, что в первом квартале будущего года администрация представит план деятельности противопожарных частей муниципальных образований и стратегию противопожарной безопасности края. - С принятием федерального закона о разграничении полномочий различных уровней власти эта сфера выглядит далеко не лучшим образом, - прокомментировал решение председатель ЗС Александр Усс. - Появилась классификация пожаров по категориям сложности. За каждую отвечают разные уровни власти - где-то Федерация, где-то субъект, где-то муниципалитет. Трудно представить себе более бредовую ситуацию, когда что-то загорелось, а власти решают, что именно, каких масштабов достигнет пожар, и в зависимости от этого бросают на его тушение те или иные силы. Поэтому мы с определёнными условиями поддержали инициативу администрации по созданию единого госучреждения "Противопожарная охрана Красноярского края". Кроме того, на прошедшей сессии после заинтересованного обмена мнениями был утверждён текст постановления ЗС по вопросу, который обсуждался на предыдущем заседании, - о развитии автомобильного транспорта в крае. В частности, депутаты предложили Совету администрации до 1 июня 2006 года подготовить среднесрочную программу действий по обновлению автобусного парка и развитию автомобильного пассажирского сообщения, а также провести анализ социально значимых маршрутов и установить там единые предельные тарифы на пригородные и междугородные коммерческие перевозки.

"Норильский никель" открывает в краевом центре фитнес-центр".

("Известия-Красноярск"-"Первый ряд", 01.12.05)

Завтра в Красноярске состоится открытие крупнейшего в Сибири фитнес-центра "Экселент", возведенного ГМК "Норильский никель". 27 ноября современный спортивный комплекс посетили сразу два губернатора - Красноярского края Александр Хлопонин и Эвенкии Борис Золотарев. Обойдя территорию фитнес-центра, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин отметил: "Несколько лет назад мы с руководством "Норильского никеля" говорили о том, что Красноярску нужен качественный современный проект, направленный в первую очередь на оздоровление красноярцев. При этом комплекс должен быть доступен для людей. Прошло менее двух лет, и в Красноярске появился лучший фитнес-центр не только в Сибири, но и в России. Здесь очень качественное обслуживание, есть абонементы и для VIP-персон, и для простого красноярца. Хочу сказать слова благодарности инвестору за такой замечательный подарок городу. Я могу гордиться тем, что в Красноярске появился такой спортивный комплекс". Стоит отметить, что и Александр Хлопонин, и Борис Золотарев уже являются членами современного спортивного клуба. Оба губернатора заявили, что уже приобрели годовые абонементы для посещения фитнес-центра.

"Одним монополистом в России меньше".

("Красноярский рабочий", 01.12.05)

В минувший вторник на Красноярском заводе цветных металлов состоялась официальная презентация нового производства - полного цикла вязаных катализаторных сеток из сплавов металлов платиновой группы.

Платиновые сетки активно используются в химической промышленности в процессе производства минеральных удобрений. До открытия производства на Красцветмете в России был единственный производитель катализаторных сеток - Екатеринбургский завод цветных металлов. Лицензию на производство сеток Красцветмет приобрёл у английской компании Johnson Matthey. Как заявил присутствовавший на презентации заместитель губернатора Красноярского края Эдхам Акбулатов, новое направление деятельности завода позволяет увеличить глубину переработки, снизить себестоимость продукции, а значит, увеличить налогооблагаемую базу и отчисления в бюджет края. Подробности - в одном из ближайших номеров газеты "Красноярский рабочий. XXI век".

"Назначение на Таймыре".

("Красноярский рабочий", 01.12.05)

Главой администрации Таймырского муниципального района назначен заместитель губернатора Таймыра по безопасности и контрольно-ревизионной работе Алексей Слепченко. Руководителем администрации городского поселения Дудинка стал заместитель губернатора округа по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Соленов.