1 декабря исполняется 60 лет со дня рождения народного артиста России, лауреата Государственной премии, художественного руководителя театра Эстрады, телеведущего Геннадия Хазанова, сообщает официальный сайт актера. "Прежде всего я доволен тем, что живу, что судьба мне ту самую жизнь подарила", - говорит юбиляр.

Справка ИА REGNUM

Геннадий Викторович Хазанов родился 1 декабря 1945 года. С детских лет копировал чужие голоса, исполнял басни, миниатюры из юмористических журналов, ТВ и радиопередач. В 14 лет ему удалось познакомиться со своим кумиром - Аркадием Райкины; получил возможность бывать на его спектаклях. Заканчивая вечернюю школу, а также музыкальную школу, занимался в самодеятельности Московского инженерно-строительного института, участвовал в студии МГУ "Наш дом". После неудачных попыток поступить в Театральное училище им. Б.Щукина, Школу-студию МХАТ со второй попытки зачислен в Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ). Его педагогом стала Надежда Слонова, в прошлом одна из ведущих актрис Московского театра сатиры, много выступавшая на эстраде. В 1969 окончив ГУЦЭИ, Xазанов - конферансье в Государственном эстрадном оркестре РСФСР под управлением ЛеонидаУтесова, с 1971 в Москонцерге.

Гастроли по всей стране начались еще в студенческую пору. Уже тогда в репертуаре появился монолог учащегося кулинарного техникума (впервые был исполнен Xазановым в самодеятельности МИСИ, один из авторов студент этого института Лион Измайлов). Робкий, доверчивый "маленький человек", чье простодушие нередко оборачивалось житейской мудростью, мгновенно стал всеобщим любимцем. Вместе с ним к Xазанов пришла известность. Геннадий Викторович стал лауреатом V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1976) за исполнение монолога Семена Альтова "Премия" и пародий на Амаяка Акопяна и Николая Озерова. Несмотря на массовый успех, Хазанов не ограничивается найденной маской "кулинара", а вскоре и вовсе от нее отказывается. В 1978 году он выпускает спектакль "Мелочи жизни" с участием балета Московского театра эстрады. Сатирические монологи в образах "Попугай", "Кот" надолго остались в концертном репертуаре Xазанова; в монологе "Мечта" впервые появился трагикомический персонаж. Красочное, музыкальное второе отделение спектакля целиком состояло из пародий (на Аллу Пугачеву, Льва Лещенко, Аркадия Райкина), исполнявшихся как бы от имени различных персонажей "Золотого ключика". В 1981 году - новый спектакль "Очевидное и невероятное". В сатирических монологах "Пыль в глаза", "Бег в мешке", "Нужная фамилия" представали различные современные, "отчеканенные" артистом типажи. Xазанов легко, изящно переходил от созданных персонажей к самому себе, артисту, обладающему врожденным даром контакта с публикой. В спектакле было много зрелищности, трюков, снова участвовал балет; в завершающей лирико-сатирической миниатюре "Инопланетянин" герой тщетно искал контакта с земной цивилизацией: "пить научится - будут контакты", - грустно заключал артист.

Сатира Xазанова вызывала недовольство официальных лиц, с артистом беседовали, наставляли; купюры в тексте приводили к появлению новых, еще более острых реплик (стал заканчивать спектакль прямым общением со зрителями и исполнением новых концертных номеров). В 1984 году последовало запрещение не только спектакля, но и публичных выступлений. Популярность артиста еще выросла, он продолжал выступать в клубах, на закрытых вечерах, в концертах без указания в афише. Исчерпав для себя жанр монолога в образе, обращается к рассказу ("Фотография", "Беспокойный старичок" Михаила 3ощенко), все меньше дорожит репризой. В 1986 году играет "Избранное", решительно отказавшись от всякой зрелищности (на авансцене перед закрытым занавесом лишь стол, стул и стойка с микрофоном). В 1987 Xазанов, руководитель и единственный актер театра МОНО, показывает премьеру "Масенькие трагедии". Пять новелл Городинского в обрамлении пролога и эпилога с гоголевским текстом превратились в театрализованные рассказы, отнюдь не рассчитанные на "смеховую" реакцию публики. В каждом артист создавал психологически углубленные характеры, настраивавшие на размышление о смысле жизни, о драматизме человеческих судеб.

Реализацией мечты о "настоящем" театре стало участие в спектакле "Игроки" (1992), поставленном Сергеем Юрским на сцене МХАТ с Евгением Евстигнеевым, Александром Калягиным. Хазанов успешно дебютирует в кино ("Маленький гигант большого секса", в работе был свободен от ставшей для него теперь тяжкой необходимости слышать немедленную смеховую реакцию зала (карьеру киноартиста продолжил в фильме "Полицейские и воры". В 1997 году Хазанов выпускает программу "Чужие юбилеи", в 1998-м - "Праздник, который всегда...". Хазанов - много выступает на ТВ. С 1997 года - художественный руководитель Московского государственного театра эстрады.