Областная газета "Биробиджанская звезда" от 22 ноября в материале "Оловянная лихорадка" рассказывает о судьбе трудового коллектива оловодобытчиков Хинганска.

Как сообщает газета, трудовой коллектив недавно направил несколько писем, в которых обратился к официальным лицам областной власти, а также к полномочному представителю президента России по Дальневосточному федеральному округу (бывшему). Горняки приводят слова Пуликовского о том, что на Дальнем Востоке имеют место случаи преднамеренного банкротства предприятий с целью хищения их имущества и активов. В результате создается ситуация, которая ведет к уничтожению вполне работоспособных коллективов. Хинганцы неспроста цитируют высказывание Константина Пуликовского. Рабочие считают, что обстановка, сложившаяся на Хинганском оловорудном месторождении соответствует проблеме, обозначенной полпредом. Они сообщают: комбинат, в прошлом занимающий лидирующие позиции в стране по добыче и переработке оловянной руды, стал банкротом. В результате поставлены под угрозу, как его существование, так и экология поселка, и не только его - предписания надзорных органов в этой части остаются невыполненными.

"В настоящее время трудовой коллектив, не получая заработную плату в течение нескольких месяцев, работает фактически бесплатно, сохраняя объекты повышенной опасности в нормальном состоянии. Силами и средствами коллектива ведутся ремонтные работы, направленные на восстановление производственного цикла. Предприятие готово к запуску и выдаче продукции. Однако весь имущественный комплекс находится в собственности ООО "Хинганский ГОК". Собственник имущества ограничивает к нему доступ, парализует работу и препятствует трудовому коллективу в возможности заработать денежные средства для выплаты зарплаты", - пишут хинганцы. Информируют, что собственник в своих целях привлек на комбинат вооруженную автоматами охрану - ЧОП "Кобра". Она "усилила социальную напряженность в Хинганске и может спровоцировать социальный взрыв работников предприятия и жителей поселка. Удерживаемая руководством ООО "Олон" и ООО "Коралл" (предприятия, которые арендуют имущество ГОКа по добыче руды и выпуску оловоконцентрата) мирная ситуация в любой момент может выйти из-под контроля и привести к трагическим последствиям".

Конфликтующие стороны, судя по письму горняков, вроде бы договорились о том, что будут пользоваться имуществом собственника на условиях аренды. Но из этого же письма следует, что документы на аренду имущества собственником не подписаны. А без них "Олон" и "Коралл" не могут встать на учет в надзорных и природоохранных органах и начать работу. По существу коллективы горняков поставлены в условия, когда им весьма проблематично реализовать свое конституционное право на труд. К тому же "весь производственный комплекс в Хинганске описан и арестован судебными приставами на основании решения Арбитражного суда ЕАО в целях обеспечения иска".

В исковом заявлении управления федеральной налоговой службы по ЕАО поданном в Арбитражный суд автономной области 27 октября 2005 года, говорится: "28 января 2005 года решением Арбитражного суда ЕАО в отношении ОАО "Хинганское олово" введена процедура банкротства - конкурсное производство". В ходе конкурсного производства кредитору стало известно, что еще летом 2002 года ОАО "Хинганское олово" продало ООО "Хинганский ГОК" оборудование, здания и сооружения на сумму более 44 млн рублей и в протоколе совета директоров ОАО "Новосибирский оловянный комбинат" зафиксировано одобрение сделки купли-продажи имущества. Согласно бухгалтерскому балансу стоимость активов ОАО "Хинганское олово" на 30 июня 2002 года составляла более 68 млн рублей, т.е. сделка купли-продажи имущества "потянула" на 65 процентов общей стоимости активов АО и считается крупной. Подобные сделки согласно закону об акционерных обществах совершаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Истец в своем заявлении утверждает, вопрос о продаже имущества ОАО "Хинганское олово" на общее собрание акционеров не выносили, а решение об одобрении крупной сделки принято на заседании совета директоров ОАО "Хинганское олово" только в отношении продажи зданий и сооружения (протокол № 4 от 13 июля 2002 года) К тому же в протоколе в списке присутствующих значится член совета (житель Биробиджана) - физическое лицо, который в действительности на заседании не был. На этом основании истец просит суд признать договоры о купле-продаже имущества ОАО "Хинганское олово" недействительными и в целях сохранения имущества принять меры по его аресту.

Прокурор ЕАО Волков, рассмотрев копию искового заявления управления федеральной налоговой службы по ЕАО и другие документы, связанные с куплей-продажей имущества комбината, возбудил уголовное дело. В постановлении о возбуждении дела говорится об умышленном незаконном характере сделок, причинении области особо крупного ущерба, подлоге документов, незаконном приобретении, использовании имущества предприятия. Прокурор усматривает в действиях руководителей умышленное создание условий неплатежеспособности ОАО "Хинганское олово" и признаки преднамеренного его банкротства, а также легализации (отмывания) имущества, приобретенного, используемого в результате совершения противоправных действий. Уголовное дело направлено начальнику следственного управления при УВД ЕАО для организации предварительного расследования.

По документам, предположительно, просматриваются незаконные действия руководителей хинганских предприятий, учредителем которых является держатель их контрольного пакета акций - ОАО "Новосибирский оловянный комбинат". "Но это - предположение. Во всем должен разобраться и сказать свое слово суд Он вынесет решение, - рассказывает Анатолий Казанцев, начальник управления промышленности, транспорта, связи и энергетики правительства ЕАО. - Ситуация в Хинганске на самом деле очень тревожная. В нее вникали многие органы власти - муниципального образования, района, области, а также природоохранные органы, прокуратура, налоговая инспекция и т.д. Мы обсуждали проблему неоднократно на уровне правительства области. Совещания проводили губернатор, вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства".

Анатолий Казанцев ознакомил автора материала с письмом на имя главы Хинганского поселкового округа Анатолия Самко. Документ правительства ЕАО от 8 ноября 2005 года подписал Виктор Гожий, первый заместитель председателя правительства области. Он просит главу Хинганского поселкового округа ознакомить авторов обращения к губернатору области и всех жителей поселка Хинганск (а их около 2,5 тысячи) с теми мерами, которые принимают в районе и области для стабилизации ситуации на градообразующем оловодобывающем предприятии и в поселке.

В письме, в частности, говорится: "В правительстве области в 2005 году неоднократно обсуждались перспективы деятельности оловодобывающих предприятий поселка Хинганск. Их руководители (Ломов А.Е., Яценко С.Г.) заверяли, что работают в направлении освоения более богатого оловом горизонта "-80м", планируют наращивание объема добычи олова. Однако учредителем хинганских предприятий ОАО "Новосибирский оловянный комбинат" к концу года приняты противоположные решения об использовании основных фондов".

Далее в письме сообщается, что "выявлены факты нарушения собственником оловодобывающих предприятий действующего законодательства при реорганизации предприятий, перераспределении основных средств, несоблюдения природоохранного законодательства. Соответствующим структурам даны конкретные поручения: оценить законность действий собственников оловодобывающих предприятий поселка Хинганск по свертыванию производства".

Также прокуратурой Облученского района проведена проверка реальной обстановки на предприятиях поселка Хинганск, по результатам которой в отношении гендиректора ООО "Хинганский ГОК" возбуждены административные производства по признакам составов правонарушений (нарушения требований к охране водных объектов, правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты и другое).

Управлением внутренних дел ЕАО приняты дополнительные меры по соблюдению законности и охране порядка в поселке. При посредничестве правительства области "энергетики принимают меры по бесперебойному обеспечению электроэнергией населения поселка от обособленного энергоисточника". Имеется договоренность о реструктуризации задолженности предприятия за потребленную электроэнергию. Органу местного самоуправления рекомендовано "принять активное участие в защите прав работников в части соблюдения трудового законодательства".

Газета отмечает, что правительство области не имеет права напрямую вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия. Правительство направило обращение в администрацию полномочного представителя президента РФ в ДВФО с просьбой через полпредство Сибирского федерального округа оказать воздействие на руководство ОАО "Новосибирский оловокомбинат", обратив внимание на несоблюдение им действующего законодательства при сокращении производства в Хинганске. А также просит предоставить информацию о намечаемых комбинатом мерах по дальнейшему развитию оловодобычи на Хинганском оловорудном месторождении.

Областная газета "Биробиджанская звезда" от 22 ноября в материале "Филиал закрывают, банк - работает" сообщает, что совет директоров банка "Дальневосточное ОВК" принял решение закрыть с 25 ноября этого года региональный филиал банка в Биробиджане. Об этом оповещены его клиенты. Как сообщает газета речь идет об объединении двух банков - ОАО "Банк "Дальневосточное ОВК" и ОАО АКБ "Росбанк". При закрытии филиала ОВК счета его клиентов переведут до конца ноября в Росбанк, филиал которого создан и работает на территории ЕАО.

Банк "Дальневосточное ОВК" уже длительное время (в течение года) проводит работу с клиентами (юридическими, физическими лицами, в том числе вкладчиками), связанную с предстоящей реорганизацией. Счета и все остатки по счетам клиентов просят переводить в Росбанк. Хотя, это право клиента перевести свой счет и в другое учреждение, концентрирующее денежные средства. В системе коммерческих банков - процедура не новая. В стране идет укрупнение, объединение банков (поглощение одного другим). Это нормальный процесс. На вопрос журналиста газеты, не пострадают ли при этом клиенты банка ОВК, ответил Алексей Солнышков, директор Биробиджанского филиала ОАО АКБ "Росбанк":

"Осенью 2003 года было принято решение объединить байки группы ОВК и Росбанк в единый финансовый институт. Сейчас этот процесс завершается. В мае 2005 года Биробиджанский филиал Росбанка начал свою работу. Он расположен в тех же помещениях, в которых ранее размещались офисы банка "Дальневосточное ОВК", и обслуживают клиентов те же сотрудники, что и раньше. Переход на обслуживание в Росбанк осуществляется исключительно добровольно".

Еще один материал, связанный с банком "Дальневосточное ОВК" публикует областная газета "Биробиджанская звезда" от 24 ноября. Материал называется "Как не вернуть миллион".

В областной прокуратуре говорят, что мошенничеств подобного рода - когда банк обкрадывают на солидную сумму его же сотрудники - в России, кажется, раньше не было. Преступники действовали дерзко, самоуверенно, оформляя документы на несуществующих или умерших поручителей и придуманные ими предприятия. А иногда используя названия известных и авторитетных в Биробиджане фирм.

Началось все в июне 2003 года, когда некто Игорь Сергеев и Мария Невмержицкая решили получить в Биробиджанском филиале банка "Дальневосточное ОВК" кредит на имя своего знакомого Волчика. Придумали ему профессию - автокрановщик и место работы - ООО "Лесопромышленная компания "Восток", подделали печать предприятия и нарисовали подпись генерального директора. Волчик согласился помочь старым приятелям, которым, как они сказали, срочно понадобился кредит для покупки помещения под бар. Волчик сходил в банк и получил деньги - 24 тысячи рублей, затем отдал их Сергееву. Такую же услугу аферистам оказала и будущая жена Волчика, которую, по бумагам, тоже "устроили" на частную фирму. С ее доверчивой души получили еще 24 тысячи рублей. Когда через месяц Волчикам позвонили из банка и напомнили о возврате кредита, они забеспокоились. Сергеев наврал потом, что ездил-таки в банк и первые взносы отдал.

После удачного дебюта аппетиты мошенников стали расти. Марии Невмержицкой удалось устроиться в "Дальневосточное ОВК" на должность экономиста по проблемным кредитам. К общему делу присоединился и знакомый Игоря - Дмитрий Гордиенко. У него тоже были хорошие и доверчивые знакомые. Теперь преступная группа стала действовать решительнее. Парни искали простаков, а Маша в банке штамповала подложные документы. Суммы кредитов выросли до 60 тысяч рублей. Сначала использовали своих знакомых, которым говорили, что уже взяли кредиты и больше этого делать не могут, просили помочь "встать на ноги" - нужны деньги на покупку бара, подделывали печати и подписи. Люди им верили. Потом знакомства закончились, и мошенники искали подставных лиц буквально на улице. На расспросы "дельцы" отвечали, что нечем платить рабочим, срочно надо выкупить лес, дачу и прочее.

У одного из таких нетрезвых "заемщиков" сын оказался сотрудником правоохранительных органов. Почувствовав неладное, он пошел в банк к Невмержицкой. Мария, узнав, что он из милиции, стала плакать, говорила о маленьком ребенке и просила не ходить к управляющему банка Она написала данные одного из поручителей, подпись которого подделывал Сергеев, свой телефон и домашний адрес.

Иногда для солидности и пущей убедительности аферисты придумывали поручителей с надежной репутацией. Например, один из них "работал" у одного из известных в Биробиджане хлебопеков, другой - у торговца сельхозпродукцией. Печати и справки о заработной плате были липовые. Позже предприниматели, узнав об афере, искренне удивлялись, что у них, оказывается, работают люди, фамилии которых они слышат впервые.

Мария познакомилась с 25-летним Сергеевым еще до того, как его судили в первый раз за контрабанду. Они жили вместе и собирались открыть бар. Сначала занимали деньги, брали кредиты, но все как-то не складывалось. Тогда они и обратились за помощью к Волчикам, а потом еще к нескольким знакомым, обещая, что кредиты вернут сами. По словам Марии, сначала она верила Сергееву. Но, устроившись в банк, узнала, что кредиты Волчиков и еще двух приятелей не погашаются. Тогда Невмержицкая решила взять новый кредит, чтобы рассчитаться с предыдущими. И окончательно запуталась. Сергеев между тем все чаще уезжал в Хабаровск, рассказывая Маше, что там вкладывает деньги в строительную организацию...

Сознательно идя на преступление, Невмержицкая, прежде всего, надеялась сохранить отношения с Сергеевым. В разговоре по телефону с его матерью она жаловалась: "Я ему говорю... да если бы я о тебе не думала... я бы вообще... у меня даже таких мыслей не было. А тут все хочется что-то для него сделать. А ему вообще чихать..." Маша понимала, что кредиты никто выплачивать не собирается. "Игорь и Дима уверили этих людей в том, что они будут платить, - говорила она матери Сергеева. - Ему только покажи, как это делается. Он же не любит работать..." А Сергеева все устраивало. Маша - молодец, все делает "без проблем". Деньги возвращать он не собирался и вообще мечтал смыться в Израиль. И совсем ему "даже не стыдно". Свидетели рассказывали потом, что, судя по всему, Сергеев вовсе не собирался открывать дело: деньги спускал на гулянках, менял машины, подолгу пропадал в соседнем Хабаровске.

Афера молодой троицы была раскрыта абсолютно случайно. Дело в том, что справки о заработной плате, которые представляют заемщики, - это формальность, которая для банка особого значения не имеет. Главное - своевременное погашение кредитов. Займы на небольшие суммы выдаются потоком. Служба экономической защиты, как правило, отслеживает кредитные истории далеко не всех своих клиентов, выборочно проверяя достоверность предъявленных документов.

Специалист службы экономической защиты банка "Дальневосточное ОВК" позвонил на частное предприятие, на котором якобы работал один из поручителей. Оказалось, что такой фамилии там не знают. Затем были обнаружены другие фальшивые документы. В банке обратили внимание на то, что некоторые займы перестали погашаться после того, как в отдел по проблемным кредитам устроилась Невмержицкая. Управляющий банка Солнышков обратился с заявлением в городскую прокуратуру, и уголовное дело против аферистов было возбуждено.

У Невмержицкой был серьезный шанс на условное наказание. Она постоянно колебалась: говорить правду или нет. Если бы Мария дала достоверные признательные - показания - ее подельники, особенно Сергеев, и некоторые свидетели, ставшие, по сути, соучастниками преступлений, получили бы более суровое наказание. Кстати, параллельно с этим судебным процессом шло еще несколько - по уголовным делам, возбужденным в отношении заемщиков банка, обманутых этими аферистами.

Процесс растянулся на целый год. Статьи Уголовного кодекса, по которым квалифицировались преступные деяния обвиняемых, занимали несколько строк компьютерного текста. На суде мошенники вели себя дерзко, иногда вызывающе. Лучшую характеристику дал себе сам Сергеев. Он сказал суду, что никогда ни в чем виноватым себя не считает, до проблем других людей ему нет дела и вообще, хочется жить свободно и разгульно. Невмержицкая и мать Игоря подтвердили, что он жаден до денег и всегда стремился жить "на халяву". Гордиенко отвечать на вопросы вообще отказывался.

С момента, когда было возбуждено уголовное дело, и до окончания судебного разбирательства ни один из подсудимых не пытался сделать хотя бы что-то для погашения кредитов. Деньги мошенниками попросту были растрачены. Суд назначил аферистам реальные сроки наказания. Игоря Сергеева, у которого была непогашенная судимость, суд приговорил к семи годам и трем месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Марию Невмержицкую и Дмитрия Гордиенко - к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. В пользу банка осужденные должны выплатить ущерб в размере 180 тысяч рублей. Если компания посчитает нужным подать гражданский иск, аферисты окажутся должны гораздо более миллиона рублей.