Уборка по темпам сильно отстает от прежних лет. ОАО "Романовское ЗПП", председатель районной организации Аграрной партии Иван Будко. В интервью газете "Алтайская правда" он довольно подробно изложил позицию сельхозтоваропроизводителей по этому вопросу. В частности, он считает, что в крае слишком много надежды возлагается на то, что хозяйства встали на ноги, получили кредиты, что правительство решает проблемы. А на деле большинство хозяйств кредиты израсходовали еще на севе. На начало уборки ни финансовых средств, ни топлива у них не было, нет и сейчас.

"Уже помимо кредитов они взяли под расчет с урожая запчасти и склеили кое-как для уборки техническое старье. Так еще столько же средств, если не вдвое больше, теперь уходит на устранение бесконечных поломок. Но те, кто давал средства в долг, больше без зерна ничего не дают. Значит, обмолоти зерно, продай его и купи запчасти. На это уходит масса времени - и уборка смещается за все допустимые пределы", - с сожалением констатировал И. Будко.

По его словам еще одна головная боль - выгодно продать собранный урожай: "Наш Романовский район считается благополучным: получил в прошлом году по 20 центнеров зерна с гектара, получил нынче 30 млн. рублей кредитов. Но топливо на начало уборки (не на всю уборку) имело только одно хозяйство. Как и другие районы, пытаемся выходить из положения. "Роснефть" дала топливо в долг на проведение одной трети уборки. Дальше мы надеялись продавать намолоченное зерно и тут же рассчитываться с теми, кто нас авансировал, и покупать новое топливо. Расчет не оправдался - сбыта зерна нет. И в таком положении - все районы, горючее приобретать не на что".

Проблема усугубилась тем, что ГСМ в этом сезоне надо гораздо больше. В прошлом году на чистых посевах комбайны колос просто состригали. А нынче поля и дороги тяжелые, большая соломина, много сорняков. Расход топлива возрос на треть. В настоящее время зерно реально закупают лишь в "Алейскзернопродукт" и рубцовском "Мельнике". Причина в том, что у большинства хозяйств зерно не соответствует III классу по клейковине, и на классную цена мизерная.

По словам И. Будко, в прежние годы остроту проблемы снимал "Алтайагропрод", авансируя до 70-80 процентов потребности топлива для АПК. Но с каждым годом его участие снижается, и все больше сходит на нет: "В прошлом сезоне это было всего 30 процентов, нынче не ожидается и того. Неделю назад в хозяйства передана телеграмма: в связи с прекращением поставок ГСМ через "Агропрод" проведите сверки. Все - приплыли. А уборка вся еще впереди. Рынком, нерегулируемой ценовой политикой и "Агропрод" уже загнали в угол. Крестьяне лишились последнего источника по поддержке сельхозпроизводства. И может так оказаться, что впервые за последнее трудное десятилетие они не уберут хлеб. Не уберут, если не принять экстраординарных мер, не оказать конкретной помощи".

Директор романовского хозяйства обозначил и еще одну трагедию: "30, а то и 50 процентов хозяйств по итогам года могут обанкротиться. А многие другие не смогут следующей весной посеять".

Расхожее мнение о том, что в Сибири наблюдается перепроизводство зерна Будко опроверг: "Считаю, что в Западно-Сибирском регионе больших остатков зерна нет. В хозяйствах поголовно по нулям, на ХПП, элеваторах - тоже. Все потому, что хлеб европейских областей (даже если бы он был в излишке) до Дальнего Востока не достает. В последние годы в связи с увеличением производства зерна в Алтайском крае, Новосибирской, Омской областях с Дальнего Востока, из Приморья практически вытеснена пшеничная канадско-американская мука. Рынок сибирский и Дальнего Востока замкнулся".