Военный вестник

Всю прошедшую неделю азербайджанское агентство Day.Az распространяло информацию о нарушениях армянской стороной режима прекращения огня. Так, согласно агентству, 18 ноября с 13.25 до 13.45 армянские вооруженные силы с позиций, расположенных в 3,7 километрах северо-западнее села Борсунлу Тертерского района подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции.. 21 ноября в 17.20 вооруженные силы Армении с территории села Баш Гервенд Агдамского района обстреляли село Орта Гышлаг указанного района.. Такая же информация была передана и 22 ноября. На этот раз, сообщает Day.Az, армянская сторона открыла огонь в 10.45 утра, обстрел продолжался в течение получаса.. Последнее за неделю сообщение относится к 23 ноября. Согласно агентству, в этот день, с 13.20 до 14.00 подразделения армянских вооруженных сил с позиций, расположенных в 1,5 км юго-западнее села Тапгарагоюнлу Геранбойского района подвергли автоматному и пулеметному обстрелу позиции Вооруженных сил Азербайджана, расположенные на противоположной стороне линии соприкосновения огня. Во всех случаях потерь нет. Как сообщает "Арминфо", в Министерстве обороны Нагорного Карабаха опровергли сообщения азербайджанских СМИ о нарушении режима перемирия. Как заявили агентству в минобороны НК, сообщения азербайджанских источников являются очередной дезинформацией. Информационно-аналитическое управление МИД Нагорного Карабаха распространило сообщение о том, что 19 ноября с.г. согласно ранее достигнутой с властями Нагорного Карабаха договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана вблизи села Баш Карвенд Агдамского района. С позиций Армии обороны НК наблюдение вели полевые помощники Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ Харри Эронен (Финляндия), Петер Кии (Великобритания) и Иржи Аберле (Чехия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел НКР. Согласно сообщению бакинской "525-й газеты", с азербайджанской стороны в мониторинге принимали участие Личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анжей Каспршик и его полевые командиры - Олександр Самарски и Питер Ки.

НАТО усиливает позиции на Южном Кавказе

Как сообщает бакинская "525-я газета", постоянные представительства Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины в ООН выдвинули совместную инициативу к включению в повестку дня 60-й сессии Генеральной ассамблеи ООН вопроса о конфликтах в регионах Черного моря-Южного Кавказа и его обсуждению на одном из ближайших заседаний сессии. Предложение выдвинуто от имени организации регионального сотрудничества ГУАМ. В обращении подчеркивается, что усилия международного сообщества к урегулированию этих конфликтов до сих пор не дали результатов, что "вспыхнувшие в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века конфликты в нагорно-карабахском регионе Азербайджана, абхазском и южно-осетинском регионах Грузии и приднестровском регионе Молдовы привели к нарушению признанных ООН территориальной целостности и суверенитета этих стран", что данные конфликты и сепаратизм в указанных регионах представляют серьезную угрозу не только для региона, но и для международного мира и безопасности в целом, и потому Генеральная ассамблея ООН должна рассмотреть данный вопрос в числе приоритетных. В обращении предлагается сформулировать вопрос так: "Конфликты в черноморско-южнокавказском регионе и их негативные последствия для международного мира, безопасности и развития". Газета считает, что данная инициатива даст импульс усилиям Азербайджана, направленным на вынесения нагорно-карабахского конфликта на обсуждение ООН. Согласно газете, поскольку за последнее время какого-либо давления международного сообщества на Армению в связи с конфликтом не было, то Азербайджан намерен добиваться дальнейшего обсуждения вопроса в ГА ООН. По сообщению газеты "Айоц Ашхар", проходившая с 11 по 15 ноября сессия Парламентской Ассамблеи НАТО приняла разолюцию, озаглавленную "Защита и интеграция нацменьшинств, как поддержка стабильности на Южном Кавказе". В резолюции содержится призыв к парламентам и правительствам Армении, Азербайджана и Грузии взять на себя всю полноту ответственности за мирное урегулирование конфликтов в Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе, и с этой целью поддержать продолжающиеся региональные и международные усилия, в частности, в рамках Минской группы ОБСЕ. По словам руководителя делегации армянского парламента на осенней сессии ПА НАТО Грануш Акопян, в своем выступлении на сессии ей удалось обосновать необходимость пересмотра нескольких параграфов проекта резолюции и еще раз аргументировать самоопределение народа Нагорного Карабаха и демократические выборы, проведенные в этой стране. Был повод также отметить, что Кашатаг (Лачин) является гарантией безопасности армянства Нагорного Карабаха, и напомнить о воинственных заявлениях властей Азербайджана и удвоении военного бюджета последнего, что также было отмечено в докладе, пишет газета "Азг". Одновременно, сообщает газета, делегации удалось разъяснить, что население Нагорного Карабаха не может быть "нацменьшинством", поскольку на протяжении вот уже 17-ти лет не имеет никакой политической, экономической и какой-либо культурной связи с Азербайджаном. Кроме того, вопрос статуса Нагорного Карабаха - на столе переговоров. Делегация добилась также снятия из документа слова "Азербайджан" во всех местах, где оно употреблялось со словами Нагорный Карабах, отмечая принадлежность последнего. Руководство НАТО надеется, что ведущийся ныне диалог межу президентами и министрами иностранных дел Армении и Азербайджана в конечном итоге приведет к заключению мирного соглашения. Об этом, сообщает ИА "Де-Факто", заявил специальный представитель Генерального секретаря HАТО на Южном Кавказе и в Средней Азии Роберт Симмонс бакинскому агентству "Тренд". В Брюсселе надеются, что конфликтующие стороны сами придут к согласию на основе мирного диалога и открыто продолжают сотрудничать с Арменией и Азербайджаном, сказал он. "Мы глубоко надеемся, что сотрудничество между сторонами было бы очень полезным. Также было бы полезным сотрудничество Альянса с регионом в целом, а не с отдельными государствами. Поэтому мы верим, что конфликтующие стороны сами найдут мирный путь разрешения конфликта", - подчеркнул Роберт Симмонс. Отвечая на вопросы о перспективе вступления Азербайджана в HАТО при наличии неурегулированного конфликта, Симмонс отметил, что на данный момент наилучшим началом является развитие равноправного сотрудничества в рамках программы HАТО по Индивидуальному партнерству с Азербайджаном. "Hа последующем этапе было бы хорошо начать рассмотрение вопросов, связанных с членством Азербайджана в Североатлантической структуре. Когда стороны придут к решению о том, что членство Азербайджана в HАТО может быть реализовано, когда воцарится мир и республика будет готова, официальный Баку и альянс смогут начать переговоры о вступлении в HАТО. Если интеграция республики в HАТО начнется, то стране будет необходимо провести ряд реформ. Если члены альянса придут к мнению, что политика, проводимая Баку, соответствует политике HАТО, то тогда альянс может принять какое-либо конкретное решение по данному вопросу", - сказал он. Говоря о дислокации военной базы России на территории Армении, Симмонс сказал, что каждое государство имеет право давать разрешение или же выступать против размещения иностранных военных баз на своей территории. "Если государство, размещающее свои военные базы на чужой территории, берет на себя определенные миротворческие обязательства, страна дислокации не выступает против размещения иностранного контингента, то создание подобных баз вполне возможно. Что касается Армении, то эта страна дала политическое согласие на размещение российских баз на своей территории и соглашается с политикой России на своей территории. HАТО не возражает против политической воли Еревана. Мы признаем данные военные базы", - сказал он. Симмонс отметил, что НАТО тесно сотрудничает с Россией по многим вопросам, в частности, на Южном Кавказе: "Альянс не рассматривает Южный Кавказ, как и любой другой регион, в качестве "конфликтной зоны и места соперничества" с Россией, поскольку у нас самих имеются хорошие отношения с Москвой. В связи с этим между Брюсселем и Москвой, то есть HАТО и Россией, нет и не должно быть каких-либо конфликтных вопросов". Как сообщает бакинская газета "Эхо", касаясь вопроса о возможности размещения в зоне армяно-азербайджанского конфликта миротворцев НАТО, специальный представитель Генерального секретаря HАТО на Южном Кавказе и в Средней Азии Роберт Симмонс заявил, что представляемая им организация ожидает прорыва в урегулировании нагорно-карабахского конфликта в 2006 году, и готово в случае необходимости разместить в этой зоне своих миротворцев после урегулирования конфликта, но при условии согласия на то как азербайджанской, так и армянской сторон. Российская электронная GazertaSNG.ru пишет, что, по имеющейся информации, Азербайджан предварительно одобрил идею "присутствия" НАТО на линии соприкосновения войск Армении и Азербайджана. Газета отмечает, что альянс в последнее время активно выступает за вывод российских войск из Армении, в том числе с армяно-турецкой границы. Та же позиция по российским войскам в Армении у Грузии, что, по мнению газеты, не может не влиять на "российскую" политику Армении, которая "отделена" от России Грузией и, плюс к тому, с будущего года будет получать российский газ по цене в два раза выше нынешней. Вдобавок, в Азербайджане уже размещены радиолокационные станции США, причем вблизи азербайджано-российской границы. Группы особого назначения США и Великобритании участвуют в охране всей трассы нефтепровода Баку-Тбилиси-Эрзурум-Джейхан. Издание считает, что в сложившейся ситуации резонно предположить участие миротворцев НАТО в патрулировании нынешней армяно-азербайджанской границы. "Альтернативой здесь (а также в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье) могли бы стать аналогичные контингенты стран-членов СНГ или ЕврАзЭС, но кроме многословных деклараций о необходимости создания таких контингентов, ничего конкретного не делается".

Переговорный процесс

Президент Армении Роберт Кочарян, в ходе состоявшейся в Любляне совместной с президентом Словении Янешем Дрновшеком пресс-конференции заявил, что "видит реальную возможность для положительных сдвигов переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта", сообщает PanARMENIAN.Net. По словам главы РА, он ожидает активизации процесса урегулирования карабахского конфликта в середине декабря, когда в регион прибудут сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Кочарян отметил, что на январь 2006 года намечена встреча президентов Армении и Азербайджана. "Думаю, что в конце января мы сможем более конкретно побеседовать с журналистами", - добавил он. Кочарян выразил благодарность президенту Словении за активные усилия, направленные на урегулирование нагорно-карабахского конфликта, которые были предприняты в ходе председательства Словении в ОБСЕ в 2005 году. Он напомнил, что глава МИД Словении, действующий председатель ОБСЕ Димитри Рупель в течение текущего года два раза посещал регион и поддерживал постоянную связь с министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном. "Именно в период председательства Словении в ОБСЕ нам удалось активизировать мирный процесс до такого уровня, что сегодня мы с осторожным оптимизмом говорим о перспективах урегулирования конфликта", - добавил Роберт Кочарян. Азербайджан и Армения при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ достигли договоренности о проведении в столице Словении очередного этапа "пражских" переговоров на уровне министров иностранных дел. Согласно газете "Азербайджанские Известия", министр ИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в беседе с журналистами сообщил, что для организации встречи в Любляну приедут и сопредседатели Минской группы ОБСЕ, но формат встречи министров пока до конца не согласован. Зато известно, пишет газета, что в середине декабря сопредседатели приедут в Баку и Ереван. В целом же стороны планируют с конца 2005 - начала 2006 года работать более активно для достижения подвижек в карабахском урегулировании. Вместе с тем, отмечает "ИА", несмотря на стремление активизировать процесс урегулирования, стороны пока достаточно далеки от договоренности по освобождению оккупированных земель от армянских войск и замены их международными миротворческими силами. По мнению бакинской "Зеркало", в продолжении переговоров ощущают необходимость не только МГ ОБСЕ и конфликтующие стороны, но и международное сообщество. Согласно некоторым азербайджанским СМИ, Евросоюз надеется, что в предстоящем году стороны и сопредседатели МГ ОБСЕ сумеют найти сбалансированный выход. Газета считает, что в проведении встречи в январе 2006 года более заинтересован армянский президент. По сведениям армянских СМИ, пишет бакинское издание, президент Армении настроен очень оптимистично. "Очевидно, что подобная позиция Роберта Кочаряна связана с наблюдаемой в его стране политической ситуацией. Армения, как было сказано выше, готовится к референдуму по конституционным поправкам, который должен состояться 27 ноября. Но власти уже начинают испытывать некоторый дискомфорт от поведения оппозиции, которая намерена воспользоваться поводом и уже проводит акции протеста под лозунгом "Нет - конституционным реформам, да - смене власти!". Видимо, Кочарян пытается как-то переключить внимание армянской общественности с риска "революционных преобразований" на возможность достижения подвижек в урегулировании карабахского конфликта", - заключает газета. В почти таком же настроении, отмечает "Зеркало", сейчас пребывают и власти Азербайджана. Вроде бы парламентские выборы прошли, а лояльные к действующему режиму правительства других стран позитивно оценили их итоги. Тем не менее, противоречивая оценка некоторых международных организаций, а именно, ОБСЕ и СЕ и одухотворенная этим азербайджанская оппозиция, все еще держат в напряженности власти Азербайджана. Газета отмечает, что власти Азербайджана, хоть и поддерживают продолжение процесса переговоров, однако глядят на него с определенной опаской. "Ведь вполне возможно, что наличие тотальных фальсификаций на парламентских выборах может отразиться на этом процессе. Иначе говоря, недемократичность выборов может быть использована как рычаг давления на азербайджанскую сторону для получения от нее определенных уступок". А некоторые представители азербайджанского общества вообще считают, что самое страшное, что может произойти - это начало процесса признания Нагорного Карабаха. Логика в том, что если в Азербайджане нарушаются права самих азербайджанцев, то никто не может дать гарантий того, что не будут нарушаться права армян. Причем подобные замечания проскальзывали нередко и в заявлениях все тех же международных организаций. Комментируя процесс возобновления переговорного процесса, азербайджанский политолог Зардушт Ализаде сказал следующее: "Если подходить к этому вопросу с точки зрения Ильхама Алиева, Роберта Кочаряна и сопредседателей, то положение просто блестящее. То есть идет полная имитация переговоров, а войны нет и не будет. Иными словами, каждый рыбак ловит свою рыбу "в мутной воде Южного Кавказа". А что же в итоге? Ноль, ничего". Политолог уверен, что при действующем режиме карабахская проблема никогда не найдет свое разрешение с учетом интересов азербайджанского народа. "Судя по настроениям в азербайджанской и армянской общественности, никакой альтернативы антинародным режимам в Азербайджане и Армении не наблюдается", - отметил Ализаде. По его мнению, имитация переговоров очень выгодна западным дипломатам, которые заявляют о своем существовании лишь для того, чтобы получить "свои барыши". "Для того они и имитируют переговоры, чтобы получать высокие заработные платы и жить припеваючи", - добавил он. Высказываясь по поводу того, скажется ли фактор недемократических выборов в Азербайджане на переговорный процесс, политолог провел следующее сравнение: "А кто сказал, что в Армении выборы пройдут демократически? Ситуация в Армении не лучше, чем у нас". "Пока регионом управляют великие державы, а им выгодно держать карабахский конфликт в замороженном состоянии. Так что мы не можем надеяться ни на какие подвижки, точно так же как нам не следует опасаться и процесса признания Нагорного Карабаха", - резюмировал Ализаде.

Процесс мирного урегулирования

Бакинская "525-я газета" сообщает о встрече специального представителя МИД Бельгии в ОБСЕ, сенатора Пьера Шевалье с высшим руководством Азербайджана. В частности, пишет газета, на встрече с министром ИД Эльмаром Мамедъяровым собеседники обсудили ход мирных переговоров по карабахскому урегулированию. Мамедъяров подчеркнул, что освобождение оккупированных территорий и возвращение беженцев в родные дома является важным фактором мирного урегулирования конфликта. По словам министра, пишет газета, в современную эпоху изменение признанных на международном уровне границ насильственным путем недопустимо. В свою очередь Пьер Шевалье выразил надежду на положительный исход запланированной встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Любляне. На встрече с представителями азербайджанской общины Нагорного Карабаха, Шевалье сказал, что до визита в Баку он побывал в США. По его словам, официальный Вашингтон желает решения проблемы Нагорного Карабаха в 2006 году. "Совет Европы, ОБСЕ и Европейский союз должны решить этот конфликт совместными усилиями. Эта проблема либо будет решена в будущем году, либо никогда вообще не будет решена", - сказал Шевалье, обосновав свое мнение тем, что в 2007 году в Армении, а в 2008 году в Азербайджане состоятся президентские выборы. Спецпредставитель МИД Бельгии подчеркнул, что официальный Брюссель сделает все возможное для поддержания процесса урегулирования. Согласно газете, он отметил также, что "территориальная целостность Азербайджана не может быть предметом переговоров". Как сообщает информационное агентство karabakh-online.com, в Постоянном представительстве Нагорного Карабаха в Армении состоялась встреча министра иностранных дел Карабаха Армана Меликяна со спецпредставителем Бельгии в ОБСЕ, сенатором Пьером Шевалье. В ходе беседы Шевалье отметил, что перспектива скорейшего урегулирования карабахского конфликта становится все более осязаемой. Министр ИД Карабаха подчеркнул важность вопроса о ставших беженцами в результате предпринятых со стороны Азербайджана этнических чисток и войны 500 000 армянах. По словам министра, эти люди имеют полное право поселиться на территории бывшей Азерб. ССР. Власти Карабаха готовы защитить их права и обеспечить безопасное существование на территориях, на которые распространяется юрисдикция НК. Согласно агентству, в ходе беседы была отмечена важность установления непосредованных связей между европейскими структурами и НК. В этом контектсе карабахская сторона предложила расширить мандат спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе. Согласно газете "Еркир", Лондонский Международный институт стратегических (IISS) исследований высказывает тревогу милитаризацией Азербайджана и призывает признать сложившуюся ситуацию в Нагорном Карабахе в контексте парламентских выборов 2005 г. Газета сообщает, что один из авторитетнейших мировых аналитических центров по проблемам безопасности и разоружения - IISS, - недавно выпустил новый номер своего известного ежегодника "The Military Balance 2005-2006", в котором британские эксперты отмечают, что проблема Нагорного Карабаха является доминантной в политической жизни Армении и Азербайджана, хотя реального изменения в позициях сторон пока нет. Минская группа ОБСЕ также пока не имеет адекватных возможностей способствовать достижению окончательного разрешения конфликта. Баку основной политический акцент делает на проблемы беженцев из контролируемых Нагорным Карабахом территорий, лежащих вне административных квази-границ бывшей НКАО. Вместе с тем эксперты IISS особо подчеркивают: "Ни одна из сторон не учитывает того факта, что реалии на этих спорных территориях изменились. Политические и социальные структуры там состоялись, и 19 июня на этих территориях прошли выборы".

Международная кризисная группа

Международная Кризисная Группа (МКГ) подготовила в общей сложности два отчета по карабахскому конфликту. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", заявила директор МГК по Кавказу Сабина Фрейзер. "Мы готовили два отдельных доклада с тем, чтобы издать их вместе. Они имели целью показать общественности два различных подхода к урегулированию конфликта. Первый документ был сфокусирован на вопросах, связанных с тяжелыми условиями жизни людей в Hагорном Карабахе, а также на положении лиц, перемещенных из Hагорного Карабаха в другие регионы Азербайджана",- отметила она. По ее словам, второй доклад сосредотачивается на переговорном процессе. Он был подготовлен, чтобы объяснять, как развивался переговорный процесс начиная с заключения перемирия. Особенно обстоятельно затронута тема Пражского процесса, который продолжается с 2004 года по нынешний день. МКГ провела работу в Азербайджане, Армении и Hагорном Карабахе, по итогам которой и были подготовлены доклады. Отвечая на вопрос о своем отношении к переговорному процессу, Сабина Фрейзер заявила: "Мы понимаем и чувствуем, что прогресс будет достигнут. В особенности мы ожидаем этого в следующем - 2006 году. Мы очень надеемся, что урегулирование конфликта станет возможным уже в следующем году". Проект дорожной карты карабахского урегулирования Информационное агентство ИА REGNUM опубликовало интервью с советником министра обороны Армении, доктором политических наук, действительным членом Академии военных наук России Гайком Котанджяном, в котором предложен проект "дорожной карты" карабахского урегулирования. В связи с большим объемом и нецелесообразностью сокращения материала, ниже приводятся лишь отклики на предложения в Степанакерте и в Баку, само же интервью можно прочесть по адресу http://www.regnum.ru/news/armenia/547923.html. Как сообщает информационный портал "Кавказский узел", в Нагорном Карабахе неоднозначно отреагировали на предложения советника министра обороны. По словам председателя парламентской комиссии по внешним сношениям Ваграма Атанесяна, он разделяет точку зрения советника по поводу того, что Азербайджан и Нагорный Карабах вышли из состава СССР, исходя из одного и того же права. "Что же касается предложений по карабахскому урегулированию, которые представлены политологом, то позиция НКР состоит в следующем: международное признание независимости НКР может произойти только в приемлемых для народа Карабаха пределах - с приоритетом сохранения национальной системы безопасности и управления. 10-го декабря 1991 года народ Нагорного Карабаха уже высказал свою позицию на референдуме, в котором вполне могли принять участие и жители Карабаха азербайджанской национальности. И я не считаю, что есть необходимость в том, чтобы снова спрашивать мнение народа. Что касается возврата территорий, то в данный момент я не могу делать прогнозов по этому поводу, поскольку существует вопрос насильственно перемещенных из Азербайджана армян, число которых достигает полумиллиона. Кроме того, Азербайджан не обсуждает вопрос территорий и беженцев напрямую с Карабахом. Очевидно одно - эти территории находятся под юрисдикцией НКР, и в рамках своего мандата руководство НКР может обсудить эти вопросы с Азербайджаном после признания последним независимости НКР. Думаю, в данном случае советник министра обороны представлял свою позицию как эксперт и доктор политологии", - отметил Атанесян. По мнению же не пожелавшего себя назвать аналитика, интервью связано с происходящей в Армении подготовкой к конституционному референдуму. "Думаю, каким-то силам необходимо отвести внимание армянского сообщества от реформ, и для этого используется уже "опытная" политическая карта. Вряд ли на сей раз армянское общество отреагирует на такую провокацию", - отметил аналитик. "Этот "документ", в котором кишат нелепости и противоречия, можно было бы назвать бредом старого маразматика, если бы не тревожные "звонки и звоночки" о реальности урегулирования в 2006 году армяно-азербайджанского конфликта по навязываемому Азербайджану плану", - пишет бакинская газета "Обозреватель" в статье, озаглавленной "Нет "дорожной карте". "Азербайджанскому обществу надо в первую очередь придти к гражданскому согласию, а потом "тянуть резину" на всех уровнях - от президентского до народно-дипломатического", пока у Азербайджана создастся "мощная профессиональная армия, оснащенная самым современным оружием, и четкий военный план спецоперации по освобождению оккупированных территорий", - предлагает собственную "дорожную карту" "Обозреватель", патетически повторив предвыборное заявление азербайджанского президента: "Уже через два года наш военный бюджет будет превышать общий бюджет Армении". Следуя логике газеты, именно столько придется Азербайджану "тянуть резину", прежде чем "г-ну Котанджяну и Ко,... предлагающим Азербайджану считаться с достижениями силы завоевателей, быстро разъяснят логику и требования другой силы". Вместе с тем, отдав дань бакинскому официозу, газета уверяет, что "эта сила будет только средством для прекращения оккупации азербайджанских земель и в то же время для предотвращения войны и заключения длительного мира, процветания, добрососедства". А заканчивается "дорожная карта" "Обозревателя" на весьма оптимистической и миролюбивой ноте: "Азербайджан будет направлять в Нагорный Карабах "огромные средства (что не под силу Армении ни сейчас, ни потом!), обустраивать территории, восстанавливать разрушенное войной, создавать рабочие места и т.д. Вместе с тем, армяне автономии смогут поддерживать теснейшую духовную и культурную связь с Ереваном и армянской диаспорой, а азербайджанцы - с Баку". Таким образом, Шуша и Ханкенди (Шуши и Степанакерт, - А.Дж.) превратятся в мост, связывающий два народа".

Начат процесс признания Карабаха?

По сообщению радиостанции "Свобода" в ходе визита во Францию, президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян и исполнительный директор Общеармянского фонда "Айастан" Наира Мелкумян посетили город Валанс, мэр которого, Лена Бальзан, в присутствии многочисленных представителей местной армянской общины заявила, что Валанс официально признает независимость Нагорно-Карабахской Республики. "Нагорный Карабах требует независимости и должен ее получить. Я, как мэр, считаю своим долгом поддержать наших друзей-армян, всех валансцев и подтвердить право Карабаха на независимость", - заявила госпожа Бальзан. Власти города Монтебелло (штат Калифорния, США) начали осуществление новой программы, в рамках которой столица Нагорного Карабаха Степанакерт и Монтебелло должны стать городами-побратимами, пишет газета "Айкакан жаманак". В связи с этим, сообщает газета, посол Азербайджана в США Хафиз Пашаев направил губернатору Калифорнии Арнольду Шварценеггеру и мэру Монтебелло Билу Молинари письмо, в котором отметил, что осуществление программы нанесет вред урегулированию отношений с Арменией. Секретариат губернатора ответил, что вопрос этот носит местный характер, и послу надо обратиться к мэру Монтебелло. Сам же мэр ответил, что он будет продолжать осуществлять эту программу. Как сообщает информационный портал "Кавказский узел", в эти же дни организация "Американцы - Арцаху" (самоназвание Карабаха, - А.Дж.) в Монтебелло устроила прием в честь президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна. Прием прошел в резиденции известных американских предпринимателей армянского происхождения Бедроса и Ани Орунджакчел. Руководитель организации "Американцы - Арцаху" Завен Ханджян рассказал присутствующим о том, что организация намерена помочь арцахцам в построении ими демократического общества, развивать экономику республики посредством предоставления необходимых экспертных услуг, содействовать расширению культурных связей между США и Нагорным Карабахом. Официальный Баку расценивает бездействие "Терминатора", как попытку противопоставить свое мнение официальной позиции Америки, пишет бакинская газета "Эхо". Депутат Милли меджлиса, член политсовета правящей партии "Ени Азербайджан" Айдын Мирзазаде удивлен отношением Шварценеггера к этой проблеме. "Как губернатор штата, на территории которого находится город - побратим, Шварценеггер должен был дать политическую оценку действиям мэра Монтебелло", - сказал газете парламентарий. "Что касается намерений мэра Монтебелло сотрудничать с сепаратистами, то на эти действия будет дана соответствующая реакция Азербайджана. Даже если для этого придется обратиться к президенту США Джорджу Бушу", - заключил Мирзазаде. Глава Компартии Азербайджана Рамиз Ахмедов считает, что установление деловых отношений между двумя городами - дело рук армянской диаспоры: "Армянские оккупанты таким способом пытаются заручится поддержкой чиновников страны, которая диктует свою волю всему миру". По его словам, вся система власти США куплена, "начиная от мэров, которых часто обвиняют в коррупции, и заканчивая конгрессменами, которые, порой, выступают полярно относительно позиции официального Вашингтона". При этом Ахмедов считает, что вся власть в США принадлежит ЦРУ, а губернаторы и мэры действуют по указаниям сверху. Заведующий отделом информационной политики и печати МИД Азербайджана Таир Тагизаде сообщил газете, что главное дипломатическое ведомство страны ведет работу по этому поводу. "Подобные заявления и высказывания о сотрудничестве с сепаратистами не допустимы", - сказал Тагизаде. Бакинское информагентство Day.Az сообщает, что "Организация освобождения Карабаха" (ООК) направила обращение к послу США в Азербайджане Рино Харнишу. В обращении отмечается, что недавно была распространена информация о побратимстве калифорнийского города Монтебелло со Степанакертом. В документе указывается, что "древний азербайджанский город Ханкенди" был оккупирован в 1991 году армянскими вооруженными силами. ООК оценивает подобный шаг как поддержку армянской агрессии против Азербайджана и созданного в Hагорном Карабахе сепаратистского режима. ООК требует от посла США прояснения данного вопроса и в случае подтверждения факта - немедленного прекращения побратимства. Газета "Айоц Ашхар" сообщает, что официальный Баку потребовал у Парижа объяснений по поводу заявления мэра города Валанс о признании независимости Нагорно-Карабахской Республики. Газета пишет, что азербайджанскую сторону беспокоит также то, что Аркадий Гукасян прибыл во Францию в статусе президента НКР. Российская GazetaSNG.ru пишет, что, по мнению наблюдателей, такое заявление может стать началом так называемых локальных признаний, особенно если учесть, что руководство Нагорного Карабаха активно развивают внешнеполитические связи. Так, во Францию, где прозвучало знаменательное для непризнанной республики заявление, лидер НК прилетел из США. Тем временем в Степанакерте (впрочем, как и в Баку, и Ереване) пристально следят за развитием событий вокруг Косово. Предполагается, если Косово будет предоставлена независимость, то это станет позитивным сигналом и для Нагорного Карабаха. Газета "Аравот" предлагает осмыслить заявление мэра французского города Валанс Лены Бальзан, заявившей, что Валанс официально признает независимость Нагорно-Карабахской Республики. В первую очередь газета констатирует, что это первый случай, когда хотя и не государство, но зарубежная муниципальная структура (которая, по сути, тоже является государственным институтом) признает независимость НКР. "Факт сам по себе примечательный и способный вызвать недовольство в Азербайджане и волну воодушевления в Армении. Причем эти настроения будут усилены тем обстоятельством, что Франция, на территории которой находится Валанс, является одним из трех сопредседателей-посредников Минской группы ОБСЕ. "Куда в таком случае делась объективность международного посредника?",- не без основания могут спросить азербайджанцы". Однако, считает "Аравот", настроения, которые могут возникнуть как в Армении, так и в Азербайджане, не могут быть восприняты как серьезные, поскольку являются отражением менталитета населения нашего региона. "В отличие от Армении и Азербайджана во Франции (как и в США и ряде других стран) органы местного самоуправления действительно избираются населением и несут перед ним ответственность. Поэтому руководители ОМС могут иметь собственную позицию по важным политическим вопросам и не согласовывать ее каждые пять минут с федеральной властью. То, что у нас исключено. Попытайтесь представить ситуацию, при которой, скажем, мэр Нор Ачна (небольшой городок в Армении, - А.Дж.) официально отклоняет конституционные изменения или, скажем, признает независимость Приднестровья. Представили?" Как сообщает газета "Еркир", президент Армении Роберт Кочарян, в интервью словенской газете Delo заявил, что "если переговоры исчерпают себя, не дав какого-либо результата, я не исключаю возможности признания Ереваном Нагорно-Карабахской Республики или присоединения НКР к Армении". По его словам, фактическое признание Арменией НКР произошло давно. Роберт Кочарян напомнил, что НКР использует армянскую денежную единицу - драм, действует единая таможенная зона и прочее. "На данный момент протекает серьезный интеграционный процесс, отношения Армении и НКР можно охарактеризовать как непропорциональную конфедерацию", - заявил президент РА. Примечательно, что буквально два дня назад тот же Кочарян в Любляне заявлял, что в будущем году возможен прорыв в переговорах по карабахскому урегулированию, и переговоры внушают оптимизм, обращает внимание бакинская "Зеркало". "Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Армении и никогда не перейдет под юрисдикцию Азербайджана". Об этом, сообщает ИА REGNUM, заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян во время телемарафона в США по сбору средств для восстановления Нагорного Карабаха. Он заявил, что "Нагорный Карабах никогда не станет частью Азербайджана, поскольку народ Карабаха и армяне всего мира этого не допустят". "В начале 90-х жители Карабаха боролись за свою землю, практически, голыми руками. Карабах - это часть Армении, наша земля, где веками жили наши предки. Нагорный Карабах оказался в составе Азербайджана лишь в советский период", - сказал министр. По его словам, "Карабах всегда был более независим, чем Армения. Даже в период, когда Армения находилась под игом захватчиков, Карабах сохранял независимость. Чем сильнее будет связь с Нагорным Карабахом и его единство с армянами всего мира, тем трудней будет включить его в состав Азербайджана", - резюмировал Осканян. Азербайджанский политолог Вафа Гулузаде считает, что своим заявлением о пpизнании HКР Аpменией Робеpт Кочарян хотел оказать давление на Азербайджан, пишет бакинская "Реальный Азербайджан". "И в этом деле есть рука официальной Москвы. Не сумев сделать с Азербайджаном то, что ей удалось сделать с Узбекистаном, она пускает в ход Кочаряна. Этим они ничего не добьются", - заявил он. Политолог Айдын Мирзазаде частично поддержал мнение своего коллеги. "Если бы Армения захотела, то давно признала бы независимость Hагорного Карабаха. Заявление Кочаряна будет несколько дней муссироваться в средствах массовой информации, а затем забудется, поскольку это несерьезная и нелогичная мысль", - сказал он. Азербайджанский политолог Зардушт Ализаде считает, что президент Армении перед референдумом в своей стране хочет ввести в заблуждение армянскую общественность. "Честно говоря, Запад заручился согласием Кочаряна и Алиева в карабахском вопросе. Взамен же было обещано принять результаты сфальсифицированных парламентских выборов в Азербайджане и помочь в безукоризненном проведении референдума в Армении. Вот почему представители Запада в последнее время часто заявляют, что решение карабахской проблемы состоится или в 2006 году или никогда", - подчеркнул политолог. ("Кавказский узел").

Открытое письмо Владимира Казимирова

Глава посреднической миссии России в карабахских переговорах 1992-96гг. Владимир Казимиров обратился с открытым письмом к армянским и азербайджанским общественным организациям с увещеванием - найти грани перемирия. Газета "Азг" публикует полный текст обращения. "Более десятилетия назад при содействии России остановлено массовое кровопролитие в Карабахе. Ожесточенный конфликт завис в ущербной фазе "ни войны, ни мира", что наносит немалый урон обоим народам, тормозит социально-экономическое и демократическое развитие государств. Это самая болезненная проблема для всех сторон конфликта. Эпизодические встречи руководителей Азербайджана и Армении еще не дали ощутимых плодов народам. Наконец, почти позади в этих странах мешавшие урегулированию выборные страсти и конвульсии, но остается главное препятствие - чрезмерно жесткие позиции сторон. Одиннадцати лет более чем достаточно для проведения целеустремленных, серьезных переговоров. Люди вправе спросить - где же результат? 2006 год становится теперь моментом истины! Оба народа еще не одолели дурман неуемных лжепатриотических запросов, хотя нерешенность конфликта наносит им больше ущерба, чем эвентуальные взаимные уступки (абсолютно неизбежные - соглашений без них вообще не бывает). Но нет прока в констатациях, что общество не готово к уступкам. Полезнее разобраться, а готовят ли его, кто и как? Правящие круги? Они дорожат властью. Политические партии? Те нередко лишь ловят конъюнктуру и оглядываются на общественное мнение, а не ведут его. Чтобы прекратить бои в 1994 г., сторонам конфликта нужны были "партии мира", а сейчас острая нужда в партиях реализма и гибкости. Участники общественных организаций, "народной дипломатии" не цепляются за кресла. Это подвижники - люди озабоченные, дальновидные, инициативные. Они не ждут перемен к лучшему, а всемерно приближают их. Без их трезвой благотворной роли труднее выйти на разумные подвижки в позициях. Лишь они могут сказать: все равно азербайджанцам и армянам придется веками жить, если не вместе, то совсем рядом, и лучше в добрососедской среде, чем враждебной. Разъяснительной работой они помогут руководителям раздвинуть поле для политического маневра и сбалансированных уступок. При жесткости официальных позиций и разрыве контактов возрождать общение, смягчать климат, ставить "неподъемные" вопросы можно только через НПО. Давно пора признать судьбу Нагорного Карабаха основной причиной конфликта и главной спорной проблемой. Это общеизвестно и неопровержимо. Признание этого всеми сторонами было бы не только данью реализму, но и первым шагом к поиску взаимных уступок, цивилизованному, мирному решению проблем. Нет сейчас и других сил, способных призвать к стратегической цели - историческому примирению двух народов. Лидеры пока никак не могут этого, а народам иной нормальной перспективы и не дано. Народная дипломатия по своей природе не в ладах с напряженностью, оккупацией, гонкой вооружений, силовыми атавизмами. Ставка на силу в отношениях между народами изначально порочна, но ныне она все опрометчивее и опаснее. На Земле - другой век с иными ценностями: демократия, терпимость, контакты, гибкость, компромиссы. Спор по Карабаху должен перейти с поля боя к столу переговоров или к прозрачным урнам. На войне ценили твердость, а теперь полезнее гибкость, но пока она в дефиците. Компромисс - шажок к цивилизованности, учет законных прав и интересов, но вовсе не только своих. Международное сообщество, ООН, ОБСЕ, СНГ, все здравомыслящие люди - за установление и расширение контактов между азербайджанцами и армянами. Иной подход не имеет будущего. Наперекор помехам, полезны самые различные формы общения НПО, включая встречи за рубежом и, конечно, в России, порой при содействии азербайджанской и армянской диаспор. Давние пробуксовки нагорно-карабахского урегулирования однозначно требуют возрождения и нарастающей активности народной дипломатии. Необходимо сложением усилий придать ей в 2006 году "второе дыхание", чтобы облегчить, наконец, выход на конкретные соглашения!" ("Азг").