"Московский Комсомолец в Марий Эл" в статье "НЕОЖИДАННОСТЬ ПО ДЕТСКИМ" публикует материалы, связанные с темой выплат долгов по детским пособиям в Марий Эл.

На 1 января нынешнего года в Марий Эл насчитывалось 170 тысяч детей. В течение четырех лет с 1996 года по пособиям накопилось 230 миллионов рублей долга. В минувшем году "хвост" удалось "подрезать" на 60 миллионов. И вот нынче во всеуслышание правительство республики заявило о желании погасить задолженность полностью. Остается только приветствовать такое стремление, учитывая, что Министерство социальной защиты Марий Эл в начале года взяло на себя обязательство рассчитаться по долгам за два года.

Как следует из официальных сообщений, в республиканском бюджете 2002 года на эти цели заложено 10 миллионов, в бюджетах городов и районов в общей сложности нет и миллиона. Так откуда деньги? Из того же источника поступила информация, что республике Минфином России выделена беспроцентная ссуда на погашение долгов. "МК" в Марий Эл" пытался выяснить в Министерстве финансов республики схему погашения этого кредита, но чиновники нас мягко отфутболили в Министерство социальной защиты. Здесь нам тоже не удалось переговорить с кем-либо из высокопоставленных лиц. Когда верстался номер, газета все же получила официальное заявление марийского Минфина. В нем дословно говорится:

"В последние дни в средствах массовой информации республики появился ряд материалов, в которых изложена позиция мэра города Йошкар-Олы В. Таркова, которая сводится к фактическому отказу от выполнения обязательств по выплате задолженности по детским пособиям жителям столицы. Министерство финансов Республики Марий Эл ответственно заявляет, что предложенная правительством Республики Марий Эл схема погашения долгов по детским пособиям согласована с Минфином РФ и полностью соответствует бюджетному и налоговому законодательству. Она принята всеми муниципальными образованиями за исключением администрации г. Йошкар-Олы. В рамках реализации программы гражданам республики уже выплачено более 30 млн. рублей. Мэр города В. Тарков - единственный из всех руководителей муниципальных образований республики - отказывается подписывать соглашение, определяющее порядок погашения задолженности. Расцениваем этот шаг как попытку администрации города Йошкар-Олы уклониться от исполнения финансовых обязательств перед населением. Министерство финансов считает такую позицию недопустимой, наносящей ущерб интересам государства, способствующей росту социальной напряженности среди населения".

Как сказал столичный градоначальник, он не любит вступать в словесные перепалки, но ситуация вынуждает его это делать, раз в прессе появляются публикации, что дети Йошкар-Олы обездолены, поскольку мэр не желает заключать пресловутое соглашение о получении ссуды. Конечно, большинству людей, мягко говоря, "по барабану", откуда рублики. Уже тем, что не подписывает соглашение, Тарков в глазах горожан дискредитирован. На первый взгляд, логики в действиях главы администрации не видно: отказ от социальных выплат - это политическое самоубийство. Ни один нормальный мэр, избранный народом, так явно поперек своему избирателю не пойдет.

Мало кого интересует, что Йошкар-Оле придется в чем-то ужать свои расходы, ведь ссуда - тот же кредит, прощать который никто не будет. Но этот вопрос не интересен до поры до времени, пока не возникнут проблемы со светом, теплом, газом: А они неизменно появятся, если вешать республиканский и федеральный долг на муниципальное образование. Так получается исходя из соглашения, которое Минфин республики предлагает подписать городу, и так считает мэр Йошкар-Олы Владимир Тарков. Стало быть, дело в финансовом документе. О чем он, Владимир Тарков рассказал в интервью газете.

- Федеральный закон о вы-плате государственных пособий гражданам, имеющим детей, гласит, что средства выплачиваются субъектом РФ. Они учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов территорий и выделяются целевым назначением. В собственные доходы муниципальных образований никогда не закладывались затраты по выплате детских пособий. Они и не должны закладываться, потому что по закону это задача вышестоящих бюджетов - республики и России. "Детские" деньги входили в трансферты, которые выделялись Федерацией и передавались транзитом в муниципальные образования. Все средства, которые предназначались муниципалитету, до копейки были отданы. Фактически до 2000 года выделялось 20, 30, 50 % от потребности. Естественно, за эти годы образовалась задолженность. Но это долг не муниципального образования.

На сегодня задолженность перед жителями Йошкар-Олы составляет около 48-ми миллионов рублей. Министерство финансов республики направляет нам соглашение, по которому мы должны взять ссуду. Источник погашения ее - экономия средств по выплате текущих детских пособий. Как это можно понять? Сэкономить на детях сейчас, чтобы выплатить долги? В чем смысл? В качестве второго источника указываются дополнительные доходы города.

Но где их взять? Мало того, что бюджет Йошкар-Олы был урезан в пользу республиканского, но в городе в результате многочисленных банкротств просто тает налогооблагаемая база. Положительного эффекта - ноль, зато появляется масса безработных, а мэрии передаются жилые дома и коммуникации предприятий, на ремонт которых только в этом году требуется не менее 120 миллионов рублей.

Я такое соглашение не могу подписать. Я не имею право это сделать. Тем более, что разрешение брать кредиты мне дает только Городское собрание. В нынешнем году у меня разрешение на 15 миллионов рублей. Эти деньги уже взяты для выплаты заработной платы бюджетникам в первом квартале, поскольку была увеличена зарплата, а разницу нам полностью не восполнили (должны были 17 миллионов, а дали 4,5). Еще одну ссуду мы брали для выплаты отпускных и должны погасить ее до конца года. Надо выплачивать зарплату людям в четвертом квартале, это еще один кредит. Так что получается: выдать деньги детям, чтобы оставить без зарплаты родителей?

Сейчас Минфин предлагает ссуду в размере 21 миллион рублей. Это цифра появилась после того, как я выступил на совещании в правительстве и сказал, что город не может выкупить долги республики.

Задолженность, безусловно, выплачивать нужно, но такое соглашение нельзя подписывать. Давайте я поставлю подпись и накануне зимы оставлю город без тепла! К тому же, взяв кредит и не рассчитавшись за него, Йошкар-0ла не сможет получить никаких ссуд в экстренных случаях. В правительственной прессе говорят, какой плохой мэр, но никто не говорит о том, что фактически правительство перекладывает свои функциональные бюджетные обязанности на муниципальное образование, которое к этим долгам, согласно закону, не имеет никакого отношения. Мы не знаем, как проживем четвертый квартал, потому что денег уже нет, а тут, как снег на голову, обещание правительства выплатить долги, причем за чужой счет.

Я готовлю ряд документов в прокуратуру, КРУ и другие компетентные органы, чтобы разобраться, каким образом возникла огромная задолженность. Деньги в республику поступали и до 2000 года, но это была не отдельная строка. А потому возникает вопрос: сколько реально было получено и потрачено? Я намерен подать документы в суд на публикации, в которых меня обвиняют в нежелании выплачивать детские пособия. Получается, что правительство хочет отдать людям деньги и отдает, а мэр этому препятствует. Фактически оно перекладывает свои долги на город.

К чему это приведет? В ближайшее время нужно ехать в Москву и договариваться по поводу подключения к городу тепла. В 2001 году мы вынуждены были заключить соглашение, что проплатим 43 миллиона рублей долгов прошлых лет, но сумели отдать только 7 миллионов. Сейчас поедем к Чубайсу, и он первым делом спросит: почему не выполнено соглашение? Я рад выплатить все, естественно, погасить задолженность по детским тоже. Но у города на это нет средств. У нас как конец года, так начинаются коллизии. В прошлом году перекраивали бюджет, нынче вдруг решили погасить все долги. Какой финансист так поступает? На мой взгляд, продолжаются политические игры.

Новое противостояние, в которое вступил мэр, вряд ли добавит ему очков. Как уже отмечалось выше, людям действительно все равно, откуда возьмутся деньги. Мэру сложно объяснить горожанам, что в конечном итоге получается перекладывание рублей из правого кармана в левый. Но взрослые йошкаролинцы, похоже, уже понимают, что другой альтернанивы не может быть. Либо свет, тепло и зарплата, либо сиюминутная выплата детских пособий. А за ссуду Йошкар-Ола может расплатиться только налогами, которые каждый работающий гражданин обязан отдавать в городской бюджет. Можно ли назвать государственной поддержкой семей с детьми принцип "помоги себе сам"?