Украинские СМИ последней недели отрабатывали юбилейное представление на Майдане, другого рода представление под названием "2-Генпрокурора-2", и наконец, третьим пресс-событием этой праздничной недели стал неприезд российского премьера Михаила Фрадкова.

Никто не сомневался, что обещанный приезд Фрадкова был связан не с новообъявленным праздником Свободы, но с долгоиграющими "газовыми переговорами". Но, вероятно, "компромисс по газу" кое-кем ожидался как подарок к празднику. Подарка не случилось, Фрадков не приехал, "Олигарх" связывает это с "фактором Туркменбаши" и неожиданным объявлением о повышении цены на туркменский газ. Впрочем, в финале статьи автор "Олигарха" заявляет, что последнее слово "по газу" скажут не премьер-министры, а президенты.

Остальные - негазовые - темы недели праздничные: сетевой "Майдан" отмечает "Праздник Воскресения Верховного Прокуратора": "Стихийное и неорганизованное празднование этого события, которое поначалу проводилось в Ирпенском ночном клубе "Заир", постепенно переместились в столицу и стали настоящим всенародным праздником. За основу сценария взяли аутентичные египетские ритуалы, дополненные современными достижениями массового шоу-арта, с грандиозными фейерверками, лазерными эффектами, яхт-парадами на Днепре и народными карнавалами". "Майданный" репортаж о торжествах в честь Пискуна-Озириса написан в жанре антиутопии, украинский "Коммерсант" на полном серьезе комментирует виртуальные диалоги между восставшим из пепла генпрокурором и министром внутренних дел: "23 ноября во время своей пресс-конференции господин Пискун обвинил его (Юрия Луценко. - REGNUM) в давлении с целью безосновательного возбуждения Генпрокуратурой уголовных дел. "Уважаемый Юрий Витальевич, я горжусь тем, что я тебе не дал создать правового беспредела в этой стране. Что я по твоему списочку, что ты с ним бегал, по тем лохмотьям не принимал незаконных решений. Я счастлив, что я ни разу не нарушил закон, как ты ни просил и ни настаивал на этом. И не нарушу",- заявил господин Пискун. "Я получил огромное удовольствие от вчерашнего выступления Пискуна,- признался затем журналистам глава МВД.- Из уст самого субъекта народ получил объяснения, почему не расследуются многочисленные резонансные дела. Наконец-то народ услышал от самого Пискуна то, что он саботировал громкие расследования. Ведь именно в ведении прокуратуры находятся расследования преступлений, связанных с деятельностью должностных лиц". Наконец, действующий министр пообещал, что меры в отношении все еще действующего генпрокурора будут приняты: "все руководители силовых органов проведут совместную встречу, чтобы принять решительные меры, чтобы общественность увидела: власть может поставить на место". В свою очередь "Обком" подробно комментирует перипетии юридической абракадабры: "В "деле Пискуна", как в зеркале, отразился весь маразм нынешнего украинского правосудия и непрозрачность "третьей власти" (суда) для "четвертой" (прессы)".

Но если "дело Пискуна" внесло элемент карнавализации в осенние киевские будни, от главного "праздника Свободы" ждали по меньшей мере ритуального катарсиса. Но праздничная тема №1 вызвала гораздо больше вопросов, чем предполагалось условиями юбилейного жанра. "Зеркало недели" загодя озаботилось: А нужно ли праздновать? Результаты социологического опроса от Центра Разумкова оказались не вполне ожидаемы: "Самый высокий процент голосов неожиданно получил вариант "никаких праздничных митингов проводить не следует" - 58,6 процента. Что это, разочарование и неудовлетворенность результатами действий власти или желание защитить себя от фальши речей, произносимых вчерашними союзниками, превратившимися в соперников? И тем не менее, в трех регионах большинство населения считает, что в день начала революции Майдан собирать не стоит. В Центре таких 55,8 процента, на Юге - 65,4, на Востоке - 84. И только на Западе Украины подобного мнения придерживается меньшинство - 28,4 процента. Есть предположение, что именно оттуда приедет львиная доля участников на киевский Майдан...".

Ничего удивительного в том, что оппозиционный "Форум" задается тем же вопросом "Нужно ли было праздновать годовщину Майдана?", иными словами нужен ли "праздник одной стороны" в "расколотой стране", при том, что "Киевский телеграф" напоминает: даже та самая "одна сторона" тоже пришла к своему празднику разделенной на "верных" и "неверных", и в стане "празднующих" наблюдаем, не одну, и не две, но три стороны: "После известных событий, связанных с отставкой правительства Юлии Тимошенко, революционеры разделились на верных заветам Майдана и "неверных". А люди, которые мерзли в центре Киева, успокаивают себя тем, что боролись не за Ющенко или Тимошенко, а против Януковича и за демократию. Вот такая получается "триада"".

Впрочем опрошенные "Украинской правдой" политологи отметили не очевидное, однако "бутафорское" вполне единство, продемонстрированное главными действующими лицами, и, что гораздо более симптоматично с точки зрения культурных установок, - первая годовщина Майдана праздновалась как батальный костюмированный праздник: "Праздник Майдана проходил по схеме распространенных в Европе или России празднований годовщин каких-то выдающихся военных баталий. Например, в Европе отмечают годовщину битвы при Ватерлоо, когда люди одеваются в костюмы той эпохи и пытаются воссоздать ход тех событий. Обратите внимание, что на сцене Майдана главные персонажи не просто были одеты так же, как год назад - некоторые пришли в той же одежде, в которой они стояли на сцене во время оранжевой революции". Полоса "УП" называется "Праздник Майдана - праздник пиар-технологий", идея в том, что годовщина оранжевой революции по мысли устроителей должна была открыть избирательную кампанию (официально парламентская кампания начинается 26 ноября). Что и произошло. - Неслучайно, экс-премьер Юлия Тимошенко первым делом напомнила собравшимся, что "следующие парламентские выборы - не такие же, какими были предыдущие. Ведь политреформа лишает полномочий президента Украины и предоставляет мощные полномочия премьер-министру. Выборы сведутся к тому, кто будет руководить страной. Так, как вся наша команда поддержала Виктора Ющенко - точно так же я призываю объединиться вокруг избрания премьера, который будет олицетворять то, за что мы боролись". Затем она сообщила, что "Ющенко премьером стать не может, потому что он уже президент".

Кого именно следует видеть будущим полновластным премьером, не уставала громогласно напоминать БЮТовская тусовка, впрочем подноготную тимошенковского "шоу на Майдане" раскрывает корреспондентка сетевого "Обкома": "Это было захватывающее зрелище - хрупкая Тимошенко вся в белом - на плечах двух здоровенных мужиков въезжает на Майдан под восторженный рев своих хорошо организованных сторонников. Именно так, восседая на мужских плечах и кокетливо кутаясь в роскошное белое пальто, лидер "Батькивщины" гордо шествовала несколько сотен метров до самой сцены. И автор этих строк тоже готова была поверить в стихию народной любви. Если бы не одно "но". Если бы уже во время президентской речи, которая звучала после выступления Тимошенко, в руке у рядом стоявшего мужичка не запищала рация, из которой прозвучала совершенно отчетливая и громкая команда "Двадцать третий и двадцать седьмой! Организовать скандирование "Юля! Юля!". Когда мой сосед никак на ту команду не отреагировал, я строго спросила: что вы себе позволяете? Почему не выполняете указания командира? На что мужчинка честно ответил: "Эта команда касается номера 27-го и 23-го. А я - 35-й!".

Виктор Небоженко в "Украинской правде" обзывает шоу Тимошенко "политической непристойностью" и откровенным реваншизмом, но, похоже, шоумены и реваншисты добились своего: "Новые политические реваншисты, прежде всего во главе с бывшим премьером Тимошенко, делали все, чтобы унизить самого Ющенко. И это у них вышло - Ющенко действительно сорвался. И вы видели всю его злость, нехарактерную для президента. Он выступал очень жестко и, я бы даже сказал, высокомерно. Может быть, так новый царь и должен вести себя. Но такое поведение во многом было связано не с пиар-стратегией и расчетами советников Ющенко, а скорее тем негативом, который ему подготовили неприятели - а это были, конечно, не Партия регионов, не СДПУ(о), а приверженцы Тимошенко, которые заняли место возле трибуны еще с 10 часов утра".

А вот автору сетевого "Обозревателя" шоу понравилось. "Понравилось то, что не было прогнозируемого гламурного поцелуя между Ющенко и Тимошенко. Ожидал этого с ужасом. Пожалуй, это окончательно разрушило бы возможное сотрудничество. Не бывает любви по праздникам. Любовь прошла, и слава Богу. Просто есть надежда на то, что совместное проведение годовщины Майдана позволит былой любви перерасти в честную дружбу, а не в обмен гадостями друг о друге". И все же ключевое определение передовицы "Обозревателя" - "странный праздник": "В годовщине Майдана все было странным и неправильным. Самым неправильным было то, в каком состоянии победители подошли к своему празднику. Разругавшиеся вожди, потерявшиеся в суете обыденной жизни полевые командиры, разочарованные солдаты революции... Да и проигравшие выглядели не в пример лучше, чем год назад. Эдакими серьезными экономистами и радетелями за народ. А совсем не коррупционерами, олигархами и уголовниками. В "праздничном" винегрете все перемешалось и встало на дыбы. Смыслы, персоны и даже сами итоги революции".

Но самое странное в праздничных полосах украинских СМИ - слишком частое поминание старого венского доктора: "Трибуна" размещает многосерийную подачу под названием "Ющенко и психоанализ", речь там о детских комплексах украинского президента. Репортаж донецкого КИДа называется "Фрейд победил: полевые командиры Майдана рассказали о своем кошмаре" ("кошмар" полевых командиров Майдана называется "Янукович": победители в самом деле слишком много говорили о поверженном сопернике, который вдруг оказался "силен как никогда"). Наконец, все тот же "Обком" замечает характерную "оговорку по Фрейду" в праздничной речи президента: "Там, в первых строках "промовы", - и диагноз, и приговор власти: "Дякую! Дорога громадо! Дорогий славетний Майдане, друзі, побратими! Я сьогодні гордий тим, що після 12 місяців достойного, красивого цікавого життя ми сьогодні святкуємо перші роковини української свободи". Да, Виктор Андреевич, сам Фрейд рыдал бы, услышав эту "оговорку". В отличие от русского языка, где словом "годовщина" и празднуют, и поминают, в украинском языке есть два похожих, но все же разных слова. "Роковинами", которые применительно к Помаранчевой революции президент употребил как минимум трижды, обычно обозначаются печальные даты в жизни как отдельных людей, так и целых стран и народов. (Например: 60-ті роковини мученицької смерті Ольжича у концтаборі Заксенхаузен. Постанова Верховної Ради України "Про 70-ті роковини голодомору в Україні". Роковини подій на Тяньаньмень. Другі роковини американської трагедії. 18-ті роковини Чорнобильської катастрофи). Другое дело "річниця". Именно это слово употребляют, когда речь идет о событиях радостных, праздничных.... Получилось просто забавно: заговорив о годовщине Майдана как о поминках, (что резануло слух многих на митинге) Виктор-победитель проявил солидарность с Виктором-побежденным, приспешники которого носили в этот день по Украине помаранчевые гробы".

Наконец, "Главред" увидел здесь не сеанс коллективной психотерапии, и не цирк ("Версии"), но греческую трагедию: "То, что происходило на Майдане Независимости вечером 22 ноября, по тону, силе скрываемых и не очень страстей, значимости происходящего и, в общем, тщетных надеждах главных действующих лиц на счастливый финал, напоминало древнегреческую трагедию. Такие себе "Семеро против Фив", но без тог, котурнов, мечей и пик, которые, впрочем, без труда можно и дорисовать при желании. Тема вечна - власть, предательство, борьба, месть, одиночество... Да и все остальное - в наличии: неразрешимый конфликт между главными героями, подогреваемый второстепенными действующими лицами; присутствие хора, незримо влияющего на развитие действия; ожидание deus ex machina... Впрочем, "бог из машины" появится позже, в конце марта".