Еженедельная городская газета "Йошкар-Ола" публикует комментарии на тему погашения догов по детским пособиям, выплата которых производится в Марий Эл. Свою позицию на страницах газеты излагает Горфинуправление администрации Йошкар-Олы.

ЧЬИМ ПЛАТЕЖОМ ДОЛГ КРАСЕН?

Кому угодно мирный вопрос по выплате детских компенсаций разыгрывать на поле словесных сражений? Может быть, тем, кто желает в ином ключе трактовать букву закона и переложить груз своих обязательств на других?

Иначе как объяснить одностороннюю позицию в средствах массовой информации, упреки мэру Йошкар-Олы и городским депутатам по поводу долгов по детским компенсациям и нежелания их платить? В ход идут различные аргументы, в том числе и такой: "Раз есть долги, надо расплачиваться, а не выяснять, кто виноват".

Представим житейскую ситуацию: ваш сосед должен заплатить долги по квартплате, а домоуправ заставляет вас платить по его счетам. Еще и обвиняет, что вы не правы.

Примерно в такую ситуацию поставили город.

Вот что мы выяснили в юридической службе, горфинуправлении администрации города. Давайте посмотрим, как этот вопрос трактует Федеральный закон 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В соответствии со статьей 4, "выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации".

Участие бюджетов муниципальных образований в выплате детских пособий не предусмотрено. Да и закон предостерегает от подобных действий.

Согласно статье 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта Российской Федерации на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.

На финансирование отдельных целевых расходов, к которым относится выплата долгов по детским пособиям, предусмотрено предоставление субвенций (финансовой поддержки) из бюджета субъекта Российской Федерации. Это подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 года № 536 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 28.02.2002 г. № 137). Этот документ указывает: "Если расходы, предусмотренные федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", производятся органами социальной защиты населения муниципальных образований, их учреждениями или другими организациями, то субсидии и субвенции перечисляются им с лицевых счетов финансовых органов субъектов Российской Федерации, открытых в органах федерального казначейства, на балансовый счет "Средства местных бюджетов Российской Федерации" органа федерального казначейства". Кстати, для осуществления этих перечислений заключение каких-либо соглашений с минфином республики, на которые так часто ссылаются в СМИ, не требуется.

А теперь обратите внимание на таблицу, в каких суммах на выплату детских пособий нуждался город Йошкар-Ола и какие трансферты в консолидированный бюджет города поступали из бюджета субъекта РФ, то есть Республики Марий Эл, в том числе и на выплату детских пособий.

Из таблицы видно, что за эти четыре года минфином республики было запланировано трансфертов из республиканского бюджета в консолидированный бюджет г.Йошкар-Олы 139,4 млн. рублей. Фактически поступило 82,8 млн.рублей, или на 56,6 млн.рублей меньше. Расплачиваться с долгами по выплате детских пособий по законодательству РФ обязан бюджет субъекта Федерации, то есть республиканский бюджет. А не бюджеты муниципальных образований, в том числе и города Йошкар-Олы. И если бы деньги из республиканского бюджета город получил своевременно и в полном объеме, то и долгов по детским пособиям сегодня не было бы.

Иначе чем можно объяснить, что по этому вопросу до сих пор нет ни одного письменного документа правительства РМЭ? Может быть, потому, что такой документ вошел бы в противоречие со ст.4 вышеназванного закона и его можно было бы опротестовать в судебном порядке? По-видимому, никто не хочет официально нарушать федеральное законодательство. А методом политического давления на мэра города в средствах массовой информации пытаются заставить его пойти на подобный шаг, вменяя в вину "рост социальной напряженности среди населения и нанесение ущерба государственным интересам".

Но возникнут новые социальные осложнения. Изъятие средств из бюджета города в конце финансового года, не предусмотренных на выплату долгов по детским пособиям, поставит под угрозу обязательные выплаты. В том числе заработную плату бюджетников или, в преддверии зимы, расчеты с энергетиками. А такой прогноз вполне реален. Недаром говорят: "Когда не знаешь, как поступить, действуй по закону". Мэрия, исходя из интересов горожан, продолжает отстаивать свою точку зрения.

В недавнем интервью газете "Марийская правда" заместитель главы правительства РМЭ Л.Гаранин заявил: "Мы обязательно найдем выход, деньги йошкаролинцы получат". Но они должны получить эти деньги не из муниципального бюджета, а из средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ - Республики Марий Эл, как это и положено по Федеральному закону.

ВСЕГО