В России, по разным экспертным оценкам, от 5 до 10 млн нелегальных мигрантов. Их выявление и последующая депортация для федеральной миграционной службы, как показал проведенный в нескольких российских регионах эксперимент по определению статуса мигрантов, обходится недешево - около 5 млрд долларов в расчете на 5 млн человек. За несколько лет лишь 17 человек были подвергнуты административному выдворению. Об этом 24 ноября в ходе слушаний "Национальная безопасность и миграционная политика" в Совете Федерации сообщил директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, передает корреспондент ИА REGNUM.

Он также акцентировал внимание на вынужденной миграции, сосредоточенной преимущественно в Южном федеральном округе. Она представлена четырьмя этническими группами: осетинами - беженцами и вынужденными переселенцами из Грузии, ингушами - вынужденными переселенцами из Северной Осетии, русскими - вынужденными мигрантами из республик Северного Кавказа и стран СНГ и чеченцами - внутриперемещенными лицами из мест постоянного проживания. В результате вынужденного миграционного оттока русскоязычного населения многие республики региона стали практически мононациональными, отметил глва ФМС. Всего по России на учете в различных ведомствах стоит 1185,2 тыс. вынужденных мигрантов. Основная проблема - обеспечить их жильем, подчеркнул Ромодановский. На это потребуется 18 млрд руб, а в бюджете-2006 на эти цели предусмотрено только 250 млн руб.

Директор ФМС упомянул также проблему незаконной выдачи паспортов. По его данным, за период с 1997 по 2005 гг. свыше 21 тыс. паспортов было выдано незаконно, из них более 4 тыс. - в Южном федеральном округе. Более 2 тыс. бланков паспортов украдено, из них свыше половины - также в Южном федеральном округе. По его словам, ведомство борется с теми фирмами, которые помогают получить по существу поддельные документы для иммигрантов.

Заключение договоров о реадмиссии продвигается не слишком быстро, признал Константин Ромодановский. Пока такой договор есть у России только с Литвой, ведутся переговоры с Евросоюзом, Турцией, Украиной, Казахстаном, Киргизией, КНДР. С Казахстаном соглашение может быть подписано в начале 2006 г., с Евросоюзом - в середине 2006 г. Однако заключение соглашений потребует поправок в законодательство, поскольку механизм института реадмиссии в нем не закреплен.

Основные каналы нелегальной миграции в Россию сосредоточены на участках границы с Украиной, Казахстаном и Китаем, отметил глава ФМС. Особую тревогу, по его словам, вызывают мигрантские потоки из Китая в Сибирь, которые создают угрозу национальной безопасности для России. "Мы пытаемся максимально сузить все каналы на этом участке", - сказал он. Константин Ромодановский также отметил российско-казахстанский участок границы, через который прибывают до 80% нелегальных мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья.

В то же время, как заявил председатель Совета Федерации Сергей Миронов, задача новой миграционной политики (ее концепция до сих пор не утверждена, но ФМС планирует представить ее в правительстве в феврале - прим. ИА REGNUM) - не только противодействие нелегальной миграции, но и создание привлекательных условий для притока, в первую очередь, соотечественников из ближнего зарубежья, численность которых составляет примерно 25 млн человек. По данным ФМС, с 2004 г., после принятия поправок в закон "О гражданстве", упростивших порядок приобретения гражданства лицами, которые имели ранее гражданство в СССР и проживают на территории России на законных основаниях, появилась устойчивая тенденция роста количества новых граждан РФ. За 8 месяцев 2005 г. их численность составила свыше 343 тыс., за весь 2004 г. - более 323 тыс. По упрощенной процедуре (3 месяца вместо 6) российское гражданство могут получить иностранные граждане из Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Переговоры о заключении соглашения для сокращения сроков приобретения гражданства ведутся с Украиной. Однако, подчеркивает глава ФМС, необходимо внести поправку в закон "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О гражданстве", чтобы продлить срок действия нормы, предпочтительной для большинства желающих получить российское гражданство. Речь идет о части 4 статьи 14, которая говорит о возможности получить гражданство в упрощенном порядке без предоставления вида на жительство иностранцам и негражданам, имевшим гражданство СССР, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем желании. ФМС предлагает продлить его до 1 января 2008 г.