"Единороссы выберут между левым и правым на очередном съезде в Красноярске".

(Коммерсантъ. 23.11.05. И.Нагорных, В.Хамраев)

Вчера президиум генсовета "Единой России" утвердил повестку съезда партии, который пройдет в ближайшую субботу в Красноярске. Главными ее официальными темами станут изменения в уставе и программе партии, а также предложения единороссов по развитию Сибири и Дальнего Востока. Неофициальная же интрига съезда связана с конкуренцией левой и правой платформ, лидеры которых претендуют на закрепление своих идей в партийной программе.

С основным докладом на съезде выступит лидер "Единой России" Борис Грызлов, который расскажет об успехах партии, ее задачах на ближайший год и планируемых изменениях в уставе и программе. Поскольку доклад будет обращен не только к партийцам, но и ко всем избирателям, в нем, как ожидается, будет достаточно сильна социальная риторика. Но общее впечатление от доклада, как сообщил "Ъ" источник в руководстве партии, должно быть уравновешенным: "Конечная цель - не раздача льгот, а раздача рабочих мест. Не избыточные социальные обязательства, а удвоение ВВП".

Доклад губернатора Красноярского края Александра Хлопонина будет посвящен развитию Сибири и Дальнего Востока как локомотивов развития всей России. Вслед за Владимиром Путиным, который, представляя бывшего тюменского губернатора Сергея Собянина в качестве главы своей администрации, вспомнил, что Россия "прирастает Сибирью", губернатор еще раз напомнит, что в этом регионе сосредоточены основные богатства страны, за счет которых более чем наполовину наполняется российский бюджет. При этом господин Хлопонин, придерживающийся либеральных убеждений, как предполагается, сделает акцент не только на роли государства, но и на чисто рыночных методах решения поставленных задач.

Хотя лидеры единороссов в один голос твердят, что никаких "крыльев" в партии нет и не будет, как и дискуссий о левом или правом уклоне на красноярском съезде, наличие в повестке двух упомянутых докладов уже дает основания говорить о продолжении внутрипартийной дискуссии. Ведь Борис Грызлов не раз говорил, что идеологией "Единой России" должен быть "социальный консерватизм" (эту позицию разделяет и лидер левого крыла, глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев), тогда как Александр Хлопонин является членом совета "Клуба политического действия - 4 ноября", предлагающего "либерально-консервативное видение будущего России". Поэтому логично предположить, что в своих речах докладчики обязательно изложат суть своих позиций, а противоборство либеральной и консервативной идей продолжится как в последующих прениях, так и в кулуарах съезда. Во всяком случае, представители правого крыла в лице главы думского комитета по госстроительству Владимира Плигина и члена общественной палаты Валерия Фадеева на вчерашней пресс-конференции в Москве пообещали провести заседание своего клуба в Красноярске накануне съезда и сделать его началом "обширной программы встреч и обсуждений в регионах", по итогам которых клуб рассчитывает "выработать национальный курс на базовых ценностях: свобода, справедливость, суверенитет, собственность". А господин Фадеев подчеркнул, что считает такую программу необходимой для "Единой России", поскольку другие демократические партии (СПС и "Яблоко"), по его словам, "обанкротились".

При этом либерал-консерваторы оговорились, что не станут навязывать съезду дискуссию, но уверены, что их позиции будут озвучены делегатами съезда. С этим согласны и представители левого крыла. Как заявил "Ъ" Андрей Исаев, "внутрипартийная борьба либерального и социального в "Единой России" есть и будет всегда". В этом господин Исаев видит не только доказательство того, что "Единая Россия" - по-настоящему демократическая партия, но и одну из гарантий от раскола. Главная же гарантия единства, на его взгляд, состоит в том, что "большинство в партии - сторонники социал-консерватизма". В Кремле, похоже, тоже не имеют ничего против нынешнего формата внутрипартийной дискуссии: как пояснил "Ъ" источник в администрации президента, если единороссам в своей программе удастся сочетать социальное с либеральным, то партия на выборах 2007 года сможет расширить электорат, взяв голоса и левых, и правых избирателей.

Правда, конкуренты "Единой России" не видят перспектив у такой стратегии партии власти. Власть "хочет помирить вокруг одной партии и волков, и овец", заявил "Ъ" секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов. Он полагает, что "волки всегда будут стремиться к тому, чтобы овцы были им послушны, но не смогут добиться этого". А секретарь политсовета СПС Борис Надеждин не верит, что "искренне правый или искренне левый избиратель отдаст свой голос" единороссам. В целом же оппоненты партии власти считают, что очередные взмахи ее "крыльев" - это всего лишь пиар, имеющий целью "разогрев публики" перед съездом.

Замгендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко, напротив, видит в появлении крыльев "признаки жизни", которые стала демонстрировать партия, "созданная как бюрократическая конструкция". "Эту партию можно насиловать сверху", полагает господин Макаренко, а "после изнасилования появляется чувство оскорбленной чести", под воздействием которого среди отдельных единороссов "начинаются поиски своего "я"" в различных крыльях. Однако эти крылья, уверен Борис Макаренко, не помогут единороссам "собрать и такого избирателя, и сякого". На это способен только Владимир Путин, который, поддержав "Единую Россию" в 2003 году, привел к ней и левых, и правых избирателей. А теперь неизвестно, будет ли у партии в 2007 году такая же личность, как господин Путин.

"Александр Хлопонин: "Без регионов-доноров невозможна вторая индустриализация Сибири".

("Вечерний Красноярск", 23.11.05, Александр Чернявский)

Осень 2002 года. В Красноярском крае только что отгремела эпохальная битва за губернаторское кресло. Отзвучали праздничные салюты и здравицы в честь победителя, в Сером доме формируется новая команда, поверженные противники зализывают раны и с тайной надеждой ожидают провала Александра Хлопонина на губернаторском поприще. Ожидают не без оснований: богатый край достался ему в крайне запущенном состоянии, клубок проблем кажется неразрешимым, а надежда на пресловутый "рывок" - призрачной... Осень 2005 года. Красноярский край - безусловный политический и экономический лидер Сибирского федерального округа, его губернатор во всех рейтингах в обойме самых влиятельных региональных лидеров страны. Блистательно проведено сложнейшее мероприятие - референдум по объединению приенисейской Сибири. Вчерашние враги стали союзниками, местная элита в основном приведена к общему знаменателю, локальные неудачи не затмевают стратегических побед. Как признание особой роли края в современной России - проведение в Красноярске съезда правящей партии.

...На таком фоне состоялась беседа главного редактора "ВК" с Александром Хлопониным, губернатором, которому, похоже, понравился вкус побед.

По следам референдума

- Полгода прошло после референдума по объединению края. Победа - это замечательно, но куда важнее и интереснее последствия подобных знаковых событий. Насколько удалось руководству края выжать из весеннего успеха все возможные плюсы?

- Главный плюс на сегодняшний день - законодательное закрепление итогов референдума. Все обещанные федеральным центром преференции удалось оформить в виде закона, бюджета, поправок в Налоговый кодекс. Я, конечно, понимаю нетерпение людей, которые хотят жить хорошо здесь и сейчас, но с другой стороны - новая экономика за один день и даже за один год не строится. Давайте не будем торопиться, хотя уже в 2006 году начнется реальное воплощение всем известных проектов: разработка Ванкорского месторождения, строительство Богучанской ГЭС, алюминиевого завода, новых автомобильных и железных дорог, моста через Ангару... 15 декабря мы ожидаем в гости Председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова. Надеемся, что его визит позволит снять последние вопросы.

- Таким образом, апрельский референдум стал не столько итогом, сколько прологом большой работы...

- В 2003 году, когда нам удалось преодолеть кризис в крае, возник вопрос: куда и как двигаться дальше? Именно тогда появилась концепция регионов-локомотивов, которая позволяла бы с одной стороны использовать конкурентные преимущества края, с другой - нивелировать его недостатки. Конкурентные преимущества края очевидны - дешевая энергетика, развитая крупная экономика, хорошая кадровая база. Наконец, географически мы находимся на перекрестке нескольких важных транспортных артерий.

- А недостатки?

- Это продолжение наших достоинств. Географическая удаленность от рынков сбыта, перекос в сторону добывающей экономики, низкая концентрация людских ресурсов. Очевидно, что при всем желании мы не можем делать сейчас основную ставку на средний и малый бизнес - просто условия у нас другие, чем, например, у Новосибирской области. Мы пришли к выводу, что самой перспективной для нас является модель частно-государственного партнерства. Красноярский край обречен на реализацию мегапроектов, которые могут осуществляться только в содружестве госструктур и крупного бизнеса. Иначе просто не хватит ресурса.

К своей цели мы двигались постепенно. Ключевые идеи мы заложили уже в стратегию экономического развития. Потом была проделана серьезная политическая работа на уровне администрации Президента, федерального правительства, "Единой России". Мы убедили эти структуры, что для воплощения концепции регионов-локомотивов необходимо укрупнение края, которое позволит решить ряд стратегических проблем управления огромной территорией.

Уравниловка - путь в никуда

- Тем не менее, складывается впечатление, что модель регионов-локомотивов, бесспорно, выгодная для Красноярского края, не находит особого отклика в Москве. По моим наблюдениям, федеральный центр куда больше озабочен выравниванием уровня жизни в российских регионах, чем какими-то прорывными вещами. Или я не прав?

- Естественно, у нас есть не только сторонники. В принципе, край сделал уже достаточно много: мы предложили стратегически перспективную модель развития регионов, мы ее не без трудностей, но уже начали осуществлять. Мяч сейчас на половине федерального центра. Очевидно, что речь идет не только о Красноярском крае. Проблема большой разницы в уровне социально-экономического развития субъектов РФ существует на самом деле. Неверен сам подход: у нас привыкли все мерить рублем, хотя было бы и правильнее, и честнее измерять уровень нашей жизни количеством и качеством оказываемых населению услуг.

К нашему глубокому сожалению, политическая конъюнктура не позволяет отойти от практики за счет регионов-доноров поддерживать на плаву регионы-реципиенты. Более того, дотационные регионы сейчас в гораздо более выгодном положении, чем Красноярский край. Наши соседи могут себе позволить такие расходы на капитальное строительство, о которых я - руководитель региона-донора - могу только мечтать. И где, спрашивается, логика? - Что же делать?

- Не бояться отстаивать свою точку зрения. Политика, навязывающая свою волю экономике, - это путь, ведущий в никуда. Курс на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов - стратегическая ошибка. При таком подходе придется забыть об амбициях России как страны, претендующей на роль одного из основных мировых игроков в XXI веке. Регионы-локомотивы - это не идея-фикс красноярского губернатора, это - объективная вещь. Без таких регионов невозможна вторая индустриализация Сибири.

Ставка - на Сибирь!

- Но, судя по тому, что съезд "Единой России" решено провести в Красноярске, у вас есть не только оппоненты...

- Я уже не раз говорил, что решение о проведении партийного форума на берегах Енисея было принято без каких-либо лоббистских усилий с моей стороны. Полагаю, что выбор пал на нас по простой причине - мы за последние годы предложили немало интересных моделей в экономике и социальной политике, которые заинтересовали федеральный центр. Основной лейтмотив нашего съезда - от стабильности к развитию. Если попробовать наполнить конкретикой этот лозунг, то опять же выяснится, что речь в первую очередь идет о регионах-локомотивах! И в таком качестве "Единая Россия" рассматривает не только Москву и Питер, но и Сибирь, Дальний Восток. Сейчас вопрос стоит ребром: если мы не сделаем главную ставку на развитие Зауралья, то через несколько десятилетий Россия потеряет завоевания Ермака и других русских землепроходцев.

- Уж сколько этих концепций по развитию Сибири разработано... Несколько лет назад программный документ был принят на уровне федерального округа - и что? Население в Сибири продолжает неумолимо сокращаться.

- Хорошая была программа. Там были написаны правильные вещи, но у нее был один стратегический недостаток - она не учитывала новую модель нашего государства и не была привязана к действительности. А новая модель развития России основана в первую очередь на частно-государственном партнерстве. Думаю, имеет смысл присмотреться к опыту Южной Кореи. Там есть четыре крупные корпорации развития, работающие в различных сферах: от наукоемких технологий до проектирования крупных предприятий. У нас нет ни одной. Поэтому и возникают амбициозные, но мало связанные с реальностью проекты. А времена неоправданной гигантомании миновали - денег на это у государства нет. Частный бизнес на пустое прожектерство денег не даст и подавно.

- А что предлагаете вы?

- Мы предлагаем двигаться от конкретных вещей. Предположим, есть в Нижнем Приангарье крупное месторождение цинка. Но мы и пальцем не шевельнем, чтобы начать его разработку, пока не будет найден инвестор, которому нужен этот цинк. Должна быть общая заинтересованность, как в случае с достройкой Богучанской ГЭС. Она нужна государству, энергетикам, "Русалу", лесной отрасли... Если, например, будет построен мост через Ангару, то и РЖД будет тянуть сюда железную дорогу. Стратегические проекты развития не могут возникнуть из воздуха волей неких высших сил. Они имеют право на жизнь только если для этого существуют объективные предпосылки.

Ее величество целесообразность

- Частно-государственное партнерство - это интересно, но как прикажете понимать, например, недавнее решение "Роснефти" прокладывать трубопровод не на Таймыр, как нам обещали весной, а в Западную Сибирь? Краю-то это явно невыгодно.

- В этом случае торжествует чисто экономическая логика. Поверьте, если бы мы видели в этом практический смысл, то смогли бы повлиять и на "Роснефть". Но дело не в "злой" воле Богданчикова (руководителя "Роснефти". - Ред.), а опять же в объективных причинах. К нашему большому сожалению, таймырский вариант не прошел из-за проблемы, которую нужно решать на уровне Федерации. Это плачевное состояние ледокольного флота России. Его обновление и модернизация - дело долгое и затратное. А нефть в промышленных объемах будет добываться на Ванкорском месторождении уже через несколько лет. Спрашивается, как бы мы вывозили ее с Таймыра?

- А "Полюс"? Ходят упорные слухи, что он будет перерегистрирован в Москве.

- Эта компания уже стала трансрегиональной, ее интересы давно не ограничиваются только Красноярским краем. На золотодобывающем рынке она вообще стала международным игроком. Естественно, ей удобней вести дела из Москвы.

- Опасения связаны с тем, что "Полюс", зарегистрировавшись в столице, уведет значительную часть налогов из края.

- Ничего подобного - "Норникель" тоже прописан в Москве, но исправно платит положенные налоги в крае. Та же ситуация и с "Полюсом": по закону налоги на те объемы золота, которые компания добывает в нашем регионе, она обязана уплачивать в крае.

- Александр Геннадиевич, а как вы относитесь к идее реанимации так называемой трансполярной магистрали?

- Отрицательно. Во-первых, слишком большие затраты - один километр железной дороги обойдется минимум в 10 миллионов долларов. Это Сталин мог позволить себе рабский труд заключенных, у нас сейчас все-таки другая историческая ситуация. Во-вторых, непонятно вообще, для чего она нужна. Население с Севера уезжает. Если говорить о грузоперевозках, то придется считать норму рентабельности. Сильно сомневаюсь, что эта дорога когда-нибудь окупится. Вижу только один потенциальный плюс в этом проекте: если использовать дорогу как альтернативу североморскому пути. Но тут нужно все очень тщательно считать и взвешивать.

Пятый элемент

- Вы упомянули о краевых социальных проектах, которые заинтересовали Федерацию. А как они соотносятся с национальными проектами, которые в начале сентября выдвинул Владимир Путин?

- Президентские инициативы возникли не на пустом месте. Мы участвовали в подготовке идеологической базы этих проектов, потому что Красноярский край идет в этом направлении немного впереди других. В частности, именно поэтому нам удалось избежать проблем с введением закона о монетизации.

Я давно уже выступал за дифференцированный подход к здравоохранению. Мне не нравится ситуация, когда врач, который обслуживает 50 пациентов, получает столько же, сколько его коллега, у которого всего 3 пациента. В медицину у нас идут сотни миллионов рублей, и нужно, чтобы качество услуг соответствовало этим затратам. А качество появится, когда адекватно будет оплачиваться труд профессионалов.

Сельское хозяйство. Мы с самого начала нашей работы в крае заложили новую модель госрегулирования этой очень затратной сферы. С помощью госзаказа мы стараемся реально помочь крестьянам. С селом, кстати, связана программа строительства общедоступного жилья. Специалистов не заманишь в деревню, если там не будет для них качественного жилья. Образование. Оно связано с очень конкретными экономическими проектами. Например, освоение Нижнего Приангарья потребует людей определенных специальностей. Сразу же возникает вопрос: кто и как их будет готовить? Мы сейчас стараемся повернуть нашу систему образования в сторону экономики. Одно не может развиваться без другого.

- Создание в Красноярске национального университета тоже из этого пакета?

- Национальный университет - это попытка создания центра, соответствующего лучшим международным образцам. В нем будут готовить специалистов, чьи дипломы будут конкурентоспособны на международном рынке. Речь идет о том, чтобы создать в Сибири, которую привыкли считать только сырьевым придатком, некий "инкубатор" для производства высококлассных специалистов. Такой университет - реальный шаг по удержанию в Сибири перспективной молодежи. Вообще, лично я бы добавил к четырем национальным проектам еще один - посвященный молодежной политике.

- А в рамках образовательного проекта эту политику нельзя осуществлять?

- Когда я встречаюсь с нашими подростками, то часто задаю им стандартный вопрос: "Кем вы хотите стать?" - и, к сожалению, в большинстве случаев получаю очень невразумительные ответы. Возникает ощущение, что сегодняшние старшеклассники почти не представляют, в каком обществе им предстоит жить и работать. А нынешнее общество - очень жесткое, с сильной конкуренцией, в котором каждый роет свой тоннель к личному счастью. Поэтому уже в школе нужно прививать юному поколению правильную мотивацию, учить его грамотной адаптации к современному обществу. Но одна школа эту задачу выполнить не в состоянии, здесь нужны комплексные общегосударственные подходы.

- Проблема слабой адаптации молодежи пересекается с высоким уровнем иждивенчества, о котором вы с болью говорите с самого начала своего губернаторства,

- Это издержки нашего двойственного менталитета, когда мы одной ногой остались в прошлом, а другой - только нащупываем будущее. С одной стороны, большинству нравится свобода, с другой - мы не против, чтобы государство по-прежнему нас опекало. Но так не бывает. Я убежден, что на помощь государства на 100% вправе рассчитывать только старшее поколение. Сильно расстраиваюсь, когда слышу о молодых людях, которые, подобно "сироткам" из"12 стульев", готовы сидеть на шее государства до скончания века. Нет, ребята, мы готовы помочь пенсионерам, бюджетникам, но молодые здоровые люди пусть рассчитывают в первую очередь на себя и на то предприятие, где они работают.

Свобода и долг

- Александр Геннадиевич, вы затронули очень серьезную тему: конфликт таких важных понятий, как свобода и долг. Наше общество ведь на самом деле никак не может найти их гармоничного сочетания.

- Пятнадцать лет назад наш народ выбрал свободу. Но ему не объяснили, что свобода подразумевает наличие в обществе мощных политических институтов, развитой демократической системы. Ничего этого в начале девяностых годов в нашей стране не было. Отсюда тотальное разочарование россиян в демократии. Реально к этой системе мы подошли только сейчас, но негативный шлейф предыдущих неудач слишком силен. Именно поэтому все меньше избирателей ходит на выборы...

- Ну, а как же наш референдум? Ведь на участки пришло более 60 процентов избирателей.

- Нам удалось "зацепить" народ тем, что можно даже назвать сегодняшней национальной идеей - идеей собирания земель. Но, к сожалению, это пока исключение. Народ все больше отчуждается от власти. О гражданском обществе приходится пока только мечтать. - А не виновата ли в этом сама власть?

- Никто с нее вины не снимает. Представители власти - чиновники, депутаты, гаишники - у многих ничего кроме тошноты не вызывают. Однако будем объективны: сегодня власть вынуждена фактически сама формировать гражданское общество, потому что большинство населения закопалось в собственных проблемах, махнув рукой на все, кроме своей семьи. Семейные ценности - это замечательно, но если мы кроме собственного кармана и собственного дома не будем больше ничего видеть, то грош нам цена как нации.

- И как же расшевелить людей, как восстановить утраченное чувство общественной солидарности?

- Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы все утряслось, чтобы командные высоты в обществе заняло поколение, воспитанное уже в постсоветскую эпоху. Наше поколение обречено на жизнь в эпоху перемен. Только наши дети по-настоящему оценят плоды тех реформ, которые сейчас идут в России. Тут ничего не поделаешь - диалектику общественного развития никто отменить не в силах.

Именно поэтому я сильно рассчитываю на тех, кому сегодня еще нет тридцати.

- И которые считают, что наше с вами, Александр Геннадиевич, поколение, сняло все сливки с реформ, ничего им не оставив. - Да, агрессии в молодом поколении хватает. Конечно, они смотрят на чужую красивую жизнь и задают вопрос: "А чем я хуже?". Но они ошибаются, если думают, что в 90-е годы возможности раздавались направо и налево. Это было время большой работы, большого риска и большой опасности - завидовать нам с вами не стоит. К тому же, уверен, у нынешней молодежи перспектив не меньше. Думаю, даже больше.

От тактики к стратегии

- "Единая Россия" на своем съезде будет поднимать эти проблемы?

- Естественно, правящая партия не может пройти мимо тем, которые тревожат общество. Нам пора уже от тактики переходить к стратегии. Мы все сейчас в поиске. Здесь крайне важно расставить приоритеты, как в политике, так и в социально-экономической сфере. - Некоторые наблюдатели считают, что "Единая Россия" все больше напоминает КПСС. В частности, сегодня без партбилета рассчитывать на карьеру в политике может только неисправимый оптимист.

- Речь не о "Единой России", а о формировании в стране жесткой партийной структуры. Вы правы - сейчас в российской политике на что-то можно рассчитывать исключительно в составе авторитетной партии. Не только, кстати, "Единой России". Мы - за конкуренцию. Нашим оппонентам никто не запрещает идти к избирателям и доказывать им, что они лучше, что их программные цели лучше соответствуют национальным интересам страны. Ради Бога!

- Недавно партии получили еще одно право: в случае победы на выборах в региональные парламенты они могут выдвигать на пост губернатора своего представителя.

- И это правильно! Это и есть настоящая демократия. Более того - я считаю, что нужно идти дальше. Победившая партия должна получить право не только выдвигать кандидата на пост губернатора, но и формировать кабинет регионального правительства. Вот тогда избиратели в полной мере смогут спросить с тех, кому они на выборах отдали свое предпочтение. Да и у правящей партии ответственности за свои действия только прибавится.

Александр Геннадиевич ХЛОПОНИН, губернатор Красноярского края. Родился 6 марта 1965г. в Коломбо (Цейлон) в семье переводчика Государственного комитета внешнеэкономических связей СССР. В1982г. - поступил в Московский финансовый институт (ныне Государственная финансовая академия) на факультет международных экономических отношений. В 1983-85 гг. - служба в Советской Армии. В 1989 г. - окончил учебу в институте. В1989-92 гг. - работал в отделе государственных кредитов Внешэкономбанка СССР. В1992-93 гг. - заместитель председателя банка "Международная финансовая компания" (МФК). В1994-95 гг. - председатель правления МФК. С мая 1996г. - и. о. председателя правления, с июня 1996 г. - член совета директоров, в 1996-2001 гг. - председатель правления, генеральный директор РАО "Норильский никель". 28 января 2001 г. избран губернатором Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. В 2002 году победил на выборах губернатора Красноярского края. Инаугурация состоялась 17 октября 2002г. Награды: Орден Почета "За большой вклад в производство цветных и драгоценных металлов" (1998г.). Семейное положение: женат, супруга - Наталья Зурабовна Хлопонина, дочь Люба, 1987 года рождения, учится в Лондонской школе экономики. Увлечения: коллекционирование записей выступлений Лондонского симфонического оркестра, футбол, шахматы, мотоспорт. Свободно владеет английским и французским языками.

"Сергей Сокол: "Скептикам придется замолчать".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 23.11.05, Татьяна Овчинникова)

Красноярский край - крупнейшая сырьевая база страны. На протяжении ряда лет мы входим в первую пятерку регионов-экспортеров. С одной стороны, ставка на экспорт сырья - не самое выгодное и надежное дело: велика зависимость от конъюнктуры цен. С другой - именно за счет этого мы живем. Бюджет-2006 - лишнее тому доказательство. Значительное увеличение доходов позволило также существенно увеличить и расходы. В первую очередь, на социальные нужды - образование, здравоохранение, защиту населения... Счастье или беда - наши природные богатства? Вопрос, по большому счету, философский. Но мы все же попросили ответить на него заместителя губернатора Сергея Сокола, в сферу ответственности которого входит внешнеэкономическая деятельность.

С.С.: Благодаря высокой доле сырьевого экспорта, край является регионом-донором, то есть регионом, способным обеспечивать себя и подпитывать других. Согласитесь, при любом раскладе это выгодное положение, в известной мере обеспечивающее экономическую безопасность. Отдавать, делиться всегда проще, чем ждать, когда дадут или выпрашивать. И в условиях самого жестокого кризиса нам никогда не будет хуже, чем другим.

Другое дело, осознаем ли мы это счастье? Умеем ли пользоваться своим историческим достоянием? Если сидеть на печи с распахнутой дверью да уповать на то, что дров полон лес, беда может настигнуть гораздо быстрее, чем кажется. Топор сломается, и все. А если с умом - окна законопатить да дверь починить, то и тепло в доме сохранишь, и дров на века хватит. Говорят, что горе приходит самостоятельно, а к беде мы всегда сами движемся.

За три года работы губернатора Хлопонина краевой бюджет увеличился вдвое. При этом объем налоговых отчислений того же "Норникеля" не изменился. Значит, край, образно говоря, потихоньку конопатит окна - развивает иное производство, помимо металлургического. Но в развитие тоже надо вкладывать...

МК: Вместо того чтобы поддерживать социально незащищенных, вы намерены поддерживать олигархов...

С.С.: Вы это про Ванкор и Богучанскую ГЭС?

МК: Не я. На коммунистических лозунгах так написано.

С.С.: Конечно, можно все доходы потратить на субсидии и компенсации. В то же село вложить не один миллиард, а одиннадцать. Раньше так и было. И колбаса была дешевой. Если, конечно, ее выбрасывали на прилавки. Миллиарды улетали в никуда. А на достройку ГЭС не хватало. И на разработку нефтяных месторождений денег десятилетиями не находилось. Да и сейчас у государства таких средств нет. Так что - не строить, не разрабатывать?

Между тем реализация проектов промышленной модернизации края, таких как освоение Ванкорского месторождения, транспортной инфраструктуры Нижнего Приангарья, позволит краю не только увеличить экспорт как таковой, а и изменить его структуру. Строительство крупных ЦБК и других предприятий глубокой переработки - это и есть умение по-хозяйски использовать свои богатства. Мы продаем лес в Китай, он делает из него бумагу и, экспортируя, получает доходы, несоизмеримые с нашими. Чем мы хуже? Прогнозируется, что ежегодное потребление бумаги и картона только на азиатском рынке к 2010 году возрастет до 165 миллионов тонн. А если учесть мировой спрос?

МК: Но когда это будет...

С.С.: Если ничего не делать, то никогда. Кому-то инвестиционные проекты кажутся нереальными. Между тем "локомотив", о котором столько говорили во время референдума, набирает ход. И не только политический, имея в виду предстоящий съезд "Единой России", но и экономический. Главные соглашения достигнуты.

На прошлой неделе в Москве губернатор Хлопонин и глава Внешэкономбанка подписали меморандум о сотрудничестве в области развития лесопромышленного комплекса края, главный пункт которого - строительство ЦБК. А на переговорах с Олегом Дерипаской речь шла уже о графике пуска первых мощностей Богучанской ГЭС, прокладке ЛЭП до алюминиевого завода, площадка строительства которого уже определена.

Очень скоро скептикам придется замолчать. И пусть пока скорость движения "локомотива" не так велика, но ведь еще недавно он вообще стоял! К тому же очень правильно - не рвать с места. Тише едешь, как говорится, приедешь вовремя и по адресу.

МК: Сергей Михайлович, все это - дело будущего. А каков расклад во внешнеэкономической сфере сегодня?

С.С.: Красноярский край - активный участник внешнеэкономической деятельности России. За девять месяцев 2005 года внешнеторговый оборот его составил 4,5 миллиарда долларов. Прирост по сравнению с прошлым годом - 27,7 процента. Внешнеторговые операции осуществлялись с 80 странами мира.

МК: Прирост за счет выгодной конъюнктуры цен?

С.С.: Не только. Конечно, это определяющий фактор для внешней торговли. И он останется таковым на ближайшую перспективу. Продукция цветной металлургии составит, как и теперь, основную статью красноярского и сибирского экспорта в целом. Не вижу в том ничего плохого: чем дороже, тем лучше. Но на увеличение показателей товарооборота влияют и объемы импорта, который в последнее время тоже меняет свою структуру. На предприятиях края повышается спрос на машиностроительную продукцию. В 2004-2005 годах край активно закупал станки для обработки дерева, самоходные буровые установки, карьерные самосвалы, электрооборудование, угольные электроды... Это говорит о том, что промышленность края развивается - предприятия, закупая технику, решают проблему износа основных фондов. Это, в свою очередь, позволит им увеличивать выпуск собственной продукции, в том числе и для потребностей освоения Ванкорского нефтяного месторождения, строительства ГЭС, ЦБК и т.д. А еще - наращивать свои конкурентные преимущества.

МК: Что куда везем?

С.С.: Медь, никель, алюминий - в Швейцарию, Великобританию, Нидерланды, Китай. Продукцию химической промышленности в наибольших объемах покупают США, Франция, Германия, Китай. Основными потребителями продукции лесного комплекса традиционно являются Китай, Египет, Сирия, Франция, Великобритания, Германия, Япония, Ирак. В структуре экспорта края понемногу увеличивается доля продукции глубокой переработки. С развитием лесной отрасли, которую Хлопонин, став губернатором, определил как приоритетную, она будет нарастать. Круглый лес продавать невыгодно. Мы способны делать из него то, что на мировых рынках востребовано и стоит значительно дороже.

МК: Сергей Михайлович, согласитесь, в том, что у Красноярского края такой высокий внешнеторговый оборот, 91,4% которого составляет экспорт (металлов и леса), особой заслуги власти нет. Это просто результат исторического везения: богата наша земля как никакая другая. А вот на что усилия краевой администрации могут действительно влиять и влияют?

С.С.: Вы не правы. Историческое везение может ведь оставаться гипотетическим. Что в какой-то мере и наблюдается. На демонстрациях и пикетах часто звучит вопрос: "Где наши богатства?" В земле они. В тайге. По больше части нетронутые. Красноярский край за 70 лет не удосужился стать нефтяным регионом, не сумел даже изготовить ключики ко многим ларцам.

Вторая индустриализация края, о которой сейчас много говорится, могла ведь начаться значительно раньше. И край, и страна жили бы лучше. И за счет увеличения экспорта, и за счет развития внутреннего производства. И надо радоваться, что Хлопонин сумел привлечь к этой теме внимание президента, правительства, крупного бизнеса. Ведь если взвесить весь комплекс выгод, которые повлечет за собой реализация инвестиционных проектов (от развития промышленного производства до дополнительных средств в бюджет и занятости населения), то эти слова - "вторая индустриализация", "регион-локомотив" - совсем не кажутся пустыми и пафосными. И, даст Бог, мы еще при нашей жизни сумеем в этом убедиться.

Что касается сегодняшней роли краевой администрации во внешнеэкономической деятельности? Одна из задач - опять же стратегическая, которой уделяется много внимания - создание позитивного имиджа края на международном уровне, как региона, обладающего высоким потенциалом развития, благоприятным деловым климатом, репутацией надежного партнера. Формулировка стратегии экономического развития после объединения с Эвенкией и Таймыром, как Новой индустриализации Сибири, родилась во время Второго Инвестиционного форума. Предложенная концепция нашла одобрение большого бизнеса и федеральной власти. И это очень важно. Без поддержки государства и олигархов, сами понимаете, никакой индустриализации нам не видать. А рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило на форуме наш рейтинг кредитоспособности "А" с позитивными перспективами. В этом русле делается и многое другое. Расширение международных связей, продвижение краевой продукции на рынки иностранных государств, организация деловых миссий предпринимателей края за рубеж, участие наших производителей в международных ярмарках и выставках, внедрение международных систем менеджмента качества с привлечением специалистов международных центров стандартизации и сертификации (сегодня 20 предприятий кр§я сертифицированы)... Это все - задача власти.

МК: Можно пару конкретных примеров?

С.С.: В 2005 году мы организовали участие наших предпринимателей в 16-й Харбинской торгово-экономической ярмарке, в межрегиональной промышленной выставке в Казани, в Ганноверской выставке промышленных технологий... И наоборот - деловые визиты в край представителей бизнеса из Бразилии, Германии, Белоруссии. Направили деловые предложения в Венесуэлу, Доминиканскую Республику, США, Китай, Южную Корею. Все это способствует расширению каналов рынка сбыта красноярских товаров, заключению новых контрактов, популяризации региона.

Наша работа по выдвижению номинанта на конкурс "Лучший российский экспортер" принесла победу в номинации "Лучший экспортер отрасли" Красноярскому заводу холодильников "Бирюса". За продвижение товаров на новые рынки, увеличение объемов экспорта продукции с более глубокой степенью переработки.

Конечно, в этой области сиюминутных побед ждать не приходится. По разным причинам, в том числе и потому что Красноярский край десятилетиями был закрыт для иностранцев.

МК: Вы верите в то, что когда-нибудь Красноярский край появится в первой пятерке российских экспортеров не сырья, а готовых товаров? С.С.: Без сомнения. Но именно когда-нибудь. Потому что наше историческое везение, определяемое природными богатствами, одновременно обременено географическим невезением. Мы расположены в центре России - слишком велики транспортные издержки, из-за которых при прочих равных условиях красноярские товары проигрывают в цене. Зато мы можем обеспечить себя и своих соседей многими видами продукции высокого качества.

"Сибирь прирастёт инновациями".

("Красноярский рабочий", 23.11.05, Юрий Чувашев)

Как уже сообщал "Красноярский рабочий", 28 февраля 2006 года в Красноярском государственном техническом университете пройдёт межрегиональная научно-практическая конференция "Инновационное развитие регионов Сибири". А в преддверии этого значимого события в редакции состоялось обсуждение целого комплекса вопросов, связанных с тематикой конференции, с инновационной политикой и деятельностью - прежде всего у нас в регионе. В разговоре приняли участие инициаторы проведения конференции - ректор КГТУ Сергей Подлесный и депутат Государственной Думы, президент Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края Валерий Сергиенко, а также доктор технических наук, профессор Анатолий Лепешев, получивший в прошлом году Государственную премию России за разработку подходов к созданию национальной инновационной системы.

ХВАТИТ ПРОЕДАТЬ СТРАНУ

"КР": Как возникла идея проведения конференции?

Валерий Сергиенко: Россия сейчас на перепутье. Либо мы наконец-то возьмёмся за ум и начнём развиваться по инновационному пути, либо будем продолжать вывозить за рубеж остатки газа, нефти и прочих природных ресурсов - в расчёте непонятно на что. Сегодня мы вывозим сырьё, даже не возвращая в страну деньги, потому что в правительстве считают, что деньги эти не заработаны и могут разогнать инфляцию. Поэтому 1,5 триллиона рублей - при годовом бюджете страны в 5 триллионов - уже вывезено за границу. Да, конечно, нефтью торговать нужно, по крайней мере, до тех пор, пока она есть, и делать это следует разумно. Однако нельзя же ставить будущее страны в тотальную зависимость от запасов природных кладовых.

Вот почему мы и выступили с инициативой привлечь внимание краевой власти и общественности - с помощью этой конференции - к проблематике инновационного развития региона. В крае теперь есть среднесрочная, 10-летняя программа развития. И мы намерены действовать в рамках этой программы, чтобы наряду с Ванкором, Нижним Приангарьем, с освоением всех этих богатств всё-таки взяться также за центр и юг региона, чтобы применить там инновационные технологии развития, создать новые рабочие места, начать выпуск востребованной высокоинтеллектуальной продукции.

В крае провозглашено, что сырьевой сектор - это локомотив, он зарабатывает деньги и вкладывает их в перерабатывающие отрасли. Так раз мы собираемся развивать наши "севера" и зарабатывать там большие деньги, то осваивать эти территории, на наш взгляд, необходимо на основе инновационных технологий. Да и сам сырьевой сектор может и должен стать источником инвестирования и самоинвестирования в эти технологии.

Именно в этом, по большому счёту, и заключается смысл проведения конференции. Но нужно сделать так, чтобы она не стала некими очередными "посиделками", а привлекла бы внимание широкой общественности, показала бы пытливым и неравнодушным людям в крае, что их потенциал востребован. Речь идёт о людях, которые не только умеют торговать китайским ширпотребом, но и способны генерировать высокоинтеллектуальные идеи. Вот их-то мы и решили привлечь к участию в конференции, в том числе и с помощью газеты "Красноярский рабочий".

Почему Россия не Норвегия

"КР": Мировая система разделения труда сложилась уже давно, и существенных примеров перераспределения ролей не так уж много. Та же Норвегия, к примеру, качает нефть, а в космос не летает, компьютеры не делает. Вот и у нас в крае нередко говорят про историческую судьбу региона - дескать, есть у нас нефть да прочие подарки природы, вот давайте и будем жить за их счёт, и нечего там рассуждать про какие-то высокие технологии. Что вы на это скажете?

Анатолий Лепешев: Вопрос хороший, но сначала я бы хотел отметить ещё одну причину того, почему нам было необходимо встретиться здесь, в редакции. Дело в том, что необходимо сформировать соответствующий менталитет населения. Сейчас раздаётся много вопросов. А есть ли вообще наука в крае? Нужна ли она? Делают ли учёные что-либо важное и нужное для региона? Знает об этом население или нет? Необходимо образование или нет? И таких вопросов много. И я прямо скажу, что порою они даже навязываются, как навязываются заранее и ответы на них - в том смысле, что нам, дескать, не нужны ни наука в крае, ни какое-то особо "продвинутое" образование. И всё потому, что регион, мол, сырьевой.

Естественно, мы в принципе можем прожить и в рамках сырьевого региона, в условиях востребованности одних лишь первично переработанных сырьевых ресурсов. Но вопрос ставится иначе: а как будут жить наши дети, внуки? Что нас ожидает в будущем? И если подходить к проблеме с этих позиций, то нужно сказать, что вопросы того же Нижнего Приангарья сейчас возникли не случайно. Они ведь в истории края поднимались уже не раз. Речь там идёт о создании инфраструктуры, о завершении строительства тех объектов, которые реально могут работать на край.

Или возьмём Эвенкию. Чтобы эффективно разрабатывать её месторождения, нужно опять-таки создать инфраструктуру. У нас сейчас есть разведанные месторождения, но они не имеют конечной разработки, не определены по объёмам. И когда мы приглашаем инвесторов, то должны полностью очертить всю инфраструктуру, конкретизировать все наши предложения. Однако сегодня ничего этого нет. Поэтому и возникает необходимость активной дополнительной геологоразведки, что на Севере требует огромных вложений. А кто сейчас решится на такие вложения -государство или бизнес? Если же вообще не делать эти вложения сегодня, то у нас не будет перспективы и по добыче сырья. Вычерпаем всё, что разведали, а что потом?

Так что если мы всерьёз говорим о развитии края, о достойной жизни здесь будущих поколений, то иного пути, кроме инновационного, у нас просто нет. Заложив эти основы, мы со временем получим то, чего сегодня достигли страны Запада и Китай. Как известно, эти государства, не имея собственных существенных сырьевых ресурсов, закупают их у нас и за счёт инновационных разработок превращают их в конечный продукт, имеющий большую прибавочную стоимость.

ОПРЕДЕЛИМСЯ С ТЕРМИНАМИ

"КР": Не мешало бы, кстати, определиться с терминологией, уточнить для наших читателей, что понимается под инновациями и производными от этого слова понятиями...

Сергей Подлесный: В августе 2005 года правительством РФ был принят очень важный документ - "Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года". В нём даны чёткие определения, что такое инновационная деятельность и инновационная продукция. И раз уж мы остановились на толковании отдельных понятий, то я, говоря языком документа, хотел бы уточнить, что инновационная деятельность - это выполнение работ и/или оказание услуг, направленных: на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции; создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) её производства, распространения и использования;

применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции, обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

А инновационная продукция - это результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации. Причём под инновациями нельзя понимать только нововведения в научно-технической области. Они могут быть и в системе образования - инновационно-образовательные технологии, и в управлении, и в гуманитарной сфере, и во многих других областях.

НЕ ОТСТАТЬ БЫ НАВСЕГДА

"КР": Все мы помним старую обидную японскую шутку о том, что Россия по многим высокотехнологичным направлениям развития отстала навсегда. Так ли всё мрачно на самом деле?

Валерий Сергиенко: Нужно иметь в виду, что ведущие страны мира перешли уже на пятый технологический уклад. Это так называемая сетевая экономика, построенная на знаниях. И если мы не перейдём на этот уровень, то просто превратимся в отсталую страну. А в России сейчас, между прочим, в основном только третий технологический уклад. И лишь частично четвёртый - как правило, в оборонных отраслях. И только отдельные предприятия Красноярского края, такие, как НПО ПМ и НПО "Радиосвязь", отчасти работают в рамках пятого технологического уклада.

Что же касается темпов отставания, то третий уклад, основной у нас в крае, ведущие мировые державы прошли ещё в 30-50-е годы ХХ века. Четвёртый - в 50-80-е годы. Пятый начался у них в 80-е годы и будет продолжаться ориентировочно до 2020 года. А затем его сменит шестой технологический уклад, основа которого - нано-технологии. И если мы сейчас не будем серьёзно заниматься нано-технологиями, то окажемся не в состоянии перейти со временем на шестой уклад.

В свете всего этого существует несколько вариантов развития экономики России. Во-первых, можно пытаться полностью использовать всё то, что разработано именно у нас в стране. Однако на сегодняшний день это представляется абсолютно нереальным. Второе направление - внедрять всё то, что наработано за рубежом. Как это делается, например, в Южной Корее. Но это, на наш взгляд, опять же крайне негативный вариант. И наконец, третий путь - когда используется и то, и другое. Там, где сильны мы, россияне, - нужно применять наши собственные разработки, в то же время очень тесно сотрудничая с зарубежными партнёрами.

Нельзя забывать и о том, что в мире нарастают процессы глобализации. И те же телевизоры, автомобили вполне могут производиться так называемыми виртуальными, электронными предприятиями. Уже не важно, где именно географически размещается та или иная промышленная группа, выпускающая какие-то отдельные блоки для сборочного производства. Все они связаны между собой информационно-коммуникативными сетями и работают параллельно. Именно такой вариант организации производства постепенно и будет занимать превалирующее положение в мировой экономике. И нам в России надо быть готовыми к вхождению со своими разработками в состав таких международных виртуальных предприятий.

Вопрос в сегодняшнем разговоре поставлен основополагающий: "А нужен ли вообще инновационный путь?" Недавно были обнародованы данные, согласно которым уже в ближайшие два-три года все сырьевые страны мира будут добывать природных ресурсов примерно на один триллион долларов в год. А продуктов глубокой переработки этого сырья в ведущих странах будет производиться, как минимум, на 13 триллионов долларов. Поэтому, следуя по сырьевому пути, мы будем обречены на прозябание. Мы с Сергеем Антоновичем Подлесным уже не раз обсуждали эту тему и хотим быть правильно понятыми в крае. Мы сегодня не противопоставляем инновационные технологии Ванкору, Юрубчено-Тохомской зоне месторождений или Нижнему Приангарью. Напротив, говорим об освоении этих территорий с помощью инновационных технологий.

Для примера возьмём одну очень простую вещь. Все видели по телевизору нефтяную "качалку". Главный элемент в ней - редуктор. Так вот, редуктор "качалки", которой оснащена наша нефтедобывающая промышленность (производства Бакинского завода нефтяного машиностроения), работает 10 тысяч часов. Это примерно полтора года. Американцы же выпускают "качалку", редуктор которой работает 40 тысяч часов. А если при производстве этой "качалки" у нас использовались бы возможности того же "Крастяжмаша", который был оснащён станками с ЧПУ новейших поколений, дающими 12-14-й класс чистоты, то мы могли бы уже делать эти редукторы с ресурсом до 60 тысяч часов - то есть в полтора раза лучше, чем у американцев.

В этом и состоит суть проблемы. Или мы будем заходить на месторождения сырья старыми методами, или с новыми технологиями. Вот Анатолий Александрович Лепешев уже несколько лет пытается донести до всех в крае мысль о том, что нам нужно не просто механически увеличивать вдвое валовой региональный продукт. Не следует, к примеру, наращивать в два раза выпуск экскаватора, техническая документация на который была разработана аж в 1964 году. Давно пора выпускать новый, современный экскаватор. Потому-то мы и хотим быть адекватно понятыми в крае в том смысле, что без привлечения достижений научно-технического прогресса в производство сегодня нельзя двигаться вперёд. Нельзя осваивать месторождения Юрубчено-Тохомской зоны технологическими методами, которыми разрабатывались месторождения тюменской нефти в 1960-е годы.

Возвращаясь же к горьким словам японцев о том, что мы, дескать, отстали от них навсегда, хочу заметить, что на сегодняшний день это всё-таки ещё не совсем так. Мы ещё можем, что называется, догнать и перегнать. Но чем дальше мы отстаём от ведущих держав, тем проблематичнее это сделать. Точка возврата уходит всё дальше.

КРАСНОЯРСКИЙ ЛОКОМОТИВ

Сергей Подлесный: Следует также отметить, что формирование инновационной экономики является комплексной проблемой, которая связана не только с выполнением отдельных инновационных проектов. Речь идёт и о формировании совершенно новой нормативно-правовой базы - как на федеральном, так и на региональном уровне. Мы уже несколько лет предлагаем принять краевой закон об инновациях и инновационной политике. Там должны быть прописаны вопросы, связанные с тем, какова ответственность государства и бизнеса за инновационную деятельность, какой должна быть инновационная инфраструктура, как выполнять инновационные проекты... То есть должны быть определены правила игры.

К сожалению, пока что такого закона нет на федеральном уровне. И нам говорят, что в силу этого вряд ли стоит принимать его и на краевом уровне. Хотя "продвинутые" в этой области регионы уже давно сделали это. Прежде всего это Томская область, где уже в течение двух лет реализуется программа "Томская область - территория инновационного развития". Заметных успехов добились на этом пути также Москва, Санкт-Петербург, Волгоградская область. Там приняты соответствующие законы и выстроена инновационная система, реализуются инновационные программы.

А ведь ещё несколько лет назад у нас в стране зачастую говорили о том, что рынок сам всё расставит по местам. Однако время показало, что ничего он не расставил. И сегодня как раз ведущие страны мира демонстрируют пример грамотной политики государственной поддержки инновационной экономики. В тех же США уже давно поддерживают не самих разработчиков инновационных идей, а предприятия, которые внедряют у себя эти технологии. Так что государство ни в коем случае не должно уходить из экономики. Следует отметить, что государственная поддержка требуется и вузам, которые вместе с академическими институтами являются центрами интеграции, двигателями инновационного развития территории. На наш взгляд, вузы вообще должны постепенно превращаться в учебно-научно-производственно-финансовые комплексы. Объединение всех этих составляющих позволит сформировать в условиях рыночной экономики мощные, конкурентоспособные центры, которые будут и готовить специалистов, и вести научные исследования, и внедрять свои разработки в производство. Именно поэтому так необходима новая законодательная база, стимулирующая создание подобных комплексов.

А в целом наша позиция едина: Красноярский край должен быть лидером инновационного развития экономики России. Для этого у него есть всё необходимое.

ЗАЯВКА НА БУДУЩЕЕ

"КР": И какова же роль приближающейся конференции в этом процессе?

Сергей Подлесный: Мы надеемся, что она даст существенный импульс движению вперёд. Предполагается, что в конференции примут участие представители большинства регионов Сибирского федерального округа, а также посланцы динамично развивающихся территорий к западу от Урала. Проведены переговоры с руководством ряда крупных институтов РАН. Ждём очень солидных докладчиков из Москвы и Санкт-Петербурга. Естественно, самое активное участие в конференции примут краевая администрация, КНЦ СО РАН, вузы и крупнейшие промышленные предприятия региона.

Очень важно, чтобы нас услышали в крае. В связи с чем приглашаем к участию в этом представительном форуме всех неравнодушных и творческих людей, которые могли бы предложить обществу своё видение решения проблем, свой ум, свои умения. Конечно, хотелось бы, чтобы к конференции проявили деятельный интерес и те, от кого зависит принятие решений. Ради будущего Красноярья мы должны работать все вместе.