Министерство информации и печати Саратовской области распространило отчет областного Минздрава, подписанный министром здравоохранения Валентином Завалевым о работе областной системы здравоохранения в 1997-2000 годах.

На период с 1997 по 2000 г. основными направлениями деятельности отрасли были определены: создание законодательной базы здравоохранения области, формирование вертикали управления отрасли, разработка и реализация кадровой политики, рациональное использование ассигнований и ресурсов здравоохранения, снижения младенческой и материнской смертности, заболеваемости социально-значимыми болезнями.

В результате совместной работы Министерства здравоохранения, правительства области и Областной думы сегодня в области действует семь законов: "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза", "О народной "альтернативной" медицине", "Об иммунной профилактике", "О праве на медицинскую деятельность и ответственности при ее осуществлении", "О правах пациента", "О здравоохранении Саратовской области", "О лекарственном обеспечении". В сентябре 2000 года постановлением правительства области утверждена Концепция развития здравоохранения на 20001-2005 гг.

Подготовлены и утверждены проекты ряда областных целевых программ по вопросам наркомании. ВИЧ-инфекции, профилактики борьбы с туберкулезом, заболеваниями передающимися половым путем, которые являются отражением основных приоритетных направлений новой Концепции и будут приняты уже в 2001 году. С целью реализации кадровой политики отрасли внедрена трехуровневая система подготовки специалистов, включающая довузовские, вузовские и послевузовские этапы обучения, восстановлена система профориентации сельской молодежи. С целью закрепления молодых специалистов в сельских районах используется система целевого набора студентов в медицинский университет.

В 2000 году более шестисот медработников награждены Знаком отличия, почетными грамотами и благодарностями губернатора, министра здравоохранения России и министра здравоохранения области. В результате последней оздоровительной кампании было оздоровлено и отдохнуло 50% детей школьного возраста, 57% детей с хроническими заболеваниями, состоящих на диспансерном учете. Эффективность оздоровления детей составила 76% (в 1999 г. - 74%).

Состояние материально-технической базы лечебных учреждений области, несмотря на ввод в строй 40 объектов здравоохранения, остается неудовлетворительной. Особую тревогу вызывают лечебные учреждения сельской местности и специализированные областные учреждения. В 2000 году введен в эксплуатацию областной центр планирования семьи и репродукции. Завершается строительство терапевтического корпуса на 60 коек в рабочем поселке Питерка и областного центра борьбы и профилактики СПИД, стоматологического корпуса Областного корпуса ветеранов войн. В настоящее время совместно с Министерством сельского хозяйства разрабатывается программа дальнейшего развития села с расширением инфраструктуры материальной базы сельского здравоохранения.

В рамках адресных инвестиционных программ из федерального бюджета на 6 объектов строительства было предусмотрено 19,7 млн. рублей, объем работ по этим программам выполнен полностью. В 2000 году наша область принимала участие в реализации пяти федеральных целевых программ. На выполнение мероприятий в рамках программ из Федерального бюджета было предусмотрено 24,6 млн. рублей. Фактически финансирование составило 66 млн. рублей или 270%. В том числе, программа "Дети России" профинансирована на 411%, "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом на 340%", "Вакцинопрофилактика" на 263%, "Сахарный диабет" на 172%. Данная работа будет продолжена и в 2001 году.

В соответствии с первой областной концепцией в 1997-2000 гг. Проводилось поэтапное сокращение избыточного круглосуточного коечного фонда и увеличение мощности амбулаторно-поликлинических учреждений с развитием на их базе менее затратных стационарозамещающих форм. С 1996 г. обеспеченность населения области круглосуточными койками снизилась на 14%. Осуществлялось укомплектование районов области узкими специалистами, организация специализированных отделений и кабинетов. Это позволило более рационально использовать имеющийся диагностический потенциал лечебных учреждений.

На база стационаров и поликлиник области на сегодня на сегодня функционирует около пяти тысяч стационарозамещающих коек для обследования, профилактического и восстановительного лечения населения. Число пролеченных больных на этих койках с 1997 года возросло с 13 до 120 тыс. человек. В тоже время число больных, пролеченных на дорогостоящих круглосуточных койках снизилось с 620 до 470 тыс. внедрение стационарозамещающих технологий сэкономило для областного бюджета около 60 млн. рублей.

В 2000 году завершено формирование сети межрайонных центров на базе отделений крупных районных учреждений. В условиях неравномерности обеспечения врачебными кадрами и оснащения лечебно-диагностическим оборудованием развитие такой формы работы является наиболее рациональным. На территории области межрайонные центры функционируют на базе лечебных учреждений шести городов: Балаково, Энгельса, Балашова, Вольска, Пугачева и Ершова по 16 специальностям, в том числе по неонатологии, детской реаниматологии, санитарной авиации (г. Балаково). Результатом проведенных организационных мероприятий явилось снижение младенческой и материнской смертности.

В 2000 г. за счет увеличения с 95 до 97% охвата подлежащего населения флюорографическим обследованием выявляемость больных туберкулезов возросла на 11%. Активизация межведомственного взаимодействия с министерствами и ведомствами области позволила в 2000 году увеличить на 34% выявляемость наркологических больных. Показатель заболеваемости наркомании вырос на 21,5%. Вместе с тем, в настоящее время сохраняются, а по ряду аспектов обостряются серьезные проблемы здоровья населения области, в соответствии с которыми была разработана концепция на 2001-2005 гг.

После периода определенных позитивных сдвигов в демографическом развитии области (1996-1998 гг.) ситуация вновь заметно обострилась. Основными проблемами демографического развития области сегодня, как и в России в целом, являются низкий уровень репродуктивного здоровья населения, высокие показатели заболеваемости, инвалидности и смертности. По предварительным данным в 2000 году произошел рост показателя общей смертности на 9,4%, а убыль населения возросла на 18,6 % и составила 8,3 человека на 1000 жителей.

Основными причинами смертности, по-прежнему остаются болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, отравления и травмы. С другой стороны, среди населения трудоспособного возраста на первое место выходит проблема смертности от несчастных случаев, отравлений и травм. В разработанной Министерством здравоохранения области Концепции до 2005 года совершенствование кардиологической службы выделено в особое направление деятельности отрасли. Важнейшей задачей на сегодня является утверждение и реализация областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии".

На ближайшие пять лет концепцией предусмотрено смещение акцента деятельности акушерско-гинекологической и педиатрической службы в организации лечебного процесса на профилактическую работу: это создание детской гинекологической службы, совершенствование службы планирования семьи. На первый план сегодня выходит проблема наркомании. Неуклонный рост числа наркологических больных влечет за собой распространение ВИЧ-инфекции и значительный рост заболеваемости гепатитом В. Несовершенство системы лечения и профилактики наркомании вынуждает Министерство здравоохранения пересмотреть методы и подходы к решению этой проблемы.

Концепцией развития здравоохранения на 2001-2005 гг. Предусмотрено восстановление профилактического направления деятельности каждой службы отрасли. Главной задачей отрасли сегодня является обеспечение гарантий по охране здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия каждого жителя области в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Необходимо добиться дальнейшего развития правового поля здравоохранения области и приведение законодательной базы с международным нормам и стандартам. Только совместными усилиями Правительства области, администраций муниципальных образований, всех отраслевых министерств и ведомств, а самое главное повышением ответственности и компетенции медицинских работников мы добьемся поставленных задач.