Справка: Кочиев Станислав Яковлевич, родился в городе Цхинвали в 1954 году. Окончил исторический факультет Югоосетинского государственного пединститута, Бакинский институт политологии и социологических исследований. До 90-х годов работал в системе комитета народного контроля Южной Осетии. В годы грузино-осетинского противостояния возглавлял Комитет по национальным вопросам и Министерство информации и печати Южной Осетии. С 1993 года и по сегодняшний день является первым секретарем ЦК Компартии Южной Осетии. С июня 1999 года по май 2004 года являлся председателем парламента Южной Осетии. Женат, имеет дочь.

ИА REGNUM: Г-н Кочиев, конец нынешнего года знаменуется принципиально новым подходом Грузии к решению проблемы Южной Осетии. В частности, Тбилиси делает усилия по привлечению к процессу урегулирования США. Как Вы думаете, в чем состоит интерес самого Вашингтона?

Несомненно, политика Тбилиси вписывается в общие рамки стратегии США, как нынешнего хозяина земли. Сегодня им есть дело до всего, и даже до тех регионов, где интересы России являются исторически сложившимися, такие как Закавказье, Средняя Азия, Балтийское море или Дальний Восток. Они всячески стараются использовать положение стратегического превосходства над Россией. А почему они активизируются в этих регионах? Да потому, что когда не встречается сопротивления, всегда наблюдается активность, ведь сила действия равна силе противодействия. Встречали бы они это противодействие, может, и были бы скромнее. А теперь что? Кондлиза Райс приезжает то туда, то сюда, дает ценные указания, потом проверяет их исполнение, по ходу учит российских политиков, как себя вести по отношению к бывшим согражданам, бывшим соцстранам.

ИА REGNUM: Но ведь на последней встрече Смешанной контрольной комиссии - Россия, Южная и Северная Осетии ясно дали понять, что США не место в Южной Осетии...

И, тем не менее, в Южной Осетии ряд политиков, скажем несостоявшихся, некоторые из бывших руководителей Южной Осетии, считают благом участие США в урегулировании конфликта и интеграцию в Европу. Они даже это озвучили на мероприятиях, посвященных 15-летию образовании Республики. Однако, вряд ли их мнение сможет оказаться решающим в нынешней геополитической борьбе. В этой борьбе наш стратегический союзник, наша стратегическая цель - это реинтеграция в Россию, то есть не присоединение, а воссоединение с Россией, т.к. у нас исторически сложившиеся связи с Северной Осетией, мы думаем по-русски, рассуждаем по-русски, Россия - это для нас глубокий национальный интерес, национальная позиция.

ИА REGNUM: Грузия продолжает проталкивать свою политику, используя поддержку США и ОБСЕ. Кроме того, на днях Тбилиси представил свой план урегулирования грузино-осетинского конфликта в ООН. Как противостоять в такой ситуации Южной Осетии?

За последний год Грузия представила уже второе предложение по плану урегулирования грузино-осетинского конфликта. Первое было выработано Венецианской комиссией СЕ, второе, по все видимости, разработано Госдепом США. В любом случае, это предложения одной из конфликтующих сторон. Если эти предложения и будут рассмотрены, то только на всеобщем рассмотрении, при посредничестве России, и должны быть подвержены коренной ревизии. Кроме того, этот план в обязательном порядке должен наткнуться на встречные предложения Южной Осетии. Однако наша проблема состоит в том, что сегодня у нас нет четкой позиции. Чего же мы на самом деле хотим? Присоединения к России или независимости? Основная задача руководства Южной Осетии состоит в том, чтобы выработать четкую концепцию выхода из сложившегося положения в противовес предложению грузинской стороны. Сегодня мы должны быть более подготовлены. Следует подчеркнуть, что и российская дипломатия проявляет излишнюю медлительность... мягкость, если не сказать просто безразличие. Хотя это безразличие может обернуться боком, поскольку у России особо-то и нет союзников. И у России нечеткая внешняя политика, ибо США никогда бы не упустили бы такой возможности, если бы какая-нибудь крохотная страна в Полинезии заявила бы, помимо воли всех остальных, о том, что они хотят быть в составе Америки. Уверен, США нашли бы повод поддержать именно этот пятачок земли. Так что, сегодня мы должны быть более подготовлены.

ИА REGNUM: Тем не менее, сегодня Южной Осетии со стороны оказывается мощнейшая поддержка...

Гуманитарная помощь развращала и развращает всегда, она порождает психологию потребителя, паразита. На самом деле, должны быть осуществляться денежные вливания, четко продуманные адресные инвестиции, необходимо участие российских предприятий, создание их дочерних структур. Границы должны быть максимально открыты, но мы становимся свидетелями выставления новых постов, открывается паспортно-визовая служба, создаются декларации о переходе границ, которых нет нигде, кроме как на нашей с Россией границе. И зачем ходить далеко за примером... Частный скот целый месяц был продержан на таможне, пока за определенную выплату не позволили пересечь границу. Если бы у России была четко продуманная политика поддержки Южной Осетии, то подобных вопросов не возникало бы. Складывается такое впечатление, что в России несколько центров политической власти, каждый что-то контролирует, конкурируют друг с другом - все это негативно отражается на Южной Осетии.

ИА REGNUM: Считаете ли Вы, что ситуация может измениться с приходом в России нового президента?

Процессы реинтеграции в России настолько укоренились, что ординарными, конституционными методами, типа, "ты меня наганом, а я тебя перчаткой", дело не решить. Легкое ужесточение всего лишь усугубляет ситуацию. Хорошо, что Россия заявляет, что не выведет миротворцев до полного урегулирования конфликтов, но нельзя же без конца пребывать в состоянии реанимации. Надо или списать труп в морг или вдохнуть в него жизнь и вылечить его. А Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье сегодня находятся в состоянии реанимации, и видимо многих это неподконтрольное положение устраивает.