Огромное количество военного имущества, передававшегося в Читинской области из ведения Министерства обороны в ведение муниципальной и областной собственности, потеряно из-за несовершенства российского законодательства. Правительство не нашло или не захотело искать простой схемы передачи оставленных объектов, установив затяжную систему аукционов. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, 22 октября в Чите на семинаре-совещании "Развитие законодательства РФ в сфере имущественных отношений" об этом заявил губернатор области Равиль Гениатулин. Глава региона подчеркнул, что во время передачи он не единожды высказывался на тему того, что "в степи имущество покупать на аукционе некому, кроме тарбаганов. Правда, выяснилось, что в министерстве не знали, кто такие тарбаганы".

Губернатор сообщил, что в области есть примеры, когда переданное военными имущество использовалось в пополнении жилищного фонда и создании других объектов социальной сферы. Примеров таких в Читинской области, однако, слишком мало.

Для того, чтобы депутаты Комитета по имуществу Госдумы и другие федеральные чиновники, приехавшие из Москвы, равно как и все сидящие в зале представили себе, что такое заброшенный военный городок, организаторы совещания продемонстрировали 10-минутный сюжет про поселки Мирная, Безречная и Даурия, откуда на рубеже XX и XXI веков в спешном порядке выводились целые дивизии. Депутаты Госдумы увидели, что в Мирной дети занимаются тем, что в 30-градусный мороз на пронизывающем ветру собирают кирпич около разрушенных зданий, после чего часами скалывают с него цемент, зарабатывая тем самым на жизнь. Один красный кирпич идет по 50 копеек, белый - по 60. Учитывая, что стоимость нового кирпича на рынке достигает 7 рублей, никакого недостатка в спросе нет. Были продемонстрированы вереницы домов, из которых мародеры вынесли абсолютно всё - двери, стекла, рамы, трубы, все металлические предметы, звонки, проводку, оборвали обои на растопку печек и оторвали плиты, которые было удобно отрывать. В Безречной люди не видят воды неделями - водовозка приезжает 1 раз в 7-10 дней, а ветераны войны не успевают эту воду набрать, после чего вынуждены топить грязный снег для того, чтобы вскипятить чайник. Дрова или уголь в централизованном порядке не привозят, и люди занимаются тем, что рубят тополя, которыми брошенные гарнизоны полностью засажены. Топят этими дровами печки, которые устанавливаются на кухнях некогда благоустроенных домов.

Сюжет произвел на участников совещания гнетущее впечатление, и в зале с минуту висела напряженная тишина. Прервал ее председатель Комитета Госдумы по имуществу Виктор Плескачевский, который некоторое время рассуждал на тему того, что муниципалитетам стоит попробовать обложить это брошенное имущество какими-то налогами и получать с федеральных структур, а прежде всего, с военных, деньги.

По информации Комитета государственного имущества Читинской области, с 1998 по 2004 год в Читинской области в связи с проводимой реформой вооруженных сил, расформированием и передислокацией войсковых частей высвобождено более 2 300 объектов недвижимого высвобождаемого военного имущества, подлежащих реализации и передаче в муниципальную собственность в установленном порядке. За период с 1998 по 2005 год в муниципальную собственность передан 301 объект жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы (336 589 кв. м общих площадей), в собственность Читинской области - 16 объектов, федеральным органам исполнительной власти - 17. В настоящее время подлежат передаче в муниципальную собственность 456 объектов жилого фонда общей площадью 659,9 кв. м, 104 объекта жилищно-коммунального хозяйства, сети протяженностью 176 тыс. м, 24 объекта социально-культурного назначения. За это время реализован 161 объект на сумму более 15 млн рублей. Снято с реализации 867 объектов по причине неудовлетворительного состояния или полного отсутствия. Более 1 300 объектов подлежат реализации, из которых более 80% являются неликвидными. Кроме этого, принято решение о высвобождении войсковых частей в Приаргунском районе, Петровск-Забайкальском районе и в Чите. Всего здесь высвобождается около 200 объектов.

В 2005 году не состоялось 17 аукционов, 56 объектов не реализованы ввиду низкой ликвидности (расположены в районах Читинской области с низкой покупательной способностью населения). В настоящее время проводится работа по переоценке объектов для повторной реализации. Территориальным управлением Росимущества по Читинской области создана комиссия по проведению проверки состояния военного имущества, подлежащего реализации. Обследовано 917 объектов, 783 признаны неликвидными из-за неудовлетворительного состояния или полного отсутствия. По результатам осмотра оформлены акты и направлены в Росимущество предложения о дальнейшем использовании высвобождаемого военного имущества Минобороны России в Читинской области.

Кроме проблемы длительности процедуры высвобождения и реализации, о которой на совещании говорил Гениатулин, специалисты выделяют факт отсутствия финансирования мероприятий по сносу списанных объектов и рекультивации земли. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, не переданные в муниципальную собственность, разграблены, а руины представляют угрозу для жизни населения. За последние годы было зарегистрировано несколько смертельных случаев и происшествий, которые приводили к серьезным травмам. Уходившие из области военные не задумывались о том, что большая часть гражданского населения военных городков останется без работы, а в настоящий момент никаких положительных моментов в создании рабочих мест не наблюдается.