16-17 ноября в Москве состоялся Ежегодный региональный инвестиционный конгресс "Ключевые факторы инвестиционного успеха российских регионов", организованный журналом "Эксперт", рейтинговым агентством "Эксперт РА" совместно с FIAS (совместной службой Международной финансовой корпорации и Всемирного банка), сообщает корреспондент ИА REGNUM. Участники конгресса подвели итоги десятилетнего проекта "Эксперт РА" и журнала "Эксперт" по оценке инвестиционного климата российских регионов, который дает комплексную сравнительную оценку результатов их развития. Целями конгресса являлись анализ ключевых факторов и опыта улучшения инвестиционного климата в субъектах федерации, обсуждение основных принципов политики федерального центра в отношении регионов, поиск эффективных форм частно-государственного партнерства на региональном уровне.

Как сообщил в своем выступлении заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, важна работа по исследованию инвестиционного климата в регионах. "Мы давно говорим о необходимости привлечения инвестиций, но не все еще поняли, что эта технология, этот процесс, который состоит из отдельных элементов, которые могут быть оценены по как-то шкале и поставлен диагноз: получится ли у данного субъекта Федерации привлечь инвестиции или нет; есть ли в их деятельности серьезные изъяны, которые не дают перешагнуть планку в том, что называется инвестиционной привлекательностью регионов, - отметил Шаронов.

Ситуация в различных регионах разная, и результаты инвестиционной деятельности в них также различаются, отметил замминистра. В 1-м полугодии 2005 г. на 10 регионов приходилось 85% поступивших прямых иностранных инвестиций. Этими регионами являются Москва, Сахалинская область, Московская область, Омская область, Свердловская область, Республика Саха-Якутия, Санкт-Петербург, Вологодская, Челябинская и Самарская области. "Такой дисбаланс заставляет задуматься: что за факторы позволяют этим регионам быть более успешными в плане инвестиций, чем остальные, - добавил Шаронов. - Очевидно, что в первую очередь играет роль общий инвестиционный потенциал: природные богатства, научный и человеческий капитал, инфраструктура, географическое положение и т.д. Но эти элементы есть и в других регионах".

Федеральный центр, по словам Шаронова, играет немаловажную роль, определяя рамочные правила игры, способствующие или препятствующие формированию благоприятного инвестиционного климата; выделяет дотации, устанавливает особый режим инвестирования. Тем не менее, подчеркнул замминистра, "регионам надо научиться привлекать инвесторов в свои проекты самим, научиться развивать инфраструктуру, заниматься повышение инвестиционной репутации региона, стимулировать производство с наибольшей добавленной стоимостью, с наибольшей перспективой с точки зрения мировых тенденций".

Что касается существующих проблем, то, по словам Шаронова, много нареканий вызывает административная сторона вопроса. По опросам иностранных инвесторов, 80% респондентов негативно оценили процедуру администрирования и лицензирования в России. "Согласно оценке международной организации Transparency International, в текущем году Россия заняла уже 126 место по уровню коррупции, потеряв 36 позиций по сравнению с текущим годом. Это подтверждение того, что пока мы не можем эффективно отрегулировать отношения государственного аппарата с бизнесом и гражданами, что приводит к существенному подавлению бизнес-активности в России и снижению притока инвестиций, - констатировал Андрей Шаронов.

Он также остановился на планах развития ряда мезанизмо, призванных ускорить и усовершенствовать развитие инвестиционной деятельности в России. Прежде всего. Много надежд возлагается на особые экономические зоны, "В проекте бюджета на 2006 год предусмотрены средства на создание ОЭЗ, - отмел замминистра. - Мы надеемся, что сумеем продемонстрировать уже реальные инвестиции, которые будут привлекать как отечественных, так и иностранных инвесторов".

Еще один инструмент, который активно обсуждается правительством - инвестиционный фонд. По словам Шаронова, он позволит государству цивилизованно участвовать в бизнес-процессе и предполагает его участие в узком классе проектов, как правило, инновационных и инфраструктурных. Проекты будут предполагать соучастие государства и разделение рисков с частными инвесторами. Предполагается, что размер проекта должен составить не менее 5 млрд рублей, не меньше 25% из которых будет составлять участие частного инвестора. Государство будет покрывать не более 60% рисков. "Рассчитываем, что до конца этого года правительство примет постановление о начале реализации проектов в рамках инвестиционного фонда, - сообщил Шаронов. По его словам, в бюджете на реализацию данного механизма предусмотрено на 2006 год около 69,7 млрд рублей, на 2007 и 2008 гг. - около 80 млрд.

Андрей Шаронов также отметил важность повышения информированности регионов о возможностях повышения их инвестиционной привлекательности. "Перед регионами России - большие перспективы, и они должны пройти к ним через повышение информационной открытости, совершенствование законодательства, снижение административных барьеров, - заключил он.

Как отметил председатель комитета Госдумы РФ по собственности Виктор Плескачевский, инвестиционная деятельность в России менее успешна, чем могла бы быть, не из-за недостатка ресурсов, механизмов или законодательных норм. В российском праве есть понятие инвестиционная деятельности и есть соответствующие законы, но дело порой в обычно неинформированности. Согласно результатам опроса, проведенного Плескачевским в ряде экономических ведомствах Российской Федерации, чтобы выяснить, как чиновники понимают термин "инвестиционная деятельность". "Удивительно, но кто-то называет ее строительной, кто-то капитальными вложениями, кто-то перевооружением и т.д. Мало, кто понимает, что это такое, - констатировал Плескачевский. "Создаваемая сегодня инвестиционная привлекательность достаточна, и иностранные инвесторы настроены достаточно решительно, но все говорит о том, что на сегодняшний день она могла бы быть гораздо выше. Поэтому сегодня пенять на то, что на федеральном уровне делается мало, нельзя. Многое зависит и от самих регионов, - подчеркнул председатель комитета Госдумы РФ по собственности.

Невозможно говорить об инвестиционной привлекательности и не обсуждать вопрос административных барьеров, подчеркнула директор Всемирного банка по России Кристалина Георгиева. Кроме того, важным показателем является доля инвестиций в ВВП; сегодня в России она составляет около 20%. "Важно, чтобы этот показатель увеличивался, и инвестиционная составляющая в ВВП составляла бы 25-26% и больше. Хотелось бы, чтобы как в Китае она достигала и 40%, но в любом случае, важно, чтобы инвестиционная активность повышалась, - отметила Георгиева. - По нашим оценкам, 2005 года может стать годом, когда инвестиционная привлекательность России существенно увеличится".

Инвестиционный климат - категория относительная, добавила представитель Всемирного банка; сложно говорить о ней в статичном состоянии; нужно смотреть, каков он был вчера, что происходит сегодня, и как Россия выглядит по сравнению с другими странами, с конкурентами. Согласно ежегодному докладу Всемирного банка, Россия находится на 79-м месте по инвестиционной привлекательности. Это лучше, чем Индия, Китай, Бразилия и страны СНГ, но хуже, чем большинство стран Восточной Европы. Хотя и эта оценка относительная; по различным показателям состояния бизнес-процессов, позиция России колеблется от мест в 3-м десятке до 140-х пунктов, добавила Георгиева.

Директор регионального направления рейтингового агентства "Эксперт РА" Григорий Марченко представил презентацию итогов десятилетнего юбилейного исследования "Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов". Регионам, занявшим первые места в рейтинге "Эксперт РА", были вручены премии по семи номинациям в области защищенности от инвестиционных рисков. В номинации "За лучшие законодательные условия для инвестирования" третье место заняла Республика Башкортостан, второе - Нижегородская область, первое - Ярославская область. В номинации "Политические риски" третье место занял Ямало-Ненецкий автономный округ, второе - Агинский Бурятский автономный округ, первое - Чукотский автономный округ. В номинации "Экономические риски инвестирования" места распределились следующим образом: Республика Башкортостан, Ростовская область, Москва. В номинации "Финансовые риски" минимальные риски, по оценкам экспертов, имеют Санкт-Петербург, Москва, Тюменская область. В номинации "Социальный риск" третье место получила Липецкая область, второе - Москва, первое - Санкт-Петербург. В номинации "Криминальный риск" места распределились следующим образом: липецкая область, Эвенкийский автономный округ и на первое место вышла Пензенская область. В номинации "За лучшую экологическую ситуацию" третье место получила Тверская область, второе - Ингушетия, первое - Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.

Также были подведены итоги общей инвестиционной привлекательности российских регионов по итогам 2004 года и по итогам 10 лет. Лидерами десятилетия стали (по возрастающей) Краснодарский край, Московская область, Калининградская область, Нижегородская область, Ярославская область, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Новгородская область, Москва, Белгородская область. Лидеры 2004-2005 гг.: Вологодская область, Москва, Нижегородская область, Ярославская область, Ростовская область, Республика Татарстан, Белгородская область, Новгородская область, Липецкая область, Санкт-Петербург.

В рамках конгресса также состоялись дискуссии и круглые столы с представителями администраций и бизнеса из регионов, федеральных органов власти, представителей российских и зарубежных финансовых и экспертных организаций.