15 ноября в Смоленской областной Думе состоялись депутатские слушания "О рассмотрении проекта областного закона "Об областном бюджете на 2006 год". В слушаниях приняли участие депутаты областной Думы, заместители губернатора, руководители территориальных федеральных структур, структурных подразделений администрации области, представители органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и областного объединения организаций профессиональных профсоюзов.

Во вступительном слове заместителя председателя Смоленской областной Думы Анатолия Мишнева была отмечена большая работа, проведенная органами государственной власти Смоленской области после принятия проекта бюджета в первом чтении.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в информационно-аналитическом управлении Смоленской областной Думы, отличительной особенностью бюджета 2006 года является реализация на территории Смоленской области Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". До конца 2005 года органам местного самоуправления предстоит принять бюджеты всех 350 муниципальных образований области. В ходе заседания комиссии, с приглашением должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных районов области, были согласованы размеры доходов и объемы расходных потребностей местных бюджетов. Поэтому в центре слушаний оказались вопросы, которые, по мнению депутатов, необходимо дополнительно учесть в отношениях между бюджетами различных уровней. Второй особенностью бюджетного процесса 2006 года является замена отдельным категориям граждан натуральных льгот, сохраненных в 2005 году, денежными компенсациями. При этом решение о размерах компенсаций принималось с учетом действующих цен и тарифов и мнения общественных организаций, представляющих интересы граждан, которых коснется монетизация льгот.

Проект областного закона "Об областном бюджете на 2006 год", принятый Смоленской областной Думой в первом чтении 31 октября 2005 года, был представлен по предмету второго чтения начальником департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области Игорем Скобелевым. Докладчик кратко напомнил основные параметры областного бюджета, утвержденные Смоленской областной Думой при принятии проекта в первом чтении, и более подробно проинформировал об основных проблемных вопросах, которые получили решение в результате заседаний трехсторонней комиссии. Оценка налогового потенциала муниципальных образований области проводилась в соответствии с утвержденной формализованной методикой. При этом в соответствии с областным законом "О межбюджетных отношениях в Смоленской области" существенно выросло количество денежных потоков, по которым финансовые средства будут поступать из областного бюджета в бюджеты муниципальных районов, городских округов и поселений. Общий объем средств, передаваемых с областного на муниципальный уровень, составляет 3 млрд 162 млн руб., что превышает 30% общей суммы расходов областного бюджета. В связи с тем, что существует некоторая неопределённость в бюджетной обеспеченности всех полномочий муниципальных образований области, а также возможность после принятия областного бюджета изменения этих полномочий федеральными законами, предусмотрены средства для выплаты дотаций на сбалансированность бюджетов муниципальных образований, и общий объем этих дотаций увеличен в 2 раза. За счет адресной инвестиционной программы увеличен размер фонда муниципального развития, дополнительно возросло финансирование областных целевых программ в части средств, передаваемых на муниципальный уровень. Долговые обязательства областного бюджета связаны с выплатой реструктуризированной задолженности по программе "Городской автобус" и ссуды по жилищно-коммунальной сфере. При подготовке областного бюджета ко второму чтению учтены предложения депутатских объединений "Независимые депутаты, промышленники и предприниматели" и "Единая Россия". Комментируя предложения депутатов, докладчик разъяснил позицию администрации Смоленской области в части финансирования дорожной отрасли. В отношении сельского хозяйства области, в русле реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" претерпела изменение целевая направленность средств областного бюджета, выделяемых на поддержку сельскохозяйственного производства. Средства областного бюджета перераспределены в пользу софинансирования с федеральным центром части процентной ставки по кредитным ресурсам, привлекаемым сельскими товаропроизводителями, а также покрытие из областного бюджета расходов заемщика на страхование. Это позволит многократно увеличить объем вложений в развитие сельскохозяйственного производства без увеличения объема бюджетного финансирования. Соответствующие изменения будут внесены в областную программу развития АПК. В структуре расходов на здравоохранение выделены средства для организации работы призывных комиссий, на оказание высокотехнологических видов медицинской помощи и др.

Все выступавшие выразили обеспокоенность в отношении обеспечения в 2006 году перевозки детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах, к месту учебы, а также в отношении перспектив реализации Жилищного кодекса РФ на территории Смоленской области. Обе поднятые проблемы, в случае их игнорирования, будут иметь значительные социальные последствия. Не секрет, что муниципальный жилищный фонд, в основной своей массе, требует капитального ремонта. В таком состоянии передать жилищный фонд на обслуживание управляющих организаций представляется более чем проблематичным. А в областном бюджете на эти цели выделено только 40 млн руб. в порядке межбюджетных отношений и 14 млн руб. по профильному департаменту. В прогнозе социально-экономического развития области говорится о реформе ЖКХ, но на 2006 год приостанавливается действие областных законов о целевых программах реформирования ЖКХ и переселении граждан из ветхого и аварийного жилья. По-прежнему не урегулирован вопрос о качестве жилого фонда, передаваемого из федеральной в муниципальную собственность.

Отвечая на вопрос депутата Игоря Юхименко, докладчик пояснил, что федеральный стандарт на стоимость капитального ремонта одного метра жилой площади, утвержденный Правительством РФ, используется в расчёте одного из параметров федерального трансферта для региона. При этом средства на капитальный ремонт, если они и содержатся в общей сумме трансферта, не носят целевого характера, и выделить их из общей суммы трансферта арифметически не представляется возможным. В отношении целевых программ по жилью и ЖКХ, в условиях перераспределения полномочий между региональным и муниципальным уровнями, реализация мероприятий по содержанию жилищного фонда находится в компетенции органов местного самоуправления. На реализацию этих полномочий и направлено 40 млн руб. в составе фонда муниципального развития.

Комментируя вопросы и выступления по проблеме транспортной обеспеченности детей на селе, Игорь Скобелев проинформировал, что в настоящее время идёт процесс уточнения необходимых расходов, которые будут профинансированы за счет средств фонда сбалансированности. Вопросы касались также проблем содержания принятого в муниципальную собственность ведомственного жилья и перехода на полную оплату коммунальных услуг, возникших в городских округах Смоленской области, источников покрытия "кассовых разрывов" в муниципальных образования, имеющих профицит бюджета. Законодательно не закреплён вопрос передачи на федеральный уровень полномочий по обеспечению пожарной безопасности в регионах. Однако уровень финансирования соответствующей службы в областном бюджете не закрывает годовые потребности, а соответствующая областная целевая программа на 2006 год приостановлена.

Заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам, депутат Александр Горшков, давая оценку проекту бюджета, подчеркнул, что 2006 год можно считать годом обнадёживающим, так как принят ряд практических мер федерального и областного уровней по снижению налоговой нагрузки на предприятия: снижение налоговой базы по налогу на прибыль, отмена таможенных пошлин на приобретаемое импортное оборудование, областные льготы по налогу на имущество по новому оборудованию, вводимому в эксплуатацию, областная поддержка инвестиционной деятельности. Однако эффективность перечисленных мер снижается в связи с ростом тарифов естественных монополий, превышающим прогнозные показатели роста инфляции, что, кроме всего прочего, увеличивает затраты бюджета и населения на услуги топливно-энергетического комплекса. Как и в 2005 году, консолидированный бюджет области характеризуется высокой централизацией средств в областном бюджете. Это, по мнению депутата, приводит к значительному увеличению нагрузки на областные структуры исполнительной власти и снижению роли органов местного самоуправления.

Председатель Ассоциации муниципальных образований Смоленской области, глава муниципального образования Руднянский район Смоленской области Юрий Ивашкин также отметил в своем выступлении, что с учётом инфляции и роста тарифов увеличение параметров областного бюджета не столь значительно. Главной отличительной особенностью областного бюджета на 2006 год является то обстоятельство, что он разработан с учетом введения в действие с 1 января 2006 года Федерального закона № 131 -ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что существенно усложнило методику формирования межбюджетных отношений. В то же время, как подчеркнул заместитель председателя Ассоциации муниципальных образований Смоленской области, глава муниципального образования Сафоновский район Смоленской области Вячеслав Балалаев, установленный на 2006 год механизм финансовых отношений, в частности, законодательное закрепление нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц и перечня местных налогов, является для органов местного самоуправления стимулом к развитию собственного налогового потенциала муниципального образования. Отметив необходимость проработки ряда вопросов до начала 2006 года, все собравшиеся позитивно оценили предложенные параметры бюджета и высказали мнение о возможности принятия областного закона с тем, чтобы своевременно сформировать и утвердить бюджеты муниципальных образований.