16 ноября в Новосибирске на первом совместном заседании Совета при полномочном представителе президента РФ в СФО и Высшего экономического совета СФО был представлен проект документа "Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста". Как рассказали корреспонденту ИА REGNUM в Окружном информационном центре "Сибирь", по словам полпреда президента в СФО Анатолия Квашнина, "Стратегия Сибири - базовый документ, определяющий стратегические направления экономического и социального развития Сибирского федерального округа, основополагающие принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также бизнеса и иных хозяйствующих структур".

По словам заместителя полпреда Игоря Простякова, "подготовка документа проводилась силами сибирского интеллекта, ученых, представителей бизнес-структур, администраций сибирских регионов с учетом мнения федеральных министерств и ведомств". "При подготовке документа был преодолен "узколобый", местнический подход, - подчеркнул заместитель полпреда, - Стратегия учитывает не только те процессы, которые происходят в Сибири и России, но и социально-экономическую ситуацию и тенденции, которые складываются в мире, в том числе в странах Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона".

"Главное - в основе Стратегии Сибири лежат конкретные инвестиционные и инновационные проекты, привязанные к конкретным субъектам Федерации, - отметил Простяков. - Будущее Сибири зависит от триады - громадные запасы сырья, помноженные на высокие технологии, и эффективность управления".

Как было отмечено на заседании, при стратегическом планировании развития Сибири необходимо ориентироваться как на собственные силы - средства регионов, инвестиции компаний, так и на средства, выделяемые федеральным центром. Однако в настоящее время доля Сибирского федерального округа в объеме средств, выделяемых из федеральных целевых программ очень низкая - 4,75%. Игорь Простяков отметил, что причина этого - серьезные просчеты в ходе представления сибирскими регионами инвестиционных проектов и иных документов в федеральные органы исполнительной власти.

Один из примеров - программа газификации регионов. По поручению президента РФ ОАО "Газпром" в ближайшие три года направить на реализацию этой программы 35 млрд рублей. Однако для участия в программе газификации необходимы шаги со стороны региональной власти - подготовка сетей низкого давления, строительство газораспределительных станций и заключение соответствующих соглашений и договоров с ОАО "Газпром". В настоящий момент только два региона, Алтайский край и Кемеровская область имеют такие договоры.

Другой пример отсутствия координации действий регионов и федеральных органов исполнительной власти привел руководитель Федерального агентства водных ресурсов Рустэм Хамитов. Федеральное агентство водных ресурсов в 2006 году планирует выделить более 800 млн руб. на проведение работ капитального характера на объектах водного хозяйства Сибири. Это на 300 млн рублей больше, чем в 2005 году. Однако средства эти зачастую остаются невостребованными из-за недостаточного тесного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Федерации с агентством.

Совместным заседанием Совета при полномочном представителе президента РФ в СФО и Высшего экономического совета СФО представленный проект документа "Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста" был в целом одобрен. В ходе дальнейшей работы над Стратегией будут учтены высказанные в ходе сегодняшнего Совета округа предложения и замечания. Как определено решением Совета округа, Стратегия станет базой для разработки комплексных долгосрочных и стратегических программ социально-экономического развития регионов.

"На каждой территории - будь то регион, город, муниципальный район или поселения - должны быть найдены свои точки роста, применительно к ситуации на этой территории, тем ресурсам, которыми она располагает", - подчеркнул Анатолий Квашнин.