Военный вестник. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ готовят новые предложения. НАТО готова разместить свои войска в Закавказье. Международная кризисная группа. Урегулирование. Карабахских армян призывали голосовать за азербайджанцев.

Военный вестник

Как сообщает агентство Day.Az со ссылкой на карабахское бюро агентства АПА, 31 октября примерно в 10:00 подразделения армянских вооруженных сил (ВС) обстреляли азербайджанские позиции в селе Чираглы. Обстрел территории длился несколько минут. Агентство сообщает также, что 2 ноября подразделения армянских вооруженных сил с 14:00 в течение 3 часов обстреливали из крупнокалиберных пулеметов позиции азербайджанских вооруженных сил, расположенные в селе Гасангая Тертерского района. В обоих случаях жертв нет.

Азербайджанская Организация освобождения Карабаха (ООК) провела среди 2515 жителей Баку социологический опрос. Во время опроса респондентам задавался вопрос: "Какие пути разрешения нагорно-карабахского конфликта вы считаете возможными?" Респонденты должны были выбрать один из предлагаемых им вариантов ответа: "военным путем", "мирным путем" и "затрудняюсь ответить". 1558 человек из участвовавших в опросе представляли молодежь, 758 были людьми среднего возраста, а 188 - гражданами пожилого возраста. 58% респондентов считают, что проблему необходимо решать военным путем, а 25% - мирным. 17% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Большинство из тех, кто придерживается военного варианта решения конфликта, - люди преклонного возраста (60%). 58% молодежи и 56% граждан среднего возраста отдали предпочтение военному пути решения проблемы. 24% молодежи, 25% лиц среднего возраста и 26% граждан пожилого возраста считают, что проблема должна решаться мирным путем, сообщает азербайджанское агентство АПА.

Как сообщает "Ноян Тапан", в рамках официального визита в США секретарь Совета национальной безопасности при президенте РА, министр обороны РА Серж Саркисян встретился с председателем Национального университета обороны Вашингтона, генералом Майклом Даном. Саркисян отметил, что в вопросе национальной безопасности главные задачи Армении - это устранение опасности войны, а также улучшение отношений с соседями, так как по сей день азербайджанцы продолжают говорить о решении конфликта в Нагорном Карабахе военным путем. Министр заявил, что Армения серьезно настроена на решение проблемы мирным путем: "Если подобный подход будет доминировать и в Азербайджане, то можно будет говорить о всех вопросах, в том числе и о зоне безопасности".

Армения обратилась к США с заявлением о соблюдении паритета в предоставлении военной и финансовой помощи Армении и ее бывшему противнику и соседу Азербайджану. Об этом, сообщает PanARMENIAN, в интервью американскому изданию "Джейнс" заявил секретарь Совета национальной безопасности при президенте РА, министр обороны Армении Серж Саркисян. Законодательство США требует равного распределения помощи Армении и Азербайджану в рамках программ содействия безопасности. Однако, учитывая осуществляемую Вашингтоном уже 7 лет в Азербайджане программу "Инициатива защиты границ Каспийского моря" стоимостью в $80 млн., Армения считает, что должна получать сравнительно большее содействие, заявил глава оборонного ведомства РА. Несмотря на то, что Армения является страной, не имеющей выхода к морю, армянские официальные лица озабочены тем фактом, что выделяемая Вашингтоном помощь может предоставить Баку возможность использования своих ограниченных ресурсов для укрепления других, в том числе и находящихся в прилегающих к Армении районах, вооруженных сил. Саркисян заявил, что Армения не видит роста угрозы со стороны Азербайджана, и отметил, что, если Баку захочет принять участие в гонке вооружений, Ереван сможет ответить Баку, однако это будет осуществлено за счет экономики Армении. Недавно США завершили оценку ВС Армении и в конце ноября планируют представить свои выводы правительству Армении. Глава Министерства обороны РА отметил, что планируемыми, исходя из результатов оценки, реформами являются стратегия национальной безопасности и параллельная ей военная концепция, усовершенствование процесса формирования бюджета, увеличение числа гражданских служащих в оборонной сфере, а также сокращение военных объектов и инфраструктур, не являющихся необходимыми. Помимо этого, Армения планирует до 2010 года сформировать целостную миротворческую бригаду, и в этом вопросе Ереван обратился за содействием к США.

"Я призываю азербайджанцев воздержаться от начала военных действий, поскольку от этого наряду с Арменией значительно пострадает и Азербайджан", - цитирует министра обороны Армении Сержа Саркисяна бакинская "525-я газета". Напомним, пишет газета, что прежние высказывания министра обороны Армении на данную тему отличались агрессивностью. "На все вопросы относительно военного пути разрешения проблемы Саркисян заявлял, что если Азербайджан начнет войну, то потерпит тяжелое поражение и потеряет еще больше земель, чем в 1992-1993 годы. Теперь же, как видим, министр обороны изменил тон. Причина этого, с одной стороны, в желании продемонстрировать Америке и Западу в целом мнимую конструктивность позиции Армении, а с другой, как представляется, - резонанс от быстрого увеличения военного бюджета Азербайджана". С другой стороны, пишет газета, официальный Ереван старается внушить международным кругам, что именно Армения - единственный поборник мира и безопасности на Южном Кавказе и что международное сообщество, мол, должно адекватно отреагировать на "милитаризацию" Азербайджана. Словом, заключает бакинское издание, в Армении начали понимать, что экономическое положение этой страны не позволяет ей надеяться когда-нибудь конкурировать с Азербайджаном в области военных расходов, и поэтому беспокойство официального Еревана мало-помалу переходит в шизофрению.

Газета "Айкакан жаманак" пишет, что, по мнению российской "Независимой газеты", целью заявления Азербайджана об увеличении своих военных расходов может быть намерение заставить Армению пренебречь социальными задачами и за их счет увеличить расходы на нужды армии. По мнению "НГ", это приведет к социальному кризису, в РА начнутся волнения, и именно в этот момент Азербайджан захватит Карабах.

Бакинская "525-я газета" сообщает, что в Нагорном Карабахе (НК) с двухдневным плановым рабочим визитом находилась делегация Международной рабочей группы (МРГ) по поиску без вести пропавших и освобождению пленных в зоне нагорно-карабахского конфликта во главе с сопредседателем Бернхардом Клазеном (Германия). В составе делегации находились координаторы МРГ в Азербайджане и Армении Аваз Гасанов и Карине Минасян. По словам Бернхарда Клазена, в ходе визита были переданы запросы Госкомиссии Азербайджана по вопросам военнопленных и без вести пропавших.

Международная рабочая группа по поиску без вести пропавших и заложников и освобождению пленных в зоне карабахского конфликта недовольна отношением властей Армении и Азербайджана к лицам, побывавшим в плену. Об этом, сообщает бакинская газета "Зеркало", заявил находящийся в Ереване сопредседатель группы Бернхард Клазен. По его словам, стороны конфликта не уделяют должного внимания проблемам бывших пленных и заложников. "Эти люди очень травмированы. Нужны большие усилия всех сторон для оказания им помощи. Однако я не вижу ни с азербайджанской, ни с армянской стороны готовности помогать этим людям", - сказал Клазен. Наоборот, подчеркнул он, в Азербайджане недавно очень сурово осудили бывших военнопленных, которые провели несколько месяцев в плену в Карабахе. Их обвинили в сотрудничестве с армянскими властями. "Мы резко осуждаем такие приговоры", - подчеркнул Бернхард Клазен. Речь идет о сержанте Руслане Бакирове, рядовых Хаяле Абдуллаеве и Хикмете Тагиеве. Первые двое были осуждены на 12 лет лишения свободы, третий - на 11 лет за измену Родине. "Если бы я знал, что освобождение из плена закончится тюрьмой, я бы не стал так активно заниматься вопросом их освобождения", - заметил Клазен. "Что касается армянской стороны, то тут я тоже не вижу готовности помогать этим травмированным людям. Мы встречались в Армении с бывшими военнопленными, которые после плена еще и были осуждены". Клазен отметил, что эта проблема обсуждалась во время встреч с карабахскими лидерами и, в частности, с министром иностранных дел НК Арманом Меликяном. "Я думаю, что, если бы азербайджанские военные пробыли в плену одну неделю, тогда азербайджанцы не имели бы повода для сурового приговора. Поэтому я просил Армана Меликяна, чтобы пленных передавали как можно быстрее", - отметил Клазен.

Попавший в плен в Азербайджане гражданин Армении возвращен на родину при содействии Международного комитета Красного Креста (ICRC). Согласно агентству "АРКА", передача пленника состоялась на дороге, проходящей между армянским городом Иджеван и азербайджанским городом Казах. Перед передачей представители Красного Креста посетили пленника, чтобы убедится в добровольности его возвращения на родину. Агентство отмечает, что с начала деятельности, связанной с нагорно-карабахским конфликтом, в 1992 году и по сей день при содействии МККК на родину было возвращено 653 человека.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ готовят новые предложения

24 и 25 октября в Вашингтоне сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) Юрий Мерзляков (Россия), Бернар Фасье (Франция) и Стивен Манн (США) обсудили несколько предложений по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, которые будут предложены на обсуждение Азербайджана и Армении. Об этом в интервью азербайджанскому агентству АПА сказал российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. Он сообщил о том, что эти предложения согласованы между сопредседателями. Как сообщает агентство, на ежегодном заседании министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, которое пройдет 4-5 декабря в столице Словении Любляне, сопредседатели встретятся по отдельности с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмаром Мамедъяровым и Варданом Осканяным и представят им эти предложения: "Состоится ли встреча министров в Любляне - пока неизвестно. Это будет зависеть от результатов наших переговоров, проведенных с ними по отдельности".

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков отметил, что новые предложения касаются тех пунктов, по которым ранее так и не смогли договориться главы Армении и Азербайджана Роберт Кочарян и Ильхам Алиев. О каких конкретно пунктах идет речь, пока можно только догадываться. Как правило, утечка информации происходит тогда, когда та или иная сторона в ней заинтересована, отмечает PanARMENIAN.Net.

Как сообщает бакинская "525-я газета", сопредседатели Минской группы ОБСЕ обратились к президентам Азербайджана и Армении. По словам российского сопредседателя МГ ОБСЕ Юрия Мерзлякова, в послании содержится просьба к главам государств принять сопредседателей Минской группы в ходе намеченного ими на середину декабря очередного визита в регион. Касаясь высказываний о замораживании переговоров, сопредседатель заявил, что пауза в переговорах согласована: "На казанской встрече президентов была достигнута договоренность о том, чтобы взять перерыв в несколько месяцев и проанализировать проведенные до сих пор переговоры". Газета отмечает, что до сих пор в период выборов и в Азербайджане, и в Армении по договоренности сторон мирные переговоры отходили несколько на второй план. По мнению политологов, пишет "525", обсуждение вопросов, связанных с парламентскими выборами, до конца ноября полностью не завершится, поскольку ожидается обсуждение результатов выборов на уровне международных организаций. "Скорее всего, связанные с выборами вопросы будут исчерпаны до конца января 2006 года, а затем карабахская проблема вновь выйдет на первый план, и тогда уже можно будет ждать каких-то конкретных результатов". Кроме того, с учетом предстоящего в ноябре в Армении референдума о внесении поправок в Конституцию аналитики отмечают, что перерыв в переговорах на пользу и армянской стороне, поскольку в связи с этой акцией правительство Роберта Кочаряна ожидают серьезные проблемы, решение которых потребует времени. В начале будущего года считается возможной также активизация сопредседателей МГ ОБСЕ. Газета допускает, что очередные предложения сопредседателей будут несколько отличаться от прежних и в результате возникнет перелом в процессе урегулирования. По мнению аналитиков, сообщает "525", новые предложения сопредседателей МГ ОБСЕ, скорее всего, будут основаны на одном из старых вариантов урегулирования.

По мнению газеты "Айкакан жаманак", если Ильхам Алиев одержит на парламентских выборах победу, то и Роберт Кочарян перед референдумом по конституционным реформам будет себя чувствовать увереннее. "Видя, что один из субъектов переговорного процесса продолжает оставаться у власти, сопредседатели МГ ОБСЕ сделают все, чтобы "у руля" оставался и другой. И наоборот, если к власти в Азербайджане придет оппозиция, переговорный процесс по урегулированию карабахского вопроса придется начать с нуля, и для Запада уже не будет принципиальным, кто со стороны Армении будет его продолжать". Более того, пишет газета, опыт показывает, что лидеры с одинаковым мировоззрением лучше понимают друг друга и легче приходят к согласию, и если выяснится, что азербайджанскую сторону будет представлять демократический лидер, то Кочарян окажется невыгодным партнером и Запад по возможности будет способствовать тому, чтобы у власти в Армении появился бы соответствующий руководитель. "Таким образом, если Ильхам Алиев сохранит свою власть, задачей номер один южнокавказской повестки Запада и США будет продолжать оставаться урегулирование карабахского конфликта, если же Алиев потерпит поражение, то карабахский вопрос уступит свое место задаче установления на ЮК демократии".

НАТО готова разместить свои войска в Закавказье

Как сообщает газета "Азг", представитель НАТО по связям с государствами Южного Кавказа офицер Ромуалдс Ражукс заявил в Ереване, что "НАТО готова разместить свои войска на территории Южного Кавказа, если это станет необходимым или если в этом контексте сотрудничество Альянса с ОБСЕ станет очень важным". Офицер НАТО отметил также, пишет газета, что окончательное решение о возможной дислокации миротворческих сил должны принять конфликтующие стороны.

Премьер-министр Армении Андраник Маргарян, касаясь заявления офицера НАТО по связям с государствами Южного Кавказа Ромуалдса Ражукса о том, что в случае необходимости НАТО готова разместить на Южном Кавказе свой миротворческий контингент, заявил, что "этот вопрос следует рассматривать в комплексе", сообщает ИА REGNUM. "Процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта проходит в рамках Минской группы ОБСЕ, и все предложения следует рассматривать в этом контексте. Если, в первую очередь, Нагорный Карабах, а также Армения и Азербайджан примут решение привлечь к процессу урегулирования еще одну организацию - это другое дело, но обсуждать вопрос вне контекста - не вижу смысла", - заявил Андраник Маргарян.

Вряд ли озвученные намерения НАТО можно расценивать лишь как желание помочь в урегулировании карабахского конфликта. Нет, никто не собирается ставить под сомнение искренность этого желания, просто даже невооруженным глазом видны планы Запада по взятию под полный контроль региона Южного Кавказа. Ясно, что с Грузией особых проблем нет. Дело остается за Азербайджаном и Арменией, которые находятся между собой в конфликте, пишет бакинская газета "Зеркало". Отмечая значение географического расположения и нефтяных ресурсов Азербайджана для НАТО, газета пишет, что если к этому добавить еще американские планы военного присутствия на азербайджанских территориях, то отношение НАТО к Азербайджану в плане осуществления военных замыслов США относительно Ирана, который с каждым днем вынуждает американцев ускорять темп реализации этих планов, выглядит вполне обоснованным. НАТО, считает газета, окажет помощь и в размещении миротворческих сил в зоне конфликта на Южном Кавказе. "Естественно, что подобное предложение привлекает Армению, но отнюдь не Азербайджан, который нередко говорит о том, что прибегнет к военному разрешению конфликта в случае провала мирного пути". "Я ничего об этом не знаю. Да и вообще, это политический вопрос. Задайте его политическим ведомствам" - порекомендовал глава пресс-службы Минобороны Азербайджана Рамиз Меликов в ответ на вопрос о шансах НАТО на размещение миротворцев. Начальник управления связи и информации МИД Азербайджана Таир Тагизаде отметил, что пакет предложений в рамках Пражского процесса на первом этапе урегулирования конфликта включает 8-10 компонентов, в их числе есть и вопрос размещения миротворческих сил в зоне конфликта. По мнению президента ассоциации сотрудничества "НАТО - Азербайджан" Сульхеддина Акпера, шансов у НАТО разместить миротворцев практически нет: "Во-первых, азербайджанскую сторону ничуть не привлекает данное предложение. Во-вторых, я не думаю, что Армения, будучи близким союзником России, согласится на это. По крайней мере, нельзя недооценивать роль российского присутствия в регионе Южного Кавказа". Директор Азербайджанского центра демократического гражданского контроля над вооруженными силами, военный эксперт Алекпер Мамедов убежден в том, что азербайджанская сторона никогда не согласится с предложением НАТО. "Азербайджан нередко заявлял, что, не увидев эффективности мирного разрешения, прибегнет к военным мерам. Очевидно, что международное сообщество и НАТО, вполне серьезно воспринимая азербайджанскую позицию, пытаются опередить события и как некий гарант сохранения мира разместить в зоне конфликта миротворческие силы", - сказал Мамедов и добавил: "Конечно же, это полностью отвечает позиции армянской стороны. Но ввиду того, что нам это нисколько не приемлемо, навряд ли стороны придут к какому-то решению".

"В Азербайджане нет войск или солдат какого-либо иностранного государства. Мы не планируем этого и в будущем". Об этом, сообщает "Ноян Тапан" со ссылкой на азербайджанское агентство "Тренд", заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью турецким СМИ, комментируя сообщения в мировой печати о том, что в стране будет размещен какой-либо военный контингент или военная база. Отвечая на вопрос о возможности вступления Азербайджана в HАТО, глава государства сказал: "Мы подходим ко всем этим вопросам с реальной точки зрения". "Мы знаем наши возможности, знаем протекающие в регионе процессы. Знаем, что наше членство в других авторитетных организациях - это вопрос, который решается не за один день. Hо для установления нормального сотрудничества Азербайджан предпринимает очень большие шаги. Hаши связи с Европейским союзом, с HАТО находятся на очень высоком уровне и удовлетворяют нас", - сказал Алиев.

На вопросы бакинской "525-й газеты" ответил американский политолог, старший исследователь "The Нeritage Foundation" по вопросам России, Евразии и международной энергетической безопасности Ариэль Коэн.

"Каким Вы видите урегулирование нагорно-карабахского конфликта?

В Вашингтоне сегодня существует оптимизм по поводу достижения серьезных шагов в деле урегулирования конфликта в 2006 году. Я надеюсь, что этот оптимизм оправдан. Понимаю, что экономическая ситуация в Армении, из-за того что конфликт не урегулирован, продолжает оставаться достаточно серьезной. Но я, к сожалению, сам лично не являюсь оптимистом. Такие затяжные конфликты за территории и из-за того, что Армения в состоянии военным путем удерживать эту территорию, как правило, легко и быстро не разрешаются. Плюс глубокая убежденность армянской стороны, что она сможет удержать и Карабах, и коридор, ведет к тому, что Армения не хочет идти на урегулирование, которое восстановит азербайджанский суверенитет над Карабахом.

Не является ли причиной политики двойных стандартов со стороны США тот факт, что Азербайджан - мусульманская страна? Достаточно вспомнить наличие 907-й поправки (907-я поправка к Акту в поддержку свободы запрещает оказание прямой правительственной помощи Азербайджану в связи с осуществляемой им блокадой Армении и Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM), выделение прямых средств сепаратистскому режиму Нагорного Карабаха, не включение Азербайджана в программу "Вызовы тысячелетия".

Азербайджан как мусульманская страна должен стать моделью партнерства с Соединенными Штатами в смысле развития демократии, так как для США очень важно иметь такие успешные случаи, так сказать, демонстрационные проекты. И поэтому очень важно, чтобы были: а) хорошие отношения с Соединенными Штатами, б) чтобы Азербайджан развивался успешно как экономически, так и демократически для того, чтобы он мог быть моделью и для Ирана, и для шиитов на юге Ирака, и для всего мусульманского мира. Реальный политический процесс в Конгрессе демонстрирует, что внутренние лоббистские группы в Соединенных Штатах, в частности армянское лобби, способно через Конгресс проводить определенные программы помощи. Так что тут дело не в двойных стандартах, а в деталях внутренней политики в Конгрессе. Конгресс выделяет эти деньги". ("525-я газета").

Международная кризисная группа

Находясь с официальным визитом в США, во время выступления в фонде Карнеги министр обороны РА Серж Саркисян заявил, что Армения согласна с повторным проведением референдума на территории Нагорного Карабаха, сообщает газета "Азг" со ссылкой на пресс-службу Министерства обороны РА. Отвечая на вопрос представителя Турецко-американской ассоциации, как мир должен признать независимость Карабаха, когда сама Армения этого не делает, Саркисян ответил: "Мы не делаем этого, и это есть компромисс с нашей стороны. Компромиссом является и то, что сегодня Армения заявляет о том, что согласна с повторным проведением референдума на территории Нагорного Карабаха. Все мы четко знаем, что независимость - очень трудный и мучительный путь, и этот путь карабахцы проходят с достоинством. И, в конце концов, если Карабах никем не признан, то для чего тогда была создана Минская группа, почему этим вопросом занимаются США, Франция и Россия и почему демократические структуры всего мира постоянно заявляют, что карабахское противостояние существенно отличается от противостояний в Южной Осетии, Абхазии и т.д.?"

Как сообщает бакинская "525-я газета", представитель Международной кризисной группы (МКГ) по Южному Кавказу Сабина Фрейзер заявила, что эта организация подготовит мирный план по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и работа над планом уже идет. По словам заведующего отделом международных связей аппарата президента Азербайджана Новруза Мамедова, Международная кризисная группа имеет предложения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Он отметил, что эта организация и прежде готовила отчеты об этой проблеме, но теперь она старается занять более объективную позицию: "Однако последний отчет организации нас не удовлетворяет. Во-первых, потому, что для азербайджанской стороны миссия Международной кризисной группы не вполне ясна. Этой организации подготовка какого-либо плана по урегулированию конфликта не поручалась. Как и другие неправительственные организации, Международная кризисная группа сама решает, какую работу будет делать. Возможно, они выполняют заказы каких-то кругов". Мамедов сообщил, что на своих встречах с представителями МКГ сделал им ряд предложений: "Я сказал им, что если они действительно хотят занять справедливую позицию и выдвинуть предложения, то должны хорошо знать историю Южного Кавказа, всесторонне изучить историю Азербайджана, Армении и нагорно-карабахского конфликта. Они должны верно оценивать нынешние процессы, и на этой основе занять правильную позицию". Мамедов довел до сведения представителей группы, что осуществление содержащихся в подготовленном ими отчете предложений невозможно. По его мнению, с некоторыми из этих предложений не согласится и армянская сторона.

"Не думаете ли Вы, что подходы Международной кризисной группы могут, как вариант, рассматриваться и в других структурах, в том числе и в ПА ОБСЕ?" Отвечая на этот вопрос газеты "Айоц Ашхар", руководитель парламентской делегации в ПА ОБСЕ, вице-спикер Национального Собрания (НС) Армении Ваган Ованнисян сказал: "МКГ - исключительно экспертная группа, всего лишь одна из подобных. Таких в мире много. Не думаю, что модель, предложенная лишь одной из них, может стать основой обсуждений такой авторитетной организации, как ПА ОБСЕ. По крайней мере, мы проявим против такого подхода очень жесткую позицию и потребуем полностью раскрыть сущность предложения. То есть те механизмы, наличие которых явится гарантией обеспечения безопасности НКР".

Зампредседателя Международной кризисной группы Ален Делетроз заявил, что в вопросе урегулирования карабахского конфликта МКГ не видит альтернативы миру, пишет газета "Лрагир". По его мнению, мир в Карабахе установится тогда, когда этого пожелают втянутые в конфликт народы. Международное сообщество понемногу теряет надежду, а переговоры зашли в тупик. Более того, заявил Делетроз, отвергнут ряд предложений сопредседателей МГ ОБСЕ: "Уверенность в собственной правоте, абсолютное неприятие аргументов противной стороны и попытки усилить собственные позиции путем жалоб международному сообществу привели к тому, что участники конфликта стали совершенно не склонны к компромиссам". По его словам, противопоставляя два принципа международного права - территориальную целостность и право наций на самоопределение, - стороны потеряли способность к конструктивному диалогу даже в таких имеющих для них жизненно важное значение вопросах, как, например, вопрос водоснабжения. "Объем противоречий и взаимного недоверия настолько велик, что любой направленный на компромисс и не вполне приемлемый для общественности шаг может привести к кризису власти", - заключает Ален Делетроз.

Урегулирование

Как сообщает азербайджанское агентство Day.Az, президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью группе турецких журналистов заявил, что Нагорному Карабаху может быть предоставлена широкая автономия, но не независимость: "Нагорный Карабах не будет присоединен к Армении и не станет независимой структурой. Проживающие там армяне могут обладать высоким статусом автономии в составе Азербайджана, об этом свидетельствует и мировая практика". Алиев подчеркнул, что позиция официального Баку по конфликту опирается на международные нормы, тогда как позиция Армении полностью противоречит международному праву. По его словам, Азербайджан обладает достаточным потенциалом для самостоятельного решения проблем с Арменией: "В настоящее время я резко увеличиваю военный бюджет. Военные расходы в Азербайджане в 2004 году составляли 170 миллионов долларов, в 2005 году - 300 миллионов долларов, а в 2006 году они составят 600 миллионов долларов. Я сказал, что наши военные расходы должны быть равны всему бюджету Армении, и мы добьемся этого. Нам самим необходимо быть сильными. Если мы будем сильными, то решим все".

"В способности без конца повторять одну и ту же, зачастую весьма плоскую, мысль с руководителями Армении могут конкурировать разве что их азербайджанские коллеги. Например, если армянские официалы специализировались в направлении восхваления различных аспектов экономического роста РА, то в Азербайджане в моде говорить о непреклонном стремлении "никогда не признать" независимость Нагорного Карабаха", - откликается газета "Аравот" на интервью Ильхама Алиева турецким журналистам. По существу, пишет газета, высказанные азербайджанским президентом мысли никакой информационной ценности не представляют. "Интересны они могут быть лишь тем, что высказаны были совсем недавно и с ювелирной точностью повторяют неоднократно озвученные им предыдущие заявления", - подчеркивает "Аравот".

В другой своей статье газета "Аравот" пишет о полученном на днях "ряде весьма примечательных сообщений". Так, пишет газета, действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Словении Димитрий Рупель в интервью журналу "The Wall Street Journal" заявил, что "мы близки к решению проблемы Карабаха". Вместе с тем, Рупель оговорился, сказав, что "если стабильность в Азербайджане будет нарушена, то урегулирование карабахского конфликта будет отложено на неопределенный срок. Это будет очень прискорбно, учитывая то, насколько мы подошли к решению проблемы". Говоря об экономическом эффекте урегулирования, Рупель сказал: "У азербайджанского правительства есть историческая возможность получить наибольшую выгоду от нефтяных ресурсов, пока мировые цены на нефть находятся на рекордно высокой отметке. Скоро Азербайджан получит сверхприбыль, которую можно направить на усовершенствование подструктур, вклады в человеческий ресурс и развитие альтернативных экономических секторов. Однако, экономический прогресс в долгосрочной перспективе невозможен, если он не сопровождается тщательно обдуманными политическими реформами, стабильностью и общей безопасностью". Свое мнение об урегулировании карабахского конфликта высказал в Москве на встрече с армянскими журналистами депутат Госдумы РФ, директор института стран СНГ Константин Затулин. Он подверг критике позицию официальной Москвы, отметив, что "непризнание независимости НК неверно и не отражает настроения общественности страны в этом вопросе". По его словам, "риторичность утверждений о том, что НКР и Абхазия являются непризнанными государствами, устаревает". "Сегодня России совершенно необязательно не различать Армению и Азербайджан, хотя бы потому, что Армения и Россия успешно сотрудничают в рамках ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности - прим. ИА REGNUM), а Азербайджан стремится интегрироваться в другие военные союзы", - заявил Затулин армянским журналистам. Оригинальное предсказание сделал в отношении проблемы Нагорного Карабаха известный российский политолог Глеб Павловский: "До ее решения осталось максимум 5 лет, поскольку за это время ситуация на Ближнем Востоке претерпит коренные изменения, и ни одна страна не захочет оставлять в регионе незатушенный очаг напряженности. До этого НК должен будет иметь международно приемлемый правовой статус", - пророчит Павловский. "Это будет трудная игра, в ходе которой все стороны, в том числе и Россия, будут вынуждены раскрыть свои карты", - добавил российский политолог.

Газета "Айкакан жаманак" пишет об анализе последних событий в деле урегулирования карабахского конфликта, проведенном Советом внешних сношений США. Совет пришел к выводу, что, несмотря на то, что в декабре переговоры будут возобновлены, в действительности никто не надеется на то, что конфликт будет в ближайшее время урегулирован. В аналитическом материале Совета "Нагорный Карабах: кризис на Кавказе", в разделе "Перспективы мира" разъясняется, почему не следует в ближайшее время ждать урегулирования конфликта: "После 1994 года со стороны Минской группы ОБСЕ были сделаны многочисленные неудачные попытки разрешить вопрос. Говорят, были случаи, когда подписание мирного соглашения было грубо пресечено буквально за минуты до его подписания. Так называемый "Пражский процесс" также не дал результатов. В то же время различные структуры, такие как Международная кризисная группа, продолжают искать новые пути прекращения конфликта". Авторы анализа считают, что главное препятствие в мирном урегулировании и подписании мирного соглашения заключается в последовательности. "Все три стороны - Армения, Азербайджан, Нагорный Карабах - отказываются сделать первый шаг, пока остальные не пошли на уступки. Азербайджан желает, чтобы Армения прекратила оккупацию его территорий и вывела свои войска, и чтобы только после этого обсуждался вопрос окончательного статуса республики (НК). Армения желает, чтобы сначала был решен вопрос статуса, и только потом были бы выведены войска. Нагорный Карабах желает, чтобы его статус был признан до всякого рода переговоров", - говорится в аналитическом материале. Однако несогласие в вопросе последовательности лишь одно из препятствий к урегулированию. Другое препятствие, считают аналитики, является геополитическим, поскольку у каждого из вовлеченных в переговорный процесс игроков есть своя тайная мотивация. "Россия не заинтересована в решении НК конфликта, потому что сохранение на каком-то уровне нестабильности на Южном Кавказе усиливает влияние России на регион. Азербайджан считает, что Россия в конфликте пристрастна и больше защищает Армению. В частности, в период 1994-1996 гг. Минобороны РФ оказало Армении большую военную помощь. Азербайджан считает, что Франция также на стороне Армении, благодаря усилиям большой и влиятельной армянской общины этой страны. В США также сильно армянское лобби, хотя, учитывая геополитическую роль Азербайджана в борьбе с терроризмом и то, что он является поставщиком нефти вне рамок ОПЕК, в последние годы Вашингтон стал больше играть на стороне Азербайджана", - говорится в аналитическом материале. А отсрочка решения проблемы НК не выгодна в первую очередь Армении, поскольку благодаря нефти экономика Азербайджана развивается быстрее, чем Армении, считают аналитики. "Армяне начинают понимать, что может наступить момент, когда им придется умолять о подписании мирного соглашения. Факт в том, что армяне оккупировали эту территорию", - цитируется точка зрения представителя Международного аналитического центра Джонса Хопкинса Сванте Корнела, который уверен в том, что у Азербайджана действительно появится возможность увеличить свой военный бюджет за счет нефти и тогда вопрос урегулирования перейдет в военную плоскость. "Теперь вопрос в том, насколько сильны вооруженные силы Азербайджана, поскольку армия Армении очень профессиональна". По прогнозу аналитиков, Нагорный Карабах хотя бы на карте продолжит оставаться в составе Азербайджана, однако сохранит де-факто свою независимость. В разделе "Конфликт влияет на внутреннюю политику республик" пишется, что национальная политика Армении сращена с политикой Нагорного Карабаха: "Нынешний президент РА, урожденный карабахец, бывший коммунист Роберт Кочарян был в 1994-1997 годах президентом НКР. Сегодня, будучи руководителем РА, принял в сепаратистском конфликте промежуточную позицию. Боясь международной общественности, он отказал требованиям армянской диаспоры полностью присоединить НК к Армении, но в то же время не пожелал прекратить оккупацию спорных территорий".

На нынешнем этапе урегулирования карабахского конфликта серьезного прогресса пока не видно. Подобное мнение, сообщает "Ноян Тапан", выразил член правления Армянского общенационального движения (АОД) Давид Шахназарян на пресс-конференции 3 ноября. По его прогнозам, предложения по урегулированию проблемы будут отклонены Азербайджаном. Шахназарян отметил, что идея предложенного референдума в НК неприемлема для президента Азербайджана Ильхама Алиева, так как, приняв это предложение, Азербайджан, как бы признает факт спорности территории Нагорного Карабаха. По его словам, Ильхам Алиев продолжает переговорный процесс только для того, чтобы тянуть время. По мнению Шахназаряна, ситуация с урегулированием не меняется, так как президенты как Армении, так и Азербайджана продолжают политику замораживания противостояния, оценивая любую перемену как угрозу для своей власти. Коснувшись опубликованных недавно рекомендаций Международной кризисной группы, Шахназарян отметил, что в основе нынешнего переговорного процесса лежит поэтапный вариант, который, по его словам, является единственно возможным вариантом урегулирования конфликта.

Если собрать воедино и официальную, и "конфиденциальную" информацию по Карабаху за последние несколько месяцев, то получится следующая картина. Минской группой был предложен поэтапно-пакетный формат урегулирования - власти непризнанной республики выводят свои войска из "оккупированных" районов Азербайджана, в эти районы возвращаются азербайджанские беженцы, затем лет через 10-15 в НК проводится референдум по статусу республики. Камнем преткновения стали два района из семи так называемых "оккупированных" территорий: Лачин - коридор, который связывает армянонаселенный Карабах с Арменией, и город Шуши, который до начала военного конфликта был населен преимущественно азербайджанцами. Второй по величине город Карабаха Шуши находится в непосредственной близости от столицы непризнанной республики Степанакерта. Столица Нагорного Карабаха со всех сторон окружена горами, а Шуши (как и соседние бывшие азербайджанские поселения) занимает господствующие высоты, с которых в сентябре 1991- мае 1992 гг. велся прицельный огонь из установок "Град". Соответственно, в обозримом будущем рассчитывать на то, что власти Карабаха вернут этот город Азербайджану, как минимум наивно, равно как и Лачин - единственную дорогу, связывающую Карабах с Арменией. По вопросу конкретных сроков проведения референдума в НКР сторонам также не удалось достичь договоренности. В Ереване считают, "если земли отдаем сейчас, то какой смысл проводить потом референдум?" В Баку же не приемлют другого принципа решения вопроса "территориальной целостности Азербайджана". Максимум, на что согласны азербайджанские власти - самая широкая автономия Нагорного Карабаха в составе республики. Именно этих "краеугольных" пунктов и касаются новые предложения Минской группы ОБСЕ. Не секрет, что в Степанакерте сегодня пристально следят за событиями вокруг Косово. Ведь принцип здесь один и тот же - принцип самоопределения наций. Отметим, что западных политиков, комментирующих процесс карабахского урегулирования именно в рамках права наций на самоопределение, становится все больше. (GazetaSNG.ru).

Карабахских армян призывали голосовать за азербайджанцев

По сообщению бакинской электронной газеты "Реальный Азербайджан", в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) Азербайджана поступили ответы от ряда граждан АР армянской национальности, зарегистрированных по "Ханкендинскому избирательному округу N 122". Об этом, пишет газета, заявил 4 ноября на заседании Центральной избирательной комиссии Азербайджана секретарь Hатиг Мамедов. По словам Мамедова, в посланиях одобряется решение об образовании Ханкендинского (Ханкенди - азербайджанское название Степанакерта - прим. ИА REGNUM) избирательного округа и отмечается желание принять участие в голосовании. Вместе с тем, в письмах содержаться жалобы на деятельность созданного в Нагорном Карабахе "сепаратистского режима" под руководством Аркадия Гукасяна. В письмах также одобряется проводимая властями Азербайджана политика. Мамедов отметил, что в целях безопасности имена обращающихся не разглашаются.

Отсутствие у европейцев чувства юмора подвело азербайджанский ЦИК, пишет газета "Новое Время": "шоу с "выборами" в "ханкендинском избирательном округе" с треском провалилось". Как известно, напоминает газета, азербайджанский ЦИК намеревался привлечь к голосованию на выборах в азербайджанский парламент также армян Нагорного Карабаха, создав с этой целью так называемый ханкендинский избирательный округ. Когда в День провозглашения Нагорно-Карабахской Республики, т.е. 2 сентября, президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна попросили прокомментировать призыв азербайджанской стороны к жителям Нагорного Карабаха принять участие в парламентских выборах в соседней стране, он ответил буквально следующее: "Я рад, что чувство юмора в Азербайджане развивается". Однако, отмечает газета, такого чувства явно недоставало ряду европейских структур, к которым азербайджанский Центризбирком обратился с просьбой оказать содействие в реализации задумки бакинских властей: ни ОБСЕ, ни ее Минская группа, ни другие серьезные структуры не пожелали заниматься глупостями. "НВ" приводит выдержки из "призыва" к карабахским армянам, "содержание которого, кроме иронической улыбки, ничего иного у серьезных людей вызвать не может": "В результате создания Арменией на оккупированных азербайджанских территориях сепаратистского режима граждане Азербайджанской Республики армянской национальности превратились в игрушку в руках группы агрессоров, наряду со своими конституционными правами они лишены также активных и пассивных избирательных прав". И далее: "ЦИК призывает граждан Азербайджана армянского происхождения, проживающих на оккупированных территориях (читай: в Нагорном Карабахе), содействовать устранению сепаратистского режима для того, чтобы обеспечить свои конституционные права". Получается, пишет газета, что карабахские армяне, которые отстояли в навязанной им Азербайджаном войне право на жизнь у себя на родине, должны отказаться от этого и искать "обеспечения своих конституционных прав" в государстве, которое насильственно изгнало сотни тысяч своих граждан армянской национальности, сотворив Сумгаит, погромы в Баку, резню в Мараге и другие тягчайшие преступления против проживавших на территории этой страны армян. Конечно, в Баку понимали, что никто из армян Нагорного Карабаха голосовать за азербайджанских кандидатов в парламент не будет. По этой причине в качестве подстраховки прямо в канун выборов ЦИК подготовил "письма" в свой же адрес от "некоторых граждан Азербайджана армянской национальности", продолжает газета. И чтобы не подвергать жизнь авторов несуществующих посланий опасности, секретарь ЦИК Натиг Мамедов решил не разглашать их имена. Неужто таким дешевым способом в Баку надеются убедить мир в "желании карабахских армян вернуться в лоно Азербайджана" с тем, чтобы в дальнейшем постоянно муссировать эту тему на переговорах по урегулированию, равно как и с разного рода высоких международных трибун западного и незападного мира, спрашивает "Новое Время". "То ли сами дураки, то ли нас с вами за дураков принимают. Да еще хотят, чтобы западное сообщество подсобило в реализации их дурацких идей. Расчет прост: авось эти "глупые" европейцы клюнут на очередную азербайджанскую удочку". Газета сообщает также, что избирательная комиссия злополучного "ханкендинского округа" была расположена в Баку, в административном здании радиозавода, а голосовать карабахские армяне должны были за Темирхана Казимова из предвыборного блока "Ислахат" ("Реформа"), Хевву Мамедову из объединения "Бирлик" ("Единство"), Иси Багирова (блок "Азадлыг" - "Свобода") Назима Искендерова и Севду Бахтиярову от правящей партии "Ени Азербайджан" ("Новый Азербайджан"), а также за трех беспартийных кандидатов - Нурида Магеррамова, Магомеда Сулейманова и Алекпера Микаилова. "Как видим, так и не смогли в азербайджанском Центризбиркоме найти кандидата или кандидатку армянской национальности. А ведь заявляют, что в Азербайджане проживают более 30 тысяч армян". "НВ" предполагает, что азербайджанский ЦИК, с подачи высшего руководства Азербайджана, и в будущем постарается раскручивать идею "вовлечения армян НК" в тамошние выборы. "Не случайно председатель Центризбиркома Мазахир Панахов признал, что хотя на сей раз результаты задумки относительно содействия международного сообщества в привлечении карабахских армян к участию в выборах в Азербайджане оказались нулевыми, все же надо предпринять все меры, чтобы "обеспечить конституционные права граждан АР армянской национальности". Что ж, пожелаем нашим соседям успеха в их "благородном устремлении". ("Новое Время")