Американские бизнесмены не доверяют Молдавии из-за высокого уровня коррупции в республике. "Энергетическая война" в Молдавии. Румыния обещала помочь в случае необходимости. Украина предложила странам ГУАМ создать "Придунайский энергетический мост". Молдавия между Румынией и Украиной. Румыния намерена сбалансировать точки зрения участников процесса приднестровского урегулирования. Россия считает присутствие своих войск в Приднестровье позитивным моментом. ГУАМ: военное присутствие России в Молдавии и Грузии препятствует урегулированию конфликтов. МИД России: отношения с Молдавией нельзя сводить только к решению приднестровской проблемы. Синдром 2003 года. Молдавия: статус Приднестровья как части единой Молдавии является единственным предметом переговоров. По данным молдавских властей, доходы Приднестровья от незаконных экономических операций составляют ежегодно около $2 млрд. Молдавия частично компенсирует убытки крестьян из Зоны безопасности. Молдавия надеется избавиться от мониторинга со стороны Совета Европы. США выявили проблемы с регистрацией в Молдавии некоторых религиозных организаций.

Американские бизнесмены не доверяют Молдавии из-за высокого уровня коррупции в республике

США предоставят Республике Молдова в 2006 году 33 млн. долларов для внедрения программ экономического и социального развития, в том числе шесть миллионов долларов в виде гуманитарной помощи, заявил 11 ноября на пресс-конференции в Кишиневе координатор содействия США для Европы и Евразии Государственного департамента США Томас Адамс. "Безвозмездное финансирование будет выделено для поддержки демократии, социальных и экономических реформ, укрепления безопасности и гуманитарной помощи", - цитирует Адамса "БАСА-пресс".

Официальный представитель США находился в Кишиневе для участия в работе Совместного молдавско-американского комитета по экономическому и инвестиционному сотрудничеству. Он отметил, что один из проектов уже разрабатывается под его управлением. Предполагается, что в ближайшее время он будет представлен Конгрессу США, передает "БАСА-пресс". Адамс сообщил, что США продолжают поддерживать усилия кишиневского правительства по снижению уровня безработицы, бедности и проведению рыночных реформ. США также предоставят техническую помощь для борьбы с торговлей людьми и коррупцией.

Министр экономики и торгового развития Молдавии Валериу Лазэр заявил на пресс-конференции, что США являются основным внешним партнером Республики Молдова в плане экономического развития страны. По его словам, на протяжении последних лет США значительно увеличили объем финансового и технического содействия молдавской экономике. Первоначально США поддерживали земельную приватизацию, после чего начали финансировать социальные программы. Одна их самых крупных программ, реализация которой в настоящее время проходит при поддержке США, - программа развития сельскохозяйственного бизнеса. Бюджет этой программы составляет почти 20 млн. долларов, ее внедрением занимается организация "CNFA-Moldova", передает "БАСА-пресс".

Томас Адамс объяснил низкий уровень американских инвестиций в молдавскую экономику повышенной степенью коррупции, а также несовершенным законодательством РМ. "К сожалению, американский бизнесмен считает нестабильной молдавскую экономику. Гарантия для деловых людей - часть успеха, однако они считают, что в Республике Молдова могут возникнуть ситуации непредвиденного вмешательства", - заявил Томас Адамс на пресс-конференции. Он выразил убежденность, что внедрение так называемого "закона гильотины" увеличит объем американских инвестиций в молдавскую экономику. По словам Адамса, сельское хозяйство Молдавии представляет для американцев относительный интерес. "Считаю, что в перспективе молдавский сельскохозяйственный сектор может стать целью для американских бизнесменов", - цитирует представителя США "БАСА-пресс".

По словам Валериу Лазэра, инвестиции США "приходят в Молдавию с современными технологиями, продвигая технологии "ноу-хау". В качестве примера министр привел американский инвестиционный фонд "Western NIS Enterprise Fund", который в октябре этого года купил за 10 млн. долларов весь пакет акций консервных заводов "Natur Bravo", передает "БАСА-пресс".

Согласно данным Организации по продвижению экспорта РМ, в общем объеме инвестиций в Молдавию доля США составляет в последние 10 лет 15,9%. США занимают третье место после Российской Федерации (24,9%) и Испании (16,1%).

Третье собрание Совместного молдавско-американского комитета по экономическому и инвестиционному сотрудничеству походило в Кишиневе 11 ноября. Обсуждались экономические достижения Молдавии, полученные при поддержке правительства США, и перспективы сотрудничества. Молдавская сторона предоставила сообщения о макроэкономической, финансовой и налоговой политике Республики Молдова, а также об уровне развития валютной и банковской системы. Американская сторона проинформировала о своем видении экономического роста Республики Молдова и намеченных программах содействия. Как отметил координатор содействия США для Европы и Евразии Госдепартамента Томас Адамс, американскую поддержку получат прежде всего сферы транспорта, энергетик и борьбы с торговлей людьми. Адамс рекомендовал правительству Молдавии разработать конструктивные проекты для получения финансирования из-за границы, передает "БАСА-пресс".

В ходе встречи с президентом Молдавии Владимиром Ворониным Томас Адамс сообщил о решении Совета директоров программы администрации США "Millenium Challenge Account" (MCA) включить Республику Молдова в специальную предварительную программу проекта "Вызовы тысячелетия". Программа разработана для государств, претендующих на право получения средств в рамках MCA, и предполагает предоставление значительного объема финансирования в различных областях, передает "МОЛДПРЕС". По словам Адамса, подобные соглашения будут подписаны с рядом государств, в том числе на постсоветском пространстве, их реализация предполагает заключение соглашений о помощи в рамках MCA.

Как отметил глава государства, власти Республики Молдова очень высоко оценивают предоставляемую США поддержку. Он напомнил, что с 1993 по 2003 год помощь этой страны составила 50 процентов от всего объема помощи, полученной Молдавией из-за рубежа. Владимир Воронин сообщил Томасу Адамсу о предпринимаемых руководством страны мерах по продвижению политических, экономических и социальных реформ, улучшению инвестиционного климата, борьбе с коррупцией.

Томас Адамс сообщил в ответ, что США высоко оценивают успехи Республики Молдова в обеспечении качественного управления, в частности проведение реформ в правительстве, направленных на повышение его эффективности и транспарентности. США и в дальнейшем готовы оказывать Республике Молдова всестороннюю поддержку для обеспечения устойчивого экономического роста, благосостояния и демократии, заявил координатор помощи Европе и Евразии Госдепартамента США, приводит слова Адамса "МОЛДПРЕС".

"Энергетическая война" в Молдавии

Кишиневские власти начали переговоры об импорте электрической энергии в ситуации кризиса. Она может возникнуть после прекращения Молдавской ГРЭС, расположенной в Приднестровье и принадлежащей российской компании "Интер РАО ЕЭС", поставок электроэнергии на правый берег Днестра. "Предварительное соглашение уже подписано с одной из румынских компаний", - сообщили "БАСА-пресс" в Министерстве промышленности и инфраструктуры РМ. Договор предусматривает, что румынская компания будет поставлять электроэнергию Молдове в кризисной ситуации по трем линиям, мощностью 110 кВт каждая. Объемы и цена поставок обговариваются.

Министр промышленности и инфраструктуры Молдавии Владимир Антосий отбыл 10 ноября на Украину для подписания нового договора об импорте электрической энергии с компаниями "Ukrenergo" и "Ukrinterenergo". Намечено подписать также меморандум о строительстве ЛЭП Новоднестровск-Бельцы мощностью 330 кВт. "Строительство линии протяженностью 120 км обойдется в 25-26 млн. евро, эти деньги Кишинев надеется получить от внешних финансовых доноров", - сообщили "БАСА-пресс" в Минпроме.

Молдавская ГРЭС прекратила поставки электрической энергии из-за отказа владельца электрораспределительных сетей испанской группы Union Fenosa покупать электроэнергию по новым тарифам. МГРЭС настаивает на повышении тарифов с 3,05 цента до 4,08 цента за 1 кВт. В конце прошлого года, когда возникала подобная ситуация, в Молдавии несколько дней проводились веерные отключения в сотнях населенных пунктов, напоминает "БАСА-пресс".

Представители Кишинева заявляют, что принимаются все меры для предотвращения возможного энергетического кризиса в условиях, когда Молдавская ГРЭС, которая обеспечивала 54% процента потребностей Республики Молдова в электроэнергии, полностью прекратила ее подачу на правый берег Днестра. "Местные теплоэлектроцентрали увеличили по мере возможностей выработку электроэнергии, одновременно увеличен ее импорт из Украины", - заявили "БАСА-пресс" в Министерстве промышленности и инфраструктуры. "Энергетическая система функционирует нормально, отключений потребителей пока не произведено, и надеемся обойтись без таких мер", - сказали в Минпроме.

Республика Молдова обеспечивает лишь 30% своих потребностей в электроэнергии, остальное покрывают Молдавская ГРЭС, а также Россия и Украина (на условиях паритетности). Молдавская ГРЭС, на долю которой приходится 54% от потребностей Республики Молдова в электроэнергии, в 2004 году стала собственностью российской группы РАО "ЕЭС", сообщает молдавское агентство.

Производители электроэнергии Республики Молдова выработали за девять месяцев этого года 26% от объема потребляемой электроэнергии. В прошлом году они производили всего 19%. По данным Национального агентства по регулированию в энергетике (НАРЭ), в период с января по сентябрь 2005 года потребителям было поставлено 1 949,8 млн. кВт, что на 10,6% больше, чем за аналогичный период 2004 года. Электрораспределительные предприятия, находящиеся в собственности группы "Union Fenosa" - Кишиневские, Центральные и Южные ЭРС - увеличили объемы поставок на 6,5%. Северо-западные ЭРС вырабатывают электроэнергии на 11,8% больше, Северные - на 3,6%, передает "БАСА-пресс". За девять месяцев потери электрической энергии сократились до 18,35%. Ранее потери составляли 20,44%.

Потребители, обслуживаемые Кишиневскими, Центральными и Южными электрораспределительными предприятиями, никаких перебоев в снабжении электроэнергией не испытывают, сообщили "ИНФОТАГ" в компании "Union Fenosa". По словам представителя компании, несмотря на отказ основного поставщика - Молдавской ГРЭС - отпускать энергию, госпредприятие "Moldelectrica" обеспечивает баланс в энергосистеме и UF выполняет обязательства перед потребителями.

Тем временем, на МГРЭС работает лишь один блок из 12 для обеспечения энергией Приднестровья. В заявлении местной прессе директор станции Сергей Сысков признал, что в результате конкурентной борьбы Украина победила МГРЭС. Украина продает Молдавии электроэнергию по 2,3 цента за 1 кВт/час, а МГРЭС настаивает на тарифе в 4,08 цента, передает "ИНФОТАГ".

Сысков утверждает, что остановка станции губительно скажется на Приднестровье, Молдавии и Украине. "Экономику мешают с политикой - и это неправильно. В нынешней ситуации МГРЭС снимает с себя ответственность по поддержанию устойчивой параллельной работы энергосистемы Молдавии и Украины", - цитирует Сыскова "ИНФОТАГ".

Как сообщил "МОЛДПРЕС" заведующий департаментом по связям с общественностью компании "Union Fenosa" Василе Грибинча., ни один населенный пункт Республики Молдова не остался без электроэнергии после прекращения поставки электроэнергии. Он заявил, что руководство "Union Fenosa" ведет переговоры с Молдавской ГРЭС о возобновлении поставок. "До тех пор, пока не станут известны результаты переговоров, мы не можем делать никаких заявлений", - сказал представитель компании.

Как отмечает "Moldova Azi", переговоры между властями Республики Молдова и новыми хозяевами главного энергетического объекта Молдавии - Кучурганской (Молдавской) ГРЭС - по поводу новой закупочной цены электроэнергии проходят в довольно напряженной и секретной атмосфере, особенно со стороны Кишинева, который не выразил свою ясную позицию и не сообщил прессе о возможных результатах.

3 ноября вице-премьер, министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Андрей Стратан заявил, что в настоящее время "существует несколько проектов в энергетической сфере. Мы считаем, что Молдова могла бы не только импортировать электроэнергию, но и начать ее экспортировать". Как экспортировать электроэнергию, если правобережная Республика Молдова на 75% зависит от кучурганской и украинской электроэнергии - не ясно, отмечает "Мoldova Azi".

Этот факт известен всем молдавскими специалистам в области энергетического сектора, которые уже более десятилетия твердят о необходимости создания альтернативы Кучурганской ГРЭС. За последние 10 лет Республика Молдова получила 12 предложений о строительстве новой электроцентрали, но все они застыли на стадии проектов. Также в течение 10 лет говорится о строительстве новых высоковольтных линий электропередач на Румынию и Украину. Теперь Молдавия дошла до того, что просит содействия Литвы в получении финансирования этих проектов со стороны ЕС, пишет "Moldova Azi". Финансирование республика могла получить еще 3-4 года тому назад, в рамках Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы, однако молдавские правители тогда заявили, что не нуждаются во внешнем финансировании.

Директор Кучурганской ГРЭС Сергей Сысков утверждает, что власти несерьезно подходят к переговорам и что он не понимает, как они могут менять условия переговоров каждый день. С его точки зрения, переговоры должны исходить из того, что только стоимость топлива и размер вносимых пошлин поднимают себестоимость электроэнергии до 3,3 цента. Следовательно, утверждает Сысков, ГРЭС не может поставлять электроэнергию по цене ниже этого уровня. Поэтому в середине октября администрация предприятия потребовала увеличить с 3,05 цента (38,5 бана) до 4,08 цента (51,45 бана) цену одного киловатт/часа, поставляемого предприятию "Union Fenosa" - главному поставщику электроэнергии в Молдавии. Причина, на которую ссылается руководство ГРЭС, - удорожание природного газа, импортируемого из России и используемого при производстве электроэнергии. Уровня ниже 4,08 цента можно добиться лишь в том случае, если предприятие будет работать на максимальную мощность, а это возможно лишь в условиях производства электроэнергии на экспорт, приводит слова Сыскова "Moldova Azi".

Согласно некоторым подсчетам, увеличение цены до 4,8 цента может привести к росту средних тарифов "Union Fenosa" на 18 бань за киловатт/час. Чего нынешняя власть допустить не может. Как отмечают на предприятии "Молдэлектрика", Кучурганская ГРЭС согласилась поставлять электроэнергию испанской компании по цене 3,45 цента США (43,5 бана), то есть примерно на 13% дороже нынешней цены в 3,05 цента. Зато ГРЭС получает доступ к линии в 400 киловольт для экспорта электроэнергии в Румынию. Также и Кишинев, посредством компании "Энергоком", мог бы возобновить экспорт энергии в Румынию по трем ЛЭП мощностью 110 киловольт, пишет "Moldova Azi".

Скорее всего, окончание переговоров откладывается по политическим, а не по экономическим причинам, полагает автор комментария в "Moldova Azi" Василе Сырбу. Новыми владельцами Кучурганской ГРЭС являются РАО "Нордик" и "Интер РАО ЕЭС" - филиалы российского монополиста РАО "ЕЭС России". Так что угрозы об увеличении цен или полного прекращения поставок были немедленно квалифицированы властями и некоторыми наблюдателями как политический и экономический шантаж со стороны России.

Угрозы о прекращении поставок электроэнергии отлично согласовываются с политическим курсом, проводимым Россией по отношению к Молдавии, считает "Moldova Azi". Во главе административного совета РАО "ЕЭС России" стоит Александр Волошин, бывший глава администрации президента Путина, а теперь советник нынешнего главы этой администрации. Так что утверждения о том, что действия РАО "ЕЭС России" по экономической экспансии на постсоветском пространстве скоординированы администрацией президента Путина, выглядят вполне правдоподобными. Ответ кишиневских властей сводится к фразе "будем покупать больше электроэнергии из России, возобновим импорт из Румынии, сократим поставки электроэнергии в те или иные населенные пункты, зато Кучурганская ГРЭС закроется". Звучит довольно "патриотично".

На совместном заседании секретарей высших советов безопасности и глав служб информации и безопасности ГУАМ, состоявшемся 3 ноября, секретарь Высшего совета национальной безопасности Украины Анатолий Кинах заявил, что Украина готова обеспечить Молдавию электроэнергией и "намеревается создать энергетический мост в регионе Дуная, с тем чтобы экспортировать электроэнергию через Республику Молдова на Балканы". По словам Кинаха, "энергетический мост" может начать действовать уже в 2007 г. Таким образом, Молдавия приобретет статус транзитной страны и полную зависимость от Украины. Иными словами, мы ударяемся в другую крайность, заключает "Moldova Azi".

Румыния обещала помочь в случае необходимости

Республика Молдова может быть подключена к румынской энергетической системе в случае необходимости. К такому соглашению пришли участники второго заседания Совместной молдавско-румынской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и европейской интеграции 3 ноября. Как сообщает REPORTER.MD, более детально вопрос решили обсудить во время визита делегации Министерства промышленности и энергетики Молдавии в Бухарест.

Исторические долги Молдавии перед Румынией за поставленную в 1998-2000 годы электроэнергию стороны намерены реэшелонировать в соответствии с правилами Парижского клуба кредиторов. По данным правительства Румынии, исторический долг Молдавии за потребленное электричество составляет порядка 32 млн. долларов, сообщает REPORTER.MD.

На заседании Комиссии обсуждались главным образом вопросы, касающиеся энергетического сектора, в частности речь шла о проектах развития энергетического сектора Сирет-Прут-Днестр-Нижний Дунай, о строительстве газопровода Дрокия-Унгены-Яссы и др. Следующее заседание Совместной молдавско-румынской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и европейской интеграции пройдет в 2006 году в Кишиневе, передает REPORTER.MD.

Украина предложила странам ГУАМ создать "Придунайский энергетический мост"

Украина предложила странам ГУАМ для усиления своей энергетической безопасности реализовать общий проект под условным названием "Придунайский энергетический мост". Как передает "ИнфоМаркет", проект предусматривает обеспечение поставок электроэнергии в страны ГУАМ и придунайского региона. Выступая 3 ноября на проходившем в Кишиневе совместном заседании руководителей высших советов безопасности и служб информации и безопасности стран-членов ГУАМ, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолий Кинах отметил, что Украина разработала соответствующий проект, который предусматривает развитие энергетических транспортных коридоров в рамках реализации межгосударственных соглашений между Украиной, Молдавией, Азербайджаном и Грузией.

Профильные министерства и ведомства, национальные энергетические компании Украины подготовили проект концепции плана мероприятий по реализации энергетического проекта ГУАМ "Придунайский энерготранспортный коридор", который будет передан делегациям ГУАМ для рассмотрения на уровне экспертов. К реализации проекта могут быть подключены не только страны ГУАМ, но и Румыния, Болгария, Греция, Турция, у которых есть общие интересы в сфере энергетики. По словам Анатолия Кинаха, проект "Придунайский энергетический мост" связан с находящимися в центре внимания ГУАМ глобальными проектами по усилению энергетической безопасности всего европейского континента и созданию условий для транспортировки каспийской нефти по европейским транспортным коридорам, пишет "ИнфоМаркет".

В беседе с корреспондентом агентства Анатолий Кинах отметил, что "Придунайский энергетический мост" предусматривает реализацию программ по энергосбережению, созданию инфраструктуры для транспортировки энергоносителей. Анатолий Кинах подчеркнул, что сейчас начинается работа по привлечению инвесторов, которыми, как планируется, станут Черноморский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), другие международные финансовые учреждения. Предполагается, что в финансировании проекта примут участие структуры НАТО. Кинах подчеркнул, что проект требует детализации на экспертном уровне и соответствующего программного, системного подхода.

Молдавия между Румынией и Украиной

(Дмитрий Калак, "Экономическое обозрение")

"Это выглядит парадоксально, но еще год назад самые проблемные отношения у Молдавии были с двумя ближайшими соседями - Украиной и Румынией. А сегодня они вполне соответствуют определению "соседские" в лучшем толковании этого слова. И стороны уже говорят о готовности разработки двустороннего всеобъемлющего договора с Украиной и нового варианта базового политического соглашения с Румынией.

Наиболее заметные изменения во взаимоотношениях Молдавии с ближайшими соседями произошли в сфере политического диалога и контактов между руководителями государств на высшем уровне. Это стало следствием смены власти как в Румынии, так и в Украине. С прежним румынским руководством отношения у Владимира Воронина не сложились с самого начала, поэтому победу Траяна Бэсеску на президентских выборах в конце прошлого года глава молдавского государства воспринял с видимым удовлетворением. Тем более, что и Бэсеску еще до своего избрания подчеркивал необходимость восстановления нормальных отношений с Молдавией. А свой первый зарубежный визит в качестве президента предпринял именно в Кишинев.

С Украиной ситуация складывалась немного иначе. С бывшим лидером этой страны Леонидом Кучмой контакты на высшем уровне не прекращались и внешне проходили всегда тепло и продуктивно, но на самом деле многие договоренности оставались нереализованными. Поэтому к середине лета прошлого года в молдавско-украинских отношениях накопилось множество проблем, заставлявших молдавскую сторону с некоторым разочарованием воспринимать реалии двусторонних взаимоотношений.

Среди этих проблем наиболее чувствительными были ограничение доступа ряда молдавских товаров на украинский рынок, со скрипом решаемые вопросы собственности, необходимость финансовых гарантий при транзите подакцизных грузов через украинскую территорию, постоянные сбои в работе "зеленого коридора" для доставки свежей сельхозпродукции из Молдавии в Россию и Белоруссию.

Но все это выглядело всего лишь мелким недоразумением и временными трудностями. Куда значимей и обидней для властей Кишинева была позиция администрации Кучмы по приднестровскому вопросу. Из-за нее, этой позиции, в течение четырех лет стороны так и не смогли приступить к организации совместного контроля на приднестровском участке молдавско-украинской границы, хотя договоренность об этом была достигнута еще в 2001 году. Это сводило на нет усилия Молдавии по экономическому давлению на власти Приднестровья и давало им возможность для маневра и ответного давления на Кишинев. Не совсем удовлетворила Молдавию и позиция Киева относительно "школьного" конфликта.

В общем, победу Виктора Ющенко на президентских выборах в Украине молдавское руководство тоже встретило с новыми надеждами. Которые очень быстро стали сбываться в объеме, превышающем самые смелые ожидания. "План Ющенко" по приднестровскому урегулированию стал главным региональным событием и в одночасье перевел уровень молдавско-украинских отношений на куда более высокий политический и моральный уровень.

Румыния, активно поддержавшая этот план и каждодневно подчеркивающая свое стремление активно участвовать в процессе урегулирования и готовность быть адвокатом и надежным союзником Молдавии во всех международных делах, тоже стала для Кишинева очень близкой не только территориально, но и духовно. На этом фоне пошли "в гору" и дела торгово-экономические. По данным румынской статистики, за восемь месяцев этого года товарооборот между двумя странами достиг $233,3 млн и вырос почти на 60%. Таких темпов активизации товарообмена между сторонами не наблюдалось уже давно. Правда, произошло это в основном за счет увеличения импорта из Румынии, чему в немалой степени способствовало заметное удорожание нефтепродуктов.

В этом отношении молдавско-украинский товарооборот характеризуется не только количественным ростом экспортно-импортных поставок, но и изменением качественных составляющих в пользу Молдавии. За девять месяцев 2005 года общий товарооборот между нашими странами, по данным украинской статистики, вырос на 8% и составил $540 млн. При этом импорт из Украины вырос всего на 6,3% ($475 млн), а молдавский экспорт увеличился на 23%. Но даже такая благоприятная на первый взгляд динамика не снимает остроты проблемы самого большого отрицательного сальдо торговли Молдавии с ближайшим восточным соседом (свыше $400 млн).

Подчеркну еще раз: уровень торговых отношений с соседними государствами мы демонстрируем данными статистики Румынии и Украины. Эти показатели, безусловно, отличаются от статистических выкладок Молдавии, так как учитывают и торговлю с Приднестровьем. Но раз уж мы говорим о стремлении решить приднестровскую проблему и добиться единения нашего государства, должны учитывать положение вещей в комплексе. Отрицательное сальдо Молдавии в торговле с Румынией, кстати, тоже довольно внушительное - $127,5 млн (по данным молдавской статистики - $71,6 млн).

Активный политический диалог между тремя соседними государствами осуществляется как на двустороннем уровне, так и в рамках регионального сотрудничества и общих евроинтеграционных устремлений. Именно последний аспект становится определяющим для большинства принимаемых решений, которые далеко не всегда органично вписываются в процесс обоюдного стремления к максимальному сближению. Например, на днях Молдова и Румыния вынуждены были начать переговоры о введении визового режима для поездок граждан. Хотя румынская сторона подчеркивает, что постарается сделать все возможное для упрощения получения виз и обременения этой процедуры минимумом формальностей и введения ее не раньше января 2007 года, когда Румыния станет полноправным членом ЕС.

Подготовка к полноправному членству в составе единой Европы подталкивает Бухарест и к другим шагам относительно Молдавии: постепенному внедрению европейских норм и стандартов в отношении импортируемых товаров и продукции. А так как и Молдавия, пусть и в отдаленной перспективе, но все же тоже мечтает обрести европейское гражданство, то Румыния готова уже сегодня способствовать процессу европейской интеграции республики и подготовки к вступлению. Например, в апреле 2005 года Департамент стандартов и метрологии Молдавии подписал соглашение о кооперации с аналогичным агентством Румынии сроком на 2 года. Документ предусматривает внедрение 135 румынских стандартов в качестве молдавских и их коммерциализацию на территории нашей республики, а также реализацию совместной программы обучения, профессиональной подготовки и обмена опытом в области европейских стандартов.

Но для Молдавии главным направлением сотрудничества с Румынией представляется сектор энергетики. На прошлой неделе в Бухаресте состоялось очередное заседание смешанной межправительственной комиссии, которую с молдавской стороны возглавляет министр экономики и торговли Валериу Лазэр. Кстати, с прошлого года эта комиссия обрела новое название - "по экономическому сотрудничеству и европейской интеграции", поэтому нынешнее заседание было всего вторым по счету.

В подписанном по его итогам протоколе особое место отводится проектам и совместным действиям в энергетической сфере. Например, стороны решили вернуться к проекту строительства высоковольтной линии электропередач Бельцы-Сучава и найти возможности для ее реализации совместными усилиями. Также молдавской стороне предписано выполнить свою часть работ по обустройству линии в 110 кВт Кантемир-Фэлчиу, так как румынская сторона свою часть работ давно завершила.

Для повышения безопасности Молдовы в обеспечении газом протокол предписывает газовым операторам двух стран изучить возможности взаимоподключения с учетом проведенной работы по технико-экономическому обоснованию проекта газопровода Дрокия-Унгень-Яссы.

Вопрос обеспечения энергетической безопасности - один из самых актуальных для Молдавии сегодня. Поэтому не случайно на повестке дня строительство линий электропередач между Молдавией и Румынией - соседи с Запада не раз проявляли готовность помочь Молдавии решить проблемы с поставками электроэнергии.

Прежде Румыния заявляла о готовности поставлять электроэнергию по цене около 4,5 цента за киловатт. С учетом этого в вопросах поставки электроэнергии Молдавия склонна больше взаимодействовать с Украиной. Во время проведения в Кишиневе совещания по проблемам безопасности стран ГУАМ Владимир Воронин провел встречу один на один с секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолием Кинахом (кстати, выходцем из Молдовы). Главной темой обсуждения стала перспектива подписания всеобъемлющего договора о сотрудничестве между нашими странами.

Двусторонний план действий, как пишут украинские СМИ, предусматривает решение целого ряда вопросов между Молдовой и Украиной. Это защита окружающей среды в контексте работы очистных сооружений в Сороках, вопросы урегулирования проблем собственности на территории обоих государств, соблюдение таможенного и приграничного режима на приднестровском участке молдавско-украинской границы, использование земли и водных ресурсов на Молдавской ГРЭС, поддержку Молдавией вступления Украины в ВТО и многие другие вопросы. Не обошлось, естественно, и без обсуждения роли Украины в процессе приднестровского урегулирования. Анатолий Кинах подчеркнул, что в этом вопросе для Киева неизменными остаются два базовых принципа: территориальная целостность Молдовы и решение проблем Приднестровья цивилизованным, мирным, демократическим путем.

Стороны много внимания уделили и обсуждению энергетических проблем. Анатолий Кинах сообщил молдавским журналистам, что Молдавия и Украина совместными усилиями создадут электроэнергетический мост, который позволит не только поставлять в Молдову необходимое количество энергии, но и совместно организовать транспортный коридор для экспорта в Балканский регион. Волею обстоятельств (отключение Молдавской ГРЭС) этот мост стал жизненной необходимостью и реальностью уже сегодня. В конце следующей недели эксперты Молдавии и Украины проведут специальное заседание по проблемам энергетики, которое и определит контуры будущего "моста" и перспективы двустороннего сотрудничества в этой сфере".

Румыния намерена сбалансировать точки зрения участников процесса приднестровского урегулирования

Урегулирование приднестровского кризиса нуждается в реальной демократизации региона, в том числе в выборах, проведенных с максимальной осторожностью, которые не стали бы простым "театром, мнимой переменой", заявил 11 ноября министр иностранных дел Румынии Михай Рэзван Унгуряну, комментируя намеченные на декабрь выборы в Верховный совет ПМР. "Необходима подлинная демократизация региона, без поспешных действий и в рамках принципов, признанных международным сообществом и ясно выраженных ОБСЕ. Если есть необходимость организовать выборы, к их проведению следует подойти максимально осторожно с тем, чтобы они стали подлинным рычагом демократического строительства региона, а не театром, ширмой, призванной создать видимость изменения политической субстанции, тогда как на деле ничего не изменилось", цитирует Унгуряну "Mediafax".

По его словам, выборы, которые намерены провести в декабре "политические руководители Тирасполя", международное сообщество не принимает во внимании, так как "в демократическом процессе выборы являются не предпосылкой, а заключением". "Календарь процесса демократизации Приднестровья не может зависеть исключительно от того, чего хочет Тирасполь. Прежде всего должен существовать функциональный механизм, имя которому широкое участие общественности, широкое политическое участие, развитие политического сознания, и на основании этого механизма проводятся выборы", - сказал министр, передает "Mediafax".

Гражданское общество, считает Унгуряну, представляет собой один из пунктов, на который участники переговорного процесса по Приднестровью должны обратить самое пристальное внимание. "Думаю, есть потребность в цементирующем элементе, в демократической привлекательности на уровне гражданского общества. В Приднестровье конечно же есть гражданское общество, но мы не можем составить его картограмму. Нужно понять это гражданское общество, которое, со своей стороны, должно пойти нам навстречу. И тогда вся постройка, основанная на административном самоуправстве, рухнет", - приводит слова Унгуряну "Mediafax".

Министр сказал, что он не обсуждал подробностей этого вопроса с украинским министром иностранных дел Борисом Тарасюком, который 11 ноября побывал с визитом в Бухаресте. Унгуряну подчеркнул еще раз, что в приднестровском вопросе Румыния и Украина надеются, что миссия Евросоюза по мониторингу границ между Республикой Молдова и Украиной, включая приднестровский участок, окажется успешной и не будет подвергаться административной обструкции. Унгуряну заявил также, что расширение переговорного формата приднестровского урегулирования (подключение ЕС и США) - заслуга и Украины, и Румынии. "Для Украины, Румынии и Республики Молдова расширение формата является тактической победой", - уточнил он, передает "Mediafax".

В заключение министр напомнил, что "интерес Румынии к приднестровскому вопросу законный и естественный, он вписывается в политическую логику соседства" и что есть все предпосылки для "формирования активной позиции Румынии", сообщает румынское информагентство.

Бухарест заинтересован в установлении постоянного канала связи с Кишиневом по приднестровской проблеме. Об этом заявил министр иностранных дел Румынии Михай Рэзван Унгуряну в ходе встречи с министром реинтеграции Республики Молдова Василием Шовой, который 3-4 ноября текущего года находился в Бухаресте с рабочим визитом по приглашению главы румынской дипломатии, передает "МОЛДПРЕС". Эта встреча является частью большой программы контактов со всеми специальными представителями посредников и сторон, причастных к "приднестровскому вопросу". Программа была обговорена 27-28 октября, когда прошли консультации по приднестровскому урегулированию в формате 5+2, с участием Соединенных Штатов Америки и Европейского союза в качестве наблюдателей, сообщил журналистам глава румынского МИДа.

Как сообщил член молдавской делегации, заведующий информационно-аналитическим управлением Министерства реинтеграции Александру Фленкя, в ходе визита обсуждались различные аспекты процесса урегулирования приднестровского конфликта, в том числе вопросы демократизации и демилитаризации приднестровского региона. Стороны отметили специфический характер отношений между Республикой Молдова и Румынией и соседство этих двух стран, а также договорились о продолжении консультаций по установлению постоянного диалога по приднестровскому вопросу, передает "МОЛДПРЕС".

Глава румынского внешнеполитического ведомства вновь подтвердил позицию Румынии в процессе урегулирования конфликта, а также отметил, что Бухарест продолжит поддерживать Республику Молдова, исходя из особых отношений Румынии с ЕС и США. Во время консультаций в МИД обсуждались и возможности использования инструментов международных организаций для вовлечения Румынии в механизмы процесса урегулирования. Стороны обменялись также мнениями о процессе подготовки министерской встречи ОБСЕ, которая состоится в начале декабря в Любляне, информирует "МОЛДПРЕС".

Глава румынского МИД заявил в интервью радиостанции "Свободная Европа", что присутствие Румынии "станет попыткой уравновесить формат диалога, в котором три посредника - ОБСЕ, Российская Федерация и Украина - обсуждают планы, не полностью соответствующие ожиданиям Республики Молдова". Румынский дипломат отметил также, что решение приднестровской проблемы должно быть найдено "в рамках молдавской государственности, в формуле расширенной автономии, не допуская каких-либо спекуляций по поводу конфедерации или федерализации".

Коснувшись недавних переговоров в Вашингтоне с госсекретарем США Кондолизой Райс, в частности по поводу приднестровского вопроса, Унгуряну сказал, что стороны обсудили "возможности гармонизации позиций Румынии и Соединенных Штатов Америки с порядком проведения мониторинговой миссии Евросоюза на молдавско-украинской границе" и практическую роль Румынии на следующих этапах переговоров.

Министр иностранных дел Румынии подчеркнул, что встреча с Кондолизой Райс состоялась после его визита в Москву, где "однозначно было признано право Румынии мыслить стратегически на восточной границе Евросоюза и Североатлантического альянса, иными словами, признан стратегический интерес Румынии к состоянию безопасности у ее ближайшего восточного соседа".

Россия считает присутствие своих войск в Приднестровье позитивным моментом

"Присутствие российских военных в Приднестровье является позитивным моментом", - заявил на пресс-конференции 8 ноября в Бухаресте министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, Россия приостановила вывод своих войск из Приднестровья в 2003 году из-за изменения внешней политики Кишинева. "Приостановление эвакуации было обусловлено прекращением переговоров, после того как Кишинев резко изменил свою позицию на переговорах", - заявил Лавров по завершении своего визита в Румынию, передает REPORTER.MD.

По словам Лаврова, присутствие российских войск в приднестровском регионе ускорит решение этого замороженного конфликта. "Те, кто заинтересован в мирном урегулировании на основе существующих документов, должны поддержать и дальнейшее пребывание этого контингента в регионе", - заявил Лавров, цитируемый румынскими СМИ.

Глава российской дипломатии дал понять, что вывод российских войск будет возобновлен только после того, как Молдавия одобрит план решения приднестровского конфликта, который был бы приемлем для Москвы. "Россия хочет представить конкретные и принципиальные предложения для создания так называемой дорожной карты (...), которая позволила бы сторонам не только сесть за стол переговоров, но и прийти к позитивному результату", - объяснил Лавров, сообщает REPORTER.MD.

В свою очередь, министр иностранных дел Румынии Михай Рэзван Унгуряну подчеркнул, что в основе дискуссий по приднестровскому урегулированию должен лежать принцип "территориальной целостности Республики Молдова". Унгуряну подтвердил официальную позицию Бухареста по этому вопросу, заявив, что на восточном рубеже Евросоюза не должно быть потенциального дестабилизирующего фактора, который непосредственно затрагивает Румынию, передает REPORTER.MD.

Агентство напоминает, что, когда недавно в Кишиневе были возобновлены переговоры в формате "5+2", министр обороны России Сергей Иванов заявил, что российские войска останутся в Молдове для "поддержания мира" до тех пор, пока не будет найдено политическое решение конфликта. Заявления Иванова были твердо отклонены президентом Молдавии Владимиром Ворониным, который заявил для российских СМИ, что "на самом деле российские войска являются политическим прикрытием для приднестровских властей", сообщает REPORTER.MD.

ГУАМ: военное присутствие России в Молдавии и Грузии препятствует урегулированию конфликтов

Военное присутствие России в Молдове и Грузии является препятствием в урегулировании конфликтов. Об этом говорится в совместном заявлении стран-членов ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова), обнародованном 4 ноября на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене. Как передает "ИНФОТАГ" со ссылкой на сообщение Министерства иностранных дел и европейской интеграции Молдовы, ГУАМ выразил уверенность в том, что "демократизация и демилитаризация сепаратистских регионов - самый надежный путь к восстановлению территориальной целостности государств, где есть такие конфликты, к консолидации их независимости и суверенитета".

Члены ГУАМ считают, что урегулирование конфликтов повысит способность членов организации бороться с международным терроризмом, торговлей наркотиками, оружием и людьми, а также другими вызовами региональной и международной безопасности. Страны-члены ГУАМ считают, что вывод российских войск, в соответствии с принятыми на Стамбульском саммите ОБСЕ обязательствами, ускорит урегулирование политических, экономических проблем и проблем безопасности, передает "ИНФОТАГ".

В совместном заявлении государств ГУАМ подчеркивается, что поддержка НАТО в достижении этих важных целей имеет особое значение. Согласно сообщению, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер высоко оценил уровень сотрудничества Североатлантического альянса с ГУАМ, сообщает "ИНФОТАГ".

МИД России: отношения с Молдавией нельзя сводить только к решению приднестровской проблемы

Улучшение двусторонних отношений России и Молдавии нельзя сводить только к решению приднестровской проблемы. Об этом заявил журналистам 10 ноября директор Второго департамента стран СНГ МИД РФ Вячеслав Коваленко. "В отношениях с Молдавией есть целый ряд проблем, которые пытаются сейчас свести к проблемам приднестровского регулирования и представить дело так, что именно эта проблема мешает развитию тесного сотрудничества. На наш взгляд, нельзя сводить все наши проблемы к проблемам приднестровского урегулирования", - цитирует Коваленко РИА "Новости".

По его словам, у России есть ряд озабоченностей в сфере политических отношений. "Мы замечаем, как меняется позиция Кишинева в вопросах ГУАМ, НАТО, есть различия во взглядах по отношению к ОБСЕ", - сказал он. Также существуют разногласия в экономической области, в частности это касается экономической блокады Приднестровья, добавил дипломат. Согласно меморандуму 1997 года, Приднестровье может вести самостоятельную экономическую деятельность, сказал он, передает РИА "Новости". Дипломат отметил также ряд разногласий сторон в гуманитарной сфере. "Хотелось бы сказать о скрытом национализме, который усиливается, привести пример законодательного оформления образования в Молдавии на молдавском языке", - сказал он. "Это отходит от договоренностей, которые были заключены с Молдавией", - заявил дипломат.

Между тем, улучшение отношений России с Молдавией зависит от молдавской стороны, считает Коваленко. "Мы готовы к встречным шагам, мы в них заинтересованы", - сказал он. По словам Коваленко, Россия хотела бы видеть Молдавию независимым, демилитаризованным, самостоятельным государством. "Это и есть стратегический интерес в регионе", - сказал дипломат. Россия хотела бы активнее взаимодействовать с Молдавией на международной арене, выступать с единых позиций по крупным международным проблемам, добавил Коваленко. "Мы готовы к развитию тесных торгово-экономических отношений с Молдавией. Хотели бы, чтобы во взаимоотношениях было ясное понимание в отношении интересов к соотечественникам, к русскоязычному населению, уважению к русскому языку", - сказал он. Все эти позиции находят отражение в большом договоре с Молдавией, добавил дипломат, передает РИА "Новости".

Что касается урегулирования приднестровского конфликта, то, по мнению Коваленко, оно должно происходить путем прямых переговоров при участии посредников. "Проблема заключается в том, что Молдавия не хочет вести переговоры с Приднестровьем и всячески блокирует этот процесс", - цитирует дипломата российское агентство.

Синдром 2003 года

О том, как его преодолеть, главный редактор газеты "Время" Наталья Узун беседует с политологом, историком, автором книг по проблемам постсоветского пространства Зурабом Тодуа.

"Зураб, вы были в составе группы российских журналистов и политологов, которые недавно приезжали в Молдавию по приглашению президента Владимира Воронина. Подготовленную для представителей ведущих российских газет, информагентств и радиостанций программу без преувеличения можно назвать беспрецедентной. Были организованы встречи с главой государства, спикером, премьером, большинством министров, представителями оппозиции; состоялись многочисленные экскурсии. Каково впечатление от прошедших бесед и увиденного в нашей стране?

Пожалуй, самое главное - это открытость практически всех представителей руководства Молдавии, включая президента. Их готовность отвечать на любые, даже самые каверзные и "неудобные" вопросы журналистов. Например, во время беседы с Владимиром Ворониным, которая длилась четыре часа, его спрашивали о том, почему не был принят вторым государственным языком русский, почему был сорван "план Козака", правда ли то, что его сын Олег пользуется привилегиями в бизнесе и о многом другом.

Особое впечатление на коллег произвел Шерпенский плацдарм. Оказывается, это единственный комплекс, построенный в странах СНГ за последние 15 лет в память о советских солдатах, погибших в боях с фашистами. Об этом в Москве не писалось.

А каково мнение об оппозиции?

В целом, нормальное. Хотя по сравнению с представителями власти они выглядели несколько бледно.

Будут ли подобные встречи повторяться?

Как заверили организаторы, в перспективе они станут регулярными.

На ваш взгляд, смогут ли они реально изменить контекст ставших довольно прохладными отношений между Молдовой и Россией?

Во всяком случае, я надеюсь на это. Последствия подобных встреч в виде статей и мнений рано или поздно начнут влиять и на общественное восприятие в России и на политическую элиту. До этого визита в российских СМИ преобладали негативные оценки политики Молдавии. Не думаю, что это положение изменится радикально. Но, полагаю, своим приглашением руководство Молдовы дало возможность журналистам получить информацию из первых рук и увидеть ситуацию собственными глазами. Большинство журналистов были в вашей стране впервые, и, мне кажется, принимающая сторона сделала все возможное, чтобы у гостей сложилось объективное впечатление о том, что думает руководство Молдавии о тех или иных проблемах, связанных с Россией. После 2003 года начал формироваться негативный фон в отношениях между двумя странами. Он усиливался как собственно деятельностью СМИ, так и определенными силами в руководстве России, которые заказывали те или иные статьи. Я не думаю, что это играет на пользу как России, так и Молдавии, потому что плохие отношения, пусть это и дипломатическое выражение, не отвечают интересам народов этих двух стран.

Вы упомянули об "определенных силах в руководстве России". Насколько они влиятельны? Если степень их воздействия на принятие решений высока, то изменить что-либо в политическом диалоге между Молдавией и Россией будет какое-то время просто невозможно.

Они достаточно сильны, чтобы определять политику России в отношении Молдовы в течение последних двух лет. Ведь мы знаем, что на выборах 2005 года политика России здесь была вполне определенной. Поддерживались оппозиционные силы, кстати, совершенно недружественные России. Позиция была вполне конкретная - против Воронина. Под это выделялись деньги, присылались люди, велась определенная пропаганда. В общем, совершались, на мой взгляд, абсолютно непрофессиональные вещи. Непрофессиональные потому, что не могли дать положительного эффекта по определению, так как не учитывали реальной ситуации в Молдавии.

Кстати, в своих статьях и выступлениях я неоднократно писал и говорил о том, что в отношении Молдавии Россия допускает ошибку. Нельзя было поддерживать силы, оппозиционные Партии коммунистов и Воронину. Во-первых, потому, что они по характеру своей деятельности антироссийские и националистические; во-вторых, потому, что это не могло дать положительного результата. Партия коммунистов обладала необходимым потенциалом для победы и победила. Еще задолго до выборов я писал, что бороться против коммунистов бессмысленно, так как они победят и государство возглавит Владимир Воронин. В "Независимой газете" за неделю до избрания президента я предсказал, что Воронин при голосовании в парламенте получит от 70 до 80 голосов. Как известно, он набрал 75.

Можете ли вы прогнозировать дальнейшее развитие отношений между нашими странами?

Сейчас что-либо прогнозировать трудно. Главное - сломать неблагоприятный фон. Он очень сильный. Надеюсь, что рано или поздно в Москве возобладает реальное понимание ситуации в Молдавии. Не исключено, что те люди, которые сейчас определяют политику России в отношении Молдавии, будут отстранены от принятия решений и их заменят другими, либо данные вопросы будут переданы другим структурам. В этом свою роль могут сыграть и СМИ.

При анализе сложившейся ситуации мы неизбежно должны вернуться в 2003 год. Дело в том, что после срыва подписания "плана Козака" в российских СМИ и политэлите возобладала точка зрения, что это произошло исключительно по вине Молдавии. Между тем, если разобраться детально, вина здесь не только Молдавии, которая, может быть, сделала что-то необдуманно, но и России. С ее стороны это тоже был эмоциональный ход. Я имею в виду отказ Владимира Путина приехать в Молдавию. Вина лежит на обеих сторонах. Но самая большая вина, и об этом почему-то мало говорят, лежит на Козаке.

На мой взгляд, он, как чиновник, которому было поручено решить этот вопрос, славно потрудился, но в последний момент, когда все стало валиться, не приложил необходимых усилий для исправления ситуации. А в Кремле, стараясь избежать ответственности, изложил все таким образом, чтобы обвинить в случившемся молдавскую сторону.

Д. Козак - член питерской команды В. Путина и пользовался его доверием. До 2003 года он считался одним из самых перспективных политиков России. Впрочем, и сейчас его включают в список потенциальных преемников Путина. Так вот, в качестве доверенного лица Путина он, получив такое задание, хотел добиться стремительного успеха, показать, что вот дипломаты и политики не справляются, а он сумеет все быстро уладить. Этим и объясняются его "бешеная" активность и бесконечные "челночные" визиты. Я уже тогда опасался, что он все завалит. Слишком много было суеты. В таком темпе невозможно было уследить за мелочами. А в них, как известно, и скрывается бес. Когда он увидел, что все срывается, свалил вину на Воронина и уехал. Так политики не поступают.

Что касается Путина, то и ему не следовало отказываться от визита в Молдавию. Необходимо было осознавать всю важность урегулирования этой проблемы. Понять, что остался последний шаг. И что если бы меморандум был подписан, то последовал бы огромный прорыв во внешней политике России, изменилось бы ее положение в СНГ. Этот документ мог бы стать инструментом для решения других региональных конфликтов. Путин обязан был отступиться от принципа, что, мол, не царское это дело. Приехать сюда и лично заняться доведением документа до ума. Взять вместе с Ворониным эту бумагу и разобраться, в чем, собственно, дело. По пунктам выяснить, что вызвало отторжение, и найти решение. Нужно было отбросить эмоции. Стратегический интерес был важнее. А что сейчас? Мы вместе пожинаем горькие плоды.

Проблемы в отношениях между Молдавией и Россией уходят корнями в несостоявшийся "план Козака". Журналисты спрашивали об этом всех, с кем встречались. И президент и другие лица старались подробно объяснить свою позицию по данному вопросу.

Вы считаете, что после 2003 года Россия оказалась в более уязвимой позиции и это ее проигрыш?

Разумеется. Неподписание "плана Козака" - это поражение России, огромный политический проигрыш. И чем дальше мы уходим от 2003 года, тем больше я убеждаюсь, что это так и есть.

Вы говорите об эмоциональном факторе. Но эмоции - часть натуры. А если говорить о государстве, то часть позиции, принятой за основу развития...

На мой взгляд, Россия еще находится в стадии выбора этой позиции. После катастрофы 1991 года, после хаоса ельцинской эпохи в России еще до конца не сформировались все компоненты современного государства. По некоторым направлениям экономики Россия вырвалась далеко вперед. Но в ряде других вопросов отстает. Например, у нас еще нет полноценных политических партий, нет четкого взаимодействия финансово-промышленных групп, олигархов и внешней политики государства. До сих пор продолжается разнобой между официальной политической линией России, то есть МИДом, с одной стороны, нефтегазовым и другими комплексами и группами - с другой, военными - с третьей, олигархами - с четвертой. Нет единой позиции, которая, например, существует во внешней политике США. Там четкая взаимосвязь: вот финансово-экономический интерес, потом политический. Или наоборот.

Россия пытается формировать свои интересы на политическом и экономическом пространстве СНГ и в дальнем зарубежье. Где-то получается, где-то нет. Необходимо еще некоторое время, чтобы Россия окончательно встала на ноги и пережила травму 90-х годов. Уверен, это рано или поздно произойдет. Тогда и в российской внешней политике будет полная определенность и предсказуемость.

Во время состоявшихся встреч молдавские политики и чиновники недоумевали: "Мы никак не можем добиться от России внятного ответа на вопрос, в чем ее интересы в Молдавии". По большому счету, они действительно до сих пор четко не сформулированы. Насколько я понимаю, в Москве хотели бы, чтобы СНГ был зоной приоритетного политического, экономического и военного влияния России. Кремль раздражает, что страны СНГ позволяют себе действовать без оглядки на Москву, что на пространстве СНГ проявляют активность другие государства. Но здесь явное несоответствие между возможностями и желанием. Страны СНГ - независимые и суверенные государства. Как им поступать в том или ином случае, решать им. В Москве зачастую продолжают возмущаться: "Как же так, они позволяют себе действовать самостоятельно?!" Но Советский Союз развалился, как известно, большей частью по инициативе России. Так что если и обижаться на кого-то, то, наверное, в первую очередь на самих себя. Снявши голову, по волосам не плачут.

Наверняка интерес и в другом. В последнее время дебаты в НАТО ведутся по схеме 19+1, где России практически отведена роль члена альянса. В этом контексте каково место Молдовы в геостратегических интересах России?

Конечно, Москве не нравится, что НАТО усиливается и расширяется. Так же как не нравится, что на пространстве СНГ усиливается влияние США, ЕС, ОБСЕ. Как я уже говорил, Москва хотела бы, чтобы СНГ оставалось зоной приоритетного влияния России. Но для того, чтобы так было, России не хватает инструментов: политических, экономических, военных. Их больше, чем было в 90-х годах, но еще недостаточно. Значит, надо эффективно использовать те инструменты, которые есть. Надо заинтересовывать партнеров в том, чтобы они развивали отношения с Россией во всех направлениях. Примитивное давление не имеет долгосрочной перспективы.

Тем не менее в Молдавии муссируется точка зрения о геостратегическом значении для Москвы Приднестровья. Что вы думаете по этому поводу?

После 2003 года можно сказать, что Россия засела в Приднестровье в глухой обороне. Но нынешнее ее положение таково, что она никогда не сможет признать Приднестровье в качестве независимого государства. Прежде всего потому, что все еще очень остро стоит вопрос о территориальной целостности России. Отстаивая свою территориальную целостность на Северном Кавказе и потенциально в других регионах, Россия не может себе позволить поддерживать тот или ной сепаратистский режим в других странах.

Здесь необходимо совершенно четко расставить все точки над "i". Конфликты в Чечне, Приднестровье, Южной Осетии, Карабахе, Абхазии - это прежде всего конфликты сепаратистские. Это проблема сепаратизма. Если бы Россия была экономически развитой, сильной сверхдержавой, наверное, еще можно было бы поиграть в какие-то игры, как это делалось во времена холодной войны. Поддержать в своих интересах ту или иную сторону. Сейчас реально Россия позволить себе этого не может. Но поддержку Тирасполю оказывает.

Собственно говоря, так же поступает Турция. Она поддерживает Турецкую Республику Северного Кипра, лоббирует ее интересы, но одновременно выступает за территориальную целостность Азербайджана. Именно поэтому у Турции серьезные проблемы со вступлением в ЕС. Именно поэтому Анкара не может поддержать Азербайджан так, как этого хотел бы Баку.

Россия находится в таком же положении. С одной стороны, надо сохранять свою территориальную целостность, с другой - очень много влиятельных групп в Москве требуют, чтобы Россия заняла еще более непримиримую позицию по проблеме Приднестровья. И Россия сделала максимум, чтобы, официально не признавая это самопровозглашенное государство, поддержать существующий там режим.

Я неоднократно слышал от отдельных радикально настроенных политиков в Молдавии возмущения по поводу того, что Россия не поддерживает своих соотечественников в Приднестровье. "Это предательство российского форпоста на Балканах", - заявляли мне. На подобные высказывания есть только один ответ: если вы хотите до конца развалить Россию - занимайте такую позицию. Но поступать так для России смерти подобно. Если в той или иной форме будет практически легализовано государственное образование в Приднестровье, это даст неопровержимый аргумент для всех противников России в отношении ситуации на Северном Кавказе, в Поволжье, на Дальнем Востоке и в других регионах страны. А как только начнется дезинтеграция Северного Кавказа, на единой России можно будет поставить крест. И вот те, кто ратует здесь за независимость ПМР, должны понимать, что если они не будут видеть дальше собственного носа, то российская государственность, культура и цивилизация погибнут. России необходимо искать и использовать иные формы защиты интересов тех, кто здесь желает ее поддержки и покровительства.

Учитывая существование в России противоборства групп влияния, как вы прогнозируете процесс урегулирования приднестровского конфликта?

Предстоит длительный переговорный процесс. При участии посредников был создан документ, который устраивал все стороны. Был шанс, но он упущен. Все ушли в глухую оборону. Теперь единственная возможность выйти на урегулирование - отставить в сторону всякие обиды и амбиции и снова выходить на создание приемлемого для всех сторон документа. Россия может этому реально посодействовать.

Вы говорите о новых предложениях?

Нет. План "Козак-2" - это шаг назад по сравнению с планом "Козак-1". Тогда речь шла о федерации, теперь о конфедерации.

Зачем тогда он был вынесен?

Могу только предположить - для того, чтобы Россию нельзя было обвинить в том, что она ничего не делает как страна-посредник. Может быть, чтобы торпедировать "план Ющенко". Но главное, полагаю, чтобы выиграть время для выработки новой позиции. России нужно время, чтобы понять, как быть дальше. В идеале Москве желательно было бы предложить новый конструктивный план урегулирования, вместе с которым предусмотреть трудоустройство ряда высокопоставленных лиц ПМР в России (тем более что они ее граждане). В. Антюфеев, в частности, стал бы отличным министром внутренних дел, например, Кабардино-Балкарии, а И. Смирнов - заместителем министра какого-нибудь легкого машиностроения".

Молдавия: статус Приднестровья как части единой Молдавии является единственным предметом переговоров

Статус Приднестровья как части единой Молдовы является единственным предметом переговоров. Об этом шла речь на заседании Постоянного совете ОБСЕ в Вене 10 ноября, на котором обсуждался отчет Миссии ОБСЕ в РМ о процессе урегулирования приднестровского конфликта и демократическом развитии Республики Молдова. Как сообщили агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА" в пресс-службе Министерства иностранных дел и европейской интеграции РМ, на заседании отмечалось, что "определение статуса автономии приднестровского региона как составной части территориально единого государства Республика Молдова является единственной целью переговоров". Реализация решений, направленных на демократизацию и демилитаризацию региона, единогласно принятых молдавским парламентом, является необходимым условием достижения прогресса в процессе урегулирования конфликта. Отмечалось также достижение политического консенсуса внутри страны по параметрам и задачам по урегулированию приднестровского конфликта.

Делегация Молдовы "вновь подтвердила твердую позицию РМ о необходимости вывода войск и вооружений Российской Федерации с территории страны и призвала ОБСЕ обеспечить реализацию соответствующих резолюций, а Россию - немедленно возобновить процесс вывода войск, согласно решениям саммита ОБСЕ в Стамбуле". МИД Молдавии считает, что "нынешний миротворческий механизм доказал свою неэффективность, и Республика Молдова призывает заменить его на международную миссию гражданских и военных наблюдателей с мандатом ОБСЕ, передает ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

На заседании Постоянного совета ОБСЕ была выражена уверенность, что миссия Европейского союза по мониторингу молдавско-украинской границы, в том числе ее приднестровского участка, будет в значительной степени способствовать процессу урегулирования конфликта. В ходе заседания Постоянного совета ОБСЕ отмечались важные шаги, предпринятые молдавскими властями для достижения международных стандартов в области демократизации, прав человека и избирательных процессов в контексте европейской интеграции республики, сообщает ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

По данным молдавских властей, доходы Приднестровья от незаконных экономических операций составляют ежегодно около $2 млрд.

"Доходы Приднестровья от незаконных экономических операций, в том числе от отмывания денег, полученных преступным путем, составляют ежегодно около $2 млрд.", - заявил директор Службы информации и безопасности (СИБ) Молдовы Ион Урсу, передает "ИнфоМаркет". Выступая на совместном заседании руководителей высших советов безопасности и служб информации и безопасности стран-членов ГУАМ 3 ноября, он отметил, что в Приднестровье, на неподконтрольной конституционным молдавским властям территории, представители организованной преступности занимаются незаконными банковскими операциями, торговлей наркотиками, оружием и контрабандой.

Директор СИБ Молдовы призвал страны ГУАМ объединить усилия для обеспечения региональной безопасности и борьбы с транснациональной преступностью. Ион Урсу выразил надежду, что этому будет способствовать, в частности, осуществление с 1 декабря 2005 г. международного мониторинга молдавско-украинской границы, в частности, ее приднестровского участка, передает "ИнфоМаркет".

Молдавия частично компенсирует убытки крестьян из Зоны безопасности

В нынешнем году правительство Молдавии частично компенсирует убытки сельхозпроизводителей, земельные участки которых расположены на приднестровской стороне трассы Рыбница-Тирасполь. Постановление принято 9 ноября, передает "МОЛДПРЕС". Сумму, которую предполагается выделить на компенсацию убытков, предстоит уточнить в кратчайшие сроки. Согласно постановлению, Министерство здравоохранения и социальной защиты должно подготовить предложения по аннулированию начисленных за 2005 год взносов на социальное страхование собственников земель, расположенных на указанной территории.

Председатель Дубэсарского района Григоре Польчинский отметил, что из-за препятствий, которые, по его словам, чинит тираспольская администрация, остались необработанными свыше 6 тысяч гектаров земель. Общий объем произведенной за первое полугодие сельхозпродукции составил 11,5 млн. леев, что на 11,6 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Несмотря на все эти трудности, за шесть месяцев текущего года в районе выработан самый большой объем овощных консервов по республике - около 1,4 тыс. тонн, или в 2,4 раза больше, чем за такой же период 2004 года, отмечает "МОЛДПРЕС".

Правительство также предлагает создать в молдавских населенных пунктах левобережья Днестра, подведомственных Республике Молдова, специальную зону дополнительной поддержки предпринимательской деятельности. Соответствующий законопроект определяет правовые, социальные и экономические принципы дополнительной поддержки развития этих населенных пунктов со стороны государства, передает "МОЛДПРЕС".

В частности, намечается создать зону дополнительной поддержки с последующим предоставлением льготного режима для деятельности резидентов. Правительство предлагает предоставить налоговые каникулы на 5-летний период по выплате налога на прибыль, полученную от предпринимательской деятельности на территории зоны. Намечается также полная компенсация платежей за регистрацию предприятий и за выдачу лицензий. Резиденты зоны будут иметь право добровольно регистрироваться в качестве плательщика НДС, если в течение года осуществили поставки товаров или услуг на сумму, превышающую 50 тысяч леев. Платежи за прохождение таможенных процедур произведенных в зоне товаров предлагается сократить на 50 процентов. Жители сел-собственники сельхозплощадей в случае ограничения доступа к их участкам до устранения последствий будут получать полную компенсацию суммы земельного налога, вкладов обязательного государственного медицинского страхования. Соответствующим лицам будет предоставляться пособие по безработице или ассигнования на профессиональную интеграцию, передает "МОЛДПРЕС".

Молдавия надеется избавиться от мониторинга со стороны Совета Европы

Молдова надеется избавиться от мониторинга со стороны Совета Европы и перейти к постмониторинговому этапу сотрудничества с СЕ. Парламент РМ на заседании 11 ноября утвердил календарный план законодательных мероприятий, составленный в соответствии с Резолюцией по соблюдению обязанностей стран-членов Совета Европы, передает ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА". В план входят: "пересмотр регламента парламента в соответствии с рекомендациями ПАСЕ", "законодательное закрепление гарантий полного осуществления депутатского мандата без риска утраты иммунитета по политическим мотивам", "приведение законодательства о политических партиях в соответствие с европейскими нормами". Значится в плане и "приведение законодательства о статусе Кишинева в соответствие с Европейской хартией местного самоуправления".

План предусматривает "отказ от практики отстранения от должности примара Комрата Народным собранием Гагаузии и установление причин многочисленных случаев преследования лидеров оппозиции на национальном и местном уровнях". Планируется и "обеспечение гарантий независимости судей путем реформы судебной системы", "повышение эффективности и профессионализма судей", "пересмотр расширенных полномочий Генеральной прокуратуры", сообщает ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА". Депутаты рассчитывают выполнить план к июлю следующего года.

Молдова является членом Совета Европы с 1995 года. Сразу после вступления она была включена в перечень стран, подвергаемых мониторингу с целью совершенствования молдавского законодательства, приведения его в соответствие с европейским, напоминает "НОВОСТИ-МОЛДОВА". В течение 10 лет в РМ наведывались члены ПАСЕ Жозетт Дюрье и Андрей Кваккестад для ознакомления с ситуацией на месте. Во время последнего визита они отметили ряд положительных перемен. Однако Молдова по-прежнему остается на этапе мониторинга, что обусловлено, среди прочего, целым рядом недостатков в законодательстве, которые были отмечены в резолюции ПАСЕ по Молдове, принятой 4 октября нынешнего года. Именно эти недостатки депутаты и будут устранять.

США выявили проблемы с регистрацией в Молдавии некоторых религиозных организаций

Законодательство Молдавии о религиозной свободе в целом удовлетворительно, однако существуют проблемы с регистрацией религиозных организаций и строительством помещений для них, говорится в отчете о Международной религиозной свободе в 2005 г., представленном госсекретарем США Кондолизой Райс Конгрессу США. Как сообщили "ИНФОТАГ" в посольстве США в Кишиневе, "годовые отчеты о религиозной свободе, которые представляются на рассмотрение Конгресса с 1998 г., описывают положение дел в плане религиозной свободы в зарубежных странах и политику США, направленную на поддержание религиозной свободы во всем мире".

Отчет за 2005 г. освещает положение дел в плане религиозной свободы в 197 странах. В разделе, посвященном Молдавии, говорится о ряде проблем, с которыми сталкиваются религиозные организации. В частности, Церковь Иисуса Христа святых наших дней (мормоны), Духовная организация мусульман, Центральный духовный консилиум мусульман Молдовы, а также Старообрядческая православная церковь Молдовы "сталкивались с длительными задержками, пытаясь получить официальную регистрацию". К примеру, хотя мормоны представили первое заявление на регистрацию в 2000 г., а затем еще несколько дополнительных заявлений и разъяснений, организация до сих пор не была зарегистрирована. Между тем, законодательство Молдовы предусматривает регистрацию религиозных организаций в течение 30 дней со дня подачи заявления в Государственную службу по религиям, передает "ИНФОТАГ".

В отчете содержится информация о нескольких случаях вмешательства в строительство церквей. Строительство баптистской церкви в Каприянах прервано весной 2004 г. без объяснения причин. Свидетели Иеговы также столкнулись с проблемами при получении и продлении разрешений от местных властей на постройку религиозных зданий в нескольких городах, сообщает "ИНФОТАГ".