Вопросом, вызвавшим самую острую дискуссию на проходящем сегодня, 11 ноября, в Санкт-Петербурге совещании образовательного сообщества СЗФО "Реализация национального проекта "Образование", стал порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений для получения премии президента РФ. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM. Предполагается, что такие премии будут вручаться на конкурсной основе с 2006 года в рамках реализации программы "Образование" трем тысячам российских школ. Каждая школа-победитель получит миллион рублей - такова сумма президентской премии. В проекте прописан и примерный механизм отбора школ, в котором ключевую роль в выборе лучшей школы предлагается передать институтам гражданского общества - представителям родительского сообщества, ассоциаций выпускников, представителям СМИ и т.д.

Один из разработчиков проекта - председатель Совета сети федеральных экспериментальных площадок Министерства образования и науки РФ, ректор Института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский заявил, что "несложно выбрать лучшие школы, чтобы "подпитать" их, нам надо создать эффективную систему гражданских институтов, как механизма модернизации системы образования". Участники совещания считают, что в данном случае произойдет дискредитация самой идеи президента по стимулированию развития лучших школ. "Нас призывают решать несвойственные нам задачи - формировать некие институты гражданского общества сверху, да еще делегировать им полномочия, связанные с финансовыми делами, а ведь речь идет ни много, ни мало, о распоряжении федеральными средствами", - отметил первый заместитель председателя комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Геннадий Соколенко.

Также "узким местом" механизма реализации проекта участники считают отбор лучших учителей страны на ежегодную президентскую премию в 100 тысяч рублей, так как нет нормативной базы для определения результативности инновационной деятельности учителя. Кроме того, как подчеркнула начальник государственного Управления образования Псковской области Вера Емельянова, учительское сообщество психологически не готово "принять коллегу, которому выделена огромная премия, будут межличностные конфликты, люди будут увольняться". В свою очередь, представители образовательных структур республики Коми считают, что для сельских учителей вероятность получения премии ничтожно мала, так как критерии прописаны так, что рассчитаны на учителей из города.